Налоговое администрирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:40, дипломная работа

Описание работы

Данная работа является результатом исследования в области налогового администрирования. Рассмотрение и изучение налогового администрирования является наиболее актуальным на данном этапе развития системы налоговых правоотношений в Российской Федерации, это заключается в том, что эффективность функционирования российской налоговой системы зависит от качества управления ею, а в широком понимании налоговое администрирование рассматривается как управленческая деятельность налоговых органов и управление налоговыми отношениями в государстве. Этим и обусловлен выбор темы «Налоговые поступления, администрируемые налоговыми органами Российской Федерации: анализ сбора налогов, проблемы и пути их совершенствования».

Файлы: 1 файл

диплом ТАНЯ.doc

— 1.27 Мб (Скачать файл)

Определение, не связанное с управлением, поддерживает группа авторов, в том числе: А. А. Фролов, О. Б. Буздалина, А. Т. Измайлов, В. В. Велигура, К. И. Симиренко. Однако в исследованиях данные авторы не раскрывают в полной мере свое отношение к понятию «управление» в налоговых отношениях. Налоговое администрирование рассматривается только с позиции фискальной политики государства.

В тоже время системный подход позволил сделать вывод, что в налоговых отношениях не может присутствовать полноценное понятие управление в части взаимоотношений налогового органа, с одной стороны, и юридических и физических лиц – с другой.

Обратимся к ст. 9 НК РФ «Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах». Статус этих участников (субъектов) подробно раскрыт в последующих статьях НК РФ и иных соответствующих нормативных актах. При этом участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются: налогоплательщики и плательщики сборов – организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. Также участниками являются налоговые органы.

В налоговом законодательстве нет полномочий у налогового органа по управлению налогоплательщиками, налоговыми агентами или иными обязанными лицами. Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, расписаны в НК РФ и не предусматривают какое-либо управление в объемном понимании данного понятия.

В нашем случае можно вести речь только о налоговом контроле, выделив его в особую форму налоговых отношений. Право осуществлять налоговый контроль закреплено НК РФ за уполномоченным органом в лице налогового органа. Налоговый кодекс РФ раскрывает понятие «налоговый контроль». Так, в соответствии со ст. 82 НК РФ «налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом».

А некоторые ученые высказались неопределенно, что наука и практика только в будущем должны определиться с этим понятием и его содержанием (если этот термин вообще приживется как в теории, так и в практике налогообложения и налогового права).

Исходя из анализа проведенного исследования, можно сделать вывод: являясь частью процесса организации налоговой политики государства, налоговое администрирование имеет не только общие свойства, но и особенные, отличительные черты и функции в налоговой сфере. Значение налогового администрирования заключается в том, что оно выступает в форме комплексной системной организации отношений между налогоплательщиками и налоговой администрацией в лице налоговых органов в целях исполнения доходной части бюджетов различных уровней. Налоговое администрирование нацелено на построение комфортной налоговой системы в мобильной форме, в виде гибкого механизма, способного оперативно реагировать как на внешние, так и на внутренние изменения. Эта комплексная система направлена на повышение эффективности совокупности норм и правил, регламентирующих налоговые действия, конкретную технологию налоговых отношений и стабильное поступление доходов в бюджетную систему Российской Федерации.

Таким образом, налоговое администрирование достаточно объемный процесс по внутреннему экономическому содержанию, внешним формам взаимодействия, условиям организации, субъектам и объектам самого процесса администрирования, совокупности решаемых задач, целевым параметрам и значимостью результатов функционирования.

Подводя итоги, можно сделать вывод, бесспорным является факт того, что в самой системе налоговых органов, куда входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов и его территориальные органы, присутствует полноценный процесс управления. Также процесс управления присутствует при выработке налоговой политике государства различными структурами власти.

Таким образом, проведенные исследования и полученные результаты позволяют согласиться с тем, что администрирование – это управление.

 

 

1.2. Методологические основы аналитической работы налоговых органов

 

Рассматривая налоговое администрирование как систему управления государством налоговыми отношениями, далее определим и рассмотрим совокупность методов и форм, посредством которых государство осуществляет это управление.

Налоговое администрирование, как организационно-управленческая система реализации налоговых отношений, включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России.

Основными методами налогового администрирования являются налоговое планирование и прогнозирование налоговых поступлений в бюджетную систему, налоговое регулирование, мотивация поведения должностных лиц налоговых органов и налогоплательщиков, организация деятельности налоговых органов и их взаимодействия с налогоплательщиками, учет налогоплательщиков и налоговых поступлений, анализ налоговых поступлений и налоговой отчетности, социально-экономических показателей, а также налоговый контроль.

Указанные методы не могут быть разграничены, так как на практике они нередко пересекаются. Применительно к системе налогового администрирования данные методы конкретизированы и отражены на рисунке 1. 8

 

 

 

 




 




 



 

 

Рисунок 1. Подсистемы налогового администрирования

Раскроем некоторые особенности подсистем налогового администрирования, которые отражают содержание методов налогового администрирования.

 Подсистема «Анализ  налоговых поступлений, налоговой  отчетности, социально-экономических  показателей» реализует свою работу по следующим направлениям:

  • Оценка выполнения контрольных показателей в целом по налоговому органу, в разрезе налогов и сборов ежемесячно и нарастающим итогом за год, в целом по территории и в разрезе видов экономической деятельности;
  • Анализ динамики налоговых поступлений в целом по налоговому органу (нижестоящим налоговым органам), в разрезе налогов и сборов ежемесячно и нарастающим итогом за год, в целом по территории и в разрезе видов экономической деятельности;
  • Исследование изменения структуры налоговых поступлений по видам налогов и видам экономической деятельности за отчетный период и в динамике за ряд лет под влиянием происходящих социально-экономических процессов в стране, регионе, изменений в законодательстве о налогах и сборах;
  • Анализ динамики задолженности в течение года;
  • Анализ налоговой нагрузки.

Методика проведения анализа налоговых поступлений может быть представлена в виде алгоритма9, который представлен на рисунке 2.



 



 


 



 

 


 

 


 


Также следует отметить, что подсистема «Анализ налоговых поступлений, налоговой отчетности, социально-экономических показателей» теснейшим образом связана с прогнозированием и планированием налоговых поступлений. С одной стороны, при разработке планов необходимо использовать аналитические материалы, а с другой анализ фактических налоговых поступлений важен для оценки обоснованности плановых показателей.

На процесс прогнозирования и планирования налоговых поступлений оказывают воздействие меры по регулированию налоговых поступлений, реструктуризации задолженности, принимаемые в рамках соответствующей подсистемы налогового администрирования. Осуществляется прямая оценка величины налоговых поступлений, подлежащих перечислению налогоплательщиками в планируемом периоде вследствие наступления сроков. При этом материалы по управлению задолженностью учитываются при обосновании налоговых поступлений по отдельным налогам как на год в целом, так по кварталам и месяцам.

Главная цель налогового прогнозирования и планирования состоит в экономическом обосновании объемов безвозмездного изъятия в бюджетную систему части валового внутреннего продукта (ВВП) в разрезе основных (бюджетообразующих) налогов, а также обеспечение потребностей бюджета путем определения объема финансовых ресурсов в разрезе плательщиков налогов и максимально возможного изъятия и оптимизация налогового регулирования и налогового контроля.

Налоговое планирование может быть краткосрочным (текущее или тактическое), среднесрочным и долгосрочным – на более отдаленную перспективу (стратегическое или налоговое прогнозирование).

Налоговое планирование включает в себя: работу по прогнозированию объемов налоговых поступлений с учетом инфляции, валютного курса, деловой активности субъектов экономической деятельности, теневой экономики и на этой основе расчет доходов, включаемых в проект бюджета на очередной финансовый год; определение долей (нормативов) распределения налоговых ставок по уровням бюджетной системы; разработка контрольных заданий по налогам и сборам, администрируемым ФНС России.

Говоря о составляющих частях налогового планирования10, отдельно стоит также выделить так называемое административно-налоговое планирование, которое включает в себя работу вышестоящего налогового органа (ФНС и ее региональных управлений) по планированию деятельности нижестоящих налоговых органов соответствующего уровня (Управлений по субъекту и инспекций) с целью реализации возложенных на них законодательством административных и контрольных функций по мониторингу и анализу налогового пространства.

Основная задача налогового планирования – экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных заданий.

Целью налогового регулирования является уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Прежде всего, налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, то есть максимальное обеспечение общественных интересов в их финансовом покрытии. В качестве форм налогового регулирования можно назвать систему налогового стимулирования, оптимизацию налоговых ставок, систему налоговых льгот и меры санкционного действия.

Система налогового стимулирования предполагает изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени; предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога; предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями: фискальной и регулирующей. От размера налоговых ставок зависит построение рациональной налоговой системы. Расчет оптимального уровня налоговых ставок – процесс крайне сложный и трудоемкий. Здесь прежде всего необходимо экономическое обоснование с целью оптимизации государственных расходов, их приведение в соответствие с возможностями реальной экономики.

Система налоговых льгот представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса. Налоговые льготы предоставляются в виде отмены авансовых платежей, уменьшения или полного сложения налогового обязательства при соблюдении определенных условий, снижения размера налоговой ставки.

Неотъемлемой составляющей налогового регулирования и формой налогового администрирования является система санкционирования. К нарушителям законодательства о налогах и сборах применяются финансовые и административные санкции, а также меры уголовной ответственности.

Мотивация поведения должностных лиц налоговых органов и налогоплательщиков в целях повышения уровня обоснованности плановых корректировок осуществляется по различным направлениям: совершенствование взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками; применение различных инструментов стимулирования специалистов и руководителей структур налоговых органов к повышению профессиональной компетентности, ответственности; а также влияние налоговых органов  на повышение налоговой культуры налогоплательщиков. Налоговые органы Российской Федерации ведут пропагандистскую кампанию, направленную на поощрение исполнения обязанностей налогоплательщиков и повышение социальной ответственности бизнес-сообщества, отдельных граждан.

Организация деятельности налоговых органов и их взаимодействие с налогоплательщиками обеспечивает организационное закрепление метода прогнозирование и планирование налоговых поступлений за соответствующими структурами, подразделениями ФНС и других налоговых органов11.

Что касается учета налогоплательщиков и налоговых поступлений, то этот метод позволяет создать информационную базу о численности и динамике различных категорий налогоплательщиков и налоговых поступлений. На основе учета налоговых поступлений формируется отчетность о налоговых поступлениях в разрезе контингента налогов и сборов. Вместе с тем создаются базы данных о налоговых поступлениях и показателях финансово-хозяйственной деятельности крупнейших и бюджетообразующих налогоплательщиков.

Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль. Цели и задачи налогового контроля различны. Основная цель – препятствие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов.

Сущность налогового контроля можно рассматривать двояко:

Информация о работе Налоговое администрирование