Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:40, дипломная работа
Данная работа является результатом исследования в области налогового администрирования. Рассмотрение и изучение налогового администрирования является наиболее актуальным на данном этапе развития системы налоговых правоотношений в Российской Федерации, это заключается в том, что эффективность функционирования российской налоговой системы зависит от качества управления ею, а в широком понимании налоговое администрирование рассматривается как управленческая деятельность налоговых органов и управление налоговыми отношениями в государстве. Этим и обусловлен выбор темы «Налоговые поступления, администрируемые налоговыми органами Российской Федерации: анализ сбора налогов, проблемы и пути их совершенствования».
В целях полноты исчисления и уплаты земельного налога проводилась работа по созданию актуальной и достоверной базы по земельному налогу.
В ходе проведения инвентаризации составлены списки плательщиков земельного налога, выявлены причины непредставления налоговой отчетности, либо представления «нулевой» отчетности по земельному налогу, сделаны соответствующие запросы в территориальные органы Роснедвижимости, Россрегистрации и органы местного самоуправления, а также истребованы документы, необходимые для пояснения и установления обязанности по исчислению и уплате земельного налога.
Рисунок 17. Динамика показателей количества налогоплательщиков -физических лиц, привлеченных к уплате земельного налога (тыс).
По результатам проведенной работы за 2009 год выявлено более 1300 организаций, непредставляющих либо представляющих «нулевые» налоговые декларации по земельному налогу. Сведения о них, как правообладателях земельных участков, отсутствуют в базах данных, представленными органами Роснедвижимости и Росрегистрации, при этом указанные организации ранее уплачивали земельный налог.
В результате около 400 организаций представили декларации по земельному налогу на сумму более 890 млн. руб. либо подтвердили изъятие (ограничение) земель из оборота.
С целью повышения эффективности собираемости земельного налога с физических лиц в 2010 году будет продолжена работа по взаимодействию с регистрирующими органами и органами муниципальных образований по актуализации баз данных о земельных участках.
Кроме того совместно с органами муниципальных образований и с привлечением средств массовой информации и использования возможностей интернет-сайта Управления по Московской области была осуществлена работа по информированию налогоплательщиков о необходимости проведения кадастрового учета земельных участков.
В результате количество земельных участков, владельцам которых ранее не был исчислен земельный налог по причине отсутствия необходимых сведений, по сравнению с 2008 годом сократилось на 130 тыс. или на 28,2%.
Проведенная работа по актуализации баз данных для исчисления земельного налога позволила в 2009 году дополнительно привлечь к уплате налога более чем 57 тыс. налогоплательщиков-физических лиц.
Полнота и своевременность привлечения к уплате земельного налога физических лиц зависит также от результатов работы по идентификации текущих сведений, поступающих от регистрирующих органов.
В 2009 году от органов Роснедвижимости поступило 2415 тыс. сведений о земельных участках, из них идентификацию прошли 96% сведений, что превышает показатель 2008 года на 3,2%.
Сведения о земельных участках, поступившие из органов Росрегистрации в количестве 334 тыс., идентифицированы на 97%, что превышает показатель 2008 года на 5,1;%
.
Рисунок 17. Динамика показателей удельного веса идентифицированных сведений о земельных участках, в %
Положительное влияние на рост темпов поступлений в IV квартале 2009 года оказала проводимая налоговыми органами работа с имеющимися резервами по обеспечению дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней, а именно проводилась работа с организациями, заявившими убытки, создавались комиссии по работе с такими организациями; проводилась совместная работа с Государственной инспекцией труда в Московской области по вопросам заработной платы; по земельным и имущественным вопросам, выявление объектов недвижимости, по которым не уплачивался налог на имущество организаций, в том числе по обособленным подразделениям, актуализация баз данных по земельным участкам физических лиц, осуществляется взаимодействие с органами исполнительной власти в целях повышения эффективности налогового администрирования и усиления контроля за поступлением налогов и сборов во все уровню бюджетов.
По состоянию на 01 января 2010 года дополнительно мобилизовано налоговых доходов в размере более 15 млрд. руб.
По итогам за 2009 год положительная динамика сохраняется по большинству налогов, зачисляемых в консолидированный бюджет Московской области.
Рисунок 16. Удельный вес видов экономической деятельности в налоговых поступлениях в 2009 году.
Несмотря на влияние финансового кризиса на экономику Московской
области, налоговые органы сохранили положительные тенденции роста
поступлений за кризисный период и это произошло во многом благодаря тому, что в Московской области многоотраслевая экономика (рисунок 16), а также, что в период кризиса и послекризисный период налоговые органы вели активную работу с налогоплательщиками и с имеющимися резервами по обеспечению дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней.
Таким образом, высокий уровень проводимой работы по всем направлениям деятельности налоговых органов Московской области позволил управлению достичь в 2009 году высокой оценки эффективности деятельности.
Современные процессы социально-экономической глобализации значительно усложнили управленческие задачи из-за развития управленческой конкуренции - как межгосударственной, так и внутри отдельного государства. Сегодня, как никогда раньше, возникла проблема эффективности управления. И эта проблема встала в первую очередь перед государственным управлением, поскольку страны оказались сегодня в гораздо более конкурентной среде, чем, например, еще в 1990-е годы.
В этих условиях от качества и характера управления в налоговой системе зависит - станет ли налоговая система фактором социально-экономического роста страны и внесет весомый вклад в наращивание страной конкурентоспособности, либо останется чисто фискальным инструментом, мало заботящимся о стимулах страны к развитию или даже вовсе останавливающим процесс развития, загоняющим национальную экономику в «тень». Качество и характер налогового администрирования прямо связаны с уровнем национальной безопасности, так как страна, где управление налоговой системой не способствует, или недостаточно способствует, активизации ресурсов социально-экономического роста, не может рассчитывать на достойное место в мире и, следовательно, на защищенность.
Налоговое администрирование - организационно-управленческая система реализации налоговых отношений, неразрывно связано с возникновением самого государства и эволюционирующие вместе с ним и другими институтами общества.
Величина экономических потерь от неэффективной налоговой системы сложна для расчета. Но эмпирические исследования свидетельствуют о косвенных социальных и экономических потерях общества: снижении деловой активности, бегстве капитала, социальном расслоении и т.д. Управленческие факторы (включая деятельность налоговых органов) могут влиять на размеры теневого сектора, по меньшей мере, в такой же степени, как ставки налогообложения. Слабая налоговая база не позволяет государству осуществлять свои основополагающие функции, что также сдерживает его социально-экономическое развитие. Например, налоговый уровень развивающихся стран, который оценивается приблизительно в 18% ВВП, не позволяет осуществлять модернизацию экономики и решать насущные социальные проблемы18.
Развитие рыночных отношений в России потребовало реформирования налоговой системы, развития законодательства о налогах и сборах, создания органов налогового администрирования. Снизилось число налогов, и сократилась налоговая нагрузка на экономику. Введена единая, плоская, шкала налога на доходы физических лиц в размере 13%, с 24 до 20% снижена ставка налога на прибыль предприятий, с 20 до 18% уменьшился НДС. Реформирован единый социальный налог (ЕСН): с 35,6% он уменьшен до26% , а с 2010 года ЕСН заменен страховыми взносами и администрирование передано в ведение Пенсионного фонда. Отменен налог на имущество, переходящее в порядке наследования. Введены налоговые льготы для инвесторов в особых экономических зонах, дифференцированы ставки налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от условий добычи нефти, что должно повысить инвестиционную привлекательность нефтедобывающей промышленности.
По данным Министерства финансов РФ, в последние годы фискальное бремя ежегодно снижалось на 1% ВВП и составило в 2009 году 25% ВВП, что на 5% ниже аналогичного показателя 2005 года. Проведена кодификация налогового законодательства, что позволило существенно упростить эту отрасль права и сделать ее нормы более универсальными. Создана служба налогового администрирования, базирующаяся на типовых налоговых структурах низовых звеньев системы, на современных информационных технологиях. Развиваются такие перспективные направления налогового администрирования, как налоговый аудит и досудебное рассмотрение споров.
Вместе с тем, проводимая в РФ налоговая политика все еще не является инструментом обеспечения необходимого экономического роста и установления социальной справедливости. Существующая система взыскания налогов и сборов нарушает основные принципы налогообложения. Она нестабильна, не обеспечивает равенства условий, сопряжена с высокими транзакционными издержками - как для государства, так и налогоплательщиков.
Чтобы налоговая система соответствовала задачам нынешнего этапа социально-экономического развития страны, необходимо усилить ее стимулирующую и перераспределительную функции через:
- снижение нагрузки НДС;
- введение льгот и
- установление
налоговых стимулов охраны
- перенесение налогового бремени с производства на потребление, введение дифференцированной ставки подоходного налога с физических лиц, налога на недвижимость и предметы роскоши;
- повышение эффективности расходования средств, собираемых в виде налогов;
- децентрализацию регулирования налоговой сферы.
Необходимо снизить транзакционные издержки механизма и процедур налогового администрирования, связанные :
- с большим
объемом бухгалтерской и
- сложной системой
учета финансово-хозяйственной
деятельности налогоплательщика
- более жесткими по сравнению с зарубежными налоговыми системами финансовыми и административными санкциями за нарушения - налогового законодательства;
Налоговый кодекс (статья 31) предоставляет налоговым органам, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, однако не содержит нормативных предписаний, посвященных этой процедуре. В этой связи, представляется целесообразным в статью 92 НК РФ внести дополнения, касающиеся процедуры инвентаризации.
Для
улучшения процедуры
взаимодействия крупнейших налогоплательщиков
и налоговых органов
необходимо определить
Налоговым кодексом (а не подзаконным
актом) правила постановки на учет
крупнейших налогоплательщиков
(или особенности такой
постановки); определить четкие
критерии отнесения налогоплательщика
к категории крупнейших;
Чрезвычайно актуальной проблемой российской налоговой системы является трансфертное ценообразование. Необходимо законодательно определить правила трансфертного ценообразования и применять их на единой основе. Для ограничения распространения трансфертного ценообразования как средства минимизации налоговых платежей и повышения эффективности налогового администрирования необходимо внедрить систему консолидированного налогообложения взаимозависимых предприятий, определить режим консолидированного налогообложения (возможность уплачивать один или несколько налогов, например налог на прибыль, материнской компаний от имени группы взаимосвязанных предприятий, такая группа взаимосвязанных предприятий рассматривается как единый налогоплательщик по этому налогу). Требуется в этих целях дополнить Налоговый кодекс РФ новым видом специального налогового режима и новой главой - «Консолидированная группа налогоплательщиков».
Для поддержания баланса интересов государства и налогоплательщика необходимо укреплять процедуру и практику независимого правосудия, решительно пресекать давление на суд со стороны федеральных, региональных политиков и крупных группировок бизнеса, бороться с коррупцией в судебной системе. Для усиления открытости, прозрачности судебной системы, лучшего анализа и обобщения судебной практики, выработки рекомендаций по применению налогового законодательства в спорных ситуациях необходимо создать при Верховном и Высшем арбитражном судах экспертно-консультативный совет по налогам, включив в него авторитетных представителей налогоплательщиков, бизнеса, других организаций гражданского общества, науки, исполнительной и законодательной властей. Для упрощения и ускорения процедур обжалования решений и действий налоговых органов следует создать специализированные коллегии по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
Необходимо дополнить судебный механизм разрешения налоговых споров хорошо разработанными, эффективными технологиями досудебного и внесудебного обжалования и разрешения споров, которые позволят оперативно, профессионально, в относительно простых процедурах и формах, бесплатно решать спорные вопросы, уменьшая тем самым нагрузку на суды и снижая трансакционные издержки по сбору налогов.