Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 21:02, курсовая работа
Целью работы является исследование и комплексный анализ системы налогообложения предпринимательской деятельности.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках настоящего исследования решение следующих задач:
1. Изучить сущность и виды налогов в Российской Федерации;
2. Рассмотреть элементы налогообложения;
3. Проанализировать отдельные режимы налогообложения законодательству Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………..3-4
1.Теоретические и правовые аспекты налогообложения предпринимательской деятельности
1.1. Понятие и сущность налогообложения…………………………..….5-10
1.2. Принципы налогообложения предпринимательской деятельности………………………………………………………………...11-12
1.3. Нормативно-правовое регулирование налогообложения предпринимательской деятельности………………………………….......13-21
2. Характеристика систем налогообложения предпринимательства в Российской Федерации
2.1. Общий режим налогообложения……………………………………..22-30
2.2. Упрощенная система налогообложения……………………………..30-34
2.3. Применение налогового режима в виде ЕНВД…………………….35-40
2.4. Применение налогового режима в виде ЕСНХ…………………….41-44
3. Совершенствование налогообложения предпринимательской деятельности
3.1. Зарубежный опыт налогообложения предпринимательской деятельности………………………………………………………………...45-47
3.2. Недостатки и перспективы развития налогообложения предпринимательской деятельности в РФ………………………………...54-55
Заключение…………………………………………………………………56
Список использованных источников
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Содержание
Введение
Заметный объем расчетных операций коммерческой фирмы приходится на ее взаимодействие с бюджетом и внебюджетными фондами по перечислению налогов, сборов и других платежей, обеспечивающих деятельность различных элементов финансовой системы государства.
Статьей 57 Конституции РФ установлена обязанность всех предприятий, организаций, учреждений и граждан платить налоги. Согласно статье 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете», хозяйствующие субъекты обязаны своевременно регистрировать все операции на счетах бухгалтерского учета.
Поэтому с налогообложением сталкиваются абсолютно все компании страны. Со стороны государства, которое сегодня выступает одним из активных субъектов рыночной экономики, налоговым расчетам с хозяйствующими субъектами уделяется серьезное внимание. Это объясняется превалирующей долей налоговых поступлений среди всех доходов бюджета.
За нарушение налогового законодательства предусмотрены серьезные виды наказаний, которые носят административный (как правило, в виде штрафов), а в ряде случаев — и уголовный характер. Во избежание неблагоприятных налоговых последствий компании уделяют большое внимание расчетам с бюджетом по налогам.
Вследствие вышесказанного данная тема курсовой работы является довольно актуальной и практически значимой.
Целью работы является исследование и комплексный анализ системы налогообложения предпринимательской деятельности.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках настоящего исследования решение следующих задач:
1. Изучить сущность и виды налогов в Российской Федерации;
2. Рассмотреть элементы налогообложения;
3. Проанализировать отдельные реж
Предмет исследования – система налогообложения предприятия.
Информационной базой курсовой работы являются законодательные акты, источники специальной методической, учебно-практической литературы, публикации в профессиональных массовых изданиях по проблемам, относящимся к предметной области исследуемых в курсовой работе вопросов.
Структурно работа состоит из введения, трех разделов основного материала, заключения, списка использованной литературы.
деятельности
Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.[17]
Налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[15]
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).
Таким образом, сбор, согласно Налоговому кодексу РФ, представляет собой условие осуществления государством тех или иных юридически значимых действий в интересах его плательщика, где существует некая возмездность. При уплате сборов всегда присутствует специальная цель и интересы сторон, следовательно, сбор не может быть произвольным, размер сбора должен быть обоснован и сопоставим с целями, на которые он взимается.
В современном государстве для мобилизации средств в бюджет применяется сложная система налогов, включающая до 40-50 различных их видов. В качестве примера рассмотрим множественность налогов в РФ Причины такой множественности заключаются в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и объектов налогообложения (доход, имущество, его передача, потребление, экспорт и импорт).
Множественность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов и в наибольшей степени выполнять регулирующую функцию.
ФОРМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ
ОБЪЕКТ ОБЛОЖЕНИЯ |
ФОРМА НАЛОГОВ | ||
Доход |
Доход (прибыль) организаций |
Налог на прибыль (доход) организаций |
|
Прямые налоги | |||
|
Заработная плата и другие виды доходов физических лиц |
Налог на доходы физических лиц |
|
|
Дивиденды, проценты по ценным бумагам |
Налог на прибыль (доход) организаций |
|
Имущество |
Владение имуществом |
Налог на имущество организаций |
|
|
|
Налог на имущество физических лиц |
|
|
|
Транспортный налог |
|
|
Передача имущества |
Налог на наследство, дарение |
|
Ресурсные платежи |
Владение, пользование, эксплуатация природных ресурсов |
Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы |
|
|
|
Плата за недра |
|
|
|
Плата за лесопользование |
|
|
|
Плата за землю |
|
|
|
Плата за воду |
|
|
|
Экологический налог |
|
Обращение и потребление товаров |
Ввоз-вывоз товаров за границу Реализация товаров |
Таможенные пошлины |
Косвенные налоги |
|
|
Акцизы |
|
|
|
Налог на добавленную стоимость |
|
В таблице приведена наиболее распространенная классификация налогов по двум группам: прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются
государством непосредственно с
доходов или имущества
Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене. В этом случае государство становится участником распределения новой стоимости в момент реализации товаров и услуг. В отличие от прямых налогов, облагающих доходы, эти налоги «падают» на расход. Конечным плательщиком выступает, как правило, потребитель, который приобретает товар по повышенным ценам, включающим косвенные налоги. Государственная казна получает их не прямо с того, кто платит налог, а от производителей и торговцев, а те уже собирают налоги с покупателей при продаже товаров. Этот процесс называется переложением налогов, а сами налоги поэтому и назвали косвенными.[18]
Социально-экономическая
сущность и роль налогов проявл
С этих позиций налоги выполняют четыре важнейшие функции, каждая из которых то или иное практическое назначение налогов:
1)Фискальная функция (от слова «фиск» — казна, хранилище денег или совокупность финансовых ресурсов государства) обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Эта функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Расходование бюджетных средств производится на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, на административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу. Перераспределение средств с помощью фискальной функции, с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных программ, с другой — не нарушить нормальный ход воспроизводства. За счет фискальной функции налогов достигается перераспределение части ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах.
2)Социальная - функция реализуется через систему особых мероприятий, направленных на вмешательство государства в ход экономического и социального развития общества, в частности с помощью неравного налогообложения разных сумм доходов. Данная функция позволяет также перераспределять доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются: прогрессивная шкала налогообложения прибыли и яичных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.
3)Регулирующая - функция налогов проявляется через систему особых мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы. Эта функция предполагает влияние налогов на разные стороны общественного развития, в том числе: инвестиционный процесс; слад или рост производства, а также его структуру; научно-технический прогресс; распределение и перераспределение национального дохода; спрос и предложение; объем доходов и сбережений населения и др. Суть регулирующей функции общественного воспроизводства в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому выделяют три составляющие регулирующей функции:
· стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений, например для сельскохозяйственных производителей;
· дестимулирующая подфункция имеет цель — через повышение ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.;
· воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.[19]
Налоговое регулирование несет нагрузку и контрольного свойства. Регулирующая налоговая функция проявляется на практике не только в виде льгот, но и в форме санкций. Налоговые санкции есть проявление контрольной функции налогов, ибо перераспределение финансовых ресурсов неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами налогообложения.
4) Контрольная - эта функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.
Перечисленные функции налога тесно связаны между собой. Рациональность действующего законодательства определяется и первой степенью относительного равновесия налоговых функций. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, ибо их относительное равновесие позволяет сформировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков. [20]