Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Налоги представляют собой основной источник существования государства и поэтому оно крайне заинтересовано в том, чтобы все его предписания, заложенные в соответствующих актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом. Касается это не только налогоплательщиков, но и других лиц участвующих в организации и осуществлению налогообложения. Государство, существующее в первую очередь за счет налоговых поступлений, заинтересованно в полноте и своевременности поступления денежных средств в бюджет. Для выполнения этой задачи необходимо постоянно осуществлять государственный контроль, через существующие механизмы управления. В итоге налоговый контроль является одним из хорошо организованных видов государственного контроля.

Файлы: 1 файл

налогов.контроль.docx

— 155.41 Кб (Скачать файл)

 

 Согласно п.1 ст. 96 Налогового  кодекса сомнительные требования - требования, возникшие в результате  реализации товаров, выполнения  работ, оказания услуг юридическим  лицам и индивидуальным предпринимателям-резидентам  Республики Казахстан, а также  юридическим лицам-нерезидентам, осуществляющим  деятельность в Республике Казахстан  через постоянное учреждение  и не удовлетворенные в течение  трех лет с момента возникновения  требования; сомнительными также  признаются требования, возникшие  по реализованным товарам, выполненным  работам, оказанным услугам и  не удовлетворенные в связи  с признанием налогоплательщика-дебитора  банкротом в соответствии с  законодательством Республики Казахстан.

 

 Для проверки правильности  отнесения на вычеты сомнительных  требований, указанных налогоплательщиком  в приложении 8 Декларации о СГД  и в приложении 100.15.01 к Декларации  по КПН, проверяются сопроводительные  документы: накладные, счета-фактуры,  счета-извещения, доверенности на  получение ТМЗ, акт сверки, относящиеся  к сомнительным требованиям, и  соответствующее их включение  в совокупный годовой доход.

 

 Банки имеют право  на вычет по провизиям против  сомнительных и безнадежных требований  в размере, установленном Нацбанком РК совместно с МГД РК (с 01.01.02 г. вычеты по провизиям относятся по строке 110.00.028 Декларации по КПН-формы 110.00).

 

4. Отчисления в резервные  фонды.

 

 Как уже говорилось, отчисления в резервные фонды  производят страховые организации  и недропользователи в порядке, установленном ст. 18 Закона "О налогах..." до 01.01.02 г. № 2235 Проверяется ведомость, которая составляется налогоплательщиком с указанием необходимых данных, прилагаемых к Декларации.

 

5. Расходы на ремонт  и другие вычеты по фиксированным  активам.

 

 Проверяется приложение 9 к Декларации о СГД или  по 2002 году форма 100.22 к Декларации  по КПН.

 

 В бухгалтерском учете  основные средства отражаются  в момент поступления по первоначальной  стоимости, включающей все фактически  произведенные необходимые затраты  по возведению или приобретению  основных средств.

 

 Для начисления амортизации  бухгалтера применяют один из  следующих методов:

 

- равномерного (прямолинейного) списания;

 

- списания стоимости пропорционально  объему выполненных работ (производственный  метод);

 

- ускоренного списания;

 

- уменьшающего остатка;

 

- списание стоимости по  сумме чисел (кумулятивный метод).

 

 Выбранные вами методы  должны определяться учетной  политикой и применяться последовательно  от одного отчетного периода  к другому.

 

 Сумма амортизации  определяется исходя из срока  полезной службы основных средств  или предельных норм амортизации.

 

 В налоговом учете  предельные нормы амортизации  до 01.01.02 г. определены Законом  РК "О налогах..." и с 01.01.02 г. ст. 110 Налогового кодекса.

 

 При проверке полноты  и достоверности отражения в  балансе предприятия основных  средств, проверяющие обращают  особое внимание на наличие  фиксированных активов, впервые  введенных в эксплуатацию на  территории Республики Казахстан  и применяемых к ним предельных  норм амортизации в первый  отчетный период. Основные условия:  такие фиксированные активы в  целях получения совокупного  годового дохода должны послужить  не менее трех лет. В налоговом  учете данные фиксированные активы  в первый год эксплуатации, когда  применяется увеличенная норма  амортизации, учитываются отдельно  от стоимостного баланса подгруппы.

 

 В последующий налоговый период данные фиксированные активы подлежат включению в стоимостной баланс соответствующей подгруппы.

 

 Проверяющие также  обращают внимание в целях  налогообложения на то, как отнесены  на вычеты суммы фактических  расходов на ремонт основных  средств, руководствуясь ст. 21 Закона "О налогах..." и по 2002 году  ст. 113 Налогового кодекса.

 

 Затраты по ремонту  оборудования, инвентаря, транспортных  средств и иных

других основных средств проверяются на соответствующем субсчете счета 920 "Вспомогательные производства". Расходы по оплате труда и отчисления на обязательное социальное страхование работников, занятых по ремонту основных средств, должны быть отражены в строке 5 приложения 5 к Декларации о СГД, товарно-материальные запасы, включенные в расходы на ремонт, должны быть отражены в строке 8 приложения 6 к Декларации, затем эти расходы должны быть включены вместе с другими расходами в приложение 9 к Декларации в столбце 3.

 

 И расходы на ремонт  основных средств только в  пределах 15 (от 15 до 25 %, в зависимости  от группы фиксированных активов  с 1.01.2004г.) процентов стоимостного  баланса подгруппы на конец  налогового периода следует относить  на вычеты, а сумма, превышающая  указанный предел, относится на  увеличение стоимостного баланса  подгруппы.

 

 С 1 января 2003 года можно  отнести на вычеты расходы  на ремонт основных средств  (п. 4 ст. 113), понесенные арендатором  и не возмещенные арендодателем.

 

 Такое списание возможно  только при наличии аналогичных  основных средств у арендатора  и арендодателя. Если расходы  на ремонт в соответствии с  п. 4 ст. 113 невозможно отнести на  вычеты, то у арендатора на  увеличение стоимостного баланса  подгруппы они не относятся  и вычету не подлежат.

 

 В настоящее время  большинство предприятий приобретают  нематериальные активы, особенно  программные обеспечения.

 

 Нематериальные активы - нематериальные объекты, используемые  в течение длительного периода  (более одного года) для получения  совокупного годового дохода.

 

 На практике часто  встречаются случаи прямого отнесения  нематериальных активов на затраты  на производство из-за невозможности  определения срока полезной службы. По нематериальным активам, по  которым невозможно определить  срок полезного использования,  нормы амортизационных отчислений  устанавливаются в расчете на  десять лет, но не более срока  деятельности предприятия.

 

 Амортизационные отчисления  по нематериальным активам проверяются  путем проверки счетов подраздела 10 "Нематериальные активы". По  дебету этих счетов отражаются  остатки нематериальных активов  на начало и конец отчетного  периода (месяц, квартал, год), операции по их поступлению;  по кредиту - выбытие нематериальных  активов.

 

 Необходимо проверить  наличие документов, подтверждающих  право организации на его использование  (патенты, лицензионные соглашения, товарные знаки и пр.). На нематериальные  активы подгруппы 2 группы 9 в соответствии  с п. 1 ст. 110 Налогового кодекса  применяется норма амортизации  в размере 15%.

 

6. Расходы по страховым  платежам.

 

 При проверке расхода  по страховым платежам следует  проверить договор страхования,  платежный документ (в котором  нужно проверить сумму страхового  платежа), по которому произведен  страховой платеж, принятый на  вычет.

 

7. Вычет налогов, штрафов  и компенсационных расходов. Подлежат  вычету: уплаченные налоги в пределах начисленных, кроме налогов, исключаемых до определения совокупного годового дохода (НДС, акциз), а также подоходного налога, уплаченного на территории Республики Казахстан и в других государствах, и налога на сверхприбыль.

 

 По платежным поручениям  и квитанциям проверяется сумма  уплаченных налогов и сборов  в бюджет и относится на  вычеты в пределах начисленных  сумм налогов и сборов. Сотрудниками  органов налоговый службы фактически уплаченные в бюджет суммы налогов и сборов проверяются по карточке лицевого счета налогоплательщика.

 

 Уплаченные неустойки в пределах начисленных, включая штрафы и пени, за исключением подлежащих внесению в бюджет и расходы понесенные юридическими лицами на содержание государственной социальной сферы в соответствии с нормативами затрат, установленными законодательством Республики Казахстан, проверяются путем изучения хозяйственных договоров и расходных операций по счетам 441, 431, 451 и кассовых документов, платежных поручений и т.п. документов.

 

 Вычеты не производятся  по расходам, не связанным с  предпринимательской деятельностью.

 

 При начислении подоходного  налога с юридического лица  дебетуют счет 851 "Расходы по  подоходному налогу" и кредитуют  счет 631 "Текущий подоходный налог  к выплате"; при отсрочке платежей  по подоходному налогу с юридических  лиц дебетуют счет 851 и кредитуют  счет 632 "Отсроченный подоходный  налог".

 

 Начисление подоходного  налога с юридических лиц производится  один раз по итогам года.

 

 Оплата подоходного  налога в бюджет отражается  по дебету счета 631 "Текущий  подоходный налог к выплате"  и кредитуют счет 441 "Наличность  на расчетном счете" в сроки,  установленные законодательством  Республики Казахстан, в суммах, определенных предварительным расчетом.

 

 В конце года суммы  расходов по подоходному налогу  относятся в дебет счета 571 "Итоговый доход (убыток)" с  кредита счета 851 "Расходы по  подоходному налогу".

 

 В отношении проверки  формирования доходов и расходов (вычетов) организации хотим обратить  внимание на то, что встречается  очень много случаев неправильного  применения льгот по корпоративному  подоходному налогу.

 

 Допустим, если ваше  предприятие - КСК и вы являетесь  некоммерческой организацией, то  есть соответствуете условиям  п. 1 ст. 120 Налогового кодекса. В  таком случае доходы, указанные  в п. 2 ст. 120 Налогового кодекса,  не подлежат обложению корпоративным  подоходным налогом.

 

 Но, согласно п. 4 ст. 120 Налогового кодекса, доходы, не  указанные в п. 2 ст. 120, подлежат  обложению корпоративным подоходным  налогом в общеустановленном  порядке.

 

 Следует отметить, что  основной деятельностью КСК является  оказание услуг по содержанию  и эксплуатации домов и придомовой  территории. За оказание услуг  с жильцов взимается плата.  При этом вносимые собственниками  помещений (квартир) денежные  средства являются платой за  услуги по содержанию и текущему  обслуживанию дома и расходуются  на указанные цели и тем  самым не возвращаются членам  кооператива. Следовательно, денежные  средства не являются паевыми  взносами, так же как и членскими  взносами. Также услуги по эксплуатации  и содержанию домов и придомовой  территории подлежат обложению  налогом на добавленную стоимость,  если КСК является плательщиком  НДС. Хочется также обратить  внимание на порядок проверки  операций с ценными бумагами.

 

 Если основной деятельностью  предприятия является покупка  и продажа ценных бумаг, то  проверяющие в первоочередном  порядке затребуют наличие лицензий  на осуществление такого рода  деятельности.

 

 На предприятии для  учета финансовых инвестиций  составляется ведомость учета  финансовых инвестиций, где учитываются  данные подраздела 40 "Финансовые  инвестиции".

 

 Финансовые инвестиции - активы, которыми владеет предприятие  (субъект) в целях получения  дохода в виде процентов, дивидендов, роялти и арендных платежей  по краткосрочным и долгосрочным  финансовым инвестициям.

 

 При проверке данного  раздела проверяющие раскрывает  следующие вопросы:

 

- классификацию финансовых  инвестиций на категории (краткосрочные  и долгосрочные);

 

- определение стоимости  финансовых инвестиций и отражение  в финансовой отчетности;

 

- перевод финансовых инвестиций  из категории в категорию;

 

- необратимые снижения  стоимости финансовых инвестиций.

 

 Согласно пп. 2 п. 2 ст. 227 Налогового кодекса, операции с ценными бумагами, услуги профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также услуги организаций по осуществлению деятельности на рынке ценных бумаг на основании лицензии, выданной в соответствии с законодательством Республики Казахстан, освобождаются от налога на добавленную стоимость.

 

 Если предприятие по итогу года по результатам деятельности убыточно, то, согласно п. 2 ст. 124 Налогового кодекса, оно имеет право на перенос убытка, за исключением убытков от реализации акций и облигаций, находящихся в официальных списках "А" и "В" фондовой биржи на срок до трех лет, и компенсироваться за счет дохода от прироста стоимости, полученного при реализации других ценных бумаг, за исключением доходов от реализации акций и облигаций, находящихся в официальных списках "А" и "В" фондовой биржи.

 

 В случаях установления  факта занижения налога на  сумму выявленной разницы производится  увеличение налогооблагаемого дохода и начисляются налоги с применением штрафных санкций согласно статьям Закона "О налогах...", Налогового кодекса и Кодекса "Об административных правонарушениях", в зависимости от характера нарушений и периода, в котором допущены данные нарушения налогового законодательства.

 

 Например, бухгалтера не всегда выполняют требования, оговоренные в ст. 84 Налогового кодекса, где обязательства, возникшие по приобретенным товарам (работам, услугам), а также по начисленным работникам доходам и другим выплатам, определяемым в соответствии с п. 2 ст. 149 Налогового кодекса, и не удовлетворенные в течение трех лет с момента возникновения (с 1 января 2002 года), признаются сомнительными и подлежат включению в совокупный годовой доход налогоплательщика, за исключением НДС, который, в свою очередь, подлежит восстановлению по взаиморасчетам с бюджетом по ставке, используемой при возникновении кредиторской задолженности.

Информация о работе Налоговый контроль