Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Налоги представляют собой основной источник существования государства и поэтому оно крайне заинтересовано в том, чтобы все его предписания, заложенные в соответствующих актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом. Касается это не только налогоплательщиков, но и других лиц участвующих в организации и осуществлению налогообложения. Государство, существующее в первую очередь за счет налоговых поступлений, заинтересованно в полноте и своевременности поступления денежных средств в бюджет. Для выполнения этой задачи необходимо постоянно осуществлять государственный контроль, через существующие механизмы управления. В итоге налоговый контроль является одним из хорошо организованных видов государственного контроля.

Файлы: 1 файл

налогов.контроль.docx

— 155.41 Кб (Скачать файл)

 

Внимательно нужно поверить корректировку НДС, которая производится на основании дополнительного счета-фактуры  или других документов подтверждающих изменения в сделках (дополнительных договорах, соглашениях). Дополнительная счет-фактура составляется поставщиком  и должна быть подтверждена в соответствии со ст.243 НК РК получателем указанных  товаров.

 

Проверка облагаемого  импорта, нулевой ставки.

 

При проверке импорта необходимо проверить правильность определения  облагаемого оборота (таможенная стоимость + налоги + сборы + пошлины).

 

При применении нулевой ставки – наличие всех документов дающих право на ее применение (контракт, ГТД  с отметкой таможенного органа, товаросопроводительные документы с отметками пограничных  таможенных органов – коносамент, капитанские записки, международные  авиационные или железно-дорожные накладные с отметками пограничных таможенных органов)

 

Проверяется правильность и  обоснованность применения освобожденных  оборотов от уплаты НДС.

 

Проверка НДС, относимый  в зачет.

 

Проверяется по выставленным счетам фактурам, фактически поступившим  товарам, выполненным работам, оказанным  услугам. По счету Д-331 отражается сумма  НДС, относимая в зачет по приобретенным  товарам (работам, услугам) от поставщиков, которым отражается в декларации в разделе «Сумма НДС, относимая  в зачет». Проверяется, имеются ли у налогоплательщика счета-фактуры  на каждую поставку, подтверждающие наличие  НДС в стоимости поставки.

 

При проверке достоверности  суммы НДС, отраженной по Д331 счета, необходимо проверить главную книгу (шахматный или оборотный баланс), журналы-ордера № 6,7, счета 671,333,687, первичные  документы.

 

При установлении случаев  выписки счет-фактуры с выделением НДС, плательщиком, не состоящим на учете по НДС, согласно ст.211 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» такая счет фактура считается фиктивной, и на налогоплательщика выписавшего ее налагается штраф (например, если это юридическое лицо, то 200% от суммы указанной в счете-фактуре).

 

Если в ходе проверки будет  установлен факт отнесения в зачет  сумм НДС при отсутствии счета-фактуры  и налогоплательщик до конца налоговой  проверки не представил их, то сумма  исключается из зачета.

 

В случае сомнения подлинности, имеющихся счетов фактур проводится встречная проверка.

 

Встречная проверка  является налоговой документальной проверкой, осуществляемой в связи с проведением  комплексных или тематических проверок налогоплательщиков.

 

Встречная проверка может  быть назначена только в случае (во время) проведения комплексной или  тематической проверки некоторого налогоплательщика, для подтверждения операций которого требуется информация о его взаиморасчетах с третьими лицами.

 

Встречная проверка производится на основании предписания, по завершении составляется акт встречной проверки. День вручения акта считается днем завершения срока встречной проверки. В акту встречной проверки прикладываются копии документов, расчеты.

 

В случае если при встречной  проверки поставщиков устанавливается  факт их не постановке на учет по НДС, то ранее отнесенные в зачет суммы  НДС подлежат сторнированию и  отнесению на стоимость приобретения.

 

В случае если при встречной  проверке установлен факт несуществующих, фиктивных организаций, то материалы  передаются в установленном порядке  органы финансовой полиции.

 

Тема № 7.

 

Проверка корпоративного подоходного налога с юридических  лиц.

 

Нормативные и бухгалтерские  документы:

 

 

Налоговый кодекс РК.

 

 

Инструкция № 33 «О порядке  исчисления и уплаты подоходного  налога с юридических лиц»

 

 

Учетная политика предприятия

 

 

Рабочий план счетов

 

 

Журналы ордера № 1-14 с ведомостями  и аналитическими таблицами

 

 

Главная книга

 

 

Бухгалтерский баланс

 

 

Отчет о результатах финансово-хозяйственной  деятельности

 

 

Разработочные таблицы и  другие первичные документы

 

 

Кассовая книга, приходные  и расходные кассовые ордера

 

 

Первичные документы на отгрузку товаров, отпуск услуг, выполнение работ.

 

 

 Банковские документы

 

 

 Расчеты авансовых  платежей, справки, декларации по  видам налогов и по месяцам,  годам, таможенные декларации

 

 

Договора, контракты, соглашения, акты выполненных работ.

 

 

 Согласно налоговому  законодательству срок исковой  давности по налоговому обязательству  составляет пять лет и поэтому  сотрудниками органов налоговой  службы проверяются данные последних  пяти лет, если данные периода  ранее не были проверены.

 

 Налогоплательщиками  до вступления в силу Налогового  кодекса, т.е. до 01.01.02 г., по подоходному  налогу с юридических лиц представлялась  Декларация о совокупном годовом  доходе и произведенных вычетах.  Проверка 

 

данной Декларации производится согласно Руководству по заполнению данной Декларации к Инструкции № 33 "О порядке исчисления и уплаты подоходного налога с юридических  лиц".

 

 Начиная с 2002 года налогоплательщики заполняют Декларацию по корпоративному подоходному налогу по форме 100, руководствуясь положениями Налогового кодекса и новых форм налоговых отчетностей, утвержденных Министерством государственных доходов Республики Казахстан.

 

Декларация является основным обобщающим отчетом налогового учета, где приводятся все виды доходов  и произведенные вычеты.

 

Согласно ст. 79 Налогового кодекса налогооблагаемый доход  определяется как разница между  совокупным годовым доходом и  вычетами, предусмотренными ст. 80-103, 105-114 Налогового кодекса с учетом корректировок, производимых согласно ст. 122 Налогового кодекса. Совокупный годовой доход  подлежит корректировке в соответствии со ст. 91 Налогового кодекса.

 

Следовательно, сотрудниками органов налоговой службы при  проверке правильности исчисления и  уплаты корпоративного подоходного  налога будет производиться проверка полноты, достоверности и правильности отражения доходов, вычетов и  корректировок при определении  налогооблагаемого дохода, и поэтому  у налогоплательщика для определения  налогооблагаемого дохода должен быть организован налоговый учет совокупного  годового дохода, вычетов и корректировок.

 

 Одним из основных направлений у проверяющих будет являться установление правильности данных, отраженных в представленных в налоговый комитет налогоплательщиком налоговых отчетностях, и следующих сведений:

 

» доходов, полученных от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, предоставления кредитов, и отражение  доходов по другим операциям;

 

« затрат, понесенных налогоплательщиком в ходе предпринимательской деятельности за налоговый период;

 

• наличие всех оправдательных первичных документов по деятельности предприятия, правильность их составления  и т.д.

 

 При этом основой  для исчисления налогооблагаемой  базы будут являться данные  первичных бухгалтерских документов, результаты обследования производственных, складских и иных помещений,  результаты встречных проверок.

 

Все доходы и расходы, отнесенные к определенному виду деятельности, должны подтверждаться соответствующими бухгалтерскими документами.

 

При проверке правильности отражения  в бухгалтерском учете и отчетности полученных доходов и (убытков) от реализации товаров, выполненных работ и  предоставленных услуг в течение  налогового периода проверяющие  используют первичные документы, учетные  регистры (ведомости, журналы-ордера, книги  учета) и другие данные, подтверждающие получение дохода или убытка в  бухгалтерском учете и отчетности.

 

 Книга учета хозяйственных  операций является регистром  аналитического и синтетического  учета, на основании которого  можно определить наличие имущества  и денежных средств, а также  их источников у субъекта и  составить финансовую отчетность.

 

Например, проверяющие для  определения фактически полученного  дохода от реализации основной продукции, выполнения работ и оказания услуг  используют информацию по следующим  первичным документам:

 

1) расходные накладные,  товарно-транспортные накладные,  счета-фактуры, банковские выписки  по движению денежных средств  и приложения к ним, кассовые  отчеты на приход денежной  наличности, ГТД на ввоз и вывоз  продукции с (на) территории (ю) Республики Казахстан и т.д.

 

 На основании вышеуказанных  документов проверяющие сличают и проверяют:

 

1. Движение денежных средств, находящихся в банке на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах. Производится сверка остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии предприятия сданными по выпискам банков.

 

2. Движение денежных средств  по кассе. При этом производится  полный полистный пересчет всех  денежных купюр, ценных бумаг,  денежных документов, бланков строгой  отчетности и т.д.

 

3. Данные, отраженные в  финансовой отчетности (главной  книге, оборотном балансе, отчете  о финансовых результатах). Данные  отчетов сверяются с данными  в первичных документах (выписки  банка, счет-фактура и прочие) и после этого с данными,  указанными в Декларации о  совокупном годовом доходе.

 

4. Данные, отраженные в  Декларации о совокупном годовом  доходе, сопоставляются с данными  в Декларации по налогу на  добавленную стоимость, а также  суммы акцизов, отраженных в  финансовой отчетности.

 

5. Данные первичных документов  поставщиков (акты сверки, письма, акты инвентаризации) с данными  бухгалтерских документов, по которым  произведено списание на себестоимость  продукции (требования на выдачу  со склада материалов, акты выполненных  работ, оказанных услуг и т.  д.).

 

 При проведении проверки  или сверки документов проверяющие  раскрывают следующие вопросы:

 

1) сроки образования дебиторской  и кредиторской задолженности;

 

2) случаи неправильного  списания административно-управленческих  расходов на затраты производства;

 

3)некомпенсируемые убытки;

 

4) не включены ли в  состав незавершенного производства  бракованная продукция или полуфабрикаты;

 

5) правильность оценки  отходов, попутной и сопряженной  продукции;

 

6) наличие фактов отнесения  на счета затрат производства  расходов по приобретению и  выбытию фиксированных активов;

 

7) правильность применения  норм амортизации;

 

8) правильность удержания  налогов с фонда оплаты труда  и т. д.;

 

9) правильность оформления  бухгалтерских и иных документов.

 

 Необходимую информацию  проверяющие могут получить не  только путем проведения анализа  учетных данных главной книги,  журналов-ордеров и ведомостей, но  и изучением переписки по заключенным  договорам.

 

Если предприятие (его  партнер) не соблюдает условия, оговоренные  в договоре (чаще всего это сроки  оплаты), то на балансе предприятия  могут возникнуть сомнительные требования либо наоборот (сомнительные обязательства).

 

За последние годы произошли  изменения в налоговом законодательстве и в бухгалтерском. Так, были внесены  изменения Законом РК от 24.06.02 г. в  Указ "О бухгалтерском учете", в связи с чем приказом Минфина РК от 18.09.02 г. № 438, зарегистрированном в Министерстве юстиции РК от 02.10.02 г. № 1992, утвержден типовой план счетов бухгалтерского учета, который введен в действие с 1 января 2003 года. Также изменения коснулись и стандартов бухгалтерского учета.

 

Так как проверка подоходного  налога с юридических лиц производится после сдачи Декларации, то порядок  проведения проверки будем рассматривать  по Генеральному плану счетов.

 

 Проверка доходов, полученных от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг) и прочих доходов, включая возврат проданных товаров и скидки с продаж и цены за период с 1998 г. по 2002 г., производится на основе аналитических данных по счетам подразделов: 70 "Доход от основной деятельности"; 71 "Возвраты проданных товаров и скидки с продаж, а также скидки с цены"; 72 "Доход от неосновной деятельности"; 86 "Доходы (убытки) от чрезвычайных ситуаций и прекращенных ситуаций (счета 863 и 864); 87 "Доход (убыток) от долевого участия в других организациях" и расчетных таблиц по налоговому учету.

 

 Для проверки правильности  отражения затрат, связанных с  получением дохода, используются  счета подраздела 80 "Себестоимость  реализованных товаров (работ,  услуг)", для проверки расходов  периода - счета подразделов 81 "Расходы по реализации товаров  (работ, услуг)", 82 "Общие и  административные расходы", 83 "Расходы  по процентам" (811, 821, 831). Расходы  по неосновной деятельности отражаются  на счетах подраздела 84 (841, 842, 843, 844, 845), расходы по подоходному  налогу - счет 851 подраздела 85.

 

Если налогоплательщик не использует программу "1C: Бухгалтерия" или иную компьютерную программу  по ведению бухгалтерского учета, для  проверки нужно использовать данные Главной книги и регистры журнально-ордерной формы бухгалтерского учета.Рассмотрим взаимосвязь данных по этим счетам и показателей в Декларациях о СГД и по КПН.

Информация о работе Налоговый контроль