Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:32, курсовая работа
Цель исследования – показать целесообразность введения, значимость, необходимость дальнейшего применения и пути совершенствования администрирования налога на добавленную стоимость в России.
Задачами исследования являются:
раскрытие экономического содержания налога на добавленную стоимость;
комплексный анализ обложения налогом на добавленную стоимость в России;
рассмотрение проблем, а также оценка и предложение путей совершенствования администрирования налога на добавленную стоимость в России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ…..
1.1. История становления и развития налога на добавленную стоимость…………………...
1.2. Сущность налога на добавленную стоимость и его функции……………………………
1.3. Элементы налога на добавленную стоимость……………………………………………
Глава 2. АНАЛИЗ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ……………...21
2.1. Анализ и оценка поступлений налога на добавленную стоимость
в бюджетную систему Российской Федерации…………………………………………..21
2.2. Анализ и оценка задолженности по налогу на добавленную стоимость
в бюджетную систему Российской Федерации…………………………………………..41
Глава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ……………………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………...73
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………...81
Вычетам подлежат только суммы налога,
предъявленные
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма исчисленного налога, увеличенная на суммы восстановленного налога.
При этом налогоплательщики (налоговые агенты) в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию и уплатить налог.
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.
Помимо рассмотренных
Кроме того, не подлежат налогообложению на территории РФ:
Глава 2. АНАЛИЗ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
2.1. Анализ и оценка
поступлений налога на
Всюду, где существует НДС, он является основным источником налоговых поступлений. В целом, в странах с НДС поступления этого налога составляют в среднем примерно 27% всех налоговых поступлений в бюджет и свыше 5% ВВП [72, с.9].
НДС занимает значительное место в системе доходов экономически развитых стран.
Так, например, во Франции НДС является ведущим звеном бюджетной системы и обеспечивает 41% всех налоговых поступлений.
В структуре бюджета Дании НДС занимает второе место после подоходного налога с физических лиц и обеспечивает 19% всех налоговых поступлений.
В Германии из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству именно НДС. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28% – второе место после подоходного налога.
В Великобритании главное место среди косвенных налогов также принадлежит НДС. Он занимает с точки зрения доходов второе место после подоходного налога и формирует примерно 17% бюджета страны [14, с.27-28].
Ежегодно доходы бюджетов России всех уровней формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. Чтобы определить, какое место НДС занимает в налоговой системе и в доходных источниках бюджетов РФ, необходимо проанализировать поступления НДС в бюджетную систему РФ, которая в соответствии с Бюджетным кодексом РФ состоит из бюджетов следующих уровней:
Однако в целях исследования необходимо отметить, что НДС поступает только в консолидированный бюджет РФ (далее – КБ РФ), который, согласно бюджетному законодательству РФ, состоит из федерального бюджета РФ (далее – ФБ РФ) и свода бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (далее – консолидированные бюджеты субъектов РФ или КБ СРФ) (в представленной работе при проведении анализов будут использоваться данные без учета межбюджетных трансфертов между вышеназванными бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов).
Исходя из официально опубликованных и предварительных данных, представленных Федеральной службой государственной статистики (далее – ФСГС), в таблице 1 отражено распределение поступлений НДС консолидированного бюджета РФ по уровням бюджетной системы в период с 1992 по 2006 гг.
Таблица 1
Распределение поступлений НДС консолидированного бюджета РФ по уровням бюджетной системы в период с 1992 по 2006 гг. [69; 70, с.614-616]
Бюджеты
Годы |
Федеральный бюджет РФ |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
Консолидированный бюджет РФ | |||
Млрд. руб.; до 1998 г. – трлн. руб. |
% к итогу |
Млрд. руб.; до 1998 г. – трлн. руб. |
% к итогу |
Млрд. руб.; до 1998 г. – трлн. руб. |
Итого, в % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1992 |
1,5 |
75,0 |
0,5 |
25,0 |
2,0 |
100 |
1993 |
7,2 |
64,3 |
4,0 |
35,7 |
11,2 |
100 |
1994 |
23,8 |
63,5 |
13,7 |
36,5 |
37,5 |
100 |
1995 |
71,8 |
75,0 |
23,9 |
25,0 |
95,7 |
100 |
1996 |
101,8 |
70,7 |
42,1 |
29,3 |
143,9 |
100 |
1997 |
128,7 |
70,4 |
54,1 |
29,6 |
182,8 |
100 |
1998 |
117,4 |
68,9 |
52,9 |
31,1 |
170,3 |
100 |
1999 |
221,1 |
76,7 |
67,1 |
23,3 |
288,2 |
100 |
2000 |
371,5 |
81,2 |
85,8 |
18,8 |
457,3 |
100 |
2001 |
639,0 |
100 |
– |
– |
639,0 |
100 |
2002 |
752,7 |
100 |
– |
– |
752,7 |
100 |
2003 |
882,1 |
100 |
– |
– |
882,1 |
100 |
2004 |
1069,7 |
100 |
– |
– |
1069,7 |
100 |
2005 |
1472,2 |
100 |
0,1 |
0,0 |
1472,3 |
100 |
2006 |
1510,9 |
100 |
0,1 |
0,0 |
1511,0 |
100 |
Согласно данным, приведенным в таблице 1, в период с 1992 по 2006 гг. поступления НДС в КБ РФ, в том числе и в ФБ РФ, увеличивались в абсолютном выражении с каждым годом. Что касается поступлений НДС в КБ СРФ, то здесь необходимо отметить следующее. До 2001 г. поступления НДС в КБ СРФ в абсолютном выражении также увеличивались. Однако, несмотря на это, имело место уменьшение доли поступлений НДС в данные бюджеты по отношению к поступлениям налога в КБ РФ, которое было связано, прежде всего, с тем, что до 2001 г. постоянно изменялись нормативы отчислений налога в ФБ РФ. Так, например, в 1998 г. норматив отчислений НДС в ФБ РФ составлял 75%, в 1999 г. – 75% в I квартале и 85% в остальных кварталах календарного года, в 2000 г. – 85%. Как следствие, с ростом норматива отчислений налога в ФБ РФ доля поступлений НДС в КБ СРФ уменьшалась по отношению к поступлениям налога в КБ РФ. Далее, начиная с 2001 г., доходы от НДС в КБ СРФ не поступали вовсе, поскольку в 2001 г. был осуществлен переход к полному зачислению этих доходов в ФБ РФ.
Наглядно абсолютное и относительное распределение поступлений НДС консолидированного бюджета РФ по уровням бюджетной системы в период с 1992 по 2006 гг. отражено в приложениях 1-2.
Далее необходимо определить, какое место в налоговой системе и в доходных источниках КБ СРФ, ФБ РФ и КБ РФ занимает НДС и насколько велика его роль в формировании доходов этих бюджетов.
Из анализа состава и структуры доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ за 1992-2006 гг. (см. приложение 3) видно, что поступления НДС до 2001 г. в абсолютном выражении увеличивались с каждым годом, при этом в разные годы в данных бюджетах аккумулировалось от 8% до 19% всех поступлений за счет НДС. Кроме того, данный налог составлял порядка 70% и более всех косвенных налогов и свыше 11% всех налоговых поступлений в КБ СРФ (см. приложение 4). Однако, начиная с 2001 г., доходы от НДС в КБ СРФ уже не поступали (согласно 100%-му нормативу отчислений НДС в ФБ РФ).
Несмотря на относительное снижение доли поступлений от налога в составе всех доходов КБ СРФ (с 18,5% в 1992 г. до 8,1% в 2000 г.), до 2001 г. НДС играл пусть и не основную роль в формировании доходов данных бюджетов, но зато являлся одним из источников этих доходов, которые, в свою очередь, направлялись на поддержание или развитие социально-экономического положения в отдельно взятом регионе страны.
Более подробно необходимо проанализировать поступления НДС в федеральный бюджет РФ за 1992-2006 гг., поскольку именно за счет средств, аккумулируемых в данном бюджете, государство выполняет свои внутренние и внешние функции.
Согласно анализу данных, проведенному в приложении 5, поступления НДС в ФБ РФ в период с 1992 по 2006 гг. увеличивались в абсолютном выражении с каждым годом, при этом в разные годы в бюджете аккумулировалось от 24% до 50% всех поступлений за счет НДС. Кроме того, данный налог составлял порядка 46% и более всех косвенных налогов и свыше 33% всех налоговых поступлений в ФБ РФ (см. приложение 6).
Однако необходимо отметить, что в анализируемом периоде наблюдалась ярко выраженная тенденция (см. приложение 7) к снижению доли поступлений от НДС в составе всех доходов ФБ РФ. Причем довольно существенные спады этой доли произошли в 1993 г. на 21,8% вследствие снижения налоговой ставки НДС с 28% в 1992 г. до 20% в 1993 г., а по продовольственным товарам и продукции детского ассортимента – до 10%, и в период 2002-2006 гг., когда она снизилась на 16% (с 40,1% в 2001 г. до 24,1% в 2006 г.).
Можно выделить следующие основные причины снижения доли поступлений от НДС в составе всех доходов ФБ РФ в период 2002-2006 гг.:
Несмотря на снижение к 2007 г. доли поступлений от НДС в составе всех доходов ФБ РФ, данный налог по-прежнему играет очень важную роль в формировании этих доходов. Так, в 2006 г., по предварительным данным, в ФБ РФ поступило НДС в размере 1510,9 млрд. руб., что составило 93,2% всех косвенных налогов, 42,3% всех налоговых поступлений и 24,1% всех доходов ФБ РФ. Как следствие, по итогам 2006 г. НДС в составе всех доходов ФБ РФ занял второе место после доходов от внешнеэкономической деятельности (36,7% или 2306,3 млрд. руб.), а среди косвенных налогов и налоговых доходов – первое.