Налогообложения предприятий сферы торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является исследование действующей системы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и выявление ее особенностей в республике Калмыкия.
В соответствии поставленной цели намечены основные задачи работы:
1. Изучить понятие и сущность малого и среднего предпринимательства, определить их влияние на развитие экономики региона и России в целом;

Файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 187.48 Кб (Скачать файл)

Развитие малого и среднего бизнеса в последнее время стало не только экономической, но и политической задачей. Современные темпы развития экономики России определяют необходимость наращивания экономического потенциала, перехода на инновационный путь развития экономики. Существенная роль в этих процессах отводится предпринимательству, как важнейшему инструменту реализации инноваций в бизнесе, фактору, позволяющему решать как экономические, так и социальные задачи, в том числе способствовать формированию конкурентной среды, насыщать рынок товарами и услугами, обеспечивать занятость, увеличивать налоговые поступления в бюджеты всех уровней[1].

В настоящее время в условиях экономического кризиса роль малого и среднего предпринимательства для экономики России становится ещё более значимой, поскольку малое предпринимательство является наиболее мобильным субъектом рынка, способным быстро реагировать на действия правительства. Так, проводя политику по выводу экономики России из экономического кризиса, существенное внимание должно быть уделено мерам по поддержки малого и среднего предпринимательства[3].

По данным мониторинга, проведенного ООО «Опора России», три четверти компаний малого и среднего бизнеса в том или ином виде уже ощутили влияние мирового экономического кризиса на своем бизнесе.[4] Основная проблема – растущий дефицит финансовых ресурсов. Банки фактически свернули программы кредитования малого и среднего бизнеса. Недостаток оборотных средств породил задержки во взаиморасчетах контрагентов, что усугубило проблему.

Прогнозируемый объем выпадающих доходов бюджета оценивается в 130-140 млрд. руб., т.к. 90% малых предпринимателей используют перечисленные специальные налоговые режимы. В случае непринятия мер по поддержке предпринимательства в условиях экономического кризиса сокращение налоговых поступлений вместе с последующими выплатами пособий по безработице приведет к бюджетным потерям, которые по своему объему могут превысить прогнозируемое выпадение доходов бюджета.

В посткризисной экономике малое и среднее предпринимательство станет оплотом роста, главной движущей силой. Более того, малый и средний бизнес рассматривается как рыночный субъект, обладающий большей гибкостью, «настраиваемостью» под экономические условия, имеющий высокую маневренность в плане инноваций.

Во странах с развитой рыночной экономикой доля малого бизнеса в структуре ВВП превышает 50%, а занято в этой сфере порой более70% трудоспособного населения. К сожалению в России данные показатели в разы ниже: доля малого бизнеса в ВВП не превышает 12%, а занято в МП не более 10-15%.

Ситуация  в нашем отдельно взятом регионе, республика Калмыкия, –угрожающая. Все анализируемые показатели ниже национальных на порядок (5,6% и 1,7% соответственно), при этом превалируют не наукоемкие, инновационные и прочие промышленные предприятия (фундамент для стабильного развития региона), а предприятия розничной торговли и общественного питания, а также КФХ. Переработка сельхозсырья за исключением нескольких небольших цехов отсутствует

В последние годы развитие малого бизнеса в России, и в Калмыкии в частности, затормозилось не смотря на то, что принимается большое количество нормативных актов в его поддержку (по данным Росстата за 2010год количество малых предприятий в РФ сократилось на 5,7%, в Калмыкии на 6,2, а количество занятых сфере малого бизнеса сократилось на 3% по РФ и 15% по РК).

В происходящем принято винить протекающий мировой экономический кризис, но возможно принимаемых мер государственной политики по поддержке малого бизнеса не достаточно для успешного ведения собственного дела, либо программы Правительства не реализуются полностью или частично на региональных и местных уровнях.

Можно выделить три наиболее острые проблемы развития МСБ в регионе:

  • проблемы информационной, консультативной поддержки и подготовки необходимых кадров;
  • отсутствие единых программ развития и поддержки МСП в республике
  • законодательство и административный барьер, в том числе трудности связанные с налогообложением

Совершенствование регионального законодательства, укрепление и дальнейшее экономических и информационных связей между регионами, предоставление представителям малого и среднего бизнеса возможности участвовать в реализации важнейших для экономики РК программ и проектов уже дадут мощный и главное  качественный толчок для эффективного развития МСП в регионе.

За последние 5 лет объем господдержки вырос в 5 (!) раз, в 2011 году он составил более 26 млрд. рублей, а реального «качественного» изменения в ситуации не происходит. Произошли позитивные изменения в области совершенствования нормативно-правовой базы (особенно в учете и налогообложении), а также финансово-экономической поддержки (специализированные фонды, центры и льготное кредитование). Однако при этом все же отмечаются недостаточные темпы развития МП (особенно в строительстве, промышленности и сельском хозяйстве, наблюдается уход субъектов малого бизнеса в сферу «теневой экономики», сохраняются проблемы социальной защищенности работников МП, охраны их труда и техники безопасности.

В нашем регионе достаточно интенсивно действует целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в РК на 2009-2012гг» ( выделение грантов на конкурсной основе начинающим бизнесменам до 300т.р), в конце 2010г запущен новый проект «Фонд микрофинансирования субъектов МСБ» (начальная ставка по микрозайму -10%далее предполагается ее снижение), успешен и проект реализуемый совместно с Центром занятости (выделении субсидии в 58800 руб. на открытие собственного дела), с 2011 стартует новая программа «Мясо Калмыкии», которая предполагает развитие и поддержку КФХ- производителей традиционной калмыцкой породы скота.

При этом, не смотря на то, что в нашем регионе интенсивно ведется работа по поддержанию малого предпринимательства, недостаточно активно проводится работа по участию субъектов малого и среднего бизнеса в механизме господдержки (в целом по РК всего30), основная причина- недостаточная информированность о возможности получить господдержку.

Для улучшения информационного обеспечения малого и среднего предпринимательства следует открывать как можно больше информационных, консультационных и учебно-деловых центров, укреплять сети учебных заведений, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров. В первую очередь в республике необходимо разработать четкую стратегию развития региона, упростить механизм страхования бизнеса и рисков и в приоритетно поддерживать именно те виды деятельности, которые имеют реальные возможности для дальнейшей модернизации и роста.

В условиях развития инновационной политики в России делается акцент на малый и средний инновационный бизнес с ориентацией формирования тандема «наука – образование-бизнес». В этом ключе следует создавать условия для образования малых инновационных предприятий при ВУЗах, для воплощения идей молодого поколения в реальность уже на стадии обучения в институте.

При выборе стратегически важных направлений развития региона иногда бывает полезно  несколько отступить от традиционно приоритетных. Например, касаемо нашей республики, предлагаем в качестве одной из перспективных направлений рассмотреть как альтернативу пастбищному скотоводству –  развитие туризма.

В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. Калмыкия располагает огромным потенциалом, для развития как национального так и иностранного туризма: богатое историческое и культурное наследие; нетронутая дикая природа представленная в нескольких климатических зонах. Это позволяет развивать в регионе различные виды туризма от культурно-религиозного паломничества до наиболее «модного» в последнее время экотуризма. Данный вид деятельности привлекателен для субъектов малого и среднего бизнеса в силу небольших стартовых инвестиций, растущий спрос на данные услуги, а также высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат.

Развитие туристического бизнеса будет стимулировать развитие других отраслей экономики региона: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и пр.

При этом следует отметить несколько основных задач по развитию туристического сектора в регионе:

  • создание современной туристической инфраструктуры;
  • развитие кадрового потенциала;
  • обеспечение уровня безопасности в регионе выше среднего;
  • обеспечение эффективной охраны и восстановления туристических и культурных ресурсов;
  • поддержка малого и среднего предпринимательства в туризме.

Активное развитие туризма в республике Калмыкия не возможно без участия субъектов малого и среднего бизнеса и государственной поддержки этого направления. Для развития современной инфраструктуры, создания гостевых комплексов и развития сервиса на базе малых предприятий остро необходимы инвестиционные вливания и благоприятный налоговый климат в регионе.

Таким образом, развитие малого предпринимательства в настоящее время становится важнейшим фактором роста эффективности региональной экономики, одним из наиболее ёмких ресурсов социально-экономических преобразований в стране, оказывающим большое влияние на формирование доходного потенциала республики Калмыкия за счет налоговых поступлений, что определяет приоритеты политики Правительства Российской Федерации по выводу экономики России из экономического кризиса.

 

 

1.2 Режимы налогообложения, применяемые субъектами малого предпринимательства

 

Осуществлять предпринимательскую деятельность субъекты малого бизнеса могут применяя либо общий режим налогообложения, либо специальные налоговые режимы. Следует помнить, что вид деятельности может лишить права выбора системы налогообложения. Выбор субъектом малого предпринимательства того или иного налогового режима влияет не только на порядок расчета с бюджетом по налогам и сборам, но и на организацию бухгалтерского учета.

Под общим режимом налогообложения понимают совокупность налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами [9, с. 9]. Этот режим выбирается организациями, планирующими высокий уровень доходности, выставление партнерам счетов-фактур с тем, чтобы они могли принять «входной НДС».

Выбрав этот налоговый режим, при постановке и организации бухгалтерского учета малое предприятие должно выполнить требования Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», всех Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), вести учет методом двойной записи с применением Плана счетов. Кроме того, малые предприятия обязаны ежеквартально составлять бухгалтерскую отчетность и представлять ее внешним заинтересованным пользователям. Индивидуальный предприниматель оказывается в более выгодных условиях. В части ведения бухгалтерского учета он лишь заполняет Книгу учета доходов и расходов, форма которой утверждена приказом Минфина РФ № 86ни МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002.

Наряду с общим режимом налогообложения Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность применения особых, отличающихся от общей системы налогообложения налоговых режимов, так называемых специальных режимов налогообложения. Их применение освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Статья 18 НК РФ определяет специальный налоговый режим как особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода.

Налоговый кодекс РФ выделяет следующие виды специальных налоговых режимов:

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

Наибольшее распространение в практике хозяйствования

субъектов малого предпринимательства получили:

  • общий налоговый режим или общая система налогообложения (ОСН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. (ЕНВД)

Применение специальных налоговых режимов призвано поддержать развитие малого предпринимательства в России, упростить их учет (бухгалтерский и налоговый) и снизить налоговое бремя этих хозяйствующих субъектов.

С 1 января 2003 г. введены в действие гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса РФ.

 

Рисунок 3. Схема Основные системы налогообложения малого и среднего бизнеса

 

Согласно схеме на рисунке 3 общий режим налогообложения и «упрощенка» являются добровольными. ЕНВД как местный налог является обязательным, если деятельность субъекта малого и среднего бизенса попадает под действие соответствующего законодательного акта.

Системы налогообложения предусматривают уплату следующих налогов:

ОСН –налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на добавленную стоимость (НДС).

УСН – налог по упрощенной системе налогообложения, рассчитываемый в двух разных вариантах по ставкам 6% и 15%. По некоторым видам деятельности можно купить патент.

ЕНВД –единый налог на вмененный доход по определенным видам деятельности. Эта система налогообложения характерна тем, что она не бывает одна, сама по себе. Поскольку применяется только по определенным видам деятельности, причем осуществляемой деятельности, а не просто заявленной в кодах ОКВЭД, как часто пытаются заявить представители налоговых органов.

Ряд налогов уплачивается предпринимателями независимо от их системы налогообложения. Так, транспортный налог уплачивается предпринимателями точно так же, как и у других физлиц – его рассчитывают налоговые органы и присылают уведомления. Земельный налог, по землям используемым в предпринимательской деятельности, предприниматели, независимо от системы налогообложения, должны рассчитывать сами и подавать декларации в сроки, указанные в решениях местных органов власти конкретного муниципального образования.

Информация о работе Налогообложения предприятий сферы торговли