Налогообложения предприятий сферы торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является исследование действующей системы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и выявление ее особенностей в республике Калмыкия.
В соответствии поставленной цели намечены основные задачи работы:
1. Изучить понятие и сущность малого и среднего предпринимательства, определить их влияние на развитие экономики региона и России в целом;

Файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 187.48 Кб (Скачать файл)

Транспортный налог ИП уплачивают как обычные физические лица, по уведомлениям, присылаемым налоговыми органами.

Земельный налог

Налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Если участок не используется в предпринимательской деятельности, то налог уплачивается по уведомлениям из налоговой инспекции, так же, как физлицами, не являющимися ИП.

Кроме вышеуказанных налогов, предприниматели могут быть плательщиками акцизов, водного налога, налога на добычу полезных ископаемых и пр. Кто и когда их уплачивает, можно найти в соответствующих главах Налогового кодекса.

 

 

1.2.2 Упрощенная система налогообложения

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения (далее УСН) организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. УСН в ее нынешнем виде применяется с 1 января 2003 года, после введение в действие главы 26.2 Налогового кодекса. Однако эта система налогообложения применялась и ранее.

До 1 января 2003 года нормативным актом федерального уровня, непосредственно регламентирующим введение и применение упрощенной системы, являлся Федеральный закон РФ от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Этот закон предусматривал особый налоговый режим в отношении доходов малого и среднего бизнеса, который состоял в замене уплаты организацией совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации; а индивидуальные предприниматели, перешедшие на такую систему, вместо налога на доходы от предпринимательской деятельности уплачивали стоимость патента на занятие данной деятельностью, выдаваемого налоговыми органами. Причем численность работников для субъектов, желающих перейти на специальный налоговый режим по договорам гражданско-правового характера, не должна была превышать 15 человек, а совокупный доход субъекта налогообложения на момент подачи заявления - 100000 МРОТ. Запрет на применение упрощенного налогового режима устанавливался и для организаций, занятых в производстве подакцизной продукции, для кредитных организаций, страховщиков, инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и др. Несмотря на всю значимость принятия указанного нормативного акта, он породил массу вопросов и проблем уже на стадии перехода от общего налогового режима к упрощенной системе налогообложения, не говоря уже о проблемах, связанных с его непосредственным применением. Ситуация значительно ухудшилась со вступлением в действие главы 21 НК «Налог на добавленную стоимость», лишив субъектов малого предпринимательства, применяющих УСН, возможность не уплачивать НДС.

Множество проблем и недостатков Федерального закона 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» привели к пересмотру специального налогового режима для малого предпринимательства - с 1 января 2003 г. вступила в действие гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ.

Следует отметить, что, несмотря на наличие специальной главы в Налоговом кодексе, субъект ее применяющий должен руководствоваться и многими другими нормами, которые на прямую не содержат положения, относящиеся к этому специальному правовому режиму. Так базовые принципы налогообложения, общие вопросы взаимодействия предприятий с налоговыми органами, порядок и основания привлечения к ответственности регулируются частью первой НК РФ не зависимо от системы налогообложения. Часть вторая НК РФ содержат нормы о порядке уплаты отдельных видов налогов, от которых не освобождаются субъекты, перешедшие на упрощенную систему. Например, организация (индивидуальный предприниматель) все равно сохраняет свой статус налогового агента и обязано перечислять с заработной платы своих работников налог на доходы. Также независимо от вида налогового режима производится уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (а с 2011 года еще и взносы на социальное и медицинское страхование).

Субъектами, имеющими право перейти на упрощенную систему, могут быть организации и индивидуальные предприниматели, если соблюдены условия, определенные в гл. 26. 2 НК РФ.

Не имеют права применять УСН:

Организации, имеющие филиалы и (или) представительства! Организации, имеющие обособленные подразделения не являющиеся филиалами или представительствами, применять УСН могут.

Банки.

Страховщики.

Негосударственные пенсионные фонды.

Инвестиционные фонды.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Ломбарды.

Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований.

Организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.

Организации, перешедшие на ЕСХН.

Организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов (за исключением некоторых, указанных в пп.14 п.2 ст.346.12 НК РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек.

Организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.

Обратите внимание! Лимит по стоимости основных средств установлен только для организаций и ИП не касается.

Бюджетные учреждения.

Иностранные организации.

Выбор упрощенной системы налогообложения, в отличие от обязанности уплачивать единый налог на вмененный доход, осуществляется исключительно на добровольной основе.

Перейти на УСН могут организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право применять упрощенную систему налогообложения и объемы доходов у которых за 9 месяцев года, в котором подается заявление о переходе на УСН не превышают установленные главой 26.2 НК объемы. В 2010-2012 году объем доходов, позволяющий перейти на УСН составляет 45 млн. руб. Для расчета доходов учитываются все доходы (включая внереализационные), кроме тех, которые облагаются ЕНВД!

Организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с рассмотренными выше требованиями могут перейти на УСН, по своему месту нахождения подают в налоговые органы заявление о переходе на специальный налоговый режим. Вновь созданные налогоплательщики могут подать заявление о переходе на специальный налоговый режим в течение пяти рабочих дней со дня постановки на налоговый учет.

Организации и ИП, применявшие общий режим налогообложения, могут подать заявления в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующему году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. В этом случае в заявлении указывается размер доходов за девять месяцев текущего года. Причем в пункте 2 статьи 346.12 НК, который устанавливает вышеуказанное правило, упомянуты только организации. Это позволяет сделать вывод, что индивидуальные предприниматели, подавая заявление, не обязаны указывать в нем доходы за 9 месяцев.

Так же в заявлении указывается остаточная стоимость основных средств (только организации) и среднесписочная численность работников.

В течение нескольких лет в ответ на поданное заявление налоговые органы выдавали уведомление о возможности (или невозможности) применения УСН. Несмотря на то, что выдача подобных уведомлений законом не предусмотрена. Однако в 2009 году ФНС выпустила письмо (Письмо ФНС РФ от 21.09.2009 N ШС-22-3/730) , в котором сообщила, что поскольку Налоговым кодексом не предусмотрено принятие каких-либо решений по поданному заявлению, то и выдавать уведомления налоговые органы не обязаны. Поэтому сейчас чтобы получить уведомление о применении УСН (а некоторые контрагенты очень просят копии этих уведомлений при заключении сделок) надо обращаться с письменной просьбой в свою налоговую.

Глава 26.2 НК РФ непосредственно указывает каждый вид налога, который налогоплательщик не уплачивает, перейдя на упрощенную систему налогообложения. К таким налогам относятся: налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц (с имущества, используемого в предпринимательской деятельности). Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Налоги, взносы и сборы, уплачиваемые организациями и индивидуальными предпринимателями:

  • Единый налог по упрощенной системе налогообложения
  • Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
  • Страховые взносы на медицинское страхование (с 2011 года)
  • Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (с 2011 года)
  • Взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

НДС

- ввоз товаров на таможенную  территорию РФ (ст. 151, ст.346.11 НК)

- в случае выставления  покупателю СФ с выделенным  НДС (ст.173 п.5 НК)

- по деятельности, осуществляемой  в рамках простого товарищества (ст. 174.1 НК)

Налог на прибыль организаций

Индивидуальные предприниматели не платят этот налог

- с доходов, облагаемых  по налоговым ставкам, предусмотренным  пунктами 3 и 4 статьи 284 Налогового кодекса

НДФЛ

НДФЛ уплачивают только индивидуальные предприниматели (кроме налогового агентства)

- с доходов облагаемых  по налоговым ставкам, предусмотренным  пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 Налогового  Кодекса

Акцизы (Налоговый кодекс, глава 22)

- ввоз подакцизных товаров  на таможенную территорию РФ;

- приобретение в собственность  нефтепродуктов;

- реализация организациями  с акцизных складов алкогольной  продукции, приобретенной у налогоплательщиков - производителей указанной продукции, либо с акцизных складов других  организаций;

- продажа конфискованных  и/или бесхозяйственных подакцизных  товаров;

- реализация подакцизных  товаров (за исключением нефтепродуктов), происходящих с территории Республики  Беларусь и ввезенных на территорию  Российской Федерации с территории  Республики Беларусь

Государственная пошлина ( глава 25.3 НК)

Таможенная пошлина (ст.318-319 Таможенного кодекса)

Транспортный налог (глава 28 НК. Региональные законы о транспортном налоге)

Земельный налог (глава 31 НК. Местные законы о земельном налоге)

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов ( глава 25.1 НК)

Водный налог (глава 25.2 НК)

Налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК)

Налоги, уплачиваемые организациями и ИП при упрощенной системе налогообложения в качестве налогового агента

НДФЛ с выплат доходов в пользу физических лиц (ст.226 НК)

Налог на прибыль организаций при выплате дивидендов юридическим лицам (ст.275 НК)

НДС (ст.161 НК)

Налоги, которые не уплачиваются индивидуальными предпринимателями при упрощенной системе налогообложения.

НДФЛ с доходов по предпринимательской деятельности облагаемой налогом по УСН. Если доходы получены не от предпринимательской деятельности (например, продано личное имущество физического лица), то НДФЛ уплачивается точно так же как и обычными физическими лицами, не предпринимателями – подается декларация 3-НДФЛ в срок до 30 апреля.

НДС (кроме некоторых случаев, указанных выше)

Налог на имущество физических лиц. От этого налога освобождается имущество, используемое в предпринимательской деятельности. Поскольку налог на имущество физических лиц рассчитывается налоговыми органами, то им необходимо предоставить документы о том, что имущество используется в предпринимательских целях.

Налоги, которые не уплачиваются организациями при упрощенной системе налогообложения.

Налог на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК)

НДС (кроме некоторых случаев, указанных выше)

Налог на имущество организаций

Объекты налогообложения

Согласно п.1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

В соответствии со статьей 346.14. объектом налогообложения соответственно признаются доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов(табл2).

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. С 1 января 2009 года законами субъектов Российской Федерации могут быть устанавливаться дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков

Информация о работе Налогообложения предприятий сферы торговли