Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:04, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических аспектов налога на прибыль, как экономической категории, изучение системы налогового учета в сфере определения и начисления налога на прибыль организации, а также анализ действующей российской системы налогообложения прибыли организаций и перспектив ее развития в будущем.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ИСТОРИЯ ОРАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………....7
1.1 Экономическое значение и эволюция развития налога…………………..7
1.2 Роль и место налога на прибыль в формировании федерального и регионального бюджетов……………11
1.3 Зарубежный опыт………………………………………………..................16
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ НА ПРИМЕРЕ ООО ТРАНСПОРТНАЯ ГРУППА «ЗЕРНОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ»…………………………………..…………22
2.1 Особенности формирования доходов при исчислении налога на прибыль……………………22
2.2 Особенности формирования расходов при исчислении налога на прибыль ……………………………25
2.3 Организация налогового учета и налоговой отчетности…………………32
ГЛАВА 3. ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ: МЕРЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ..........................................................................53
3.1 Проблемы налогообложения в условиях кризиса…………………………53
3.2 Пути совершенствования………………………………………………….55
3.3 Организация компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации………………………………………………………….61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….………………………………........68
Налог на прибыль стал лидером снижения налоговых поступлений. В федеральный бюджет за шесть месяцев поступило всего 32,2% налогов по сравнению с уровнем 2008 года, а в консолидированные бюджеты регионов – 52%. Такая ситуация связана со снижением ставки налога, зачисляемой в федеральный бюджет. При этом ставка налога, зачисляемого в консолидированные бюджеты субъектов Федерации, не снизилась, а увеличилась на 0,5 процентных пункта, а поступления сократились в результате падения прибыли и увеличения числа убыточных организаций.
По данным Росстата, убытки российских организаций выросли по результатам 2008 года в 4,7 раза, прибыль сократилась на 10,2%. То есть на деле оценить введенную норму могут только те налогоплательщики, которые имеют прибыль. И заявленный эффект от дополнительных средств, которые в результате получат организации, вряд ли будет достигнут. Очевидно, что требуется разработка других законодательных антикризисных мер налогового характера.
Конечно, снижение налога на прибыль необходимо. Но основная проблема не в том, чтобы его уменьшить. Для того, чтобы налог на прибыль стал действительно инструментом регулирования, необходимо решить проблему инвестиционной льготы.
Если просто снижать налог на прибыль, это какую-то пользу принесет, но главная задача заключается в стимулировании производства. Необходимо толкать производство вперед, что особенно важно в условиях, когда в стране становится сложно получить кредит. Мобилизовать прибыль для развития производства – вопрос, который представляется важнейшим. И его решение – возвращение инвестиционной льготы в том виде, в котором она когда-то была.
Для поддержания инвестиционной активности в экономике необходимо:
Актуальной остается проблема определения рыночного уровня процентов по кредитам, займам, векселям и прочим операциям, доходы по которым не относятся к доходам от реализации товаров (работ, услуг).
В целях повышения эффективности освоения природных ресурсов должен быть уточнен порядок проведения налогового учета соответствующих расходов.
Существует в налоговом законодательстве проблема определения порядка амортизации нематериальных активов, которую необходимо усовершенствовать для развития научно-технической и инновационной деятельности.
По усовершенствованию решается много проблем. Но первыми и главными проблемами для организаций остаются, во-первых, арендные платежи, во-вторых, тарифы на электроэнергию, свет, тепло, газ и т.д., и, в-третьих, стабильность нахождения в тех помещениях, где находятся организации и плюс возможность получения длительных кредитов.
С одной стороны, мероприятия по снижению налогового бремени это очень хорошо и, безусловно, будет стимулировать приток инвестиций, кроме того, налогоплательщики более эффективно смогут использовать свои средства, сохранив деньги в обороте. Но с другой стороны, незначительное уменьшение налога, не решит основных проблем.
3.2 Пути совершенствования налогообложения прибыли
При формировании налоговой политики на среднесрочную перспективу должен учитываться ряд актуальных факторов.
Во-первых, в кризисный период произошло резкое снижение доходов бюджетной системы, прежде всего налоговых поступлений.
Во-вторых, большинство организаций находятся сегодня в сложном финансовом положении.
В-третьих, принятые решения о переходе на страховые принципы ресурсного обеспечения государственной пенсионной системы и соответствующее повышение размеров платежей приведут к увеличению финансовой нагрузки на бизнес (даже с учетом снижения налоговой нагрузки по налогу на прибыль с 2009 года).
В ходе анализа правоприменительной практики возникает все больше вопросов, связанных с недостатками законодательного регулирования отдельных аспектов применения налога на прибыль организации. Все эти вопросы решаются в ходе работы по совершенствованию налогового законодательства.
На первом этапе создаются
стимулы в области амортизацион
В рамках повышения эффективности амортизационной политики требуется анализ практики применения существующей в настоящий момент «амортизационной премии» в размере 30 процентов с 2009 года (отнесение на расходы текущего налогового периода расходов на приобретение основных средств в размере 30 процентов их стоимости до начала начисления амортизации), а также оценка выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы в результате такой премии.
Политика в области
изменения размеров «амортизационной
премии» определена после анализа,
который свидетельствует о
В частности, наличие
«амортизационной премии» в виде
возможности отнесения к
Начиная с 2009 года, в законодательство внесен принцип «возврата льготы». Суть его в том, что если организация применяла ускоряющие коэффициенты при начислении амортизации и пользовалась «амортизационной премией», то при продаже такого основного средства ранее чем через 5 лет сумма ускоренной амортизации подлежит восстановлению в налоговой базе и при определении финансового результата от продажи основного средства не учитывается.
В рамках совершенствования амортизационной политики рассматривается вопрос о концептуальном пересмотре подходов к начислению амортизации в налоговых целях, начиная с 2010-2011 годов. В частности, предлагается отказаться от пообъективного начисления амортизации и перейти к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (пулам).
Применение данного способа основывается на следующих положениях:
Данный метод начисления
амортизации имеет свои достоинства.
Во-первых, при использовании пулов
стимулируется использование
Вторым шагом в
Начиная с 2009 года, решаются
вопросы, связанные с налогообложением
доходов иностранных организаци
В рамках решения проблемы
контроля за трансфертным ценообразованием
в налоговых целях
Следующее совершенствование
налогового законодательства направлено
на обеспечение учета при
В настоящее время
к расходам на оплату труда относятся,
в частности, суммы платежей работодателей
по договорам добровольного
Начиная с 2009 года увеличивается с 3 до 6 процентов нормативов, исчисляемый исходя из суммы расходов на оплату труда, в пределах которых взносы организации по договорам добровольного личного страхования, предусматривающие оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов.
С 2009 года расширены условия для применения в расходы затрат организации на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам и профессиональную подготовку работников налогоплательщика, а также физических лиц, заключивших с налогоплательщиком трудовой договор на неопределенный срок, не позднее трех месяцев после получения образования или профессиональной подготовки, оплаченных налогоплательщиком. Соответствующая оплата обучения не облагается налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.
Начиная с 2009 года реализуется
возможность учитывать при
В последние годы был принят ряд мер, направленных на стимулирование расходов организации на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Возможность использования в российском налоговом законодательстве применяемых в некоторых зарубежных странах повышающих коэффициентов в целях ускоренного учета текущих затрат на научные исследования и разработки, в отношении которых повышающие коэффициенты могут быть использованы. В Российской Федерации данный инструмент должен носить точечный, исключительный характер в отношении приоритетных исследований и разработок.
С 2009 года уточнен порядок
ведения учета для целей
Рассматривается вопрос
о целесообразности установления, начиная
с 2010 года, отчетного периода по налогу
на прибыль организации продолжите