Налог на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Для стран ЕЭС он был обязательным условием при вступлении в Союз. В России же он появился в связи с переходом на рыночные отношения. Существовавший до этого налог с оборота не отвечал требованиям вновь формируемого рынка. Введение с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость (НДС), обеспечило равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. То есть переход к косвенному налогообложению был обусловлен решением следующих задач:

Содержание работы

Введение
4
1 Теоретические аспекты исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
7
Экономическая характеристика налога на добавленную стоимость
7
Ретроспективный анализ и мировая практика исчисления и уплаты НДС
Методика исчисления НДС
Налоговый учет налога на добавленную стоимость
14
21
26
Методические аспекты исчисления учета налога на добавленную стоимость
29
Финансово-экономическая характеристика ОАО «Болховского сыродельного завода» как налогоплательщика
29
Порядок исчисления НДС в ОАО «Болховском сыродельном заводе» и его уплаты в бюджет
34
Организация налогового учета НДС в ОАО «Болховском сыродельном заводе»
38
Совершенствование взимания НДС В РФ
45
Проблемы исчисления и взимания НДС в РФ
45
Прогнозирование НДС
Направления оптимизации НДС в ОАО «Болховском сыродельном заводе»
50
52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК .docx

— 112.03 Кб (Скачать файл)

При ввозе  товаров на таможенную территорию РФ сумма налога, подлежащая уплате в  бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством [13].

Порядок и сроки уплаты налога в  бюджет

1. Уплата налога  по операциям, признаваемым объектом  налогообложения в соответствии  с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Налогового Кодекса,  на территории Российской Федерации  производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по  операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории  Российской Федерации, уплачивается  по месту учета налогоплательщика  в налоговых органах.

3. Налоговые  агенты (организации и индивидуальные  предприниматели) производят уплату  суммы налога по месту своего  нахождения.

4. Уплата налога  лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, производится  по итогам каждого налогового  периода исходя из соответствующей  реализации товаров (работ, услуг)  за истекший налоговый период  не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым  периодом.

5. Налогоплательщики  (налоговые агенты), в том числе  перечисленные в пункте 5 статьи 173 настоящего Налогового Кодекса,  обязаны представить в налоговые  органы по месту своего учета  соответствующую налоговую декларацию  в срок не позднее 20-го числа  месяца, следующего за истекшим  налоговым периодом, если иное  не предусмотрено настоящей главой. (Ст. 174 НК РФ) [1].

НДС обычно относят  к категории универсальных косвенных налогов.

Взимание  НДС как косвенного налога направлено прежде всего на решение фискальных задач государства. Во многих зарубежных странах он использовался для  покрытия бюджетных дефицитов, так  как увеличение налоговых ставок по прямым налогам, как правило, приводит к замедлению процесса накопления капитала и к снижению деловой активности. Но НДС отводится и определенная роль в регулировании экономических и социальных процессов в стране.

Особенность косвенных налогов заключается в том, что применяется дозированный порядок их уплаты для реального плательщика. Перенесение всей тяжести бюджета на прямые налоги было бы слишком обременительным для населения. Уплачивать налог незначительными долями и вносить то же самое крупными суммами в виде прямых податей далеко не одно и то же.

Также стоит  отметить другие преимущества косвенных налогов: 1) эти налоги, поскольку они попадают на предметы широкого потребления, всегда весьма доходны для государства; 2) косвенные налоги, включаемые в цену товара, платятся незаметно для потребителя. Здесь утрачивается непосредственная связь между платежом налога и осознанием этого платежа; 3) косвенные налоги не могут сопровождаться недоимками, поскольку они входят в цену товаров, которые и покупаются потребителями тогда, когда у них имеются деньги.

Среди причин, обусловливающих целесообразность введения НДС в налоговую систему  страны, необходимо акцентировать внимание на следующих.

НДС, как и  налог с оборота, взимается многократно  на каждой стадии производства и обращения, поэтому сумма налога начинает поступать  в бюджет государства задолго  до того, как товар дойдет до конечного  потребителя. Это позволяет государству  оказывать воздействие на все  стадии производства и обращения  товара и иметь стабильный источник доходов.

Преимуществом НДС является широта налоговой базы, и введение налога может не привести к резким структурным изменениям в экономике страны, поскольку объектом обложения являются операции по реализации всех товаров (работ, услуг) у всей совокупности налогоплательщиков.

Для НДС характерна фискальная продуктивность, связанная  с ростом потребления и инфляцией. НДС удачно (исходя из интересов  государства) сочетается с либерализацией цен: чем выше цены, тем больше сумма  налога (при неизменной ставке). Постоянный рост доходов бюджета за счет НДС может быть увеличен при росте жизненного уровня населения и его численности, что приводит к росту потребления товаров (работ, услуг) и, следовательно, к увеличению расходов на это потребление.

И наоборот, уменьшение численности населения и снижение уровня его жизни будут являться факторами сокращения сумм налога, поступающих в бюджет. В период экономического подъема создаются  благоприятные условия для повышения  цен, поэтому растут суммы налога, поступающие в доход бюджета.

Поскольку сумма  налога прямо пропорциональна величине добавленной стоимости, то она зависит от реального вклада этой каждой стадии в стоимость конечного продукта. Сумма НДС не зависит от количества стадий, которые проходит товар от производителя до конечного потребителя, поскольку, как правило, от изменения организационной структуры экономики зависит только величина материальных затрат, а не добавленная стоимость.

Принципиальные  преимущества НДС по отношению к  внешней и внутренней торговле. Он устраняет ценовые искажения, возникающие  при использовании налога с оборота.

К достоинствам НДС относится выгода для налогоплательщика, возникающая в результате увеличения той денежной суммы, которую он получает от покупателей товаров (работ, услуг). Эта выгода тем больше, чем продолжительнее  период между фактическим поступлением налоговых платежей на счет производителя или продавца и сроком их перечисления в бюджет. Так как эти сроки не совпадают, то у производителя имеется возможность временно на безвозмездной основе распоряжаться денежными средствами в течение некоторого периода.

 НДС позволяет  государству регулировать потребление тех или иных благ, изменяя ставку налога на тот или иной товар (работу, услугу), государство увеличивает или уменьшает их цену, что приводит к изменению структуры потребления.

 

1.2 Ретроспективный анализ и  мировая практика исчисления  и уплаты НДС 

 

Налоги на потребление как особая группа косвенных  налогов давно уже используются в практике налогообложения развитых стран. Но первоначально - до 50-х годов - в эту группу входили только налог с оборота и налог  на продажи. Налог с оборота взимался на каждой стадии движения товаров  от производителя до конечного потребителя, то есть многократно. Налог на продажи  взимается единожды, обычно на стадии торговли - оптовой или розничной, как доля (в %) от стоимости товара на конечной стадии его реализации. Международная практика знает примеры  использования налога с оборота  в несколько суженном варианте, когда  этим налогом облагались не все, а  лишь некоторые стадии оборота товаров.

С 50-х годов  оба налога с оборота и продажи  начали заменяться НДС. Подобная замена имеет длительную предысторию [12].

Широкое распространение  налог с оборота получил в  период Первой мировой войны для  покрытия значительных фискальных нужд. Налог вызвал серьезные нарекания  и предпринимателей, и потребителей, прежде всего из-за многократного  подорожания товаров по мере прохождения  ими последовательных стадий производства и обращения и вызванного этим уменьшения потребления соответствующих  товаров. Кроме того, налог с оборота  прямо не зависит от реального  вклада каждой стадии производства в  стоимость конечного продукта (из-за различной доли материальных затрат на отдельных стадиях переработки). А это означает, что налог с оборота, кроме всего прочего, оказывается зависимым от изменений числа стадий производства и реализации. Поэтому после Первой мировой войны в большинстве стран налог с оборота не использовался. С началом Второй мировой войны рост военных фискальных нужд вновь заставил многие западные страны либо вернуться к этому налогу, либо использовать налог на продажи. Правда, применение последнего лишило государство возможности воздействовать на все стадии движения товара от производителя к потребителю [7].

Из-за возросших  фискальных нужд в результате существенного  усиления роли государственного регулирования  экономики после окончания Второй мировой войны западные страны не отказались от налогов на потребление. Вместо этого был избран другой путь - налог с оборота и налог  на продажи были заменены налогом  на добавленную стоимость. Теоретически НДС представляет собой долю (в %) от стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения (то есть на каждой стадии прохождения  товара от поставщика исходного сырья  до потребителя конечной продукции). Для предприятия величина “добавленной стоимости” представляет собой разность между стоимостью реализуемой продукции  и стоимостью материальных ценностей, использованных для производства соответствующей  продукции (за исключением износа основных фондов). Налогооблагаемая база для  НДС включает зарплату со всеми начислениями, прибыль, процентные платежи, амортизацию  и некоторые другие расходы общего характера. Материальные же издержки (за исключением амортизации) сюда не включаются [11].

Пионером  в изменении структуры налогов  на потребление выступила в 1954 г. Франция, которая заменила ранее  использовавшийся налог с оборота  на НДС. Имелось в виду, что НДС, сохраняя достоинства других налогов  на потребление, свободен от их основных недостатков. Во-первых, НДС, как и  налог с оборота, многократен, поскольку взимается на каждой стадии производства и обращения и в отличие от налога на продажи позволяет государству воздействовать на все стадии.

Во-вторых, поскольку  НДС налагается лишь на добавленную  стоимость каждой стадии, он впрямую  зависит от реального вклада этой стадии в стоимость конечного  продукта (равную сумме добавленных  стоимостей всех стадий оборота производства и обращения). В результате НДС  не зависит от изменения числа  стадий оборота товара от производителя  к потребителю (то есть от изменения  организационной структуры экономики, обычно определяющей величину материальных затрат, а не величину добавленной  стоимости).

В последующие  десятилетия НДС нашел применение в налоговых системах большинства  развитых стран, фактически вытеснив налог  с оборота и заметно уменьшив значение налога на продажи. Единственным исключением до сих пор остаются США.

Рассмотрим  подробнее функционирование НДС  в различных странах.

В Англии Налог на добавленную стоимость занимает с точки зрения доходов второе место после подоходного налога и формирует пример 17% бюджета страны.

Базой обложения  НДС выступает стоимость, добавленная  каждой стадии производства и реализации товаров и услуг, разница между выручкой и стоимостью закупок у поставщика. Ставка налога — 17,5%.

Не подлежат обложению следующие виды товаров  и услуг: продовольственные товары, книги, лекарства, импортные и экспортные товары, топливо и энергия для домашнего пользования, оплата за воду и канализацию, строительство жилых домов, транспортные услуги, детская одежда, также почтовые и финансовые услуги, страхование, ритуальные услуги.

Ведущим звеном бюджетной системы Франции выступает налог на добавленную стоимость. Речь идет об общем налоге на потребление, который затрагивает все товары и услуги, потребленные или использованные на территории страны.

Операции, связанные с внешним рынком (экспорт), от налога на добавленную стоимость освобождены. Лица, совершившие операции, относящиеся к экспортным и уплатившие НДС, могут воспользоваться правом на возмещение.

Импортные операции подлежат налогообложению согласно внутреннему праву. Уплата налога на добавленную стоимость определяется характером совершаемой сделки и не принимает в расчет финансовое состояние налогоплательщика. Ставка налога едина независимо от цены товара, к которому она применяется. Объектом налогообложения является продажная цена товара или услуги. Помимо розничной цены, сюда включаются все сборы и пошлины кроме НДС. Из общей суммы вычитается размер налога, уплаченного поставщикам сырья и полуфабрикатов. При продаже товара предприятие полностью компенсирует все свои затраты по уплате НДС и добавляет налог на вновь созданную на предприятии стоимость. Именно эта часть НДС, включаемая в продажную цену, перечисляется в бюджет. Вся тяжесть налога ложится отнюдь не на предприятие, а на конечного потребителя данной продукции.

Во Франции  функционируют четыре ставки налога на добавленную стоимость. Основная ставка налога в настоящее время равна 18,6%. Повышенная ставка — 22% применяется к некоторым видам товаров: автомобили, кино- и фототовары, алкоголь, табачные изделия, парфюмерия, отдельные предметы роскоши, например ценные меха. До недавнего времени повышенная ставка имела размер 33,33%. Пониженная ставка — 7% — установлена на товары культурного обихода. Самая низкая ставка — 5,5% — применяется для товаров и услуг первой необходимости. К этой категории относится большинство продуктов питания, кроме шоколада и алкогольных напитков, продукция сельского хозяйства, медикаменты, жилье, транспорт, туристические и гостиничные услуги, грузовые и пассажирские перевозки, зрелищные мероприятия, обеды для работников предприятий.

По данному  налогу имеются значительные льготы. Так, ст. 25 финансового законодательства 1991 г. установлено, что предприятия могут освобождаться от уплаты налога на добавленную стоимость в том случае, если за предыдущий финансовый год их оборот не превысил 70 тыс. франков. В этом случае они пользуются режимом освобождения от НДС с начала года, следующего за отчетным.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость