Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:32, курсовая работа
Цель исследования – показать целесообразность введения, значимость, необходимость дальнейшего применения и пути совершенствования администрирования налога на добавленную стоимость в России.
Задачами исследования являются:
раскрытие экономического содержания налога на добавленную стоимость;
комплексный анализ обложения налогом на добавленную стоимость в России;
рассмотрение проблем, а также оценка и предложение путей совершенствования администрирования налога на добавленную стоимость в России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ…..
1.1. История становления и развития налога на добавленную стоимость…………………...
1.2. Сущность налога на добавленную стоимость и его функции……………………………
1.3. Элементы налога на добавленную стоимость……………………………………………
Глава 2. АНАЛИЗ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ……………...21
2.1. Анализ и оценка поступлений налога на добавленную стоимость
в бюджетную систему Российской Федерации…………………………………………..21
2.2. Анализ и оценка задолженности по налогу на добавленную стоимость
в бюджетную систему Российской Федерации…………………………………………..41
Глава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ……………………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………...73
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………...81
Безусловно, рост возмещений на протяжении 2004-2006 гг. происходил, в первую очередь, под действием общего роста экономической активности в стране, повышения уровня цен производителей и планомерного увеличения оснований для освобождения от уплаты налога. И если первые два фактора выходят за рамках налогового регулирования, то последний является результатом проводимых в 2004-2006 гг. изменений в главу 21 Налогового кодекса РФ.
Тем не менее, на фоне прироста сумм начисленного НДС за 2004-2006 гг. в размере 8,44% ВВП увеличение объемов возмещения на 0,73% ВВП за тот же период не является тревожным сигналом – это лишь означает, что 8,63% прироста налогооблагаемой базы на территории РФ происходило в тех сферах экономической деятельности, реализация товаров (работ, услуг) которых подлежит обложению по нулевой ставке НДС. Естественно, при возмещении НДС не исключены злоупотребления, но в контексте рассмотренной ситуации с начислением НДС нельзя сказать, что рост возмещения приобретает угрожающий характер.
2.2. Анализ и оценка
поступлений в бюджет налога
на добавленную стоимость,
Далее проанализируем и дадим оценку поступлениям в бюджет НДС, администрируемого налоговыми органами Республики Коми (далее – РК): Управлением ФНС России по Республике Коми (далее – Управление) и Межрайонной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее – Инспекция).
Однако, прежде чем перейти непосредственно к анализу, необходимо рассказать немного об Инспекции.
Функционировать Инспекция начала с 1 июля 2002 г. в соответствии с приказом УМНС России по Республике Коми № 129-П от 17 июня 2002 г.
Согласно приказу Министерства финансов РФ от 09.08.2005 № 101н «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы» Инспекция является территориальным органом ФНС России и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Она находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по Республике Коми и подконтрольна ФНС России и Управлению.
Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства РФ крупнейшими налогоплательщиками Республики Коми.
По состоянию на 1 января 2007 г. предельная штатная численность Инспекции (руководителей и специалистов) составляла 85 человек, и в ней состояло на налоговом учете 20 крупнейших градообразующих предприятий РК, относящихся к самым различным отраслям экономики: угледобывающая; нефтедобывающая; электроэнергетика; текстильное и швейное производство; производство целлюлозы, бумаги, картона; оптовая и розничная торговля; транспорт; строительство; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки (кроме мебели).
Помимо этого, в Инспекции функционирует 13 отделов, каждый из которых выполняет свойственные только ему цели и задачи при непосредственном взаимодействии с другими отделами, что способствует нормальному осуществлению деятельности Инспекции.
Что касается анализа, то, согласно данным, отраженным в приложении 13, можно констатировать, что доходы от НДС, администрируемого ФНС России и Управлением, в период с 2002 по 2006 гг. с каждым годом увеличивались как в абсолютном, так и относительном выражении. По сравнению с 2002 г. по итогам 2006 г. прирост доходов от НДС, администрируемого ФНС России, составил 392 млрд. руб. (или 73,64%), а прирост доходов от НДС, администрируемого Управлением, – 13,86 млрд. руб. (или 186,79%). При этом необходимо отметить, что доходы от НДС, администрируемого Управлением, росли более быстрыми темпами, нежели доходы от НДС, администрируемого ФНС России. Так, в период 2002-2006 гг. среднегодовые темпы роста доходов от НДС, администрируемого ФНС России, составили 114,79%, а доходов от НДС, администрируемого Управлением, – 130,11%. Как следствие, доля доходов от НДС, администрируемого Управлением, в доходах от НДС, администрируемого ФНС России, выросла на 0,91% (с 1,39% в 2002 г. до 2,30% в 2006 г.).
Иначе ситуация обстояла с Инспекцией. Если в период с 2002 по 2004 гг. доходы от НДС, администрируемого Инспекцией, увеличивались из года в год, причем росли они даже более быстрыми темпами, чем доходы от НДС, администрируемого Управлением, то, начиная с 2005 г., эти доходы стали резко снижаться. В итоге, в период 2002-2006 гг. среднегодовые темпы роста доходов от НДС, администрируемого Инспекцией, составили всего лишь 102,71%, а доля доходов от НДС, администрируемого Инспекцией, в доходах от НДС, администрируемого ФНС России, снизилась на 0,19% (с 0,54% в 2002 г. до 0,35% в 2006 г.).
Более наглядно доля доходов от НДС, администрируемого Управлением и Инспекцией, в доходах от НДС, администрируемого ФНС России, в период 2002-2006 гг. представлена в приложении 14.
Анализируя динамику отдельных составных частей НДС, администрируемого Управлением (см. приложение 15), отметим, что на протяжении 2002-2006 гг. суммы начисленного НДС, суммы предъявленных налоговых вычетов по внутренним операциям, а также суммы НДС, признанные к возмещению налоговыми органами и арбитражными судами (при применении нулевой налоговой ставки), в абсолютном выражении имели устойчивую тенденцию к росту.
Однако следует обратить внимание на опережающий рост сумм налоговых вычетов по внутренним операциям и сумм НДС, признанных к возмещению налоговыми органами и арбитражными судами (при применении нулевой налоговой ставки), по сравнению с ростом начисленных сумм НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, что, безусловно, негативно сказывается на общих поступлениях НДС в бюджет страны.
Так, в период 2002-2006 гг. среднегодовые темпы роста:
Как следствие, за анализируемый период удельный вес:
Теперь рассмотрим основные тенденции в возмещении НДС из бюджета в Республике Коми.
Как видно из таблицы 2, на протяжении 2002-2006 гг. в абсолютном выражении росли как поступления НДС в бюджет, так и объемы фактически возмещенных сумм НДС налогоплательщикам. Такой рост был обусловлен различными факторами: прежде всего, увеличением экономической активности в регионе, а также ростом уровня цен (в частности, цен производителей).
Однако необходимо отметить тенденцию к снижению доли фактически возмещенных сумм НДС в общей сумме поступлений налога, администрируемого Управлением. По сравнению с 2002 г. в 2006 г. доля фактически возмещенных сумм НДС в общей сумме поступлений налога, администрируемого Управлением, снизилась на 4,16% (с 12,64% в 2002 г. до 8,48% в 2006 г.).
Таблица 2
Анализ возмещения НДС, администрируемого Управлением ФНС России по Республике Коми, за 2002-2006 гг. [39; 43; 44; 45; 46; 47; 62; 63; 64]
Годы |
Поступило НДС |
Фактически возмещено НДС по налоговой ставке 0 процентов | |
Млн. руб. |
Млн. руб. |
Доля в поступлениях, % | |
2002 |
7 424,6 |
938,2 |
12,64 |
2003 |
9 179,5 |
909,1 |
9,90 |
2004 |
10 898,7 |
1 172,1 |
10,75 |
2005 |
16 290,8 |
1 648,3 |
10,12 |
2006 |
21 276,2 |
1 804,7 |
8,48 |
Кроме того, примечательным является то обстоятельство, что на фоне снижения доли фактически возмещенных сумм НДС в общей сумме поступлений налога, администрируемого Управлением, в целом по России эта доля росла. Рассчитать ее нетрудно, используя данные, приведенные в приложении 12. Так, в целом по России доля фактически возмещенных сумм НДС (при применении нулевой ставки) в общей сумме поступлений налога в бюджетную систему РФ выросла с 30,4% в 2004 г. до 31,19% в 2005 г. и до 46,72% в 2006 г. При этом особое внимание нужно обратить на резкий рост этой доли в 2006 г. (по сравнению с 2005 г. она выросла на 15,53%), что обусловлено изменениями законодательства о НДС, вступившими в силу с 1 января 2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 № 119-ФЗ.
Помимо объемов возмещения НДС, Управление ФНС России по Республике Коми также фиксирует статистику по результатам рассмотрения документов, подтверждающих обоснованность возмещения НДС. В приложении 16 представлены данные о том, какая часть заявленного налогоплательщиками к возмещению НДС признавалась к возмещению налоговыми органами, а также суммы НДС, в возмещении которых налоговыми органами было отказано. В среднем доля признанного к возмещению НДС в 2002-2006 гг. была примерно постоянна, что, прежде всего, объясняется особенностями налоговой системы страны и сложившейся практикой деятельности налоговых органов Республики Коми.
Также особого внимания заслуживает анализ результатов рассмотрения судами налоговых споров, связанных с возмещением НДС при реализации товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке РФ и при экспорте товаров (работ, услуг).
Согласно анализу данных, проведенному в приложении 17, в период 2004-2006 гг. наблюдался рост в абсолютном выражении как предъявленных налогоплательщиками к налоговым органам Республики Коми, так и рассмотренных судами заявлений (исков), связанных с возмещением НДС при реализации товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке РФ и при экспорте товаров (работ, услуг). При этом необходимо отметить снижение в данный период доли суммы удовлетворенных в пользу налогоплательщиков требований по рассмотренным заявлениям, связанным с возмещением НДС при реализации товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке РФ, в общей сумме удовлетворенных требований по всем основаниям, в то время как сумма удовлетворенных в пользу налогоплательщиков требований по рассмотренным заявлениям, связанным с возмещением НДС при экспорте товаров (работ, услуг), в общей сумме удовлетворенных требований по всем основаниям постепенно росла.
Наиболее интересным представляется анализ результатов рассмотрения судами налоговых споров, связанных с возмещением НДС при реализации товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке РФ и при экспорте товаров (работ, услуг), в 2006 г., поскольку именно в этом году произошли значительные изменения законодательства о НДС.
За отчетный период 2006 г. налогоплательщиками к налоговым органам Республики Коми было предъявлено 45 заявлений (исков), связанных с возмещением НДС при реализации товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке РФ, из них было рассмотрено 33 на общую сумму 151534 тыс. руб. При этом сумма удовлетворенных в пользу налогоплательщиков требований по рассмотренным заявлениям составила 89632 тыс. руб. (59,1% по отношению к оспариваемой сумме).
В сравнении с предыдущим отчетным периодом 2005 г. в 2006 г.: количество предъявленных к налоговым органам заявлений (исков), связанных с возмещением НДС при реализации товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке РФ, увеличилось в 1,02 раза (с 44 до 45), из них количество рассмотренных заявлений увеличилось в 1,1 раза (с 30 до 33); сумма удовлетворенных в пользу налогоплательщиков требований по рассмотренным заявлениям увеличилась в 1,22 раза. При этом если в 2005 г. сумма удовлетворенных в пользу налогоплательщиков требований по рассмотренным заявлениям составила 80,2% по отношению к оспариваемой сумме (или 73359 тыс. руб.), то в 2006 г. она составила 59,1% по отношению к оспариваемой сумме (или 89632 тыс. руб.).
Что касается заявлений (исков), связанных с возмещением НДС при экспорте товаров (работ, услуг), то за отчетный период 2006 г. налогоплательщиками к налоговым органам Республики Коми их было предъявлено 19, из которых рассмотрено было 16 на общую сумму 41285 тыс. руб. При этом сумма удовлетворенных в пользу налогоплательщиков требований по рассмотренным заявлениям составила 17144 тыс. руб. (41,5% по отношению к оспариваемой сумме).
В сравнении с предыдущим отчетным периодом 2005 г. в 2006 г.: количество предъявленных к налоговым органам заявлений (исков), связанных с возмещением НДС при экспорте товаров (работ, услуг), увеличилось в 1,46 раза (с 13 до 19), из них количество рассмотренных заявлений увеличилось в 2,29 раза (с 7 до 16); сумма удовлетворенных в пользу налогоплательщиков требований по рассмотренным заявлениям увеличилась в 7,06 раза (с 2428 тыс. руб. в 2005 г. до 17144 тыс. руб. в 2006 г.).
Анализируя динамику отдельных составных частей НДС, администрируемого Инспекцией (см. приложение 18), необходимо, прежде всего, обратить внимание на опережающий рост сумм налоговых вычетов по внутренним операциям и сумм НДС, признанных к возмещению налоговыми органами и арбитражными судами (при применении нулевой налоговой ставки), по сравнению с ростом начисленных сумм НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ.
Так, в период 2002-2006 гг. среднегодовые темпы роста: