Налоговое администрирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:40, дипломная работа

Описание работы

Данная работа является результатом исследования в области налогового администрирования. Рассмотрение и изучение налогового администрирования является наиболее актуальным на данном этапе развития системы налоговых правоотношений в Российской Федерации, это заключается в том, что эффективность функционирования российской налоговой системы зависит от качества управления ею, а в широком понимании налоговое администрирование рассматривается как управленческая деятельность налоговых органов и управление налоговыми отношениями в государстве. Этим и обусловлен выбор темы «Налоговые поступления, администрируемые налоговыми органами Российской Федерации: анализ сбора налогов, проблемы и пути их совершенствования».

Файлы: 1 файл

диплом ТАНЯ.doc

— 1.27 Мб (Скачать файл)

Проводимые в РФ налоговые реформы обязаны для получения желаемого эффекта затронуть все элементы существующей налоговой системы: законодательство, административные, технологические, информационные процессы, налоговую культуру в обществе. Они должны органично вписаться в мероприятия проводимых в стране 
институциональных реформ: административной, бюджетной, муниципальной, реформы государственной службы.

Реализуя мероприятия административной реформы19 Приказом Минфина РФ от 18.01.08 №9н утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения.

В связи с вводом в действия Административного регламента особых корректив в действиях налоговых органов по сравнению с работой на основании Регламента 2005 года не произошло, но в нем более подробно прописана последовательность действий налоговых органов, что дает возможность налогоплательщикам повысить осведомленность о собственных правах и обязанностях. Сроки исполнения обязанности по информированию налогоплательщиков приведены в соответствие с требованиями налогового законодательства, а при предоставлении отдельных информационных услуг налоговым органам установлены еще более жесткие сроки. Все это направлено на достижение максимального и оперативного информирования налогоплательщиков.

Следует отметить, что для налогоплательщиков немаловажное значение имеют вопросы проведения сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, которые, к сожалению, не освещены в Административном регламенте.

В соответствии с п. 21 Регламента налоговые органы могут бесплатно предоставить налогоплательщикам следующие услуги:

    1. индивидуальное информирование налогоплательщиков в устной форме;
    2. индивидуальное информирование налогоплательщиков на основании обращений в письменной форме;
    3. публичное информирование налогоплательщиков;
    4. индивидуальное информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;
    5. прием налоговых деклараций (расчетов) и индивидуальное информирование налогоплательщиков о результатах приема налоговых деклараций (расчетов).

При дальнейшей разработке и внедрении стандартов государственных  услуг, предоставляемых налоговыми органами, а также административных регламентов,      необходимо   предусмотреть   принцип   «одного   окна»   для налоговой   отчетности:   попав   единожды   в   систему  налоговых   органов,  документы должны передаваться  вышестоящим налоговым органам при повторных проверках или другим инспекциям в рамках встречных проверок без   их   повторного   предоставления   налогоплательщиком.   Для   этого следует установить прямой  запрет на повторное истребование документов любым налоговым органом, если налогоплательщик подтверждает описью 
факт ранее состоявшейся передачи документов.

Четкое   исполнение   административных  регламентов  должно   стать критерием оценки работников налоговых служб и подразделений,   основой полноценного кадрового планирования. Это позволит   пресечь практику тотального предъявления необоснованных претензий налоговых органов  и    повысить        качество    контрольной    работы    без    ущемления    прав налогоплательщиков.20

Для повышения качества налогового администрирования необходимо последовательное   внедрение   принципов   административной   реформы   в деятельность всех органов власти и управления, завершение муниципальной реформы.   

Для оперативного контроля    за деятельностью всех субъектов налогообложения: взыскания недоимок, повышения    обоснованности    мер, принимаемых к налогоплательщикам за просрочку  платежей,  анализа косвенных сведений о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, необходимых для контроля налоговой базы, налоговые органы  нуждаются в     получении постоянной информации от       органов федерального казначейства (сведения о платежах), местного самоуправления, судов,    других    государственных    служб    и    ведомств.   

В рамках реформы государственной службы налоговые органы уделяют большое внимание повышению квалификации, профессионализма и объективности налоговых инспекторов. Сформировалась система подготовки налоговых инспекторов. В    настоящее    время    налоговая    служба        обеспечена профессиональным   ядром,    состоящим   из    бухгалтеров,    компьютерных специалистов, экономистов, адвокатов, менеджеров, статистиков и так далее, не уступающих по   компетентности   их коллегам   из частного сектора.   К работникам налоговых служб предъявляют высокие требования: обладать не только      техническими   навыками   по   сбору   налогов,   но   также   быть порядочным, честным, ответственным.

Система   мотивации   персонала   налоговых   служб   очень   важна. Международное    сообщество    налоговых    администраторов    рекомендует формирование в ней следующих элементов:

- создание благоприятной рабочей атмосферы;

- разработка  системы достойного вознаграждения  за хорошую работу в денежно-кредитной форме, а также в форме ускоренного продвижения по службе;      

- создание условия  для оплачиваемого отпуска; 

- хорошо спланированные и прозрачные программы обучения;

- вовлечение  служащих в процессы принятия  решений;

предоставление     достаточных     ресурсов     для     эффективного выполнения профессиональных обязанностей;            

-обеспечение        кадров    налоговых    служб    достойным    жильем,    необходимым транспортом, удобным и  безопасным местом работы в офисе.

Модернизация налогового реформирования, осуществляемая в рамках административной реформы, предполагает кардинальное улучшение системы информационного обеспечения налоговых служб. Для осуществления 
стратегического контроля и стратегического планирования в налоговом администрировании необходима непрерывная, надежная, сопоставимая и безопасная информация. Электронные сети делают сбор и администрирование налогов более рентабельным, точным и своевременным, повышают эффективность связи с налогоплательщиками, снижая их затраты и   обеспечивая      более   удобное   обслуживание,      улучшают   доверие   и одновременно обеспечивают прозрачность деятельности налоговых  органов. Информатизация налоговых органов имеет также огромный потенциал как инструмент обучения.

В настоящее время основными проблемами создания корпоративной автоматизированной системы налоговых органов является отсутствие единого информационного пространства, доступного для  использования из любого узла сети независимо от места их физического расположения и происхождения; наличие в базах данных дублирующих друг друга сведений; отсутствие обоснованной систематизации информационных ресурсов; затрудненность доступа к удаленным информационным ресурсам; использование приложениями разных систем классификации и кодирования.

Указанные проблемы в значительной степени могут быть решены путем интеграции информационных ресурсов АИС «Налог», ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, интеграции информационных ресурсов федерального и регионального уровней; путем обеспечения вновь созданных муниципальных образований необходимой техникой, их оснащения программными    средствами,    позволяющими    полноценно    использовать полученные от налоговых органов данные.

Потенциал   налоговых   служб     можно   также  усилить,   обеспечив работников    налоговых    органов    и    налогоплательщиков    возможностью  прямого и равного доступа к нормативной правовой базе, регулирующей налоговые правоотношения.

Федеральная налоговая служба РФ приступила к разработке Кодекса поведения   служащих   ФНС.   Документ необходим налоговым органам для обеспечения соблюдения своими работниками профессиональной этики, справедливого и беспристрастного отношения к налогоплательщику и предотвращения конфликта интересов налогоплательщика и служащего ФНС РФ.

Планируется, что в Кодексе будут изложены требования к поведению сотрудника налоговых органов как на работе, так и во внеслужебной деятельности, а также правила урегулирования конфликта интересов. За нарушение Кодекса будут предусмотрены наказания.

На современном этапе развития налоговых отношений существует немало проблем. Но все эти проблемы решаемые, и органы исполнительной власти разработали и разрабатывают проекты, регламенты, постановления, которые позволят эффективно функционировать действующей налоговой системе. И такие проблемы как информационное обеспечение или обмен электронными ресурсами, создание единой базы данных в скором времени будут решены и налоговые органы будут полноценно функционировать и развивать корпоративную этику и налоговую культуру.

 

3.2 Вопросы совершенствования налогового администрирования в Российской Федерации

 

Совершенствование налогового администрирования – это важный этап регулирования деятельности налоговых органов, направленной на исполнение возложенной государством на налоговые органы задачи.

Налоговое администрирование направлено не только на выявление и пресечение противоправного деяния налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, но и недопущение, нейтрализацию налоговых правонарушений. Публично-частных характер налоговых правонарушений отражается на проблематике их предотвращения. При этом немаловажное значение имеют вопросы  не только правового, но организационного и технического характера. Ежедневно в своей деятельности налоговые органы и их должностные лица разрешают вопросы о соотнесении того или иного деяния соответствующей правовой норме. В рамках налогового администрирования происходит превенция правонарушений.

Современные ученые, исследующие  причины налоговых правонарушений, обращают внимание, что налоговая преступность стала интеллектуальной. Порой сложно квалифицировать противоправное действие недобросовестных налогоплательщиков. Налоговые деликвенты интеллектуальны, высокообразованны, ориентированы на уклонение от уплаты налогов21.  Исследование также показало, что специфика налоговых правонарушений в том, что они постоянно модифицируются и видоизменяются. Многообразие видов налоговых административных правонарушений в сфере финансов, налогов и сборов обусловлено ростом «интеллектуальных» правонарушений и преступлений в налоговой сфере, юридические конструкции которых требуют разработки основ налоговой деликтологии22.

В условиях проведения налоговых и административных реформ повышается интерес государства к вопросам совершенствования налогового администрирования.

Проблему собираемости налогов и предупреждения налоговых правонарушений обострил мировой экономический кризис. В условиях кризиса мирового социума сверхактуальное значение приобрела проблема совершенствования превентивной деятельности налоговых органов.

Усилия налоговых органов должны направлены на совершенствование теоретико-правовых и законодательных основ по вопросам познания правовой сущности налоговых правонарушений на современном этапе развития общества. Существует необходимость приведения их в соответствие международным нормам, создание эффективных мер предупреждения налоговых правонарушений, отражающих современные проблемы и реалии.

В условиях радикальных изменений налоговых отношений в сфере контроля за деятельностью налогоплательщиков, частых изменений в структуре государственных органов власти, передача полномочий от одних органов другим, вопросы правовой характеристики и предупреждение налоговых правонарушений имеют особую теоретическую и практическую значимость и требуют новых теоретико-правовых оценок23.

В предыдущий трехлетний период особое внимание уделялось повышению качества налогового администрирования, включая устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей, а также обеспечению эффективного использования инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов24.

Рассмотрим нововведения и предложения по совершенствованию налогового администрирования в соответствии  с основными направлениями налоговой политики, которая в условиях мирового финансового кризиса направлена на повышение устойчивости российской экономики.

Предлагается ввести дополнительные основания для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов, которая может быть предоставлена по решению Министра финансов Российской Федерации, принимаемому в период с 1 января 2009 года до 1 января 2010 года, на срок, не превышающий пять лет, в случае, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) превысит 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создаст угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий. А инвестиционный налоговый кредит, в свою очередь, может быть предоставлен при выполнении организацией государственного оборонного заказа.

В законодательство о налогах и сборах будут включены нормы, позволяющие признать безнадежными к взысканию суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, которые списаны со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечислены в бюджетную систему Российской Федерации, в случае, если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы.

Информация о работе Налоговое администрирование