Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:31, дипломная работа

Описание работы

Цель – изучение теоретических основ налогового контроля за поступлением платежей в бюджет индивидуальных предпринимателей в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере ИМНС Московского района г. Минска; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях. Методы исследования: сравнительного анализа, экономико-математические, экспертных оценок. Исследования и разработки: дана оценка контрольной работе за поступлениями платежей в бюджет с плательщиков – индивидуальных предпринимателей на примере инспекции Министерства по налогам и сборам по Московскому району г. Минска, проведен анализ состояния налогового контроля, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения.

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретические основы организации системы налогового контроля 6
1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля 6
1.2 Формы, виды и методы налогового контроля 16
1.3 Методологические аспекты организации контрольной деятельности налоговых органов 23
1.4 Организация налогового контроля индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь 37
2. Особенности орагнизации налогового контроля за деятельностью индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Московскому району г. Минска 48
2.1 Организация налогового контроля за поступлением платежей индивидуальных предпринимателей в бюджет 48
2.2 Анализ контрольной работы с индивидуальных предпринимателями инспекци Министерства по налогам и сборам по Московксому району г. Минска 56
3. Основные проблемы и направления совершенствования организации системы налогового контроля за поступлением платежей с индивидуальных предпинимателей в Республике Беларусь 71
Заключение 86
Список использованных источников 89

Файлы: 1 файл

Диплом Гот.docx

— 228.47 Кб (Скачать файл)

         По вновь зарегистрированным плательщикам, в месяце, следующем за месяцем, в котором индивидуальным предпринимателем открыт расчетный счет, запрашивается у банков информация о движении по расчетному счету с подробными выписками. В случае поступления на расчетный счет значительных сумм (миллионы рублей в первый месяц деятельности) и перечислении поступивших сумм на карт-счета, снятие по чековой книжке, наличии в выписках информации о перечислении на расчетный счет индивидуального предпринимателя денежных средств с указанием сумм  НДС, полученная информация анализируется, при не предоставлении индивидуальным предпринимателем налоговой декларации по НДС, в адрес плательщика направляется уведомление о предоставлении пояснений о причинах непредставления отчетности, операции по счету приостанавливаются по основаниям (п.п.2.2 п.п.2 статьи 53 НК Республики Беларусь- непредставление плательщиком в налоговые органы налоговых деклараций). При наличии    признаков лжепредпринимательской структур информация оперативно сообщается в Управление Департамента Финансовых Расследований. В течении 2011 года в органы направлено сообщений в отношении 11 индивидуальным предпринимателям. В настоящее время указанными органами приостановлены операции по расчетным счетам 4 предпринимателей, на которых остаток составляет 179,0 млн рублей.

         3) В отношении индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги такси, направлены запросы в организации, предоставляющие услуги радиосвязи данной категории плательщиков (всего направлено в период 2011 года запросов в отношении 76 предпринимателей). На основании полученной информации направлено в адрес 26 предпринимателей уведомления с предложением уплатить в добровольном порядке причитающиеся платежи,  всего поступило в бюджет за 2011 год – 9,4 млн рублей от 21 плательщиков.

        4) Ежемесячно проводится анализ информации о предоставлении в аренду торговых площадей, данная информация сверяется с уплатой единого налога и на основании полученных данных организовываются выходы для обследования торговых объектов по вопросу фактического осуществления деятельности. Особое внимание уделяется плательщикам единого налога, оказывающих услуги при наличии постоянного объекта (ремонт обуви, предметов личного пользования и т.п.) в отношении данной категории также проводятся мониторинги (обследования), за 2011 года проведено 117 выходов, поступило в бюджет 22,6 млн рублей (доплата единого налога по 27 плательщикам)[3].

Итог  по результатам перечисленных мероприятий и аналитической работы  с плательщиками, допустившими неуплату (неполную уплату) налогов, вручено – 160 требований (уведомлений) на устранение нарушений, на сумму 146,6 млн рублей, в том числе:

        -по подоходному  налогу – 37 требований  на сумму 39,0 млн рублей;

        -по единому  налогу — 65 требований на сумму34,4 млн рублей;

        -по НДС  в фиксированной сумме – 24 требований на сумму 15,1 млн  рублей;

        -по УСНО  – 55 требований на сумму 69,4 млн рублей [3].

Проведен  анализ учетных дел индивидуальных предпринимателей, по результатам сформирован  реестр плательщиков, не осуществляющих свою деятельность более 12 месяцев  подряд. Всего в регистрирующий орган  направлено на прекращение деятельности данной категории индивидуальных предпринимателей 1328 уведомлений (исключено из 987 ЕГР), а также проведены разъяснительные  беседы с 1598 индивидуальными предпринимателями. Из них 474 человек написали заявление  на прекращение деятельности, 490 уведомили  налоговый орган, что возобновляют свою деятельность. По состоянию на 01.01.2012 г. 364 индивидуальный предприниматель (ранее велась деятельность) не представили  уведомлений в инспекцию.

Задолженность на 01.01.2012 по текущим платежам имеется по 1 индивидуальному предпринимателю в сумме – 8,5 млн рублей, по второму задолженность образовалась в результате представления уточненных деклараций – 24,9 млн рублей.

С целью оперативного применения способов обеспечения налогового обязательства, уплаты пеней, приостановлено операций по счетам 191 индивидуальным предпринимателям, направлено в суд 59  заявлений  о возбуждении приказного производства о взыскании налога, сбора, пени за счет имущества плательщика на сумму 836,9 млн рублей.

Поэтому можно сделать вывод, что контрольная  работа ИМНС по Московскому району г. Минска по итогам 2011 года имела несколько  больший эффект, принимая во внимание также то, что, в отличие от 2010 года, план по доходам перевыполнен. Результаты работы инспекции достойно выглядят на фоне г. Минска. Один из главных  положительных аспектов здесь является относительная стабильность работы ИМНС, что объясняется опытом и  высокой квалификацией налоговых  инспекторов, а также хорошо организованным руководством отделами инспекции, четко  налаженным взаимодействием между  ними.

Вообще, подводя итог анализу эффективности  контрольной работы ИМНС по Московскому  району  и давая ей оценку, следует  отметить, что, в целом, результативность контрольных мероприятий в плане  выявления нарушений налогового законодательства у проверяемых  субъектов хозяйствования весьма высока, причем процент допустивших нарушения  стабильно высок в течение  ряда лет. Однако, как свидетельствует  практика, большинство нарушений (особенно выявляемых на предприятиях в ходе документального контроля) являются не умышленным уклонением от налогообложения, а техническими ошибками бухгалтерии, являющимися, как правило, следствием нестабильного и сложного налогового законодательства. Поэтому по итогам контрольной работы допричисляются достаточно незначительные суммы. Несколько иной является ситуация с индивидуальными предпринимателями. Представители данной категории налогоплательщиков  часто умышленно нарушают закон, главным образом не уплачивая единый налог или занимаясь незарегистрированной предпринимательской деятельностью. В связи с этим в последнее время инспекция уделяет большее внимание работе с ними.

В результате недостатков налоговой  системы РБ многие налогоплательщики  умышленно или случайно недоплачивают  в бюджет по налогам значительные суммы. В связи с этим основной задачей дипломного проектирования был поиск путей решения проблемы совершенствования процесса работы с недобросовестными налогоплательщиками.

И вместе с тем следует констатировать факт, что чуть более полутора процентов  в сумме налоговых поступлений  в бюджет — это довольно скромный эффект от контрольной деятельности инспекции. Но такая проблема существует у всех инспекций МНС в республике. Именно поэтому необходимо определить основные направления совершенствования контрольной работы налоговых органов на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Основные проблемы и направления совершенствования организации системы налогового контроля за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь

 

 

В настоящее время в связи с  наличием ряда трудностей актуальной является задача по поиску определенных путей совершенствования контрольной  работы налоговых органов. Причем такая  задача стоит как на уровне отдельно взятых инспекций, так и на уровне государства в целом.

В этом аспекте особую важность имеет  совершенствование налогового законодательства. Необходима четкая регламентация действий, осуществляемых налоговыми работниками в процессе налогового контроля, полномочий проверяющих и проверяемых сторон, а также перечня нарушений и определение мер ответственности за них [25, с. 21].

Но  тем не менее шаги, предпринятые в этом направлении в настоящее  время, вряд ли могут способствовать совершенствованию контрольной  работы налоговиков. Например, в актах  законодательства должны быть четко  определены обязанности граждан  и юридических лиц и содержаться  исчерпывающий перечень запретов. С  другой стороны, должна быть четко определена компетенция государственных органов  и их должностных лиц, не дающая возможности  расширительно толковать ее пределы. Однако в Кодексе сказано, что, кроме  перечисленных в нем обязанностей, плательщики должны выполнять и  другие обязанности, установленные  настоящим Кодексом и другими  актами налогового законодательства Республики Беларусь. Такая же ситуация и с  правами налоговых органов. Помимо указанных непосредственно в  кодексе прав, имеется положение, согласно которому "налоговые органы имеют и другие права, предусмотренные  законодательством". Вряд ли можно  назвать достоинством Налогового кодекса  то, что в нем вместо перечня  налоговых правонарушений идет отсылка  к специальному законодательству. Это  означает, что в тех нормативных  актах, на которые идет такая ссылка, законодатель имеет возможность  бесконечно расширять перечень налоговых  нарушений. Это только несколько  примеров, указывающих на то, что  в процессе осуществления мероприятий  налогового контроля возможно возникновение  споров и противоречий. Естественно, это не может позитивным образом  отразиться на эффективности налогового контроля. Комментируя общую часть  Налогового кодекса, специалисты подчеркивают, что в настоящее время создать  единый систематизированный правовой акт, касающийся налогообложения, достаточно сложно, поэтому Кодекс в любом  случае будет иметь определенные недостатки. И тем не менее одним  из путей совершенствования налогового контроля можно назвать устранение таких моментов в законодательстве, толкование которых в процессе работы контролеров может вызвать споры.

В настоящее время уже устранена  часть разночтений и неотработанных норм налогового законодательства и несколько упрощен механизм налогообложения.  В целях совершенствования налогового контроля необходимо и далее проводить работу в этом направлении, поскольку в итоге такие меры позволят свести к минимуму вероятность случайных и непреднамеренных ошибок со стороны бухгалтеров. Естественно, разграничение нарушений налогового законодательства на преднамеренные и непреднамеренные достаточно проблематично. Однако оно необходимо с целью дифференциации мер ответственности за те или иные нарушения. Также весьма важным является повышение налоговой дисциплины.

Эффективность налогового контроля во много определяется издержками на его проведение. Современная  система администрирования налогов  должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и  для налогоплательщиков. Именно поэтому  следует упростить судебные процедуры, сопутствующие мероприятиям налогового контроля и взыскания платежей. В  настоящее время бюджету обходится  дороже судебная процедура взыскания  некоторых штрафов, составляющих незначительные суммы. Судебная практика показывает, что до направления исков в  суды следует реально оценивать  перспективы их рассмотрения, изучая гражданское и хозяйственное  законодательство. В последнее время  острой критике со стороны правозащитников  плательщика подвергается право  взыскания налогов за счет средств  дебиторов плательщика в бесспорном порядке на основании решений  руководителей налоговых органов, поскольку в данном случае налоговые  органы наделяются судебными полномочиями. Однако в условиях отсутствия специализированных налоговых судов и необходимости  несения порой весьма существенных затрат на судебные процедуры эта  мера, на взгляд автора, наиболее эффективна. Но с другой стороны, право осуществлять такого рода действия непосредственно  налоговыми органами может расцениваться  как своего рода беспредел, потому что  зачастую оно влечет достаточно значительное нарушение прав налогоплательщиков. Эту проблему, в правовом аспекте, могло бы решить создание специализированных налоговых судов, хотя их функционирование сопряжено с определенными издержками. В настоящее время руководители налоговых инспекций весьма острой считают проблему именно взыскания  платежей (они признают, что само по себе качество налоговых проверок значительно не страдает, но проблему представляет взыскание допричисленных сумм, о чем свидетельствует также  не очень высокий процент взыскания). Поэтому в целях решения данного  вопроса (в условиях отсутствия налоговых  судов) следует более четко законодательно урегулировать ситуации, когда налоговый  орган может самостоятельно, без  обращения в судебные органы, принимать  решения о выставлении платежных  требований к дебиторам плательщика, определять недействительность сделок и проводить необходимые списания средств [11].

Одним из важнейших направлений совершенствования  налогового контроля является непосредственное совершенствование его форм и  методов, методологии проведения налоговых проверок [11].

Конечно, такая проблема не остается без внимания: областное управление контроля регулярно  присылает в инспекцию методические указания и памятки по контрольной  работе в различных отраслях с  указанием моментов, на которые контролеры должны обратить внимание, проверяя плательщика  той или иной отрасли. Кроме того, совместно с органами, курирующими  те или иные отрасли, проводится учеба  со специалистами налогового органа. В целях совершенствования налогового контроля необходимо уделять внимание работе в каждой отрасли, учитывая ее специфику. Положительным образом  сказалось бы создание специализированных централизованных баз данных, в которых  налоговики быстро и без каких-либо трудностей могли бы получить полную и современную информацию по необходимым  им вопросам в разрезе специфики отраслей [18, с. 152].

Определенные  трудности возникают в плане  контроля за индивидуальными предпринимателями.

В настоящее время получили мировое  распространение факты уклонения  налогоплательщиков от уплаты налогов  посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера  налогооблагаемой базы.. Особая сложность  работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных  механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой инспекции  вынуждены брать за основу для  исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные  в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания  сделать вывод, что указанные  документы искажаются. Именно поэтому  целесообразным является внедрение  и использование косвенных методов  исчисления налоговых обязательств, которые давно и успешно применяются  в мировой практике налогового контроля. Здесь чаще всего используются метод  общего сопоставления имущества  и метод, основанный на анализе производственных запасов.

Как уже подчеркивалось, основной эффект в настоящее время имеет последующая  форма контроля. Однако не следует  забывать о том, что эффективная  система налогового контроля в целом  немыслима без надлежащей организации  предварительного контроля. И в этом аспекте ключевое значение имеет  внедрение аналитической составляющей, которая бы обеспечила наиболее рациональный отбор плательщиков для документального  контроля. С этой целью необходим  систематический сбор и обработка  всевозможной информации о финансовом состоянии плательщиков, координация  с обслуживающими банками в части  выяснения вопросов о движении денежных средств на счетах плательщиков (особенно тех, которые заявили о себе в  ИМНС как о неработающих или отражают в отчетности незначительную выручку). Контрольные службы должны располагать  при выборе объекта проверки сведения о налогоплательщиках, зарегистрированных в инспекции и вместе с тем открывших счета в учреждениях иногородних банков.  Такие меры направлены на содействие совершенствования контрольной работы в части своевременного выявления и пресечения деятельности субъектов хозяйствования, занимающихся незаконными финансовыми операциями.  В целях более эффективного подбора субъекта проверки должен осуществляться тщательный сбор сведений о сдаче помещений в аренду, оказанию услуг по хранению, транспортировке и реализации товаров коммерческим структурам, изучаться и накапливаться информация рекламных объявлений и т. д. Перспективным критерием выбора субъекта хозяйствования для проверки являются результаты тестирования бухгалтеров предприятий с целью выявления “слабых звеньев” [46, с. 12].

Информация о работе Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей