Налог на прибыль организаций: порядок исчисления и уплаты на примере ООО Транспортная группа «Зерновая транспортная компания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:04, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических аспектов налога на прибыль, как экономической категории, изучение системы налогового учета в сфере определения и начисления налога на прибыль организации, а также анализ действующей российской системы налогообложения прибыли организаций и перспектив ее развития в будущем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ИСТОРИЯ ОРАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………....7
1.1 Экономическое значение и эволюция развития налога…………………..7
1.2 Роль и место налога на прибыль в формировании федерального и регионального бюджетов……………11
1.3 Зарубежный опыт………………………………………………..................16
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ НА ПРИМЕРЕ ООО ТРАНСПОРТНАЯ ГРУППА «ЗЕРНОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ»…………………………………..…………22
2.1 Особенности формирования доходов при исчислении налога на прибыль……………………22
2.2 Особенности формирования расходов при исчислении налога на прибыль ……………………………25
2.3 Организация налогового учета и налоговой отчетности…………………32
ГЛАВА 3. ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ: МЕРЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ..........................................................................53
3.1 Проблемы налогообложения в условиях кризиса…………………………53
3.2 Пути совершенствования………………………………………………….55
3.3 Организация компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации………………………………………………………….61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….………………………………........68

Файлы: 1 файл

Пример ВКР.doc

— 742.00 Кб (Скачать файл)

С 2005 года в главу «Налог на прибыль организации» внесены  некоторые изменения. При неизменности ставки налога на прибыль – 24 процента – он распределялся между бюджетами различных уровней по измененным ставкам: в федеральный бюджет 6,5 процента, в региональный – 17,5 процента, а ставка в местные бюджеты не предусмотрена. Ставка налога на прибыль подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, однако при этом она не могла быть ниже 13,5 процента.

Согласно сценарию минэкономразвития, в 2007-2010 годах продолжается реформа налога на прибыль. С 1 января 2007 года по налогу на прибыль разрешается в полном размере уменьшать налоговую базу текущего года на сумму убытков, полученных в прошлом году. В целях финансирования поддержки сельхозпредприятий в 2007 году и по 2012 год сохранится нулевая ставка по налогу на прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В ноябре 2008 года соответствующую  поправку в Налоговый кодекс о  снижении налога на прибыль на 4 процентных пункта предложил на рассмотрение парламента премьер-министр В.В. Путин. Госдума во втором чтении одобрила снижение налога на прибыль, и данная поправка вступила в силу 28 ноября 2008 года.

С 1 января 2009 года налог  на прибыль снизился с 24 до 20 процентов: федеральная часть снижена с 6,5 до 2 процентов, региональная часть исчисляется по ставке 18 процентов. Налоговая ставка налога, подлежащая зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.

Эволюция развития и  становления налога на прибыль доказывает, что данный налог является эффективным  инструментом воздействия на финансовое положение организаций, повышающим или понижающим их заинтересованность в продолжение своей деятельности.

 

1.2 Роль и  место налога на прибыль в  формировании 

федерального  и регионального бюджетов

 

Налог на прибыль организаций  – налог, взимаемый со всех юридических  лиц независимо от организационно-правовых форм собственности. Не уплачивают налог на прибыль только те юридические лица, которые имеют льготу по налогу в соответствии с действующим законодательством. Он играет важнейшую и очень ответственную роль.

Сам по себе налог на прибыль  является федеральным налогом и регулируется федеральным законодательством, в соответствии с которым ставка налога на прибыль разбивается на две составные части: часть налога организации уплачивается в федеральный бюджет и часть – в региональный бюджет. Причем федеральным законодательством регулируется предельный размер ставки налога, подлежащий уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации. Представительные же органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога, принадлежащую уплате в их бюджеты, самостоятельно.

Таким образом, относясь к категории федеральных налогов, он является доходным источником бюджетов всех уровней, в чем проявляется  его распределительная функция.

Федеральный характер Российского  государства, которое состоит из национально-государственных и административно-территориальных образований, имеющих существенные различия в социально-экономическом развитии субъектов Федерации, экономической обстановке и т.п., объективно требует учета этих особенностей в финансово-бюджетном механизме. Расширение самостоятельности и ответственности субъектов Российской Федерации в социально-экономических вопросах должно сопровождаться укреплением финансовой базы регионов. Именно поэтому часть налоговой массы, аккумулируемой в федеральном бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяется в региональные бюджеты субъектов Российской Федерации.

Анализ формирования расходных функций и доходных поступлений по налогу на прибыль  организации имеет принципиальное значение для исследования особенностей функционирования федерального и регионального бюджетов.

Основными направлениями  анализа федерального и регионального  бюджетов являются: определение структуры  доходов и структуры расходов; выявление тенденций в разграничении  налоговых поступлений между  федеральным и региональным бюджетами.

За период 2006-2008 гг. доходы бюджета Омской области от поступления  налога на прибыль постоянно понижаются: в 2007 году по сравнению с 2006 они уменьшились  на 22%, в 2008 году – еще на 5,1% (Рис.1).

На 2009 год в бюджет Омской области запланировано поступление доходов по налогу на прибыль в сумме  6 892 133,7   тыс.руб.  Что составляет

17,6% от доходной части  бюджета Омской области (39 052 662,9 тыс.руб.). По   сравнению   с   2006  годом этот  показатель   значительно   уменьшился.

Так, например, в 2006 году поступление доходов по налогу на прибыль составляло 9 164 647,1 тыс.руб. или 27,3% от доходной части бюджета.

Рис.1 Доходы бюджета Омской области  от поступлений налога на прибыль 

за период 2006-2008 гг.*

 

  Основным фактором, повлиявшим на снижение поступлений налога на прибыль организаций в бюджет, является снижение сальдированного финансового результата организаций в целом по экономике.  По данным Росстата, начиная с декабря 2008 года, сальдированный финансовый результат предприятий в целом по экономике имеет отрицательное значение. В декабре 2008 года он составил минус 581,3 млрд. рублей против +1 201,8 млрд. рублей в декабре 2007 года. В январе 2009 года- минус 184 млрд. рублей против +438 млрд. рублей в январе 2008 года.

В перспективе согласно Закону Омской области «Об областном  бюджете на 2010 год» утвержден общий  объем доходов областного бюджета  в сумме 31 253 077,5 тыс.руб. Из них доходы от поступления налога на прибыль организаций составляют 5 123 298,2 тыс.руб., что меньше размеров 2009 года на 25,7%.

С 1 января 2009 года было проведено  существенное снижение ставки налога на прибыль за счет части, направляемой в Федеральный бюджет, а так  же дано регионам право сокращать  свою часть налога.

«Снизить с 1 января 2009 года на четыре процентных пункта ставку налога на прибыль, сделать это за счет федеральной части этого налога.


* Приложения к Законам  Омской области «Об исполнении  областного бюджета за 2006-2008 гг.»

 

Цена вопроса свыше 400 миллиардов рублей, и все эти деньги останутся в следующем году и будут работать в экономике», - сказал премьер-министр В.В.Путин, выступая на Х съезде «Единой России», говоря о необходимости сделать принципиальные шаги в связи с ситуацией по прибыли предприятий.

В результате львиную  долю доходов потеряли регионы. Снижение поступлений от налога на прибыль  за девять месяцев 2009 года по сравнению  с аналогичным периодом 2008 года составило 56,2% (см. Приложение 1). Конкретно, в Омской области за первое полугодие 2009 года произошло снижение поступлений от налога на прибыль на 34,4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. (см. Приложения 2 и 3).

Рис.2 Гистограмма сумм налога на прибыль  Омской области 

(по состоянию на 01.07.2008 и 01.07.2009)*

 

**Ситуация с налогом  на прибыль драматическая. В  Омской области сборы на первое  полугодие 2009 года снизились на 19% по сравнению с аналогичным  периодом 2008 года и принесли в  «кошелек» региона около 2 миллионов  228 тысяч рублей. А часть налога на прибыль, зачисляемая в федеральный бюджет, снизилась на 75,8%.

Несмотря на падение доходов, расходы  регионов не сокращаются, а напротив растут. К 1 июня 2009 года расходы субъектов составили


* Отчетность Федеральной  налоговой службы, Форма №5-П «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций» по состоянию на 01.07.2008 и 01.07.2009

** Российская газета  – Бизнес №713 от 4 августа 2009г.  Статья «Работа над перекосами».

 

2055,6 млрд.руб., или 110,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Увеличение расходов было зафиксировано в 72 регионах, сокращение наблюдалось в 11 субъектах Российской Федерации. Наибольшее снижение расходов было зафиксировано: в Тюменской области падение составило 20%, в Ханты-мансийском автономном округе – 18%, в Омской области чиновники урезали расходы на 5%, в Забайкальском крае – на 4%.

Рис.3 Гистограмма структуры расходов по налогу на прибыль Омской области (по состоянию на 01.07.2008 и 01.07.2009)*

 

Снижение налога на прибыль с 24 до 20 процентов называется главной  антикризисной налоговой мерой. Минфин предрекал, что в результате снижения налога на прибыль организации  получат в 2009 году около 400 млрд.руб. дополнительных средств. А в итоге, многие территории столкнулись с массовым выводом денег организаций. После снижения ставок по налогу на прибыль промышленники, переплатившие по итогам финансового года, начали списывать излишки из бюджетов. Как следствие, региональные власти не могут спрогнозировать доходы и расходы, что особенно затруднительно в кризисных условиях.

 Простое снижение налога приносит некую  пользу, но главной задачей является развитие и стимулирование производства. В этом то и проявляется регулирующая роль налога.


* Отчетность Федеральной налоговой службы, Форма №5-П «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций» по состоянию на 01.07.2008 и 01.07.2009

1.3 Зарубежный  опыт налогообложения прибыли

 

Налог на прибыль организации  имеет достаточно долгую историю. Особенности его применения в различных странах обуславливаются теми или иными приоритетами данной конкретной страны или ее экономическим положением. В большинстве современных налоговых систем развитых стран налог на прибыль корпораций не занимает настолько важного места, какое принадлежит подоходному налогу с физических лиц или НДС. Наиболее значимую роль налог на прибыль играет в Японии, США и Швеции.

Основными характеристиками налога на прибыль являются его ставка и льготы. Ставка определяет долю налогооблагаемой прибыли, изымаемой в пользу госбюджета.

В развитых странах объединяют все общенациональные налоги на прибыль  всех бюджетных уровней (за исключением  специальных налогов в отдельных  отраслях). Так, например, в США налог  на прибыль корпораций занимает третье место по доходности. Ставка налога представляет суммарную величину корпорационного налога на федеральном, штатном и местном уровнях (с учетом предварительного вычета штатных и местных налогов из валового дохода для определения федерального налога). Основная ставка налога США на доходы корпораций – 34%, уплачивается данный налог ступенчато:

15% за первые 50 тысяч  долларов налогооблагаемого дохода,

25% - за следующие 25 тысяч долларов,

34% - на оставшуюся сумму.

Кроме того, с доходов  от 100 до 335 тысяч долларов взимается дополнительный 5-процентный налог. Такое ступенчатое налогообложение прибыли серьезно поддерживает предприятие малого бизнеса.

В Германии налог на прибыль  корпораций относится к общим  налоговым поступлениям федераций  и земель (50% средств от его уплаты направлено в федеральный бюджет, 50% - в бюджеты субъектов федерации). В данной стране представлены две ставки: большая – на нераспределенную прибыль, меньшая – на прибыль, распределенную на дивиденды. В Законе о налоге с корпораций содержатся налоговые ставки: 50% для нераспределенной прибыли, 36% для прибыли, распределяемой виде дивидендов.

В Японии налог на прибыль  корпораций взимается с чистой прибыли. Если корпорация прекращает свою деятельность в результате слияния или роспуска, то подоходному налогообложению подлежит доход от ликвидации.  Ставки корпоративного подоходного налога остаются неизменными с 1991 года: 28% - для предприятии мелкого и среднего бизнеса, прибыль которых не превышает 8 миллионов иен; 27% - для кооперативов, общественных организаций, медицинских организаций. Для остальных налогоплательщиков применяется ставка в размере 42%.

В Испании ставка налога на прибыль составляет 35%. Для кооперативов ставка понижается до 26%.

В Швеции налог на прибыль взимается  со всего совокупного дохода резидентов, а нерезидентов – из доходов, полученных в Швеции (в том числе на шведских предприятиях за рубежом). Ставка налога на прибыль корпораций установлена  в 28 процентов, но согласно комментариям шведских финансово-экономических СМИ может быть в ближайшие годы увеличена до 30-32 процентов. Годовой доход от любого вида бизнеса, в том числе совместного, не превышающий 209 тысяч 100 крон, облагаются еще и единым муниципальным налогом по ставке 32 процента. А доход выше данной суммы попадает под специальный национальный налог в 25 процентов. Таким образом, максимальная ставка корпорационного налога на прибыль составляет 57 процентов. В Швеции не существует различий при налогообложении распределенной и нераспределенной прибыли. Нет здесь и местных налогов для частного бизнеса: прибыль определяется и попадает под общешведское налогообложение.

Но для окончательного вывода налога необходимо учесть и  понижательное влияние налоговых  льгот. Значение льгот по налогообложению прибыли достаточно весомо. Льготы можно разделить по выполняемым ими функциональным задачам. В Зарубежных странах устойчивый характер носят налоговые льготы, направленные на стимулирование инвестиционной и научно-технической деятельности предпринимательства в национальном и региональном масштабах и по отдельным видам деятельности (включая льготы по зарубежным инвестициям).

Во всех развитых странах, хотя и в разной степени, действует  особая льгота – ускоренная амортизация. С ее помощью расчетная величина амортизационных издержек, вычитаемая из налогооблагаемой прибыли, заметно превышает величину экономически обоснованной амортизации; за счет этого часть прибыли попадает в издержки производства и тем освобождается от налогообложения. Так, в Германии методы и нормы амортизации – предмет тщательно разработанного законодательства. Германское законодательство представляет компаниям право использовать к активам ускоренную амортизацию. Чаще всего применяется метод допущения для первых лет службы резко завышенных по сравнению с линейным методом норм амортизации и резко заниженных норм для последующих лет (при неизменном общем сроке предполагаемой службы). Так, для производственных зданий и сооружений устанавливаются ежегодные нормы амортизации в 10% на первые 4 года их службы, 5% - на следующие 3 года и по 2,5% на следующие 18 лет.

Информация о работе Налог на прибыль организаций: порядок исчисления и уплаты на примере ООО Транспортная группа «Зерновая транспортная компания»