Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 22:04, курс лекций
Экономическая сущность налогов и их объективная необходимость в условиях перехода к рыночным отношениям.
Функции и роль налогов в современных условиях перехода к рыночным отношениям.
Основные принципы построения налоговой системы. Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь.
Налоговые системы стран-членов Таможенного союза.
Законодательное регулирование налоговых отношений в Республике Беларусь. Налоговый кодекс Республики Беларусь.
Элементы налога и налоговая терминология.
Характеристика субъектов налогообложения. Плательщики, их права и обязанности.
Общая характеристика объектов налогообложения.
Налог на добавленную стоимость: экономическая сущность, ставки, льготы, особенность исчисления в отдельных отраслях народного хозяйства, порядок и сроки уплаты.
В Республике Казахстан – Налоговый кодекс (Общая и Особенная части) введен в действие с 1 января 2002 г. (Закон Республики Казахстан от 12.06.2001 N 210).
В Российской Федерации – Часть первая Налогового кодекса РФ введена в действие с 1 января 1999 г. (Федеральный закон от 31.07.1998 N 147-ФЗ). Часть вторая НК РФ введена в действие с 1 января 2001 г. (Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ).
В Республиках Беларусь и Казахстан действует двухуровневая система налогообложения (республиканский, местный уровни); в Российской Федерации – трехуровневая (федеральный, региональный и местный уровни).
В таблице приведены ставки основных налогов в государствах - членах ТС и ЕЭП.
N |
Вид налога |
Республика |
Республика |
Российская |
1 |
Налог на добавленную стоимость (%) |
20 (10; 0) |
12 (0) |
18 (10; 0) |
2 |
Налог на прибыль (%) |
18 |
20 (15; 10) |
20 |
3 |
Налог на доходы физических лиц (%) |
12 |
10 (5) |
13 |
4 |
Социальный налог (%) |
34 |
11(4,5) |
30 |
5 |
Налог на имущество |
0,1 - 2 |
0,05 - 1,5 |
<= 2,2 |
Уровень ставок прямых налогов в государствах - членах ТС и ЕЭП различен.
Самая низкая ставка налога на прибыль - в Республике Беларусь (18%), в Российской Федерации и Республике Казахстан она составляет 20%.
Ставка подоходного налога с физических лиц в Республике Казахстан ("индивидуальный подоходный налог") является самой низкой (10%). В Российской Федерации ставка НДФЛ выше, чем в других государствах - членах ТС, и составляет 13%.
В Республике Беларусь ставка подоходного налога с физических лиц составляет 12%. В отношении отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрены иные ставки указанного налога. Например, для доходов, полученных физическими лицами, участвующими в реализации бизнес-проектов в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий, действует ставка 9%. В отношении доходов, получаемых от осуществления предпринимательской (частной нотариальной) деятельности, - 15%.
В государствах - членах ТС действуют разные ставки социального налога. Самая низкая его ставка - в Республике Казахстан (от 4,5 до 20%). В Республике Беларусь и Российской Федерации функции социального налога выполняют страховые взносы, размер тарифов которых самый высокий среди государств - членов ТС – 34 % в Республике Беларусь ( 30% в Российской Федерации).
Отчисления в пенсионные фонды.
Согласно ст. ст. 2 и 3 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 N 138-XIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" страховой взнос для работающих граждан составляет 29%. Из них 28% уплачиваются за счет работодателя, 1% удерживается с сотрудника. Базой является сумма начисленных выплат в пользу сотрудника, но не выше четырехкратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы.
В Республике Казахстан вопросы пенсионного обеспечения регулируются Законом от 20.06.1997 N 136-I "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" и Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15.03.1999 N 245 "Об утверждении Правил исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов".
В соответствии с п. п. 3 и 5 Постановления Правительства Республики Казахстан N 245 агенты (организации), использующие труд наемных работников, ежемесячно исчисляют и удерживают обязательные пенсионные взносы из доходов, выплачиваемых работникам, и перечисляют их в накопительные пенсионные фонды в размере 10% ежемесячного дохода работника. Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, не должен превышать 75-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
В соответствии со ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" ставка страховых взносов в Пенсионный фонд РФ составляет 22% заработной платы работника. Страховые взносы уплачиваются работодателем.
Кроме того, в Республике Беларусь для работающих граждан установлена дополнительная обязанность по уплате данного налога в размере 1%.
Особенностью социального налога (страховых взносов) в Республике Беларусь является то, что его администрирование осуществляет Министерство труда и социальной защиты.
В таблице проведено сравнение налогообложения заработной платы и отчислений в страховые фонды в ТС.
Гражданство сотрудников |
Удержания за счет работника |
Отчисления работодателям |
Республика Беларусь |
- пенсионное страхование - 1% |
- пенсионное страхование - 28%; |
Республика Казахстан |
- пенсионное страхование - 10% |
|
Российская Федерация |
НДФЛ - 13% |
Пенсионный Фонд России - 22%; Фонд соц. страхования РФ - 2,9%; Фонд обязательного медицинского страхования - 5,1% |
Ставки налога на имущество (применительно к Республике Беларусь - налога на недвижимость) в государствах - членах ТС имеют дифференцированные значения. Так, в Республике Беларусь годовая ставка налога на недвижимость составляет от 0,1 (для физических лиц, в т.ч. зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей) до 2% (для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства). Для организаций ставка налога на недвижимость составляет 1%.
В Республике Казахстан уровень ставок налога на имущество находится в пределах 0,05 - 1,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и режима налогообложения.
В Российской Федерации ставка налога на имущество устанавливается законами субъектов РФ и не может превышать 2,2%. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок (в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения).
Анализ ставок косвенных налогов в государствах - членах ТС и ЕЭП показывает следующее. В каждом из государств существуют свои особенности, зависящие от различных факторов. Так, в Республике Беларусь самый высокий из всех трех стран ТС и ЕЭП налог на добавленную стоимость (20%). В Республике Казахстан низкая ставка НДС (12%). В Российской Федерации ставка НДС равна 18%.
Разные ставки НДС в государствах - членах ТС и ЕЭП объясняются прежде всего различиями экономических систем (соотношением сырьевой и промышленной составляющей), а также ходом экономических реформ.
Особенностью является наличие пониженной ставки НДС (10%) в Республике Беларусь и Российской Федерации на группы товаров социального значения.
Анализируя данные за 2009 - 2010 гг., необходимо отметить: наименьший уровень налоговой нагрузки в процентах к ВВП - в Республике Казахстан, наибольший - в Республике Беларусь. Уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации занимает среднее место среди государств - членов ТС. Таким образом, уровень налоговой нагрузки во всех трех странах различный, что порождает неравные условия для хозяйствующих субъектов: наиболее благоприятные условия с этой точки зрения созданы в Республике Казахстан.
Для сравнения: в государствах, входящих в Европейский союз, уровень налоговой нагрузки находится в пределах 30 - 50%. Так, в Литве, Румынии, Словакии указанный показатель составляет менее 30%, а в Дании и Швеции достигает почти 50%.
Следовательно, средний размер налоговой нагрузки государств - членов ТС ниже аналогичного показателя по Европейскому союзу, что в целом является положительным фактором для развития интеграционного сотрудничества и экономического взаимодействия государств - членов ТС и ЕЭП.
Налоговое законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений. Следует отметить, что нормативная база, регулирующая налогообложение в Республике Беларусь весьма обширна и часто изменяется, что является основным ее недостатком.
Налоговое законодательство РБ включает в себя:
Основным документом, регулирующим налогообложение в Республике Беларусь, является Налоговый Кодекс. Налоговый Кодекс состоит из Общей и Особенной части.
Общая часть введена в действие 1 января 2004 года. Общая часть Налогового Кодекса устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.
Особенная часть введена в действие 1 января 2010 года. В ней определен порядок применения каждого из республиканских и местных налогов, сборов, (пошлин), а также особых режимов налогообложения. По каждому платежу установлены все обязательные элементы налогообложения: состав плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, размеры налоговых ставок, перечни налоговых льгот, а также порядок исчисления налогов, сборов, (пошлин), сроки их уплаты и предоставления налоговым органам налоговых деклараций (расчетов).
Инструментами налогового механизма или элементами налоговой системы выступают:
Согласно ст.6 гл.1 Общей части Налогового Кодекса Республики Беларусь налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты.
Субъект налога (т.е. плательщик) –– это лицо, на которое в соответствии с законом возлагается ответственность за уплату налога.
В налоговых законодательствах всех государств в качестве налогоплательщиков признаны юридические и физические лица. Юридическое лицо – организация, выступающая в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющее обособленный баланс и отдельный расчетный счет в банке.
Под организациями понимаются:
Белорусские организации имеют статус налоговых резидентов РБ и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в РБ, по доходам от источников за пределами РБ, а также по имуществу, расположенному как на территории РБ, так и за ее пределами.
Иностранные организации не являются налоговыми резидентами РБ и несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в РБ, или по доходам от источников в РБ и по имуществу, расположенному на территории РБ.