Налогообложения предприятий сферы торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является исследование действующей системы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и выявление ее особенностей в республике Калмыкия.
В соответствии поставленной цели намечены основные задачи работы:
1. Изучить понятие и сущность малого и среднего предпринимательства, определить их влияние на развитие экономики региона и России в целом;

Файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 187.48 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Развитие малого предпринимательства в России является одним из важнейших направлений решения экономических и социальных проблем на федеральном и региональном уровне. Малый бизнес занимает особое место в экономике, так как это одна из сил, которая помогает продвигать экономику любой страны. Малый бизнес решает проблему занятости, создает устойчивое экономическое развитие государства. Сегодня малое предпринимательство развито крайне плохо в России. Малый бизнес это всего 12% ВВП России, в то время как в Европе уровень развития малого бизнеса в несколько раз выше. Таким образом, рассматриваемая тема имеет исключительную важность и актуальность в деле обеспечения устойчивого экономического роста в Российской Федерации.

Проблемы малого бизнеса нельзя рассматривать вне общего контекста экономических и социальных преобразований.

Особенности состояния и развития малого бизнеса на нынешнем этапе определяются, прежде всего, результатами экономической политики государства и состоянием соответствующего ей хозяйственного права.

Последние решения по малому бизнесу, принятые высшим руководством страны, носят в основном конструктивный и комплексный характер. Сделан существенный шаг вперед в понимании сути экономических проблем малого бизнеса. Основные формы его поддержки выявлены и обозначены, а приоритеты избраны - изменения в налоговой системе, выделение кредитных ресурсов из федерального бюджета, государственное страхование программ с высокой степенью риска, обеспечение гарантий для иностранных инвестиций, использование опыта и привлечение зарубежных специалистов.

Большое влияние на развитие малого предпринимательства оказывает налогообложение. Определяя объём взимаемых налогов с субъектов малого предпринимательства, государство оказывает воздействие на объем финансовых ресурсов, используемых субъектами малого предпринимательства, на простое или расширенное воспроизводство, на уровень занятости, а также на уровень поступлений налогов в бюджет.

Необходимость углубления теоретических исследований и практических разработок по налогообложению субъектов малого предпринимательства обуславливает актуальность темы, предопределяет цель и задачи исследования.

Целью исследования является исследование действующей системы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и выявление ее особенностей в республике Калмыкия.

В соответствии поставленной цели намечены основные задачи работы:

1. Изучить понятие и  сущность малого и среднего  предпринимательства, определить их  влияние на развитие экономики  региона и России в целом;

2. Изучить практику применения  специальных режимов налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ (упрощенной системы налогообложения, системы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности), общего режима налогообложения, выявить их особенности,

Объектом исследования является действующая система налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства  РФ на примере индивидуального предпринимателя Кугультинова А.А.

Теоретической основой исследования послужили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых и практических работников в области налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства. Основу исследования также составили часть 1 и 2 Налогового кодекса РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы РФ, нормативно-правовые документы министерств и ведомств, а также материалы судебной практики по вопросам применения субъектами малого предпринимательства общего режима налогообложения и специальных режимов налогообложения.

Исследование базируется на данных Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Также были использованные данные бухгалтерской и статистической отчетности объекта исследования.

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

    1. Малый и средний бизнес – сущность и значение в современных условиях развития экономики России.

 

Эффективность малого и среднего бизнеса предопределяется тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Малый бизнес более гибок, быстрее реагирует на изменения внешней среды, он создает дополнительные рабочие места.

Как свидетельствуют исследования, основные проблемы, которые тревожат сегодня предпринимателей, состоят в следующем: резкое ухудшение общей ситуации в экономике; рост арендных платежей; изменения в региональном законодательстве; необоснованные штрафы, нарушения при проверках и т.п.

В большинстве случаев малые предприятия испытывают недостаток финансовых ресурсов на различных стадиях хозяйственной деятельности. Среди источников финансирования малых организаций основное место занимают собственные средства (70%), в том числе амортизация — 40%, прибыль — 30%. Привлеченные средства составляют 30%, из них эмиссия ценных бумаг — 10%, кредиты банков — 20% [19, с. 39].

В зарубежных странах основным критерием отнесения хозяйствующего субъекта к малому бизнесу является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Комиссия ЕС для целей налогообложения, статистического наблюдения и национальных программ поддержки к малому бизнесу относит:

  • микропредприятия — фирмы с численностью персонала до 10 человек и с суммой годового оборота или валюты баланса — до 2 млн евро;
  • малые предприятия с численностью до 50 человек и с суммой годового оборота либо валюты баланса, не превышающей 10 млн евро;
  • средние предприятия с численностью до 250 человек, годовой оборот либо валюта баланса — до 43 млн евро. В США предельная численность работников на предприятиях малого бизнеса еще выше — до 500 человек, а качественными характеристиками их деятельности являются величина активов и годовая прибыль[10, с. 19].

С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которым определены условия отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со ст. 4 указанного Закона с 1 января 2008 г. к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  1. для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;
  1. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Такой документ уже утвержден. Речь идет о постановлении Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», которым установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия— 60 млн руб.;
  • малые предприятия —400 млн руб.;
  • средние предприятия — 1000 млн руб.

Законом определено, что:

  • средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ);
  • балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Субъекты малого и среднего предпринимательства определяются на основании Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и включают в себя:

  • индивидуальные предприниматели;
  • потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

 

 

Рисунок 1. Схема «Условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства»

 

Данный Федеральный закон не выделяет крестьянское (фермерское) хозяйство как отдельный субъект малого предпринимательства. Но в связи с тем, что в соответствии со ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, целесообразно и возможно рассматривать этот хозяйствующий субъект как самостоятельного участника малого бизнеса.

Состав субъектов малого предпринимательства представлен на рис. 2.

 




 


 

 

 

Рисунок 2. Разнообразие организационно-правовых форм предприятий - субъектов малого и среднего предпринимательства

 

Малые предприятия пользуются поддержкой государства во всех развитых странах. В нашей стране государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в соответствии со ст. 7 указанного Закона предусмотрен ряд мер:

  • специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
  • упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
  • льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
  • особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Информация о работе Налогообложения предприятий сферы торговли