Налог на прибыль организаций: порядок исчисления и уплаты на примере ООО Транспортная группа «Зерновая транспортная компания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:04, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических аспектов налога на прибыль, как экономической категории, изучение системы налогового учета в сфере определения и начисления налога на прибыль организации, а также анализ действующей российской системы налогообложения прибыли организаций и перспектив ее развития в будущем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ИСТОРИЯ ОРАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………....7
1.1 Экономическое значение и эволюция развития налога…………………..7
1.2 Роль и место налога на прибыль в формировании федерального и регионального бюджетов……………11
1.3 Зарубежный опыт………………………………………………..................16
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ НА ПРИМЕРЕ ООО ТРАНСПОРТНАЯ ГРУППА «ЗЕРНОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ»…………………………………..…………22
2.1 Особенности формирования доходов при исчислении налога на прибыль……………………22
2.2 Особенности формирования расходов при исчислении налога на прибыль ……………………………25
2.3 Организация налогового учета и налоговой отчетности…………………32
ГЛАВА 3. ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ: МЕРЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ..........................................................................53
3.1 Проблемы налогообложения в условиях кризиса…………………………53
3.2 Пути совершенствования………………………………………………….55
3.3 Организация компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации………………………………………………………….61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….………………………………........68

Файлы: 1 файл

Пример ВКР.doc

— 742.00 Кб (Скачать файл)

Налог на прибыль стал лидером снижения налоговых поступлений. В федеральный бюджет за шесть месяцев поступило всего 32,2% налогов по сравнению с уровнем 2008 года, а в консолидированные бюджеты регионов – 52%. Такая ситуация связана со снижением ставки налога, зачисляемой в федеральный бюджет. При этом ставка налога, зачисляемого в консолидированные бюджеты субъектов Федерации, не снизилась, а увеличилась на 0,5 процентных пункта, а поступления сократились в результате падения прибыли и увеличения числа убыточных организаций.

По данным Росстата, убытки российских организаций выросли  по результатам 2008 года в 4,7 раза, прибыль сократилась на 10,2%. То есть на деле оценить введенную норму могут только те налогоплательщики, которые имеют прибыль. И заявленный эффект от дополнительных средств, которые в результате получат организации, вряд ли будет достигнут. Очевидно, что требуется разработка других законодательных антикризисных мер налогового характера.

Конечно, снижение налога на прибыль необходимо. Но основная проблема не в том, чтобы его уменьшить. Для того, чтобы налог на прибыль  стал действительно инструментом регулирования, необходимо решить проблему инвестиционной льготы.

Если просто снижать  налог на прибыль, это какую-то пользу принесет, но главная задача заключается  в стимулировании производства. Необходимо толкать производство вперед, что особенно важно в условиях, когда в стране становится сложно получить кредит. Мобилизовать прибыль для развития производства – вопрос, который представляется важнейшим. И его решение – возвращение инвестиционной льготы в том виде, в котором она когда-то была.

Для поддержания инвестиционной активности в экономике необходимо:

  1. законодательно установить возможность признания расходов инвестора на строительство или финансирование объемов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры при исчислении налога на прибыль;
  2. разработать меры налогового стимулирования повышения энергоэффективности производства.

Актуальной остается проблема определения рыночного  уровня процентов по кредитам, займам, векселям и прочим операциям, доходы по которым не относятся к доходам от реализации товаров (работ, услуг).

В целях повышения  эффективности освоения природных  ресурсов должен быть уточнен порядок  проведения налогового учета соответствующих  расходов.

Существует в налоговом  законодательстве проблема определения  порядка амортизации нематериальных активов, которую необходимо усовершенствовать для развития научно-технической и инновационной деятельности.

По усовершенствованию решается много проблем. Но первыми  и главными проблемами для организаций  остаются, во-первых, арендные платежи, во-вторых, тарифы на электроэнергию, свет, тепло, газ и т.д., и, в-третьих, стабильность нахождения в тех помещениях, где находятся организации и плюс возможность получения длительных кредитов.

С одной стороны, мероприятия  по снижению налогового бремени это очень хорошо и, безусловно, будет стимулировать приток инвестиций, кроме того, налогоплательщики более эффективно смогут использовать свои средства, сохранив деньги в обороте. Но с другой стороны, незначительное уменьшение налога, не решит основных проблем.

 

3.2 Пути совершенствования налогообложения прибыли

 

При формировании налоговой  политики на среднесрочную перспективу  должен учитываться ряд актуальных факторов.

Во-первых, в кризисный  период произошло резкое снижение доходов  бюджетной системы, прежде всего налоговых поступлений.

Во-вторых, большинство  организаций находятся сегодня  в сложном финансовом положении.

В-третьих, принятые решения  о переходе на страховые принципы ресурсного обеспечения государственной  пенсионной системы и соответствующее повышение размеров платежей приведут к увеличению финансовой нагрузки на бизнес (даже с учетом снижения налоговой нагрузки по налогу на прибыль с 2009 года).

В ходе анализа правоприменительной  практики возникает все больше вопросов, связанных с недостатками законодательного регулирования отдельных аспектов применения налога на прибыль организации. Все эти вопросы решаются в ходе работы по совершенствованию налогового законодательства.

На первом этапе создаются  стимулы в области амортизационной политики путем изменения состава амортизационных групп таким образом, чтобы сократить сроки полезного использования отдельных видов амортизируемых основных средств.

В рамках повышения эффективности  амортизационной политики требуется  анализ практики применения существующей в настоящий момент «амортизационной премии» в размере 30 процентов с 2009 года (отнесение на расходы текущего налогового периода расходов на приобретение основных средств в размере 30 процентов их стоимости до начала начисления амортизации), а также оценка выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы в результате такой премии.

Политика в области  изменения размеров «амортизационной премии» определена после анализа, который свидетельствует о возможностях получения необоснованной налоговой выгоды при использовании ускоренной амортизации (в первую очередь повышающих коэффициентов «амортизационной премии»).

В частности, наличие  «амортизационной премии» в виде возможности отнесения к расходам, уменьшающим налоговую базу в  налоговом периоде, до 30 процентов первоначальной стоимости основных средств без каких-либо ограничений создает возможность для произвольного занижения стоимости имущества путем последовательности операций по продаже основных средств между взаимозависимыми лицами с применением 10-процентной премии после каждой реализации имущества. Что ведет к необоснованному росту амортизации, а фактически – к переоценке основных фондов, не допускающейся в налоговых целях.

Начиная с 2009 года, в законодательство внесен принцип «возврата льготы». Суть его в том, что если организация применяла ускоряющие коэффициенты при начислении амортизации и пользовалась «амортизационной премией», то при продаже такого основного средства ранее чем через 5 лет сумма ускоренной амортизации подлежит восстановлению в налоговой базе и при определении финансового результата от продажи основного средства не учитывается.

В рамках совершенствования  амортизационной политики рассматривается  вопрос о концептуальном пересмотре подходов к начислению амортизации в налоговых целях, начиная с 2010-2011 годов. В частности, предлагается отказаться от пообъективного начисления амортизации и перейти к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (пулам).

Применение данного  способа основывается на следующих положениях:

  1. определяется период, за который начисляется амортизация (в тех странах, где отчетный период равен налоговому, для начисления амортизации используется такой же период, обычно это год). Каждому пулу при этом методе соотнесена определенная норма амортизации;
  2. амортизация начисляется по методу убывающего остатка, т.е. в каждом периоде, для которого начисляется амортизация, сумма начисленной за период амортизации равна остаточной стоимости пула активов, умноженной на норму амортизации. Остаточная стоимость пула при этом уменьшается на сумму начисленной амортизации;
  3. при приобретении актива стоимость вновь приобретенного актива включается в соответствующую этому активу амортизационную группу;
  4. при реализации актива из стоимости амортизационной группы вычитается цена, по которой актив был реализован;
  5. применение ускоренных норм амортизации в рамках данного способа реализуется путем выделения субгрупп (субпулов) для каждой из групп, к которой применяются повышенные коэффициенты амортизации.

Данный метод начисления амортизации имеет свои достоинства. Во-первых, при использовании пулов  стимулируется использование активов, выполняющих те же функции, но имеющих  большую продолжительность службы. Во-вторых, методу свойственна чрезвычайная простота начисления амортизации и контроля правильности начислений, что приводит к значительному снижению издержек на исполнение налогового законодательства.

Вторым шагом в совершенствовании  налогообложения прибыли являются изменения, направленные на устранение недостатков, связанных с переносом на будущее убытков реорганизуемых или приобретаемых компанией. Проведение реорганизации широко используется для минимизации налогообложения налогом на прибыль. В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль. В этой связи в среднесрочной перспективе следует предусмотреть в налоговом законодательстве особый порядок переноса убытков, установив ограничения, как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка для реорганизуемых организаций. Данные изменения будут внесены в налоговое законодательство с 2010 года.

Начиная с 2009 года, решаются вопросы, связанные с налогообложением доходов иностранных организаций, полученных на территории Российской Федерации. С целью привлечения к налогообложению иностранных организаций следует установить, что постоянное представительство иностранной компании должно возникать и при отсутствии у нее привязки к определенному месту деятельности в России (например, при осуществлении деятельности в качестве коммивояжера, деятельности по обслуживанию клиентов и т.д.).

В рамках решения проблемы контроля за трансфертным ценообразованием в налоговых целях распространяются правила определения рыночной цены с необходимой спецификой и на финансовые операции, совершаемые между взаимозависимыми лицами.

Следующее совершенствование  налогового законодательства направлено на обеспечение учета при налогообложении  прибыли организаций всех экономически обоснованных расходов организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников.

В настоящее время  к расходам на оплату труда относятся, в частности, суммы платежей работодателей  по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу работников со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

Начиная с 2009 года увеличивается  с 3 до 6 процентов нормативов, исчисляемый исходя из суммы расходов на оплату труда, в пределах которых взносы организации по договорам добровольного личного страхования, предусматривающие оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов.

С 2009 года расширены условия  для применения в расходы затрат организации на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам и профессиональную подготовку работников налогоплательщика, а также физических лиц, заключивших с налогоплательщиком трудовой договор на неопределенный срок, не позднее трех месяцев после получения образования или профессиональной подготовки, оплаченных налогоплательщиком. Соответствующая оплата обучения не облагается налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.

Начиная с 2009 года реализуется  возможность учитывать при определении  налоговой базы по налогу на прибыль  организации расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов  по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Данная мера носит временный характер (не более 4 лет), а сами расходы нормируются в процентах от суммы расходов на оплату труда (соответствующая оплата также не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом).

В последние годы был  принят ряд мер, направленных на стимулирование расходов организации на научные  исследования и опытно-конструкторские  разработки. Возможность использования  в российском налоговом законодательстве применяемых в некоторых зарубежных странах повышающих коэффициентов в целях ускоренного учета текущих затрат на научные исследования и разработки, в отношении которых повышающие коэффициенты могут быть использованы. В Российской Федерации данный инструмент должен носить точечный, исключительный характер в отношении приоритетных исследований и разработок.

С 2009 года уточнен порядок  ведения учета для целей налогообложения  прибыли в области освоения природных  ресурсов. Теперь расходы на приобретение лицензий на право пользования недрами учитываются в течение срока, не превышающего 2 года. При этом в рамках нового порядка налогового учета таких расходов уже понесенные в прошлом расходы организации на указанные цели, не учтенные на начало 2009 года при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, так же должны быть отнесены на расходы в течение 2 лет (2009 и 2010 годов).

Рассматривается вопрос о целесообразности установления, начиная  с 2010 года, отчетного периода по налогу на прибыль организации продолжительностью 1 календарный год (т.е. совпадающего с налоговым периодом). При принятии такого решения ежемесячные авансовые платежи в течение года будут уплачиваться на основании финансового результата предыдущего года без ежемесячного или ежеквартального определения базы для расчета авансовых платежей.

Информация о работе Налог на прибыль организаций: порядок исчисления и уплаты на примере ООО Транспортная группа «Зерновая транспортная компания»