Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:40, дипломная работа
Данная работа является результатом исследования в области налогового администрирования. Рассмотрение и изучение налогового администрирования является наиболее актуальным на данном этапе развития системы налоговых правоотношений в Российской Федерации, это заключается в том, что эффективность функционирования российской налоговой системы зависит от качества управления ею, а в широком понимании налоговое администрирование рассматривается как управленческая деятельность налоговых органов и управление налоговыми отношениями в государстве. Этим и обусловлен выбор темы «Налоговые поступления, администрируемые налоговыми органами Российской Федерации: анализ сбора налогов, проблемы и пути их совершенствования».
1. Как функцию или элемент
государственного управления
2. Как особую деятельность по исполнению законодательства по налогам и сборам.
Эффективность налогового контроля характеризуется уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей, полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля.
Оптимальное соотношение перечисленных методов и форм налогового администрирования обеспечивает результативность налоговой политики государства.
Улучшение налогового администрирования в настоящее время является важнейшей задачей налоговой реформы. Совершенствование налогового администрирования должно постоянно преследовать цель приведения к тождественности значений суммы поступлений в бюджеты суммам налоговых обязательств (% от ВВП), определенных налоговым законодательством.
Сегодня налоговое администрирование требует:
- максимальной автоматизации процедур сбора, хранения и обработки бухгалтерской и налоговой отчетности;
- централизации и интеграции информационных ресурсов с обеспечением оперативного доступа к ним при выполнении контрольной работы;
- стандартизации всех функций налогового администрирования.
На этапе становления налоговой системы России сформировалась централизованная вертикальная система налоговых органов с ярко выраженной специализацией по видам налогов. При этом информационная модель была ориентирована на децентрализацию информационных потоков и сосредоточение их в основном на местном уровне.
Становление работы налоговой системы на уровне субъектов в Российской Федерации осуществлялось в условиях отсутствия собственной инфраструктуры налоговых органов, экспоненциального роста числа объектов и субъектов налогообложения, высокой динамики изменений налогового законодательства, постепенного накопления практического опыта контроля налогового законодательства, а также вырождения культурных традиций, связанных с уплатой налогов.
За двадцатилетнюю историю развития налоговой системы произошли качественные изменения в масштабах деятельности по осуществлению контроля налогового законодательства. Относительная стабилизация законодательства и накопленный опыт работы налоговых органов создали предпосылки для комплексного реформирования налоговой системы. Объективно новый уровень масштабов деятельности налоговых органов потребовал целенаправленного развития их инфраструктуры на основе типизации, унификации и стандартизации процедур налогового администрирования с использованием современных информационных технологий. Квинтэссенцией современного мирового опыта налогового администрирования является максимальное использование принципа самоначисления, степень достижимости которого зависит от уровня обеспеченности информационного взаимодействия между гражданином и исполнительной властью, а также между отдельными ее органами и ведомствами. Сегодня такое взаимодействие должно осуществляться в электронном виде с использованием современных телекоммуникаций. Очень важным сегодня также является способность налоговых органов максимально точно оценивать достоверность данных, представляемых налогоплательщиком и получаемых от сторонних организаций, что невозможно осуществить без автоматизированного анализа и сопоставления данных из различных источников.
В данной главе рассмотрим вопросы, касающиеся непосредственно анализа в системе налогового администрирования, каким информационным обеспечением поддерживается «анализ» в налоговых органах, а также проанализируем налоговые поступления в бюджет Московской области за 2006-2010 годы.
Анализ трактуется в экономической литературе как познавательная процедура мысленного и реального расчленения объекта или явления. В практической и научной деятельности анализ часто используется в сочетании с процедурой, обратной анализу, - синтезом. Это дает возможность интерпретировать показатели, получать необходимую для пользователей информацию. Само понятие «анализ» может рассматриваться в разном контексте в зависимости от сферы его практического его применения.
Анализ в системе налогового администрирования можно рассматривать в двух направлениях12:
Первое направление – макроэкономический финансовый анализ – рассматривается как совокупность финансово-ориентированных аналитических процедур в рамках макроэкономики, то есть в приложении к региону или к стране в целом. В рамках этого анализа осуществляются:
Перечисленные виды анализа тесно связаны между собой. Так при оценке налогового потенциала территорий можно выделить отдельной группой показателей и проанализировать состояние и развитие налоговых баз, будущие поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней. Хорошей основой для всех направлений стратегического анализа является система показателей, объединенных в Налоговый паспорт субъекта РФ, который формируется по федеральным округам по итогам работы налоговых органов13.
Анализ в системе налогового администрирования представлен на рисунке 3.(Приложение 1)
Каждый из перечисленных этапов основан на использовании системы определенных показателей.
Текущий анализ внутренней отчетности и отдельных направлений деятельности налоговых органов – это постоянная работа специалистов налоговых органов. В ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок требуется анализ отдельных вопросов: состав налоговой базы, схема ухода от налогообложения и т.д.
Методов и способов проведения внутреннего анализа существует немало. Конкретное направление работы налоговых органов, поставленные задачи при проведении налоговых проверок являются целевой установкой для осуществления процедуры анализа и определяют его этапы и содержание.
Далее рассмотрим организационно-методические аспекты формирования необходимой информационной базы, используемой в налоговых органах для проведения анализа14.
Информационная база данных должна строиться на систематизированных сведениях, регулярно получаемых как из внутренних, так и из внешних источников.
К информации из внутренних источников относится информация, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения функций по налоговому администрированию:
- информация отдела учета налогоплательщиков;
- бухгалтерская отчетность и расчеты налогоплательщиков по налогам;
- информация отдела камеральных проверок;
- налоговая отчетность;
- аналитическая информация о налоговых поступлениях.
Далее рассмотрим, как происходит формирование информационных ресурсов и развитие информационных технологий в УФНС России по Московской области.
В настоящее время в аппарате Управления ФНС России по Московской области и территориальных налоговых органах эксплуатируется 10 программных комплексов. Основными являются ПК «Регион» и «Система ЭОД».
С помощью программного комплекса «Регион» осуществляется формирование информационных ресурсов, а также проводится анализ баз данных местного и региональных уровней.
Годовой объем документооборота, поступающего из органов Федерального казначейства, органов Россреестра, Сбербанка России, ГИБДД, Фонда социального страхования, пенсионного фонда составляет порядка 1 млрд. документов.
На местном и региональном уровнях осуществляется формирование 28 информационных ресурсов. К основным региональным информационным ресурсам относятся регистрационные и учетные данные налогоплательщиков – ЕГРН, «Расчеты с бюджетом». «Платежи физических лиц», сведения о доходах физических лиц и их декларациях.
В 2009 году Московская область участвовала в ряде пилотных проектов, реализуемых ФНС России:
- проведение опытной
- проведение опытной эксплуатации программного обеспечения, реализующего формирование на региональном и федеральном уровнях информационного ресурса «Журнал регистрации сообщений об использовании (полностью или частично) налогоплательщиком имущественного налогового вычета»;
- проведение опытной эксплуатаци
- проведение опытной
Одним из приоритетов работы Федеральной налоговой службы в 2009 году и последующих периодах является повышение качества работы с налогоплательщиками путем внедрения электронных услуг с использованием новейших электронных технологий.
В 2009 году внедрен новый вид обработки поступающей от налогоплательщиков отчетности с использованием двухмерного штрихкода в условиях функционирования МИ ФНС России по ЦОД.
Также внедрен в промышленную эксплуатацию программный комплекс «Прием, учет, распределение и доведение до налоговых органов сведений об объектах недвижимого имущества, представляемых уполномоченными организациями технической инвентаризации» и унифицированная система приема, хранения и первичной обработки налоговой и бухгалтерской отчетности, поступающей по телекоммуникационным каналам связи», что позволяет оперативно реагировать на поступающую информацию от налогоплательщиков.
К информации из внешних источников относятся следующие виды информации:
- нормативно-правовая;
- социально-экономическая информация;
- информация о нарушениях
налогоплательщиками
По содержанию состав и структуру основных видов информации можно представить в виде крупных блоков:
- нормативно-правовая база;
- отчетность по налогам и сборам;
- показатели социально-
- аналитические материалы о налоговых поступлениях;
Раскроем основные аспекты информационных блоков.
Налоговая политика как составляющая первого информационного блока определяет основные направления развития налоговой системы и принципиальные изменения в механизме налогов, а также налоговом администрировании. Так, основные меры в области налоговой политики в 2010 году и плановых 2011 и 2012 годах будут проводиться во взаимосвязи с основными направлениями Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации и с проектами по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.
Своевременный анализ налоговой политики и соответствующих изменений в налоговом законодательстве о налогах и сборах позволит уточнить соответствующие методики для планирования и анализа налоговых поступлений по отдельным налогам. Следует подчеркнуть, что непосредственно учет мер налоговой политики в планировании и анализе налоговых поступлений осуществляется на основе изменений в налоговом законодательстве, вступающих в силу с начала финансового года. Большую методическую помощь в оценке влияния изменений в налоговом законодательстве на налоговые доходы оказывают расчеты Министерства финансов Российской Федерации при обосновании проектов федерального бюджета.
Наряду с изменениями федерального законодательства о налогах и сборах в расчетах налоговых поступлений учитываются изменения в сфере налогообложения, принятые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Следующим информационным блоком является прогноз социально-экономического развития региона, представленный в виде системы показателей.
Наиболее значимым и широко применяемым налоговыми органами на практике являются следующие показатели, объединенные по экономическому содержанию: демографические показатели; валовой региональный продукт; промышленное производство; наука и инновационная деятельность; сельское хозяйство; транспорт и дорожное строительство; малое предпринимательство; инвестиции; финансы; труд; денежные доходы и расходы населения; рынок товаров и услуг; развитие социальной сферы; развитие туристской индустрии; охрана окружающей среды; внешнеэкономическая деятельность; регулирование цен (тарифов)15.
Информацию о данных показателях целесообразно формировать в таблицах за ряд лет, что позволит анализировать их динамику в сравнении с данными налоговой статистики о налоговых поступлениях за соответствующие периоды.
Одним из основных источников информации является отчетность по налогам и сборам, используемая в процессе анализа налоговых поступлений.