Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:32, курсовая работа
Цель исследования – показать целесообразность введения, значимость, необходимость дальнейшего применения и пути совершенствования администрирования налога на добавленную стоимость в России.
Задачами исследования являются:
раскрытие экономического содержания налога на добавленную стоимость;
комплексный анализ обложения налогом на добавленную стоимость в России;
рассмотрение проблем, а также оценка и предложение путей совершенствования администрирования налога на добавленную стоимость в России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ…..
1.1. История становления и развития налога на добавленную стоимость…………………...
1.2. Сущность налога на добавленную стоимость и его функции……………………………
1.3. Элементы налога на добавленную стоимость……………………………………………
Глава 2. АНАЛИЗ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ……………...21
2.1. Анализ и оценка поступлений налога на добавленную стоимость
в бюджетную систему Российской Федерации…………………………………………..21
2.2. Анализ и оценка задолженности по налогу на добавленную стоимость
в бюджетную систему Российской Федерации…………………………………………..41
Глава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ……………………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………...73
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………...81
Как следствие, за анализируемый период удельный вес:
Основными причинами роста сумм налоговых вычетов по экспортным операциям и операциям, осуществленным внутри страны, в период 2002-2006 гг. были:
Теперь, используя данные анализов, проведенных в приложениях 18-19, рассмотрим основные факторы, которые влияли на динамику поступлений НДС, администрируемого Инспекцией, в период с 2002 по 2006 гг.
К основным факторам, которые влияли на рост поступлений НДС, администрируемого Инспекцией, в период 2002-2004 гг., можно отнести следующие.
Основными факторами, которые влияли на снижение поступлений НДС, администрируемого Инспекцией, в период 2005-2006 гг. являлись:
2.3. Анализ контрольной
работы налоговых органов
Рассматривая динамику сумм начислений НДС к уплате в бюджет, также необходимо проанализировать результаты контрольной работы налоговых органов Республики Коми за 2002-2006 гг. в области соблюдения законодательства о налогах и сборах (см. таблицу 3).
Таблица 3
Анализ дополнительно начисленных платежей по проверкам налогоплательщиков (организаций и физических лиц) по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также законодательства об обязательном пенсионном страховании за 2002-2006 гг. (по данным Управления ФНС России по Республике Коми) [48; 49; 50; 51; 52]
Млн. руб. |
Доля, % | |
1 |
2 |
3 |
2002 год | ||
Всего по результатам контрольной работы |
3 085,7 |
100 |
в том числе: Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, а также на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь |
1 304,9 |
42,29 |
2003 год | ||
Всего по результатам контрольной работы |
2 924,1 |
100 |
в том числе: Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, а также на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь |
902,6 |
30,87 |
2004 год | ||
Всего по результатам контрольной работы |
2 971,7 |
100 |
в том числе: Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, а также на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь |
559,2 |
18,82 |
2005 год | ||
Всего по результатам контрольной работы |
5 029,5 |
100 |
в том числе: Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, а также на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь |
1 591,6 |
31,64 |
2006 год | ||
Всего по результатам контрольной работы |
3 803,5 |
100 |
в том числе: Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, а также на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь |
1 196,2 |
31,45 |
Согласно таблице 3, в период 2002-2006 гг. суммы дополнительно начисленных платежей (налогов, налоговых санкций и пеней) всего, в том числе НДС, по выездным и камеральным налоговым проверкам налогоплательщиков (организаций и физических лиц) по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также законодательства об обязательном пенсионном страховании изменялись в абсолютном выражении каждый год, что свидетельствует об эффективности контрольной работы налоговых органов Республики Коми. Причем степень этой эффективности определяется многими факторами: количеством проведенных проверок; грамотным отбором налогоплательщиков, в отношении которых будут проводиться выездные налоговые проверки (так как проверкам подвергаются не все налогоплательщики в силу недостаточности трудовых ресурсов); профессиональной этикой должностных лиц налоговых органов при проведении налоговых проверок (сюда входят профессиональная компетентность, добросовестность, независимость, ответственность, конфиденциальность, честность, объективность, профессиональное поведение налоговых инспекторов); производительностью труда и т.д.
Исходя из анализа данных, проведенного в таблице 3, видно, что в период с 2002 г. по 2004 г. доля доначислений по НДС в общей сумме дополнительно начисленных платежей снижалась с каждым годом (с 42,29% в 2002 г. до 30,87% в 2003 г., а в 2004 г. – до 18,82%), однако в 2005 г. она выросла до 31,64%, а по итогам 2006 г. сохранилась на уровне 2005 г. и составила 31,45%.
В рамках анализа контрольной работы налоговых органов Республики Коми за правильностью исчисления и своевременностью уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость в таблице 4 приведены сведения о проведенных в 2006 г. налоговых проверках, в ходе которых проверялся вопрос обоснованности возмещения сумм НДС.
Как видно из таблицы 4, в 2006 г. налоговыми органами РК было проведено 17161 проверок обоснованности возмещения НДС. Из них по результатам 909 проверок возмещение сумм НДС было признано необоснованным на общую сумму 503,7 млн. руб. Однако после того, как налоговыми органами в соответствии с принятыми ими решениями заявленные к возмещению суммы НДС были признаны необоснованными, арбитражными судами были признаны к возмещению суммы НДС в размере 23,7 млн. руб. Кроме этого, арбитражными судами были восстановлены решения налоговых органов о признании сумм НДС к возмещению необоснованными в размере 0,7 млн. руб.
Таблица 4
Сведения о проведенных налоговых проверках в 2006 г., в ходе которых проверялся вопрос обоснованности возмещения сумм НДС
(по данным Управления ФНС России по Республике Коми) [52]
Камеральные проверки |
Выездные проверки |
Всего проверок | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Количество проверок обоснованности возмещения НДС |
17068 |
93 |
17161 |
Количество проверок, по результатам которых возмещение сумм НДС признано необоснованным |
866 |
43 |
909 |
Суммы НДС, возмещение которых по результатам проверок признано налоговыми органами необоснованным - всего за отчетный период, млн. руб. |
279,8 |
223,9 |
503,7 |
в том числе: по операциям, совершаемым на внутреннем российском рынке, млн. руб. |
175,2 |
202,1 |
377,4 |
Суммы НДС, признанные в отчетном периоде к возмещению арбитражными судами после того, как налоговыми органами в соответствии с принятыми ими решениями заявленные к возмещению суммы НДС были признаны необоснованными, млн. руб. |
17,8 |
5,9 |
23,7 |
в том числе: по операциям, совершаемым на внутреннем российском рынке, млн. руб. |
16,5 |
5,9 |
22,3 |
Суммы НДС, по которым арбитражными судами в отчетном периоде восстановлены решения налоговых органов о признании их к возмещению необоснованными, млн. руб. |
0,7 |
0,0 |
0,7 |
в том числе: по операциям, совершаемым на внутреннем российском рынке, млн. руб. |
0,7 |
0,0 |
0,7 |
Следует отметить, что с целью выявления злоупотреблений и принятия решений о проведении камеральных и выездных налоговых проверок система, не предполагающая проведение сплошной проверки всех требований о возмещении НДС, должна включать механизм оценки рисков уклонения от налогообложения, а также ведения внутреннего учета показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, получающих возмещение НДС из бюджета.
2.4. Анализ и оценка задолженности по налогу на добавленную стоимость в бюджетную систему Российской Федерации
Анализируя поступления НДС в бюджетную систему РФ, нельзя не затронуть вопрос, касающийся задолженности налогоплательщиков по его уплате, поскольку именно наличие этой задолженности является одной из причин недопоступления в бюджет страны доходов от данного налога.
Проанализируем состав и структуру задолженности (без учета задолженности по уплате пеней и штрафных санкций) по уплате НДС, администрируемого ФНС России, Управлением ФНС России по Республике Коми и Межрайонной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми, в бюджетную систему РФ.
По оперативным данным ФНС России (см. приложение 20), задолженность по НДС, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций), в бюджетную систему РФ на 1 января 2007 г. составила 354,3 млрд. руб. и по сравнению с 1 января 2006 г. увеличилась на 42,2 млрд. руб. (или 13,5%). Основными факторами, которые повлияли на данное увеличение, были рост недоимки по налогу (на 3,4 млрд. руб. или 3,3%) и приостановленных к взысканию сумм налога (на 41,4 млрд. руб. или 20,76%), тогда как реструктурированная задолженность снизилась (на 2,6 млрд. руб. или 23,42%).
Однако если анализировать динамику задолженности по НДС в период 2002-2006 гг., то эта задолженность на 1 января 2007 г. по сравнению с 1 января 2002 г. увеличилась в полтора раза (на 118 млрд. руб.). Причем из анализа данных, проведенного в приложении 20, видно, что, в основном, общая задолженность по НДС росла за счет роста приостановленных к взысканию сумм налога. Так, на 1 января 2007 г. по сравнению с 1 января 2002 г. приостановленные к взысканию суммы НДС выросли более чем в пять раз (на 193,4 млрд. руб.).
Обращает на себя внимание и тот факт, что в период 2002-2006 гг. доля приостановленных к взысканию сумм налога в общей сумме задолженности росла с каждым годом, в то время как доли остальных видов задолженности снижались. На 1 января 2007 г. по сравнению с 1 января 2002 г. доля приостановленных к взысканию сумм НДС в общей сумме задолженности выросла на 47,9%, при этом снизились в общей сумме задолженности доля недоимки (на 12,3%) и доля отсроченных (рассроченных) платежей (на 38,0%). Что касается реструктурированной задолженности, то ее доля на 1 января 2007 г. по сравнению с 1 января 2005 г. снизилась на 2,89%.
По оперативным данным Управления (см. приложение 21), задолженность налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах Республики Коми, по НДС в бюджетную систему РФ на 1 января 2007 г. составила 4528,5 млн. руб. и по сравнению с 1 января 2006 г. уменьшилась на 729,7 млн. руб. (или 13,9%). Основными факторами, которые повлияли на уменьшение общей задолженности по НДС, были снижение реструктурированной задолженности (на 447,0 млн. руб. или 20,2%) и приостановленных к взысканию сумм налога (на 298,5 млн. руб. или 12%), тогда как недоимка по налогу выросла (на 15,9 млн. руб. или 2,8%).