Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:40, дипломная работа
Данная работа является результатом исследования в области налогового администрирования. Рассмотрение и изучение налогового администрирования является наиболее актуальным на данном этапе развития системы налоговых правоотношений в Российской Федерации, это заключается в том, что эффективность функционирования российской налоговой системы зависит от качества управления ею, а в широком понимании налоговое администрирование рассматривается как управленческая деятельность налоговых органов и управление налоговыми отношениями в государстве. Этим и обусловлен выбор темы «Налоговые поступления, администрируемые налоговыми органами Российской Федерации: анализ сбора налогов, проблемы и пути их совершенствования».
Оглавление
Данная работа является результатом исследования в области налогового администрирования. Рассмотрение и изучение налогового администрирования является наиболее актуальным на данном этапе развития системы налоговых правоотношений в Российской Федерации, это заключается в том, что эффективность функционирования российской налоговой системы зависит от качества управления ею, а в широком понимании налоговое администрирование рассматривается как управленческая деятельность налоговых органов и управление налоговыми отношениями в государстве. Этим и обусловлен выбор темы «Налоговые поступления, администрируемые налоговыми органами Российской Федерации: анализ сбора налогов, проблемы и пути их совершенствования».
Целью дипломной работы является комплексное исследование системы налогового администрирования; определение понятия налогового администрирования; проведение анализа налоговых поступлений в бюджет Московской области; выявление и постановка существующих в этой системе налогового администрирования проблем; выработка рекомендаций по совершенствованию указанной системы.
Цель исследования достигается посредством решения следующих задач:
Объектом исследования являются теоретические и практические материалы, на основании которых давалось определение налоговому администрированию, и проводился анализ налоговых поступлений.
Предметом исследования являются проблемы теории и практики в сфере налогового администрирования, возможные пути их решения.
Методическую базу исследования составляет совокупность следующих методов: анализ практических данных проведен с использованием методов группировки, выборки, сравнения и обобщения.
Информационную базу исследования составляют отчетно-аналитическая информация Управления ФНС России по Московской области, а также труды и научные работы извесных отечественных специалистов: АнашкинаА.К., Аронова А.В., Архипцевой Л.М., Бабича А.М., Большакова С.В., Брайчевой Т.В., Брызгалина А.В., Бурцева Д.Г., Винницкого Д.В., Гончаренко Л.И., Горбуновой О.Н., Гуйда Т.В., Дадашева В.А., Кудрина А.Л., Кучерова И.И., Лобанова А.В., Малько А.В., Матузова Н.И., Мацкуляка И.Д., Мироновой О.А., Мирошника С.В., Мокрецова М.П., Мысляевой И.Н., Оспанова М.Т., Павловой Л.Н., Передернина А.В., Перонко И.А., Садовской Т.Д., Сенчагова В.К., Титова А.С., Титова Ю.П., Толкушкина А.В., Ханафеева Ф.Ф., Химичевой Н.И., Черника Д.Г., Шундикова К.В.; Янжул И.И.
В работе использованы публикации в научных журналах, материалы научных и практических конференций, диссертации и авторефераты диссертаций.
Практическая значимость результатов выполненной работы состоит в том, что материал исследования может быть использован субъектами налоговых правоотношений в их практической деятельности, ввиду использования только современных норм налогового права, наличия результатов тщательно проведенного анализа состояния взаимоотношений налогоплательщиком с государством на примере Управления ФНС России по Московской области.
В первой главе рассмотрено понятие налогового администрирование и дано его определение на современном этапе развития налоговых отношений, а также определены методологические и теоретические основы аналитической работы налоговых органов.
Во второй главе отражено информационное и организационное обеспечение анализа. Приведена подробная схема «Анализ в системе налогового администрирования». Описана работа налоговых органов по информированию налогоплательщиков. А также рассказывается об информации из внутренних и внешних источников поступающей в налоговые органы. Особое внимание уделено анализу, как одной из важных подсистем в системе налогового администрирования. Анализ налоговых поступлений проведен на примере налоговых поступлений в бюджет Московской области за 2008-2009 года (на основании данных, аналитической записки и форм отчетности Управления ФНС России по Московской области).
В третьей главе выявлены проблемы в системе налогового администрирования, а также представлены некоторые пути их решения. Рассмотрены вопросы по совершенствованию налогового законодательства в части налогового администрирования в Российской Федерации.
Работа состоит из 75 листов,
Налоговая наука и практика развиваются динамично. Последние два десятилетия характеризуются становлением российской налоговой системы, отвечающей требованиям российской экономики в рыночной среде. Практика не может развиваться без теории, без постановки методологии и методики налогообложения.
Учитывая, что классические экономические теории определяют роль и место налогов в экономической системе государства, налоговое администрирование как научное направление опирается на наследие экономистов и их теории: обмена, атомистической теории, теории налога как страховой премии, теории налогов А. Смитта и Д. Рикардо, кейнсианской теории, налоговой теории монетаризма и т.д. Естественно современная система налогового администрирования обусловлена не только историческими, но и экономическими предпосылками развития1.
Современная система налоговых органов требует адекватной системы управления ими. В этой связи одной из важнейших областей налогового администрирования является блок вопросов, связанных с функциями управления в системе налоговых органов: планированием и прогнозированием, учетом, контролем, анализом и регулированием. Но нельзя считать, что налоговое администрирование на практике – это только система управления налоговыми органами. Данное понятие гораздо шире, многограннее, поскольку охватывает такое явление, как налоговые отношения, совокупность которых формирует в государстве налоговую среду, то есть среду распространения государственно-властных полномочий по установлению и сбору налогов
Рассматривая налоговое администрирование в широком его понимании, необходимо уметь разделять управленческую деятельность налоговых органов и управление налоговыми отношениями в государстве при помощи методов государственного регулирования, налоговой политики, поскольку это важно для экономического развития государства и его регионов2.
Далее более подробно рассмотрим как понятие налогового администрирования трактуется различными учеными.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что научные работы определили свой взгляд на сущность налогового администрирования практически одинаковым пониманием задач, не оставив возможности для ее бессистемного толкования. Вместе с тем трактовка содержания налогового администрирования достаточно широка.
Теория и практика исследования данного вопроса показывают неоднозначность понимания термина «налоговое администрирование». В этой связи очевидным и актуальным является вопрос официального определения теоретической и методологической основ налогового администрирования.
Систематизировав все имеющиеся толкования, можно выделить следующие девять3:
• осуществление налоговой администрацией в пределах ее компетенции функций и полномочий, установленных ей государством и налоговым законодательством. Оно включает в себя в качестве главной составной части систему управления налогами;
• система управления налоговыми отношениями;
• система управления государством всем комплексом налоговых отношений;
• организационно-управленческая система реализации налоговых отношений, включающая совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России;
• динамически развивающаяся система управления налоговыми отношениями, координирующая деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики;
• обособленная управленческая деятельность;
• комплексная система управления налогообложением;
• часть системы управленческой деятельности государства.
2) организация и управление: осуществляемое бюрократией как организационной формой рационально-правовой власти управление системой организации отношений между налогоплательщиками и органами управления. Семантическое значение слова «администрирование» уже слова «управление» и, следовательно, процесс государственного администрирования, в том числе и налогового, есть лишь часть общего процесса государственного управления, включая и управление налоговыми отношениями;
3) деятельность и управление: деятельность налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства. Сущность налогового администрирования определяется как управление налоговыми отношениями;
4) система мероприятий и управление;
5) деятельность: организационно-
6) меры и мероприятия
• ряд мер, направленных на максимально возможный сбор налогов при минимизации затрат, включая бремя, возлагаемое на налогоплательщика;
• комплекс мер и мероприятий, используемый уполномоченными органами исполнительной власти;
7) организация, процесс;
8) категория собирательная, условная;
9) инструмент государственного регулирования.
Все приведенные толкования условно можно объединить в три блока: связанные с управлением, не связанные с управлением и опровергающие само существование понятия налоговое администрирование.
Во всех исследованиях ключевым словом является администрирование. От этого слова исходит научное познание самого термина «налоговое администрирование».
Толковый словарь «администрирование» разъясняет как управление посредством приказов и распоряжений, часто без учета конкретных условий работы, существа, дела4; современный экономический словарь как преобладание в управлении формальных, чисто административных, приказных форм и методов5.
В настоящее время такие определения, не лишены доли истины, но не отражают основного смысла понятия, который наиболее точно сформулировал классик административной науки А. Файоль: «Администрировать – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, руководить и контролировать»6.
Обобщая научное исследование теоретических и методологических основ, предлагаются следующие качественные характеристики налогового администрирования:
- обеспечение взаимосвязи
фундаментальных общественных
- правовая обоснованность и инициативность в совершенствовании законодательно-нормативной базы;
- управление процессом налогообложения;
- содействие поступлению налогов в бюджет;
- контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов;
- прогнозирование налоговых поступлений;
- участие в межбюджетных
отношениях и социальных
- информационность;
- строгая регламентация
и документарность
- обобщение отечественного и зарубежного опыта налогообложения;
- совершенствование
Исходя из качественных характеристик налогового администрирования, можно сказать, что целью налогового администрирования является обеспечение прогнозных налоговых поступлений в бюджетную систему России в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и налогового контроля, а также наиболее эффективное функционирование налогового механизма и системы налогового регулирования с точки зрения дальнейшего развития национальной экономики.
Таким образом, нельзя не согласиться, что администрирование есть управление. И эту точку зрения поддерживают большинство авторов исследовавших вопросы, связанные с налоговым администрированием, в том числе: М. Т. Оспанов, В. А. Красницкий, И. А. Перенко, А. 3. Дадашев, А. В. Лобанов, О. А. Миронова, Ф. Ф. Ханафеев, А. С. Титов, Г. Г. Безруков, А. А. Арутюнов, Л. И. Гончаренко, А. К. Анашкин, М. В. Мишустин, И. Ю. Александрова, М. Ф.Харламов.