Налог на добавленную стоимость. Его место и роль в налоговой системе и в доходных источниках бюджетов российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – показать целесообразность введения, значимость, необходимость дальнейшего применения и пути совершенствования администрирования налога на добавленную стоимость в России.
Задачами исследования являются:
раскрытие экономического содержания налога на добавленную стоимость;
комплексный анализ обложения налогом на добавленную стоимость в России;
рассмотрение проблем, а также оценка и предложение путей совершенствования администрирования налога на добавленную стоимость в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ…..
1.1. История становления и развития налога на добавленную стоимость…………………...
1.2. Сущность налога на добавленную стоимость и его функции……………………………
1.3. Элементы налога на добавленную стоимость……………………………………………
Глава 2. АНАЛИЗ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ……………...21
2.1. Анализ и оценка поступлений налога на добавленную стоимость
в бюджетную систему Российской Федерации…………………………………………..21
2.2. Анализ и оценка задолженности по налогу на добавленную стоимость
в бюджетную систему Российской Федерации…………………………………………..41
Глава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ……………………………………………..46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………...73
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………...81

Файлы: 1 файл

НДС.doc

— 746.00 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2. Сущность налога  на добавленную стоимость и его функции

 

Налог на добавленную стоимость  – косвенный налог, который влияет на процесс ценообразования и структуру потребления.

В самом общем виде НДС представляет собой платеж, который вводится на каждой стадии производственного процесса и процесса реализации товара (работы, услуги) вплоть до конечного потребления. При этом на каждом этапе продвижения товара (работы, услуги) от производителя к конечному потребителю производится зачет ранее уплаченных сумм этого налога. В результате налогообложению подвергается лишь разность между ценой реализации произведенного товара (работы, услуги) и стоимостью материальных ресурсов, использованных в производственном процессе, – добавленная стоимость (или стоимость, добавленная обработкой).

Рассматриваемый налог отличается от других видов косвенных налогов широким кругом охвата различных видов деятельности и соответственно относительно более равномерным распределением налогового бремени пропорционально добавленной стоимости.

Как и любой налог, НДС выполняет  две основные функции: фискальную и регулирующую.

Посредством фискальной функции реализуется  главное общественное назначение НДС  – формирование финансовых ресурсов страны, аккумулируемых в бюджетной системе и необходимых государству для осуществления внутренних и внешних функций (оборонных, экономических, социальных, политических, природоохранных и других).

Регулирующая функция проявляется  через механизм обложения НДС. В  частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование  и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель. С психологической точки зрения, этот налог, в отличие от подоходного, в меньшей степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель, уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов подоходного налога более ощутим.

В рамках регулирующей функции можно  выделить стимулирующую и дестимулирующую  подфункции налога, которые проявляются, прежде всего, в том, что НДС, по существу, стимулирует необлагаемые виды деятельности и дестимулирует облагаемые виды деятельности.

Ярким примером может служить налогообложение  экспорта. В международной практике (в том числе в России) используется принцип страны назначения, смысл которого заключается в том, что товар облагается НДС в той стране, где он потребляется. Поэтому в стране производства экспортируемые товары облагаются по ставке 0%, при этом НДС, уплаченный предприятием-экспортером своим поставщикам на внутреннем рынке, возмещается из бюджета. В результате принцип страны назначения во многих случаях становится средством искусственного дестимулирования производителей, работающих на внутренний рынок, по сравнению с экспортерами.

Наиболее выражено стимулирующая функция реализуется через систему налоговых льгот и преференций. Так, посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным налогоплательщикам, государство имеет возможность осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и другие), а также стимулировать развитие экспорта отечественных товаров за границу.

Помимо основных функций, НДС выполняет  также распределительную и контрольную функции.

Распределительная функция НДС  заключается в том, что путем  налогообложения и через государственный  бюджет осуществляется перераспределение  ВВП. Посредством налогового механизма  через установление ставок и льгот  по НДС, а также порядка применения налоговых вычетов в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы.

Распределительную функцию еще иначе называют социальной, поскольку состоит она в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан (от состоятельных к неимущим), что обеспечивает, в конечном счете, гарантию социальной стабильности общества.

Контрольная функция НДС заключается в том, что посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово–хозяйственной деятельностью экономических субъектов. Кроме того, располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.

 

 

1.3. Элементы налога  на добавленную стоимость

 

Согласно Налоговому кодексу РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  1. объект налогообложения;
  2. налоговая база;
  3. налоговый период;
  4. налоговая ставка;
  5. порядок исчисления налога;
  6. порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о  налогах и сборах могут также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования  налогоплательщиком.

Рассмотрим основные элементы НДС, установленные главой 21 НК РФ.

Налогоплательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками  налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

  1. реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией товаров (работ, услуг);
  2. передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  4. ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Местом реализации товаров (работ, услуг) признается территория РФ.

Моментом определения налоговой  базы является наиболее ранняя из следующих дат:

  1. день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  2. день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Моментом определения налоговой  базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления является последнее число каждого налогового периода.

Момент определения налоговой  базы при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных  нужд определяется как день совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Налоговая база по НДС в зависимости  от категории объекта налогообложения, а также в зависимости от особенностей реализации определяется по-разному.

При реализации товаров (работ, услуг), в том числе по товарообменным операциям, при натуральной оплате труда определяется как стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения НДС.

Поскольку моментом определения налоговой  базы является наиболее ранняя из дат (дата отгрузки или дата оплаты), то при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога.

При передаче налогоплательщиком товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии – исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При выполнении строительно-монтажных  работ для собственного потребления  налоговая база определяется как  стоимость выполненных работ, исчисленная  исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение, включая расходы реорганизованной (реорганизуемой) организации.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется как сумма:

  1. таможенной стоимости этих товаров;
  2. подлежащей уплате таможенной пошлины;
  3. подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

Налоговый период по НДС устанавливается  как календарный месяц, а для  налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки  от реализации товаров (работ, услуг) без  учета налога, не превышающими два миллиона рублей, налоговый период устанавливается как квартал.

Налогообложение НДС в России производится по налоговым ставкам 0, 10 и 18 процентов  при реализации соответствующих  товаров (работ, услуг).

Налогообложение производится по налоговой  ставке 0 процентов при реализации:

  1. товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны;
  2. работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны;
  3. работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
  4. других товаров (работ, услуг).

При этом для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщики представляют в налоговые органы все необходимые документы (их копии) в течение 180 календарных дней с момента выпуска товаров в режиме экспорта (и других режимов, предоставляющих право на применение нулевой ставки).

Налогообложение производится по налоговой  ставке 10 процентов при реализации:

  1. продовольственных товаров;
  2. товаров для детей;
  3. периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера; книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера;
  4. медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, в частности, лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, а также изделий медицинского назначения.

Во всех остальных случаях налогообложение  производится по налоговой ставке 18 процентов.

Сумма налога исчисляется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой  базы, а при раздельном учете –  как сумма налога, полученная в  результате сложения сумм налогов, исчисляемых  отдельно как соответствующие налоговым  ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Общая сумма налога исчисляется  по итогам каждого налогового периода  применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения.

Налогоплательщик имеет право  уменьшить общую сумму исчисленного налога на налоговые вычеты. Вычетам, в частности, подлежат:

  1. суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в отношении:
    1. товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением основных средств и нематериальных активов;
    2. товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи;
  2. суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства;
  3. суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг);
  4. и другие установленные налоговым законодательством суммы налога.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость. Его место и роль в налоговой системе и в доходных источниках бюджетов российской федерации