Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:40, дипломная работа
Данная работа является результатом исследования в области налогового администрирования. Рассмотрение и изучение налогового администрирования является наиболее актуальным на данном этапе развития системы налоговых правоотношений в Российской Федерации, это заключается в том, что эффективность функционирования российской налоговой системы зависит от качества управления ею, а в широком понимании налоговое администрирование рассматривается как управленческая деятельность налоговых органов и управление налоговыми отношениями в государстве. Этим и обусловлен выбор темы «Налоговые поступления, администрируемые налоговыми органами Российской Федерации: анализ сбора налогов, проблемы и пути их совершенствования».
Наиболее важными отчетами являются следующие:
- фактическое исчисление
и поступление налогов и
- фактическое поступление платежей по видам налогов нарастающим итогом по месяцам (форма 1-НМ «Отчет о поступлении налогов. Сборов и иных обязательных платежей в Бюджетную систему Российской Федерации»);
- фактические базы
Основное предназначение отчета по налогам и сборам как важной составляющей информационного блока – это сведение всей ранее полученной информации из внутренних и внешних источников в единые отчеты, которые в последующем служат базой для планирования и анализа налоговых поступлений в бюджетную систему РФ.
Показатели отчетов имеют важное значения для составления аналитической записки и принятия управленческих решений налоговыми органами.
Тесная взаимосвязь между подсистемами налогового администрирования: анализом и планированием выражается в показателях отчетности налоговых органов.
Рассмотрим динамику и структуру налоговых поступлений в бюджет Московской области за период с 2005 – 2009 годы.
За рассматриваемый период прослеживается положительная тенденция по поступлению налогов в консолидированный бюджет Московской области, что наглядно проиллюстрировано на рисунке 4.
Управление входит
в пятерку лидеров среди
Влияние финансового кризиса на экономику Московской области отразилось на замедлении темпов роста поступлений в бюджетную систему уже в IV квартале 2008 года. Однако, потенциал экономики Московской области, накопленный в предыдущие годы, позволил налоговым органам области выйти на положительные цифры роста поступлений по итогам за 2008 год, что видно на рисунке 5.
На фоне углубления влияния кризиса на экономику Московской области в 2009 году, приведшего к сокращению объёмов производства, росту убыточных организаций, снижению начисленной заработной платы, ухудшению ряда других экономических показателей, тенденция дальнейшего снижения темпов поступлений в бюджетную систему страны продолжилась.
В 2009 году налоговыми органами Московской области в бюджетную систему Российской Федерации мобилизовано налогов и сборов, включая государственные внебюджетные фонды в размере 424 млрд. рублей, что на 3,8 процента ниже уровня поступлений 2008 года, что наглядно можно увидеть на рисунках 5 и 6.
Рисунок 5. Динамика налоговых поступлений в 2005-2009 г.г.
Рисунок 6. Динамика налоговых поступлений в 2005-2009 г.г.
Из общей суммы поступлений в доходы федерального бюджета мобилизовано 112,4 млрд. руб., консолидированного бюджета Московской области – 222,9 млрд. руб., в государственные внебюджетные фонды 88,7 млрд. руб., что по отношению к поступлениям 2008 года составляет 101,4%, 92,3% и 101,4% соответственно.
По объёмам поступлений в бюджетную систему по итогам 2009 года Управление занимает второе место в Российской Федерации и по рисункам 7,8,9 можно проследить положительную тенденцию.
Рисунок7. Доля поступлений доходов Управления ФНС по Московской области в общих доходах бюджетной системы Российской Федерации 2007г.
Рисунок 8. Доля поступлений доходов Управления ФНС по Московской области в общих доходах бюджетной системы Российской Федерации 2008г
Рисунок 9. Доля поступлений доходов Управления ФНС по Московской области в общих доходах бюджетной системы Российской Федерации 2009г.
Доходная часть федерального бюджета в 2009 году на 97% обеспечена тремя налогами: НДС – 64,7%, ЕСН – 26,2%, налог на прибыль – 6,1%. Из всех налогов, зачисляемых в федеральный бюджет по итогам 2009 года, положительная динамика поступлений сохраняется по двум налогам: НДС и ЕСН, с темпами роста к 2008 году 124,5% и 101,7% соответственно, что проиллюстрировано на рисунке 10.
Рисунок 10. Динамика поступлений доходов, администрируемых Управлением ФНС России по Московской области в Федеральный бюджет за 2008-2009 г.г.
Доходы консолидированного бюджета Московской области сформированы на 97,4% за счёт: НДФЛ, налога на прибыль, налога на имущество организаций, акцизов, налогов на совокупный доход, земельного налога.
По итогам за 2009 год, как показано на рисунке 11 положительная динамика сохраняется по большинству налогов, зачисляемых в консолидированный бюджет Московской области.
Рисунок 11. Динамика поступлений доходов, администрируемых Управлением ФНС России по Московской области в Консолидированный бюджет Московской области за 2008-2009 г.г.
Проводимый в 2009 году Управлением и территориальными налоговыми органами в рамках антикризисных планов Правительства Московской области и Управления, ежедневный мониторинг поступлений в бюджетную систему, в динамике с 2008 годом, выявил, что самые низкие темпы поступлений в бюджеты всех уровней отмечаются по итогам за 9 месяцев 2009 года и составили: в федеральный бюджет – 96,7%, в консолидированный бюджет Московской области – 90,8% (рисунок 12,13).
Рисунок 12. Динамика налоговых поступлений в федеральный бюджет Московской области
Рисунок 13. Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет Московской области
Поквартальный анализ темпов поступлений в бюджеты всех уровней показал, что пик снижения темпов поступлений приходится на второй – третий кварталы 2009 года, а минимальный уровень в федеральный бюджет составил 82,3% (2-3 кварталы), в консолидированный бюджет Московской области 89,7% (3 квартал), в том числе в бюджет Московской области – 86,7% (3 квартал), в бюджеты муниципальных образований – 97,8% (2 квартал).
При этом в четвертом квартале отмечается небольшой рост темпов поступлений во все уровни бюджетов, что позволило завершить 2009 год с более высокими показателями в сравнении с девятью месяцами.
Рисунок 14. Динамика налоговых поступлений в федеральный бюджет
Рисунок 15. Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет Московской области
Увеличение темпов поступлений в бюджеты всех уровней связано с некоторым улучшением ситуации с поступлением по основным бюджетообразующим налогам: налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций и другим.
Самое значительное снижение темпов поступлений произошло по налогу на прибыль, и к началу 2009 года, в целом по налогу, составило около 68%, в том числе, зачисляемому в федеральный бюджет – 87%, в бюджет Московской области – 63%.
При этом за четвёртый квартал темпы поступлений по налогу на прибыль в целом увеличились, по сравнению с девятью месяцами, на 2 процента, в том числе, зачисляемому в бюджет Московской области - на 3,4 процента.
Абсолютная сумма снижения по налогу на прибыль за 2009 год, в динамике с 2008 годом, в целом составила 34,6 млрд. руб., или 36,0%, в том числе в федеральный бюджет 65,0 %, в бюджет Московской области - 28,0%.
Основной причиной снижения поступлений по налогу на прибыль является снижение налоговой ставки с 24% до 20%, а также снижение налоговой базы под влиянием кризиса, что в свою очередь привело к сдаче налогоплательщиками расчётов по налогу на прибыль по итогам 2008 года и квартальным расчётам 2009 года «к уменьшению», увеличения количества убыточных предприятий и росту убытков.
Следует отметить, что с июля 2009 года наметились положительная тенденция по налогу на прибыль. По итогам расчётов за I полугодие и 9 месяцев 2009 года сальдо расчетов положительное и сумма «к доплате» превышает сумму «к уменьшению», в то время как по итогам расчётов за 2008 год и I квартал 2009 года оно было отрицательное. Кроме того, по расчётам за 9 месяцев, в сравнении с первым полугодием, отмечается рост налоговой базы для исчисления налога почти на 50%, а также небольшое снижение количества убыточных организаций.
Еще одной причиной снижения поступлений в бюджет по налогу на прибыль является тот факт, что на территории Московской области зарегистрировано и ведут свою деятельность предприятия с иностранным капиталом. В условиях кризиса, курсы иностранных валют вели себя нестабильно, что приводило к возникновению курсовых разниц, как правило, отрицательных, которые включались в состав внереализационных расходов, в следствии чего, данные предприятия показывали убытки.
На снижение поступлений по налогу на прибыль также влияет наличие значительных сумм переплаты, которая по состоянию на 01.01.2010 года составляет 28,6 млрд. руб., в том числе в федеральный бюджет – 6,6 млрд. руб., в бюджет Московской области – 22 млрд. руб., и более интенсивному её использованию в новых экономических условиях. За 2009 год прирост сумм возмещения по налогу в целом составил 963 млн. руб., или 34,5%.
Ситуация по интенсивности возмещения имеющейся переплаты в 2010 году остается на прежнем уровне, что отразится на поступлении по налогу на прибыль, в связи с чем, контроль за правомерностью возвратов продолжает оставаться одним из приоритетных направлений деятельности.
На втором месте по уровню падения темпов поступлений находится налог на доходы физических лиц, являющийся одним из основных доходных источников консолидированного бюджета Московской области, темпы роста поступлений по которому, по состоянию на 1 января 2010 года, составили 102,5%, и снизились к началу 2010 года почти на 32%.
Основной причиной снижения темпов поступлений НДФЛ явилось снижение темпов роста начисленной заработной платы. Кроме того, на снижение темпов поступлений по НДФЛ оказывает влияние задолженность по заработной плате, и, соответственно, по уплате НДФЛ, несвоевременная и не в полном объёме уплата НДФЛ при выплаченной заработной плате.
Также на снижение темпов поступлений НДФЛ оказало влияние изменение законодательства, а именно, увеличение стандартного вычета на детей с 600 до 1000 рублей, увеличение верхнего предела дохода, при котором работник может получать вычет в размере 400 рублей с 20 000 до 40 000 рублей.16 Следует отметить, что, по сравнению с 2008 годом, в 1,6 раза возросли возвраты по НДФЛ, это также связано с увеличением имущественного вычета при приобретении квартиры, комнаты, доли в них или прав на них в строящемся доме с 1млн. до 2 млн. рублей17.
Учитывая, что задолженность по заработной плате в целом по Московской области на конец года составляла 11,7 млн. руб., то основной проблемой недопоступления НДФЛ остаётся неуплата НДФЛ при выплаченной заработной плате, а задачей налоговых органов на 2010 год –должно быть продолжение работы с налогоплательщиками, допускающими такие факты.
Хотелось бы отметить, что и по НДФЛ в четвёртом квартале 2009 года произошел небольшой рост темпов поступлений, а также по налогу на землю, транспортному налогу, налогу на имущество организаций и ряду других налогов.
В 2009 году мобилизовано имущественных, ресурсных и прочих налогов в консолидированный бюджет РФ по Московской области 44,4 млрд. руб., что на 3,2 млрд. руб. или на 7,8 % больше чем в 2008 году, в том числе 98,4 % или 43,7 млрд. руб. приходится на поступление этих платежей в консолидированный бюджет Московской области.
Доля имущественных, ресурсных и прочих налогов в общей сумме поступлений в бюджеты всех уровней в 2009 году составила 13.2 %, а их доля в консолидированном бюджете Московской области составила 19,6%.
Одним из основных бюджетообразующих налогов бюджета Московской области является налог на имущество организаций; бюджетов муниципальных образований – земельный налог, на долю которых в общей сумме имущественных налогов консолидированного бюджета Московской области приходится 65% и22% соответственно.
В 2009 году поступления по налогу на имущество организаций составили 28.3 млрд. руб., что на 2,4 млрд. руб. или на 9,4 % больше, чем в 2008 году.
Рисунок 16. Динамика поступления налога на имущество организаций и других ресурсных налогов 2008-2009 г.г. (млн.руб.)
В рамках антикризисных мероприятий налоговыми органами Московской области проведена инвентаризация объектов недвижимости, находящихся на территории, подведомственной налоговому органу и по которым не были представлены налоговые декларации по налогу на имущество организаций, что привело к уплате 78 млн. руб. налога.