Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 21:02, курсовая работа
Целью работы является исследование и комплексный анализ системы налогообложения предпринимательской деятельности.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках настоящего исследования решение следующих задач:
1. Изучить сущность и виды налогов в Российской Федерации;
2. Рассмотреть элементы налогообложения;
3. Проанализировать отдельные режимы налогообложения законодательству Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………..3-4
1.Теоретические и правовые аспекты налогообложения предпринимательской деятельности
1.1. Понятие и сущность налогообложения…………………………..….5-10
1.2. Принципы налогообложения предпринимательской деятельности………………………………………………………………...11-12
1.3. Нормативно-правовое регулирование налогообложения предпринимательской деятельности………………………………….......13-21
2. Характеристика систем налогообложения предпринимательства в Российской Федерации
2.1. Общий режим налогообложения……………………………………..22-30
2.2. Упрощенная система налогообложения……………………………..30-34
2.3. Применение налогового режима в виде ЕНВД…………………….35-40
2.4. Применение налогового режима в виде ЕСНХ…………………….41-44
3. Совершенствование налогообложения предпринимательской деятельности
3.1. Зарубежный опыт налогообложения предпринимательской деятельности………………………………………………………………...45-47
3.2. Недостатки и перспективы развития налогообложения предпринимательской деятельности в РФ………………………………...54-55
Заключение…………………………………………………………………56
Список использованных источников
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:
1) организации, имеющие
филиалы и (или)
2) организации и индивидуальные
предприниматели, занимающиеся
3) организации и индивидуальные
предприниматели,
4) бюджетные учреждения
Статья 346.4. Объект налогообложения
Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.5. Порядок определения и признания доходов и расходов
1. При определении
объекта налогообложения
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 настоящего Кодекса, а также доходы в виде полученных дивидендов, налогообложение которых осуществляется налоговым агентом.
При определении объекта
налогообложения
1) расходы на приобретение,
сооружение и изготовление
2) расходы на приобретение
нематериальных активов,
3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
5) материальные расходы,
включая расходы на
6) расходы на оплату
труда, выплату пособий по
7) расходы на обязательное
и добровольное страхование,
8) суммы налога на
добавленную стоимость по
9) суммы процентов,
уплачиваемые за
11) суммы таможенных
платежей, уплачиваемые при ввозе
товаров на таможенную
13) расходы на командировки
4. Расходы на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в следующем порядке:
1) в отношении расходов на приобретение (сооружение, изготовление) в период применения единого сельскохозяйственного налога основных средств, а также расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде, – с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;
4.1. Расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки учитываются в составе расходов равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком, но не менее семи лет. Суммы расходов учитываются равными долями за отчетный и налоговый периоды.
5. Признание доходов и расходов налогоплательщика осуществляется в следующем порядке:
1) в целях настоящей главы датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).
Статья 346.6. Налоговая база
5. Налогоплательщики
вправе уменьшить налоговую
3. Совершенствование налогообложения предпринимательской
деятельности
3.1. Зарубежный опыт налогообложения предпринимательской деятельности
В основе экономической политики большинства развитых стран лежит постулат о необходимости создания в равной степени благоприятной макроэкономической среды для предприятий любого размерного уклада. Несмотря на это в области налогообложения предпринимательства фактически выделены в отдельную группу. Такой подход объясняется как соображениями экономической справедливости — необходимость компенсации объективно меньших возможностей самофинансирования данной категории предприятий, — так и соображениями административными. Важным аспектом налогообложения малого бизнеса является критерий признания предприятия. Обычно выделяют два вида таких критериев — количественные и качественные.
К количественным критериям относятся такие статистические показатели объекта, как численность занятых на предприятии, оборот, активы, капиталы, прибыли и т.п. Причем единственным критерием, который является сопоставимым для всех стран, является количество работников, занятых на предприятии. Все остальные данные можно получить лишь из научной литературы или деловой прессы, а также по итогам различных опросов, которые проводят налоговые органы, банки или профессиональные организации малого бизнеса. Эти данные обычно несопоставимы по разным странам и между собой, что вызывает большие трудности при анализе этого сектора
Западные специалисты предлагают также свои качественные критерии для определения малого бизнеса, к которым могут быть отнесены: личное управление предприятием, прямой личный контакт между высшими органами руководства и производственными рабочими, клиентурой и поставщиками, невозможность получить доступ к рынкам капитала и др. В конечном итоге в налоговом законодательстве большинства развитых стран при определении понятия налогообложения в качестве базовых используются количественные показатели, но они почти всегда дополняются качественными характеристиками. В некоторых странах помимо общих критериев отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса существуют также особые критерии, переводящие малое предприятие в льготную категорию. В США бизнес считается малым, если предприятие не доминирует в своей области деятельности и вместе с отделениями нанимает не более 500 человек. Однако специальными льготами на государственном уровне такие предприятия не наделены.
Сложившаяся международная
практика налогообложения предусматривае
1) введение на фоне
стандартной национальной
2) введение особых режимов налогообложения.
Самая крупная группа налоговых льгот, затрагивающая деятельность сектора малого предпринимательства и присутствующая в налоговых системах почти всех развитых стран, связана с налогообложением прибыли. Льготы по налогу на доходы обычно делят на прямые и косвенные. Самой популярной и широко применяемой в странах Евросоюза и США косвенной льготой является возможность применения ускоренной амортизации в отношении отдельных видов оборудования, применяемого в приоритетных отраслях, а также оборудования, используемого компаниями для НИОКР. Для остальных активов большинством государств применяется комбинированный метод, когда в первые годы оборудование амортизируется по методу убывающего остатка, затем — линейно.
На сегодняшний день наиболее значительные льготы в части применения ускоренной амортизации существуют в Великобритании. Английским компаниям разрешено списывать полную стоимость технически передового оборудования в первый год его функционирования. Во Франции для малых предприятий стопроцентное списание стоимости в первый же год использования допускается в отношении компьютеров; для других видов перспективного оборудования допускается списание до 50% стоимости. В Германии в первый год может быть списано до 40% стоимости приобретенного оборудования, приборов и другого движимого имущества для целей НИОКР. Таким образом, в западных странах амортизационная политика затронула в первую очередь крупные корпорации, осуществляющие масштабные инвестиционные проекты, причем в той части инвестиций, которые не связаны с финансированием высокотехнологичных и наукоемких отраслей. На малый бизнес, большая часть инвестиций которого приходится на офисное оборудование, амортизационная политика влияет гораздо меньше. Одной из наиболее существенных прямых льгот для малого бизнеса является снижение ставки по налогу на прибыль. Специфика этой льготы в том, что случаи, когда уменьшение ставки прямо объявляется налоговой льготой, достаточно редки. Применение более низкой ставки корпорационного налога для малых предприятий широко распространено во многих промышленно развитых государствах, при этом межстрановые различия достаточно велики. В США наименьшая ставка составляет 15%, а наивысшая — 34%, то во Франции такой резкой прогрессивности нет: ставка для малых предприятий — 33,3%, для крупных и средних корпораций — 36%; в Канаде и Великобритании для малого бизнеса используются ставки 22% и 20% соответственно против стандартных ставок 43% и 30%.
В России в настоящее время действует единая ставка по налогу на прибыль для всех видов организаций — 35% Проведенный анализ зарубежного опыта налогообложения малого бизнеса позволяет сделать вывод о том, что законодательством большинства развитых стран малый бизнес определен в качестве особого субъекта государственного. В настоящее время основной тенденцией развития налогообложения малого бизнеса в экономически развитых странах можно считать стремление к его максимальной рационализации, упрощению, отходу от сложных и трудоемких для разработки и внедрения налоговых схем.
3.1. Недостатки и перспективы развития системы налогообложения РФ
Исходя из трех направлений налоговой политики государства:
- политика максимизации
налогов, характеризующаяся
- политика установления
разумных налогов,
- политики предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите населения.
В странах с развитой экономикой преобладают два последних направления. Для России характерен первый, фискальный тип налоговой политики, при котором государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов.
К основным недостаткам современной налоговой системы можно отнести следующие:
· нестабильность налоговой политики;
· чрезмерное налоговое бремя, возложено на налогоплательщика;
· уклонение от уплаты налогов юридическими лицами;
· чрезмерное
распространение налоговых
· отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики;
· эффект инфляционного налогообложения;
· чрезмерный объем начислений на заработную плату;
· единая ставка налога на доходы физических лиц, т.е. лица с высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются. С отменой прогрессивной шкалы подоходного налога оказался нарушен один из важнейших принципов налогообложения – его справедливость, кроме того, при установлении предела для стандартных вычетов по налогу на доходы физических лиц этот общий для всех налогоплательщиков элемент обложения «дискриминируется» по сравнению с другими вычетами, для которых лимиты по доходам не установлены.