Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:40, дипломная работа
Данная работа является результатом исследования в области налогового администрирования. Рассмотрение и изучение налогового администрирования является наиболее актуальным на данном этапе развития системы налоговых правоотношений в Российской Федерации, это заключается в том, что эффективность функционирования российской налоговой системы зависит от качества управления ею, а в широком понимании налоговое администрирование рассматривается как управленческая деятельность налоговых органов и управление налоговыми отношениями в государстве. Этим и обусловлен выбор темы «Налоговые поступления, администрируемые налоговыми органами Российской Федерации: анализ сбора налогов, проблемы и пути их совершенствования».
В соответствии с внесенными изменениями в налоговое законодательство камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). В случае если в ходе камеральной налоговой проверки налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию, то камеральная налоговая проверка первоначальной декларации прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
В законодательство о налогах и сборах введен запрет на использование налоговыми органами при осуществлении налогового контроля доказательств, полученных с нарушением Кодекса
Налогоплательщику с 2010 года предоставлено право проводить перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога, что упростит процедуру учета для налогоплательщика, а также для налогового органа.
Усовершенствование предусмотренного законодательством о налогах и сборах порядка приостановления операций по счетам налогоплательщиков в банке предусматривает:
- нераспространение приостановления налоговыми органами операций по счетам в банке на операции по списанию денежных средств в счет уплаты в бюджетную систему Российской Федерации страховых взносов;
- определение порядка пересчета сумм денежных средств в иностранной валюте, находящихся на валютном счете налогоплательщика в банке, операции по которому приостановлены, в рубли;
- определение срока вручения налоговым органом представителю банка решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика, а также вручения копии такого решения налогоплательщику;
- применение приостановления операций по счетам в банке не только для обеспечения исполнения решений налоговых органов о взыскании налогов (сборов), но и пеней, штрафов.
В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, подлежат начислению (начиная с 1 января 2010 года) проценты, уплачиваемые налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.
Также новшеством является то, что вступили в силу нормы об обязательном апелляционном обжаловании, предшествующем обращению налогоплательщика в суд, в случае обжалования решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения25.
Ведется также совершенствование системы оперативного информирования налогоплательщиков об изменениях в законодательстве о налогах и сборах, деятельности и инициативах ФНС РФ через печатные и электронные средства массовой информации.
С этой целью предполагается:
Все вышеперечисленные задачи могут быть решены только при условии создания и внедрения единой информационной, программно-технической и телекоммуникационной системы налоговых органов с учетом обеспечения ее безопасности, эффективного использования и совершенствования материально-технической базы налоговых органов, а также обеспечения социальных гарантий государственным служащим налоговых органов в рамках закона о государственной службе26.
Также для совершенствования налогового администрирования наиболее важными является решение следующих вопросов: реорганизация бизнес-процессов и создание полной организационно-технологической модели деятельности налоговых органов; модернизация системы учета налогоплательщиков и построение общегосударственной системы регистрации юридических лиц; применение экономико-математических и статистических моделей анализа и прогнозирования в налоговых органах; совершенствование системы учета платежей; централизация информации и обработки данных в налоговой системе; применение современных подходов к проектированию крупномасштабных автоматизированных информационных систем27.
Повышение эффективности налогового администрирования предполагает типизацию, унификацию и стандартизацию процедур с использованием современных информационных технологий, в том числе концентрацию всех рутинных операций и процессов в специализированных налоговых органах. Решения по централизации информационных ресурсов, использованию современных телекоммуникаций, стандартизации процессов обработки информации, совершенствованию рабочих процессов деятельности налоговых органов весьма актуальны для реформ налоговой системы России28.
Итак, рассмотрены вопросы совершенствования налогового администрирования в Российской Федерации. Подводя итоги. Можно сказать, что во-первых нужно решать вопросы, касающиеся несовершенства налогового законодательства, устранять все возможные пробелы, чтобы статьи Налогового кодекса Российской Федерации и налоговые органы, и налогоплательщики, и судебные органы могли трактовать одинаково. Во-вторых необходимо решить проблему информирования. А в-третьих, нужно решить проблему документооборота, так как в настоящее время еще не все налогоплательщики перешли на электронную сдачу отчетности и ежемесячно и ежеквартально и большими издержками для налогоплательщика и с большими трудозатратами для налоговых органов поступает огромное количество отчетности на бумажных носителях.
Реализация предложенных мер, направленных на совершенствование налогового администрирования в Российской Федерации, позволит повысить эффективность налогового администрирования, тем самым повысить объемы налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.
В работе рассмотрены вопросы, касающиеся определения понятия налогового администрирования в Российской Федерации на современном этапе развития налоговых отношений. Данной понятие в нашей стране законодательно не регламентировано, поэтому возникают трудности в его определении. В работе были рассмотрены разные позиции ученых, специалистов, по поводу того что есть налоговое администрирование и в итого был сделан вывод о том, что налоговое администрирование – это управленческая деятельность, хотя были и аргументы против этого.
Что касается методологических основ аналитической работы налоговых органов, то можно сказать, за двадцатилетнюю историю развития налоговой системы произошли качественные изменения в масштабах деятельности по осуществлению контроля налогового законодательства. Относительная стабилизация законодательства и накопленный опыт работы налоговых органов создали предпосылки для комплексного реформирования налоговой системы.
Объективно новый уровень масштабов деятельности налоговых органов потребовал целенаправленного развития их инфраструктуры на основе типизации, унификации и стандартизации процедур налогового администрирования с использованием современных информационных технологий. Квинтэссенцией современного мирового опыта налогового администрирования является максимальное использование принципа самоначисления, степень достижимости которого зависит от уровня обеспеченности информационного взаимодействия между гражданином и исполнительной властью, а также между отдельными ее органами и ведомствами. Сегодня такое взаимодействие должно осуществляться в электронном виде с использованием современных телекоммуникаций. Очень важным сегодня также является способность налоговых органов максимально точно оценивать достоверность данных, представляемых налогоплательщиком и получаемых от сторонних организаций.
Точная оценка является основой для полноценного анализа налоговых поступлений, что особенно важно в условиях финансового кризиса. Своевременный и правильно проведенный анализ является основой для дальнейшего планирования налоговых поступлений.
Несмотря на влияние финансового кризиса на экономику Московской
области, налоговые органы сохранили положительные тенденции роста
поступлений за кризисный период и это произошло во многом благодаря тому, что в Московской области многоотраслевая экономика. Если в других регионах, где развита только добывающая промышленность или нефтегазовая отрасль, или строительная сфера, во время кризиса сразу было заметно падение налоговых поступлений, то в Московской области этого не произошло, так как нет узкой направленности по каким-либо отраслям. А также, повлияло то, что в период кризиса и послекризисный период налоговые органы вели активную работу с налогоплательщиками и с имеющимися резервами по обеспечению дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней.
Таким образом, высокий уровень проводимой работы по всем направлениям деятельности налоговых органов Московской области позволил управлению достичь в 2009 году высокой оценки эффективности деятельности.
Подводя итоги, можно сказать, что нужно решать вопросы, касающиеся несовершенства налогового законодательства, устранять все возможные пробелы, чтобы статьи Налогового кодекса Российской Федерации и налоговые органы, и налогоплательщики, и судебные органы могли трактовать одинаково, также необходимо решить проблему информирования и проблему документооборота, так как в настоящее время еще не все налогоплательщики перешли на электронную сдачу отчетности и ежемесячно и ежеквартально и большими издержками для налогоплательщика и с большими трудозатратами для налоговых органов поступает огромное количество отчетности на бумажных носителях.
Реализация предложенных мер, направленных на совершенствование налогового администрирования в Российской Федерации, позволит повысить эффективность налогового администрирования, тем самым повысить объемы налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.
1
Ф.Ф. Ханафеев, О.А. Миронова Учебник «Налоговое
администрирование»:-«Омега-Л»,
2 Журнал «Налоги и налогообложение» №6 2009;- Борей М.Р.«О некоторых актуальных вопросах администрирования»
3www.r07.nalog.ru Хочуев В.А. Теоретические основы налогового администрирования: понятия и определения
4 Толковый словарь В.И. Даля
5 Современный экономический словарь
6 Административное право зарубежных стран/Под ред. А. Н. Козырина, М. А. Штатиной. М.: Спарк,2003.с. 11
7 Аронов А.А. Кашин В.А Налоги и налогообложение / М.: МАГИСТР, 2оо9. с. 503.
8 Архипцева Л.М. Организация планирования налоговых поступлений в бюджетную систему//Налоги и налогообложение. 2008 №1
9 Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование: учебное пособие. М. КНОРУС ,2009
10 Ханафеев Ф.Ф. Миронова О.А.. Налоговое администрирование изд. М.: ОМЕГА-Л, 2оо8. с. 43.
11 Дадашев А.З., Лобанов А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2008, с.4
12 Ханафеев Ф.Ф. Миронова О.А.. Налоговое администрирование изд. М.: ОМЕГА-Л, 2оо8. с. 58.
13 Журнал «Экономический анализ: теория и практика» №2 (131) 2009 Калашникова И.Н. «Влияние налогового администрирования на уровень собираемости налогов»
14 Налоги: учебное пособие/ под ред. Д.Г.Черника. 5-е изд., перераб. и доп.М.:Финансы и статистика, 2008, с.154
15ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «О СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»от 4 июня 2009 г. N 430/20
16 НК РФ ст.218 п.1.пп3,4
17 НК РФ ст.220 п.п.1 пп.2
18 Административная реформа и реформа государственного регулирования в России". Устранение потенциальных источников коррупции. Аналитическая записка. Доклад №:36157- RU от 1 октября 2008.
19 Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2008г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»
20 http://www.nalog.ru/
21 Кучеров И.И. Налоги и криминал. Историко-правовой анализ. – М.: Первая образцовая типография.2005.с.44
22 Кобзарь-Фролова М.Н. Теоретические и прикладные основы налоговой деликтологии: Монография. М.: ВГНА Минфина России, 2009. С. 200.
23 Вигдорчик Д.Г. Отдельные вопросы налогового администрирования на современном этапе развития общества.//Налоговое администрирование, 2009, №7.- С.47
24 Письмо ФНС РФ от 23.03.2009 №ММ-18-1/54 «О мерах налогового администрирования»
25 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и2012 годов , Одобрено Правительством Российской Федерации 25 мая2009 года
26 Аронов А.А. Кашин В.А Налоги и налогообложение / М.: МАГИСТР, 2оо9. с. 567.
27 Архипцева Л.М. Информационное обеспечение планирования налоговых поступлений//Налоги и налогообложение. 2008 №4