Налоговое администрирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:40, дипломная работа

Описание работы

Данная работа является результатом исследования в области налогового администрирования. Рассмотрение и изучение налогового администрирования является наиболее актуальным на данном этапе развития системы налоговых правоотношений в Российской Федерации, это заключается в том, что эффективность функционирования российской налоговой системы зависит от качества управления ею, а в широком понимании налоговое администрирование рассматривается как управленческая деятельность налоговых органов и управление налоговыми отношениями в государстве. Этим и обусловлен выбор темы «Налоговые поступления, администрируемые налоговыми органами Российской Федерации: анализ сбора налогов, проблемы и пути их совершенствования».

Файлы: 1 файл

диплом ТАНЯ.doc

— 1.27 Мб (Скачать файл)

1. Как функцию или элемент  государственного управления финансами и экономикой;

2. Как особую деятельность  по исполнению законодательства по налогам и сборам.

Эффективность налогового контроля характеризуется уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей, полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля.

Оптимальное соотношение перечисленных методов и форм налогового администрирования обеспечивает результативность налоговой политики государства.

Улучшение налогового администрирования в настоящее время является важнейшей задачей налоговой реформы. Совершенствование налогового администрирования должно постоянно преследовать цель приведения к тождественности значений суммы поступлений в бюджеты суммам налоговых обязательств (% от ВВП), определенных налоговым законодательством.

Сегодня налоговое администрирование требует:

- максимальной автоматизации  процедур сбора, хранения и обработки бухгалтерской и налоговой отчетности;

- централизации и интеграции  информационных ресурсов с обеспечением оперативного доступа к ним при выполнении контрольной работы;

- стандартизации всех функций налогового администрирования.

На этапе становления налоговой системы России сформировалась централизованная вертикальная система налоговых органов с ярко выраженной специализацией по видам налогов. При этом информационная модель была ориентирована на децентрализацию информационных потоков и сосредоточение их в основном на местном уровне.

Становление работы налоговой системы на уровне субъектов в Российской Федерации осуществлялось в условиях отсутствия собственной инфраструктуры налоговых органов, экспоненциального роста числа объектов и субъектов налогообложения, высокой динамики изменений налогового законодательства, постепенного накопления практического опыта контроля налогового законодательства, а также вырождения культурных традиций, связанных с уплатой налогов.

За двадцатилетнюю историю развития налоговой системы произошли качественные изменения в масштабах деятельности по осуществлению контроля налогового законодательства. Относительная стабилизация законодательства и накопленный опыт работы налоговых органов создали предпосылки для комплексного реформирования налоговой системы. Объективно новый уровень масштабов деятельности налоговых органов потребовал целенаправленного развития их инфраструктуры на основе типизации, унификации и стандартизации процедур налогового администрирования с использованием современных информационных технологий. Квинтэссенцией современного мирового опыта налогового администрирования является максимальное использование принципа самоначисления, степень достижимости которого зависит от уровня обеспеченности информационного взаимодействия между гражданином и исполнительной властью, а также между отдельными ее органами и ведомствами. Сегодня такое взаимодействие должно осуществляться в электронном виде с использованием современных телекоммуникаций. Очень важным сегодня также является способность налоговых органов максимально точно оценивать достоверность данных, представляемых налогоплательщиком и получаемых от сторонних организаций, что невозможно осуществить без автоматизированного анализа и сопоставления данных из различных источников.

 

Глава 2 Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему РФ (на примере Московской области)

 

В данной главе рассмотрим вопросы, касающиеся непосредственно анализа в системе налогового администрирования, каким информационным обеспечением поддерживается «анализ» в налоговых органах, а также проанализируем налоговые поступления в бюджет Московской области за 2006-2010 годы.

2.1 Организационное и информационное  обеспечение анализа

 

Анализ трактуется в экономической литературе как познавательная процедура мысленного и реального расчленения объекта или явления. В практической и научной деятельности анализ часто используется в сочетании с процедурой, обратной анализу, - синтезом. Это дает возможность интерпретировать показатели, получать необходимую для пользователей информацию. Само понятие «анализ» может рассматриваться в разном контексте в зависимости от сферы его практического его применения.

Анализ в системе налогового администрирования можно рассматривать в двух направлениях12:

  1. Анализ финансовый макроэкономический;
  2. Микроэкономический (внутренний) анализ, комплексно характеризующий и позволяющий оценивать деятельность налоговых органов.

Первое направление – макроэкономический финансовый анализ – рассматривается как совокупность финансово-ориентированных аналитических процедур в рамках макроэкономики, то есть в приложении к региону или к стране в целом. В рамках этого анализа осуществляются:

  1. Стратегический анализ поступлений налоговых платежей в бюджеты всех уровней;
  2. Оценка развития налоговых баз и налогоплательщиков на перспективу;
  3. Оценка налогового потенциала территорий.

Перечисленные виды анализа тесно связаны между собой. Так при оценке налогового потенциала территорий можно выделить отдельной группой показателей и проанализировать состояние и развитие налоговых баз, будущие поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней. Хорошей основой для всех направлений стратегического анализа является система показателей, объединенных в Налоговый паспорт субъекта РФ, который формируется по федеральным округам по итогам работы налоговых органов13.

Анализ в системе налогового администрирования представлен на рисунке 3.(Приложение 1)

 

 

Каждый из перечисленных этапов основан на использовании системы определенных показателей.


Текущий анализ внутренней отчетности и отдельных направлений деятельности налоговых органов – это постоянная работа специалистов налоговых органов. В ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок требуется анализ отдельных вопросов: состав налоговой базы, схема ухода от налогообложения и т.д.

Методов и способов проведения внутреннего анализа существует немало. Конкретное направление работы налоговых органов, поставленные задачи при проведении налоговых проверок являются целевой установкой для осуществления процедуры анализа и определяют его этапы и содержание.

Далее рассмотрим организационно-методические аспекты формирования необходимой информационной базы, используемой в налоговых органах для проведения анализа14.

Информационная база данных должна строиться на систематизированных сведениях, регулярно получаемых как из внутренних, так и из внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения функций по налоговому администрированию:

- информация отдела учета налогоплательщиков;

- бухгалтерская отчетность  и расчеты налогоплательщиков  по налогам;

- информация отдела камеральных  проверок;

- налоговая отчетность;

- аналитическая информация  о налоговых поступлениях.

Далее рассмотрим, как происходит формирование информационных ресурсов и развитие информационных технологий в УФНС России по Московской области.

В настоящее время в аппарате Управления ФНС России по Московской области и территориальных налоговых органах эксплуатируется 10 программных комплексов. Основными являются ПК «Регион» и «Система ЭОД».

С помощью программного комплекса «Регион» осуществляется формирование информационных ресурсов, а также проводится анализ баз данных местного и региональных уровней.

Годовой объем документооборота, поступающего из органов Федерального казначейства, органов Россреестра, Сбербанка России, ГИБДД, Фонда социального страхования, пенсионного фонда составляет порядка 1 млрд. документов.

На местном и региональном уровнях осуществляется формирование 28 информационных ресурсов. К основным региональным информационным ресурсам относятся регистрационные и учетные данные налогоплательщиков – ЕГРН, «Расчеты с бюджетом». «Платежи физических лиц», сведения о доходах физических лиц и их декларациях.

В 2009 году Московская область участвовала в ряде пилотных проектов, реализуемых ФНС России:

- проведение опытной эксплуатации  программного обеспечения «Платежи  ФЛ», реализующего электронный документооборот  по налоговым платежам физических  лиц;

- проведение опытной эксплуатации программного обеспечения, реализующего формирование на региональном и федеральном уровнях информационного ресурса «Журнал регистрации сообщений об использовании (полностью или частично) налогоплательщиком имущественного налогового вычета»;

- проведение опытной эксплуатации в части разработки функционально-аналитической подсистемы регионального уровня;

- проведение опытной эксплуатации  программного обеспечения «Автоматизация  процессов планирования выездных  налоговых проверок крупнейших  налогоплательщиков».

Одним из приоритетов работы Федеральной налоговой службы в 2009 году и последующих периодах является повышение качества работы с налогоплательщиками путем внедрения электронных услуг с использованием новейших электронных технологий.

В 2009 году внедрен новый вид обработки поступающей от налогоплательщиков отчетности с использованием двухмерного штрихкода в условиях функционирования МИ ФНС России по ЦОД.

Также внедрен в промышленную эксплуатацию программный комплекс «Прием, учет, распределение и доведение до налоговых органов сведений об объектах недвижимого имущества, представляемых уполномоченными организациями технической инвентаризации» и унифицированная система приема, хранения и первичной обработки налоговой и бухгалтерской отчетности, поступающей по телекоммуникационным каналам связи», что позволяет оперативно реагировать на поступающую информацию от налогоплательщиков.

К информации из внешних источников относятся следующие виды информации:

- нормативно-правовая;

- социально-экономическая  информация;

- информация о нарушениях  налогоплательщиками налогового  и иного законодательства, полученная  налоговыми органами от других контролирующих, правоохранительных и судебных органов, других органов государственного управления, банков и других кредитных организаций, нотариальных органов, средств массовой информации и т.д.

По содержанию состав и структуру основных видов информации можно представить в виде крупных блоков:

- нормативно-правовая база;

- отчетность по налогам и сборам;

- показатели социально-экономического  развития страны, региона;

- аналитические материалы  о налоговых поступлениях;

Раскроем основные аспекты информационных блоков.

Налоговая политика как составляющая первого информационного блока определяет основные направления развития налоговой системы и принципиальные изменения в механизме налогов, а также налоговом администрировании. Так, основные меры в области налоговой политики в 2010 году и плановых 2011 и 2012 годах будут проводиться во взаимосвязи с основными направлениями Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации и с проектами по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Своевременный анализ налоговой политики и соответствующих изменений в налоговом законодательстве о налогах и сборах позволит уточнить соответствующие методики для планирования и анализа налоговых поступлений по отдельным налогам. Следует подчеркнуть, что непосредственно учет мер налоговой политики в планировании и анализе налоговых поступлений осуществляется на основе изменений в налоговом законодательстве, вступающих в силу с начала финансового года. Большую методическую помощь в оценке влияния изменений в налоговом законодательстве на налоговые доходы оказывают расчеты Министерства финансов Российской Федерации при обосновании проектов федерального бюджета.

Наряду с изменениями федерального законодательства о налогах и сборах в расчетах налоговых поступлений учитываются изменения в сфере налогообложения, принятые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Следующим информационным блоком является прогноз социально-экономического развития региона, представленный в виде системы показателей.

Наиболее значимым и широко применяемым налоговыми органами на практике являются следующие показатели, объединенные по экономическому содержанию: демографические показатели; валовой региональный продукт; промышленное производство; наука и инновационная деятельность; сельское хозяйство; транспорт и дорожное строительство; малое предпринимательство; инвестиции; финансы; труд; денежные доходы и расходы населения; рынок товаров и услуг; развитие социальной сферы; развитие туристской индустрии; охрана окружающей среды; внешнеэкономическая деятельность; регулирование цен (тарифов)15.

Информацию о данных показателях целесообразно формировать в таблицах за ряд лет, что позволит анализировать их динамику в сравнении с данными налоговой статистики о налоговых поступлениях за соответствующие периоды.

Одним из основных источников информации является отчетность по налогам и сборам, используемая в процессе анализа налоговых поступлений.

Информация о работе Налоговое администрирование