Налоги и налогооблажение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование и комплексный анализ системы налогообложения предпринимательской деятельности.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках настоящего исследования решение следующих задач:
1. Изучить сущность и виды налогов в Российской Федерации;
2. Рассмотреть элементы налогообложения;
3. Проанализировать отдельные режимы налогообложения законодательству Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3-4
1.Теоретические и правовые аспекты налогообложения предпринимательской деятельности
1.1. Понятие и сущность налогообложения…………………………..….5-10
1.2. Принципы налогообложения предпринимательской деятельности………………………………………………………………...11-12
1.3. Нормативно-правовое регулирование налогообложения предпринимательской деятельности………………………………….......13-21
2. Характеристика систем налогообложения предпринимательства в Российской Федерации
2.1. Общий режим налогообложения……………………………………..22-30
2.2. Упрощенная система налогообложения……………………………..30-34
2.3. Применение налогового режима в виде ЕНВД…………………….35-40
2.4. Применение налогового режима в виде ЕСНХ…………………….41-44
3. Совершенствование налогообложения предпринимательской деятельности
3.1. Зарубежный опыт налогообложения предпринимательской деятельности………………………………………………………………...45-47
3.2. Недостатки и перспективы развития налогообложения предпринимательской деятельности в РФ………………………………...54-55
Заключение…………………………………………………………………56
Список использованных источников
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

налогообложение п. д..doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

 

Действующая система  налогообложения в России определяется налоговым законодательством Российской Федерации.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Принципы налогообложения  в Российской Федерации установлены  в ст. 3 НК РФ. Итак, законом закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах:

1) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

2) принцип определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, который тесно связан с принципом законности. В соответствии с этим принципом при установлении налогов и сборов на высоте должна оставаться законодательная техника;

3) принцип обязательности уплаты налогов и сборов. В соответствии с этим принципом каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

4) принцип недискриминационного характера налогов и сборов - налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

5) принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

7) обеспечение единого экономического пространства Российской Федерации. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч. 1 ст. 8 Конституции РФ.

8) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.[21]

 

 

 

 

    1. Нормативно-правовое регулирование налогообложения предпринимательской деятельности

 

В условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, работ и услуг расширяется сфера предпринимательской деятельности. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг гражданами и юридическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном порядке.

Это определение, которое дается в п. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации отражает шесть признаков предпринимательской деятельности:

1)   ее самостоятельный  характер;

2)   осуществление  на свой риск, т. е. под собственную  ответственность предпринимателей;

3)   цель деятельности - получение прибыли; 

4)   источники прибыли  - пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг;

5)   систематический  характер получения прибыли; 

6)   факт государственной  регистрации участников предпринимательства.

 Федеральный закон от 07.03.2011 N 23-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки" (принят ГД ФС РФ 22.02.2011). Малые и средние предприятия теперь смогут на два года "растянуть" уплату налога на прибыль с полученных госдотаций - субсидий, грантов, другой финансовой помощи по федеральным и региональным программам поддержки. Для них водится особый порядок учета этих средств.[1]

        В соответствии с пунктом 8 статьи 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) , форма и порядок заполнения которой утверждаются Минфином России.[2]

          Статьей 346.24 Кодекса установлено, что налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее – книга), форма и порядок заполнения которой утверждаются Минфином России.

        Приказ Минфина России от 05.11.2009 № 114н «Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета физлиц и ИП для УСН на основе патента"

        Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации",  обязывает исчислять и уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации, на обязательное социальное страхование, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, на обязательное медицинское страхование, в том числе налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. В зависимости от выбранного объекта налогообложения порядок учета исчисленных и уплаченных сумм взносов различается.[3]

      С 1 января 2010 года на территории России ЕСН заменяется уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

      С 1 января 2011 года ставка страховых взносов, которые работодатель платит с фонда оплаты труда, повышается с 26% до 34%. При этом 26% зарплатного фонда пойдет на пенсионное , а 8% – на социальное и медицинское страхование (вместо 6%). Вместо регрессивной шкалы по ЕСН с будущего года страховые взносы взиматься не будут с сумм выплат в пользу физических лиц, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода.

Закон о выборе объекта  налогообложения и УСН№ 208-ФЗ от 24/11/2008. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

        Информационное письмо об изменениях в специальных налоговых режимах для малого предпринимательства и сельскохозяйственных товаропроизводителей в связи с принятием Федерального закона от 22.07.2008 г. № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».[6]

      Письмо ФНС России от 26.04.2011 N АС-4-3/6753. Указание при регистрации предполагаемого вида деятельности, который облагается ЕНВД, не обязывает предпринимателя представлять налоговые декларации по единому налогу, если такая деятельность фактически не ведется.

       Предприниматель, осуществляющий только деятельность, облагаемую ЕНВД, но при регистрации указавший и виды деятельности, должен подавать соответствующие нулевые декларации.

Процесс формирования конкретных налогов регламентируется серией специальных законов. Законодательной основой построения налоговой системы РФ является Налоговый кодекс (НК) РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ. Законодательство о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Нестабильность налоговой  системы негативно влияет на экономику, так как делает затруднительным, а порой невозможным, планирование предпринимателями своей деятельности, осуществление долгосрочных инвестиций и т.д. Однако справедливости ради стоит назвать основную причину столь частых изменений и поправок - действия самих налогоплательщиков, которые, пользуясь «лазейками» в законодательстве, идут на всевозможные ухищрения в целях уклонения от уплаты налогов. Законодатели вынуждены принимать ответные меры и вносить изменения в действующее законодательство.[4]

Стержнем налоговой  системы РФ является Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 21.04.2011)[4]

Он  устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

-   определяет виды  налогов и сборов, взимаемых в  России;

-   устанавливает  основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов;

- определяет основные  начала установления налогов  и сборов субъектов Российской  Федерации и местных налогов  и сборов;

-   устанавливает  права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

-  определяет формы  и методы налогового контроля; устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений.

- устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Статьей 38 НК РФ установлены следующие группы объектов налогообложения в Российской Федерации: 1) операции по реализации товаров (работ, услуг); 2) имущество; 3) прибыль; 4) доход; 5) стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); 6) иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.[5]

Таким образом, в части  первой НК РФ установлен открытый перечень объектов налогообложения.

Каждый налог имеет  самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ.

В целях определения  прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков и налоговых органов Налоговый кодекс РФ определяет элементы налогообложения:

  1. Субъект налога (налогоплательщик) - физическое или юридическое

лицо, на которое законом  возложена обязанность платить налоги.

  1. Источники налога - доход субъекта (заработная плата, процент, рента), из которого выплачивается налог. По некоторым налогам, например, налог на прибыль, объект и источник совпадают.
  2. Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.
  3. Объект налога - предмет, подлежащий обложению (доход, товары, имущество).
  4. Единица обложения - единица измерения объекта (по подоходному налогу - денежная единица страны, по земельному налогу - гектар, акр, и т.д.)
  5. Налоговая ставка - представляет собой величину налога на единицу обложения; выраженная в процентах, она носит название квот.
  6. Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.)

Российским законодательством установлены два вида налоговых режимов:

-   Общая система налогообложения (ОСН),

-  Специальные режимы налогообложения.

Специальные режимы налогообложения - особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения бухгалтерского учёта. При применении общего режима налогообложения налоги уплачиваются в общем порядке, использование специальных режимов заменяет уплату нескольких основных налогов уплатой единого налога, размер которого рассчитывается в упрощенном порядке. Остальные налоги уплачиваются в общем порядке. При применении специальных режимов уплата налога на прибыль (для организаций), налога на доходы физических лиц (для предпринимателей), НДС, налога на имущество, как правило, заменяется уплатой единого налога.[7]

Информация о работе Налоги и налогооблажение