Налог на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Для стран ЕЭС он был обязательным условием при вступлении в Союз. В России же он появился в связи с переходом на рыночные отношения. Существовавший до этого налог с оборота не отвечал требованиям вновь формируемого рынка. Введение с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость (НДС), обеспечило равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. То есть переход к косвенному налогообложению был обусловлен решением следующих задач:

Содержание работы

Введение
4
1 Теоретические аспекты исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
7
Экономическая характеристика налога на добавленную стоимость
7
Ретроспективный анализ и мировая практика исчисления и уплаты НДС
Методика исчисления НДС
Налоговый учет налога на добавленную стоимость
14
21
26
Методические аспекты исчисления учета налога на добавленную стоимость
29
Финансово-экономическая характеристика ОАО «Болховского сыродельного завода» как налогоплательщика
29
Порядок исчисления НДС в ОАО «Болховском сыродельном заводе» и его уплаты в бюджет
34
Организация налогового учета НДС в ОАО «Болховском сыродельном заводе»
38
Совершенствование взимания НДС В РФ
45
Проблемы исчисления и взимания НДС в РФ
45
Прогнозирование НДС
Направления оптимизации НДС в ОАО «Болховском сыродельном заводе»
50
52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК .docx

— 112.03 Кб (Скачать файл)

Формы книги  покупок и книги продаж установлены  Постановлением № 914.

Третий уровень  налогового учета по НДС. На этом уровне налогового учета на основании данных книги покупок и книги продаж составляется налоговая декларация по НДС. В ней обобщается информация из налоговых регистров и рассчитывается налоговая база по НДС, а также сумма НДС к уплате или возмещению за конкретный налоговый период. [6, c.164-167]

Таким образом  и происходит организация налогового учета на ОАО «Болховском сыродельном  заводе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Совершенствование  взимания НДС В РФ

3.1 Проблемы исчисления и взимания  НДС в РФ 

 

Существует  ряд проблем возникающих при  исчислении НДС:

  1. Проблемы исчисления НДС при смене налоговых режимов

В соответствии с пунктами 2, 3 и 5 статьи 346.11 и пунктом 4 статьи 346.26 НК РФ организации и  индивидуальные предприниматели, применяющие  упрощенную систему налогообложения  и (или) являющиеся налогоплательщиками  единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности, не признаются налогоплательщиками  налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную  стоимость, подлежащего уплате при  ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Однако зачастую возникают ситуации, когда авансы получены или перечислены при  применении одного налогового режима, а отгрузка осуществлена или товары (работы, услуги) оприходованы в период применения другого налогового режима или наоборот. Порядок исчисления НДС в переходные периоды не урегулирован ни нормами главы 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения», ни главы 26.3 НК РФ о едином налоге на вмененный доход. Главой 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» определен лишь порядок восстановления НДС при переходе на применение специальных режимов налогообложения [8].

С учетом отсутствия законодательных норм, регламентирующих порядок исчисления НДС в переходный период, возможны два противоположных  подхода:

  • с момента начала применения специального налогового режима лицо, применяющее УСН и ЕНВД, не является налогоплательщиком по НДС и, следовательно, все обязанности, связанные с исчислением НДС, и права, связанные с возможностью предъявления НДС к вычету (возмещению), считаются прекращенными;
  • при исчислении НДС необходимо учитывать дату отгрузки и момент определения налоговой базы.

В разъяснениях Минфина и ФНС России и в  позиции судов прослеживается и  та, и другая позиция.

  1. Проблемы связанные с доказыванием права на вычет по НДС с авансов.

Зачастую  налоговые органы пользуются нечеткой формулировкой п.8 ст.171 и отказывают в вычете сумм НДС с авансовых  платежей на том основании, что НДС  с авансов не был фактически уплачен.

Такая ситуация возникает в тех случаях, когда  по итогам налогового периода у налогоплательщика  НДС к возмещению, т.е. налог исчислен, но в результате применения налоговых  вычетов уплата в бюджет не производится.

Судебная  практика по данному вопросу сформирована. Суды руководствуются тем, что сумма  налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму  налоговых вычетов, предусмотренных  статьей 171 НК РФ (за исключением налоговых  вычетов по экспортным операциям -   п.3 ст.172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей  НК РФ.

Довод налоговых  органов, основанный на том, что фактической  уплаты НДС в бюджет не произошло  суды считают несостоятельным и  не основанным на законе.

Согласно  ст.169 и ст.172 НК РФ основными документами, служащими основанием для подтверждения  права налогоплательщика на применение вычетов по НДС, предусмотренных  п. 8 ст. 171 НК РФ, являются: счет-фактура, книга покупок и книга продаж [1].

  1. Авансы до отгрузки и после отгрузки (экспортные операции).

Денежные  средства, которые получены налогоплательщиком после даты фактической отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) покупателям, не могут рассматриваться в качестве авансовых платежей, поскольку дата получения этих денежных средств следует за основной датой, относительно которой те или иные платежи рассматриваются в качестве авансовых, - датой фактической отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Такого мнения придерживается Конституционный Суд РФ (Определение №318-О от 30 сентября 2007г.). Такой позиции в настоящее время придерживаются и арбитражные суды.

Одной из особенностей налога на добавленную стоимость  является то, что его налоговая  база отличается от объекта налогообложения, что, в частности, отражено в статье 162 НК РФ, которая регламентирует порядок  формирования налоговой базы при  расчетах по оплате товаров (работ, услуг).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая  база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 Кодекса, увеличивается  на суммы авансовых или иных платежей, полученных налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. При  этом под авансовым платежом понимается полная или частичная предварительная  оплата товара (работы, услуги) [21].

  1. Общие правила исчисления НДС с авансовых платежей.

В соответствии со ст.162 НК РФ (Особенности определения  налоговой базы с учетом сумм, связанных  с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) налоговая база по НДС, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 НК РФ, увеличивается на суммы авансовых  или иных платежей, полученных в  счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с п.8 ст.171 НК РФ (Налоговые вычеты) вычетам подлежат суммы налога, исчисленные  и уплаченные налогоплательщиком с  сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

При этом данные вычеты производятся после даты реализации соответствующих товаров / выполнения работ / оказания услуг.

  1. Согласно нормам с 2004 года изменился порядок уплаты НДС налоговыми агентами, которые производят оплату иностранным поставщикам за выполненные работы (оказанные услуги), местом реализации которых является территория России. Если иностранный поставщик (налогоплательщик) не состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации, то российская организация — покупатель (налоговый агент) обязана удержать у налогоплательщика НДС и перечислить налог в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранной организации — налогоплательщику. Для этого налоговый агент должен представить в обслуживающий его банк поручение на уплату НДС с открытого в этом банке счета. При этом сумма, числящаяся на этом счете, должна быть достаточной для уплаты налога. В противном случае банк не вправе принимать от налогового агента поручение на перевод денежных средств в пользу налогоплательщиков — иностранных лиц [13].

Установленная Федеральным законом № 163-ФЗ обязанность  удерживать и уплачивать в бюджет НДС одновременно с выплатой денежных средств иностранному поставщику возникает  у его контрагента (российского  покупателя), только если иностранный  налогоплательщик реализует облагаемые НДС работы, услуги, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, и при этом не состоит  на учете в налоговых органах  в качестве налогоплательщика.

Если иностранное  лицо выполняет работы (оказывает  услуги), местом реализации которых  согласно статье 148 Налогового Кодекса не признается территория Российской Федерации, то покупатель этих работ (услуг) не должен удерживать НДС с доходов, перечисляемых иностранному лицу.

Кроме того, из доходов иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых  органах России, не удерживается НДС, если иностранное лицо выполняет  работы (оказывает услуги), местом реализации которых является территория РФ, но которые не облагаются НДС на основании:

  • статьи 149 НК РФ;
  • либо международного договора Российской Федерации;
  • либо пункта 2 статьи 146 НК РФ.

Возникает вопрос: как банкам отличить операции, по которым налоговый агент  должен удерживать НДС и уплачивать его в бюджет (то есть предъявлять  в банк сразу два платежных  поручения), от сделок, по которым налог  не удерживается?

Сейчас Банк России по согласованию с МНС России подготавливает разъяснения  для решения этой проблемы. Предполагается, что в случаях, когда операции не подлежат налогообложению, клиент банка  в поручении на перевод денежных средств иностранному лицу за приобретенные  у него работы (услуги) указывает  в поле «Назначение платежа» формулировку «НДС не облагается». Одновременно с  этим поручением клиент уведомляет банк об отсутствии у него обязанности  по уплате НДС [21].

  1. Также существует проблема при уплате НДС по жилищным услугам. Так если между наймодателем и нанимателем не заключены в письменной форме договоры на пользование жилым помещением (договоры найма) в домах государственного и общественного жилищного фонда, то услуги по предоставлению в пользование жилых помещений не освобождаются у налогоплательщиков (наймодателей) от обложения НДС [4].

Таким образом, получили, что в настоящее  время существует значительное число  пробелов при исчислении и взимании НДС, которые необходимо решить в  кратчайшие сроки, так как несовершенство законодательства может привести к  серьезным проблемам как во внутренней, так и во внешней средах страны.

 

 

3.2 Прогнозирование НДС на ОАО «Болховском сыродельном заводе»

 

В статье 1 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г., действовавшего до 1 января 2001 г. (когда он был заменен  главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налоговый Кодекс РФ) было дано содержание «добавленной стоимости» - как разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения, а сам НДС определялся как часть этой самой добавленной стоимости, которая изымается в бюджет.

То есть добавленная  стоимость представляет собой ту часть стоимости товара (работы, услуги), которую производитель добавляет  к стоимости сырья, материалов, работ  и услуг третьих лиц, использованных в процессе производства.

Если уточнить, из каких компонентов состоит стоимость товара, по которой он реализуется налогоплательщиком своим покупателям, то можно установить, что, кроме материальных расходов (стоимости материалов, товаров и услуг третьих лиц), в цене товара (а, соответственно, и в выручке) при разумном ведении дел, должны быть учтены, как минимум, еще две следующие основные составляющие:

    • расходы на оплату труда и иные расходы, производимые на благо своего персонала, предусмотренные его собственной внутрикорпоративной политикой (ФОТ);
    • а также прибыль налогоплательщика (Пр)

Сумму этих двух элементов (ФОТ + Пр) и можно назвать добавленной стоимостью. По сути, добавленная стоимость – это часть цены проданных налогоплательщиком товаров (работ, услуг), которая позволяет обеспечить содержание персонала предприятия, а также заработать самим собственникам бизнеса.

Теоретически  механизм расчета НДС мог бы быть следующий: изначально определялась бы сама сумма добавленной стоимости, а после этого к ней применялась  бы ставка налога.

Рассмотрим  данный метод применительно к  исследуемому предприятию.

Ставка НДС = 18 %. Налогоплательщик приобрел товары и услуги за 2009 г   на сумму 1 313 647,73 руб., сумма НДС составила 236 456,59 руб., то есть всего предприятие уплатило поставщикам 1 550 104,32 руб.. Величина фонда оплаты труда (со всеми начислениями), а также прибыли – то есть сумма добавленной стоимости – составила 4 772 400 руб.. Налогоплательщик исчисляет НДС в размере 859 032 руб. (4 772 400 руб. * 18 %) к добавленной им стоимости и вносит эту сумму в бюджет. А итоговая цена, по которой он реализует товар своему покупателю, составит: (1 550 104,32) + (4 772 400  + 859 032) = 7 181 536,32 руб.  (Приложение В, И)

Как указывалось  выше, действующее российское законодательство  вообще не оперирует понятием «добавленная стоимость» и не требует ее рассчитывать. Суть механизма расчета НДС по закону следующая. Ко всей итоговой цене продажи товара 6 086 047,73 руб. (1 313 647,73 руб. + 4 772 400 руб.) применяется ставка НДС 18 %, а полученная сумма НДС 1 095 488,59 руб. (6 086 047,73 * 18 %) предъявляется в составе цены товара его покупателю, который уплачивает те же самые 7 181 536,32 руб. (6 086 047,73 руб. + 1 095 488,59 руб.). А сама сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется налогоплательщиком как разность между суммой НДС, полученной им от своего покупателя, и суммой НДС, уплаченной ранее продавцу сырья (товара), и составляет 859 032 руб. (1 095 488,59 руб. - 236 456,59 руб.). Полученная сумма идентична величине НДС, исчисленной абзацем выше, когда определялась величина собственно добавленной стоимости.

Независимо  от применяемого метода исчисления НДС  они теоретически должны давать в итоге одну и ту же сумму. Только что рассмотренный метод, применяемый на сегодня как в России, так и в большинстве иных стран мира, называется методом зачета по счетам или инвойсным методом (от англ. invoice – счет). Суть его в том, что налогоплательщики не подсчитывают саму сумму добавленной стоимости, а налог на нее определяется достаточно просто - как арифметическая разность между суммами НДС, указанными в счетах, выставленных ими своим покупателям, и суммами НДС, указанными в счетах, которые были предъявлены налогоплательщику его поставщиками. Поэтому он и называется инвойсным методом. А роль счетов на сегодня в России выполняют так называемые счета-фактуры. И поскольку именно от них зависит сумма налога, которую получит государство, оно уделяет самое пристальное внимание правилам оформления и заполнения как самих счетов-фактур, так и ведущихся на их основе книг покупок и продаж.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость