Налоговый учет. Лекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 19:26, курс лекций

Описание работы

Основные темы.

Файлы: 1 файл

налоговыйУчет.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

Расх. по обязат. страх-ию сокращают налогооблагаемую приб. полностью.

Расх. по добровольному страхованию уменьшают  приб. лишь на определенную сумму, по установленным нормам.

Не зависимо от метода учета дох. и расх., при  расчете налога на прибыль, затраты по добровольн. страх-ию сотрудников уменьшают облагаемую приб., только после их оплаты.

Если  расх. по страх. относят к нескольким отчетным периодам, то их равномерно распределяют между этими периодами.

В затраты  на ОТ учитывают резервы на оплату отпусков и выплаты вознаграждений за выслугу лет.

Для равномерного включения расх. в затраты, создают  резервы предстоящих расх. Пример: резерв на оплату  отпусков и резерв на выплату вознаграж. за выслугу лет.

Организация самостоятельно принимает решение создавать указанные резервы или нет.

Решение на создание рещерва и порядок  резервирования средств должны быть предусмотрены в бух. и нал. политики. Создавать резервы могут только те предприятия, которые используют метод начисления при расчете налога на прибыль.

 В  б/у созданные резервы отражают  в качестве расходов по обычным  видам деятельности, и в н/у в составе расх. на ОТ.

Расх. для  оплаты которых создан резерв списывают  за счет этого резерва. При формировании резерва на оплату отпусков в нал. учетной политике указывается % отчислений в этот резерв. Для расчета этого показателя оформляют специальную смету, в которой указывают сумму по плану на з/п, на оплату ЕСН и на страх. от несчастных случаев на производстве.

Сумму на выплату отпускных и на уплату ЕСН с этой суммы. Для расчета % отчислений в резерв, планируемая сумма расходов на оплату отпусков с учетом ЕСН делят на планируемую сумму расх. на ОТ с учетом ЕСН и *100%.

Сумма ежемесячных отчислений в резерв определяется умножением фактической суммы расх. на ОТ с  учетом ЕСН на % отчислений в резерв, полученная сумма уменьшает налогооблагаемую приб. в конце каждого мес.

При создании резерва, расходы на выплату отпускных  можно списывать только за счет резерва.

В конце годка бухгалтер проверяет израсходован резерв  или нет.

Если  расх. на выплату отпускных больше суммы резерва, то разница между  резервом и расходами уменьшает прибыль только в конце года записью 31 декабря.

Если  расх. на выплату отпускных меньше суммы резерва, то разница между резервами и расходами увеличивает прибыль в конце года ( записью от 31 декабря).

Аналогично  формирует резерв на выплату вознограждений за выслугу лет.

Регистры  для учета расх. по формированию резервов необходимо разработать самостоятельно. Эти регистры заполняются на основании сметы планируемых расх., а также положений учетной политики. 

Амортизация и амортизируемое имущество

В состав расходов, связ-ых с производством и реализацией, включают сумму амортизации, начисленную:

- по ОС произв-го назначения;

- по нематериальным  активам, кот-е используются в  производственной деят-ти фирмы.

ОС – это  имущество, кот-е используется в  качестве средств труда для производства и реализации товаров или для управления организацией.

Нематериальные  активы – это результаты интеллектуальной деят-ти, объекты интеллект-ой собственности, кот-е также используются в производстве или для управленч. нужд.

По НК эти  ценности наз-ют амортизируемым имуществом.

Амортизация –  это постепенное перенесение  стоимости ОС и нематериальных активов на расходы, уменьшающие налоговую прибыль фирмы.

К амортизируемому  имуществу относят ОС и немат. активы, которые принадлежат организации на праве собственности, используются для извлечения дохода, эксплуатируются более 12 мес., стоят дороже 20000 руб.

Для того, чтобы  ОС попало в разряд амортизируемых, необходимо, чтобы его первоначальная стоимость превышала 20000 руб. Если объект стоит менее 20000 руб., то на него амортизация не начисляется, его стоимость списывается в НУ единовременно в составе материальных расходов (ст.254).

Как в НУ, так  и в б/у первонач. стоимость  ОС формируется в зависимости  от того, как оно было приобретено, например, куплено, получено в качестве вклада в уставный капитал, получено безвозмездно, построено.

По купленным ОС при формировании первонач. стоимости имеются некоторые различия между правилами б/у и НУ.

В налоговой  стоимости ОС, в отличие от бухгалтерской, не отражаются %-ты по кредиту, полученные на покупку ОС ( их отражают в составе  внереализационных нал. расходов фирмы).

Платежи, связ-ые с регистрацией на недвижимое имущество (их учитывают в составе прочих нал. расходов).

ОС, получ-ые в  качестве вклада в уставный капитал  в НУ учитывают исходя из остаточной стоимости, определенной по данным нал. учета передающей стороны. Остаточ. стоимость определяют на дату перехода права собственности ( в б/у такие ОС приходуют по стоимости, согласованной между акционерами), а в ОАО или ЗАО цену ОС подтверждает независимый оценщик, для ООО независимый оценщик привлекается для определения цены ОС, если их стоимость превышает 20000 руб.

При безвозмездном  получении стоимость ОС определяется исходя из их рыночной стоимости. Это правило действует и в НУ и в б/у.

В НУ стоимость  такого имущества не может быть меньше их остаточной стоимости по данным передающей стороны. Если остаточная стоимость ОС больше, чем его рыночная, то в НУ его отражают по остаточной стоимости, а в б/у – по рыночной стоимости, т.е. стоимость такого имущества в б/у и НУ будет различаться.

Со стоимости  безвозмездно полученного имущества, по которой оно отражается в НУ нужно заплатить налог на прибыль. Организации могут построить объект. В б/у первонач. стоимость ОС складывается из всех затрат на строительство и введение в эксплуатацию. В НУ согласно ст. 318 в расходы, связ-ые со строительством включают материальные затраты, расходы на оплату труда, расходы на оплату ЕСН, амортизацию по строительным машинам и оборудованию. Т.е., построенное имущество отражается в б/у и НУ по разной стоимости. Этого можно избежать и сблизить в этой части б/у и н/у, т.к. фирма вправе расширить перечень прямых расходов и утвердить его в своей учетной политике.

В некоторых  случаях первонач. стоимость ОС в  НУ может быть изменена. Это м. б. модернизация, реконструкция, достройка, дооборудование, частичная ликвидация.

Как в НУ, так  и в б/у  по ОС начисляют амортизацию. Это делают ежемесячно, начиная с того месяца, который следует за месяцем, когда ОС ввели в эксплуатацию.

Начисление амортизации  прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда он был списан с учета.

Амортизацию по каждому объекту ОС начисляют в б/у в пределах его стоимости, учтенной на сч. 01, а в НУ в пределах его стоимости, отраженной в регистре информации об объекте ОС.

В НУ, в отличие  от б/у может 1/10 часть первоначальной стоимости ОС ( за исключением получ-ых безвозмездно) списать в расходы в том периоде, когда начинается их амортизация (ст. 272). Этот порядок получил название амортизационная премия. В этом же периоде, а также в последующих месяцах предприятие будет начислять обычную амортизацию в зависимости от выбранного метода.

При модернизации или реконструкции оганизация имеет  право воспользоваться амортизационной премией, т.е. списать на налоговые расходы 1/10 часть затрат, потраченных на модернизацию.

Применение 10%-ой премии – это право организации, а не обязанность. При этом по какому-то объекту можно начислять все 10% премии, по какому-то меньше, а по какому-то вообще не начислять.

При решении  использовать амортизационную премию рекомендуется сделать указания в учетной политике.

В б/у ПБУ 6/01 такой  возможности не предусматривает.

Если право  собственности на имущество подлежит гос. регистрации, то амортизацию по нему начисляют в НУ после передачи документов на гос. регистрацию ОС и ввода его в эксплуатацию. Такой же срок установлен и в б/у. После процедуры гос. регистрации объект включают в состав ОС, увеличивают его первонач-ую стоимость и подвергают корректировке ранее начисленную амортизацию. До того, как имущество будет зарегистрировано, его учитывают обособленно на сч. 01 субсчет « имущество, переданное на гос. регистрацию». После завершения процедуры регистрации его переводят на счет 01.

В б/у есть 4 метода начисления амортизации. В НУ существует только 2 метода начисления амортизации ОС:

1) линейный;

2) нелинейный.

В настоящее  время выбранный способ начисления амортизации ни в б/у, ни в НУ изменять нельзя.

С 1-го января 2009 г. в 25 главу НК внесены изменения, которые разрешают изменять выбранный способ начисления амортизации. Если предприятие применяет линейный способ начисления амортизации, то с 1-го января следующего года можно перевести это ОС на нелинейный способ начисления амортизации, но применять этот способ будет необходимо в течении 5 лет, а затем вновь можно вернуться к линейному способу.

Для применения нелинейного способа начисления амортизации все ОС разделены на 10 групп и каждой группе установлена норма амортизации.

Применять нелинейный способ можно к имуществу, указанному в 1 – 7-ой группах. К имуществу 8, 9, 10-ой группы можно применять только линейный способ.

При нелинейном методе амортизацию можно начислять  не по каждому ОС, а по общей стоимости  ОС, входящих в группу.

Амортизация устанавливается  по установленным %-ам от остаточной стоимости группы, напр., стоимость имущества, входящего в группу 400 тыс. руб. норма амортизации в месяц 2%.

1-ый месяц  эксплуатации 2% от 400 тс. руб. = 8 тыс.  руб. Остаточная стоимость 392 тыс.руб. 

2-ой месяц  = 2% от 392 тыс. руб.

Пи поступлении  имущества в группу, стоимость  группы увеличивается, а при выбытии имущества из группы – уменьшается.

Такая методика применяется до того месяца, в котором  остаточная стоимость группы составит 20 тыс. руб. в следующем месяце вся остаточная стоимость общей суммой списывается в расходы орг-ции. 

Нематериальные  активы

Нематериальный  актив может быть куплен за деньги, получен в качестве вклада в УК, получен безвоздмезно, создан силами самой организации.

В БУ и НУ первоначальную стоимость купленных нематериальных активов формируют по разному. Например, в налоговую стоимость нематериальных  активов не включают проценты по кредиту, полученному на покупку нематериальных активов (они отражаются в составе внереализационных налоговых расходов); услуги нотариуса за регистрацию договора, по которому фирма получает право собственности на нематериальные активы (они учитываются в составе прочих налоговых расходов).

Нематериальные  активы, полученные в качестве вклада в уставный капитал, отражают исходя из их остаточной стоимости, определенной по данным налогового учета передающей стороны (а в БУ – по стоимости, согласованной между учредителями).

Нематериальные  активы, полученные безвозмездно отражают и в БУ и в НУ по рыночной цене. При этом в НУ стоимость такого нематериального актива не может быть меньше его остаточной стоимости по данным передающей стороны.

При создании нематериальных активов самой фирмой в его  первоначальную стоимость включают все расходы на его изготовление(это правило принимается и в НУ и в БУ). Нематериальные активы считаются созданными сомой фирмой, если выполнено одно из следующих условий:

- исключительное  право на нематериальный актив  принадлежит фирме и он создан ее работниками;

- исключительное  право на нематериальный актив  принадлежит фирме и он создан  по ее заказу сторонней организацией;

- свидетельство  на товарный знак выдано на  имя фирмы.

По нематериальным активам начисляется амортизация  ежемесячно, начиная с месяца, следующего за вводом в эксплуатацию. Прекращается начисление амортизации 1 числа следующего за выбытием.

Информация о работе Налоговый учет. Лекции