Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 19:26, курс лекций
Основные темы.
Преимуществом модели явл-ся то, что она дает реальную возможность получать данные для формирования нал. базы непосредственно из нал. регистров. При этом исключаются ошибки в исчислении нал.базы. Так как показатели нал. регистров форм-ся в соотв. с требованиями налог.законодательствава, а не б/у. Взаимодействие двух систем учета при использовании данной модели сводится к минимуму, общими для б/у н/у явл-ся лишь данные первич. док-тов.Такое параллельное ведение двух видов учета требует значительных затрат, связанных с необходимостью создания в орг-ции отдела или группы н/у, привлечение специалистов для разработки нал. регистров и систему документооборота, модернизации учетного процесса и вычислительной техники.
Такие затраты могут позволить себе только крупные орг-ции, где м.б. созданы внутренние нал. службы или н/у.
2. В
ее основу положены даны е
формируемые в системе б/у.
При этом регистры б/у
3. В ней используются регистры и б/у и н/у. в этом случае если порядок группировки и учета объектов для целее налогообложения не отличается от порядка, установленного правилами б/у применяют бух. регистры, а налог. регистры заводят только для тех объектов учета, где есть отличия в правилах ведения н/у и б/у. Эта модель позволяет в максимальной степени использовать данные б/у и сближает две системы учета. При применении этой модели требуется разработка методологических и организационных основ, обеспечивающих возможность рационально, с наименьшими финансовыми затратами вести оба вида учета. в связи с этим на предприятии необходимо:
1 определить те объекты учета, по кот. правила ведения учета по б/у и н/у одинаковые;
2. установить
регистры б/у, кот могут
3. определить те объекты учета по кот. правила б/у и н/у различны, выделив объекты н/у.
4. разработать
формы аналит. регистров н/у для
выделенных объектов.
Формирование учетной политики
для целей налогового учета
Обязанность по составлению и принятию учетной политики для целей налогового учета закреплена в нескольких главах НК РФ. Это ст.167 главы 21, ст.313 главы 25, ст.339 главы 26 (Налог на добычу полезных ископаемых), ст.346 глава 26 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции». Единого порядка составления учетной политики для целей налогообложения в нашем законодательстве нет. В главе 21 и 25 НК РФ содержатся разные указания по утверждению учетной политики. Другие главы конкретных указаний по составлению налоговой учетной политики не содержит. Учетная политика должна утверждаться руководителем организации. Утвержденной формы нет, поэтому приказ составляется в произвольной форме...
Положения по учетной
политике можно вписать в текст
самого приказа, а можно утвердить
в форме приложений. Учетную политику
налогоплательщик должен применять с
момента создания фирмы и до момента её
ликвидации. Это требование глав 25, где
указано, что учетная политика должна
применяться последовательно от 1 налогового
периода к другому. Для изменения принятой
политики также как и в бухгалтерском
учете необходимо возникновение одного
из следующих обстоятельств: 1. Изменение
применяемых методов учета; 2. Существенное
изменение условий деятельности организации;
3. Изменение законодательства о налогах
и сборах. По сравнению с налогом на прибыль
правовые нормы по учетной политике, по
этому налогу возможно с 1 января года,
следующего за годом, её утверждения. В
налоговом законодательстве содержатся
и такие элементы, которые будучи принятыми
в учетной политике, ни при каких условиях
не могут изменяться. Например, метод начисления
амортизации по основным средствам. Вновь
созданные организации обязаны применять
налоговую политику с момента своего создания
только для НДС. В 21 главе указано, что
учетная политика должна быть утверждена
не позднее окончания первого налогового
периода работы организации (ст. 167 НК РФ).
Для налога на прибыль никаких конкретных
сроков 25 глава не предусматривает. В ст.
313 указано, что в случаях если налогоплательщик
стал осуществлять новые виды деятельности,
то он обязан определить и отразить в учетной
политике для целей налогообложения принципы
и порядок отражения в налоговом учете
этих видов деятельности.
Для целей налогообложения составлять новую учетную политику каждый год не нужно, так как в налоговом учете, как и в бухгалтерском, применяется принцип последовательности учетной политики. Чаще всего налоговая учетная политика фирмы состоит из 2 разделов. В 1 разделе указывается общие вопросы, связанные с налогообложением. Прежде всего, указывая порядок организации налогового учета, какое из подразделений будет заниматься этим вопросом: бухгалтерия или специализированная служба. В организации может быть и так, что различные налоги рассчитываются различными службами предприятия. Например, налог на имущество и транспортный налог исчисляет бухгалтерия предприятия, так как база для расчета этих налогов берется из данных бухгалтерского учета. НДС исчисляется отделом налогообложения, так как только одних данных б/у для исчисления данного налога не достаточно. Расчет налога на прибыль поручается производить специализированной фирме из учета сложности исчисления. Во-вторых, в этом же разделе отражаются вопросы взаимоотношения с обособленными подразделениями организации. В налоговой учетной политике следует закрепить срок предоставления сведений из подразделений в центральный офис для составления сводного учета в целом по форме. Во 2 разделе должны найти свое отражение варианты формирования налоговой базы по конкретным налогам, в том числе для НДС, для налога на прибыль, для акцизов и т. д
Большую часть этого раздела учетной политики занимает налог на прибыль, так как именно этот налог содержит наибольшее количество различных вариантов для самостоятельного выбора налогоплательщика. В любом случае все элементы налоговой учетной политике должны быть разделены на 2 группы: 1 группа – основные элементы, которой в учетной политике должны быть в обязательном порядке. 2 группа – дополнительные элементы они не являются обязательными для отражения в учетной политике, но, тем не менее, в налоговом кодексе предусмотрены нормы, которые позволяют налогоплательщику выбрать 1 из предложенных вариантов. Если в НК РФ порядок расчета налоговой базы изложен однозначно, то в учетной политике нет необходимости его дублировать. Если какой-либо порядок допускает варианты, но у налогоплательщика нет такого объекта для налогового учет, то в учетной политике этот вопрос освещает не обязательно, есть же такой объект появится, то внутри года можно сделать дополнения к учетной политике. Налогоплательщики не обязаны предоставлять свой приказ по учетной политике для целей налогообложения в налоговую инспекцию, так как глава 25 НК РФ не содержит такого требования, но в случае проведения налоговой проверки соответствующий документ должны быть предъявлен проверяющим в 5-идневный срок о получении требования на его предъявление. Если документы не будут предъявлены, то налоговые органы имеют право привлечь налогоплательщика к ответственности, которая предусмотрена 126 ст. НК РФ. А это штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Предусмотрен
штраф на основании Кодекса об
административных нарушениях, на должностных
лиц налагается штраф от 3-5 МРОТ. Для правильного
составления учетной политики налогоплательщик
обязан соблюдать следующие правила: 1.
Организация вправе выбрать 1 из нескольких
способов, регулирующих порядок определения
налоговой базы, утвержденный в НК РФ.
2. Выбранные способы устанавливаются
в целом для всех организаций в том числе
и её структурных подразделений; 3. Способы
ведения учета устанавливается минимально
на год, т.е. в период с 1.01 по 31.12 включительно.
Выбранные варианты, выбранного налогового
учета должны быть закреплены приказом
по учетной политике, который составляется
либо как часть общего приказа по учетной
политике, либо как отдельный приказ. Даже
для небольших предприятий при полном
совпадении методики ведения б/у и н/у
делать запись в приказе по учетной политике
для целей б/у о том, что методика ведения
н/у полностью совпадают с методикой ведения
б/у является ошибкой. Приказ по учетной
политике для целей н/у должен содержать
не только методику ведения н/у в организации,
но целесообразно в этот приказ добавить
и пункты по НДС. Т.о. приказ по учетной
политике для целей налогового учета (налогообложения)
должен содержать следующие пункты: 1.
НДС В соответствии с положением главы
21 в целях содержания организацией в течение
2007 года единого порядка исчисления и
уплаты НДС приказываю: а). Вести раздельный
учет суммы НДС по приобретенным товарам,
работам и услугам, имеющих ставки налога
в 0, 10,18% б). Вести раздельный учет приобретенных
товаров, работ, услуг, которые используются
для осуществления операций облагаемых
и необлагаемых НДС.
Различия в нормативном регулировании нал. учета и бух. учета
Финансовый результат в бухгалтерском учёте определяется следующим образом: выручка от продаж минус расходы, связанные с производством и реализацией плюс (минус) внереализацтонные, операционные чрезвычайные доходы или расходы.
В налоговом учёте финансовый результат определяется следующим образом: доходы организации минус расходы, сформированные в соответствии с 25 главой НК РФ. Сравнительная характеристика правил бухгалтерского и налогового учёта.
Бухгалтерский учёт | Налоговый учёт |
Классификация доходов | |
Доходы подразделяются на: 1. доходы от обычных видов деятельности; 2. прочие доходы, которые делятся на: операционные, внереализационные, чрезвычайные. ПБУ 9/99 п.4 | Доходы подразделяются
на:
- доходы от реализац - внереализационные доходы Ст. 248 НК РФ, 25 Гл. |
Классификация доходов от реализации (от обычных видов деятельности) | |
Доходами
от обычных видов деятельности являются:
1. выручка от продажи продукции и товаров;
2. поступления, связанные с выполнением
работ, оказанием услуг.
ПБУ 9/99 |
Доходами от реализации являются: 1. выручка от реализации товаров, работ и услуг собственного производства и ранее приобретенных; 2. выручка от реализации имущественных прав. Ст. 249 НК РФ, 25 Гл. |
Признание доходов от реализации (выручки о продаж) | |
П. 12 ПБУ 9/99 установлено 5 условий признания выручки: 1. организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтверждённое иным соответствующим образом; 2. сумма выручки может быть определена; 3. имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдёт увеличение экономических выгод организации; 4. право собственности на продукцию перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком; 5. расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены. Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату не исполнено, хотя бы одно из условий, то в бух. учете организации признаётся кредиторская задолженность, а не выручка. | Поступления, связанные
с расчётами за реализованные товары,
работы или услуги или имущественные права
признаются для целей налогообложения
в зависимости от выбранного налогоплательщиком
метода признания доходов и расходов:
- кассового метода; - метода начисления. Ст. 249 НК РФ, 25 ГЛ. |
Признание доходов от долевого участия в других организациях | |
В организациях,
предметом деятельности которых является
участие в уставных капиталах других организаций,
указанные доходы включаются в состав
выручки от продаж.
ПБУ 9/99 П. 5. |
Указанные доходы,
за исключением дохода, направляемого
на оплату дополнительных акций (долей),
размещаемых среди акционеров (участников)
организации, признаются в составе внереализационных
доходов.
Ст. 250 НК РФ, 25 Гл. |
Порядок учёта безвозмездно полученного имущества | |
Активы, полученные безвозмездно принимаются к бухгалтерскому учёту по рыночной стоимости (п.10 ПБУ 9/99). В учёте отражаются на счёте 98 «Доходы будущих периодов». Включение в состав внереализационных доходов текущего периода производится по мере начисления амортизации. | Безвозмездно
полученное имущество учитывается в составе
внереализационных доходов в полной сумме.
Оценка доходов осуществляется исходя
из рыночных цен на дату подписания акта
приёма-передачи имущества.
СТ. 271 НК РФ, 25 Гл. |
Классификация расходов | |
Расходы подразделяются на: 1. расходы по обычным видам деятельности; 2. прочие расходы: а). операционные; б). внереализационные; в). чрезвычайные. ПБУ 10/99 п. 4. | Расходы подразделяются
на:
- расходы, связанные с производством и реализацией - внереализационные расходы Ст. 252 НК РФ, 25 Гл. |
Признание расходов | |
В П. 16 ПБУ 10/99 установлено 3 условия признания расходов: 1. расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота; 2. сумма расходов может быть определена; 3. имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдёт уменьшение экономических выгод организации. Если в отношении любых расходов организации не исполнило хотя бы одно условие, то в бух. учёте признаётся дебиторская задолженность. Амортизация признается в качестве расходов, исходя из величины амортизационных отчислений. | Расходами признаются
обоснованные и документально подтверждённые
затраты (убытки), которые осуществляются
налогоплательщиком. Расходами признаются
любые затраты при условии, что они произведены
для осуществления деятельности, направленной
на получение дохода.
Ст. 252 НК РФ, 25 Гл. |
Классификация
расходов, связанных
с производством
и реализацией
(расходов по обычным видам деятельности) | |
Указанные расходы группируются по следующим элементам: 1. материальные затраты, 2. затраты на оплату труда, 3. отчисления на социальные нужды, 4. амортизация, 5. прочие затраты. ПБУ 10\99 | Расходы подразделяются
на: 1. материальные расходы, 2. расходы
на оплату труда, 3. суммы начисленной амортизации,
4. прочие расходы.
Ст. 253 НК РФ |
Нормируемые расходы, связанные с производством и реализацией | |
Не
установлены. |
Установлены ст. 264 НК РФ. К нормируемым расходам относятся: 1. представительские расходы, 2. некоторые расходы на рекламу, 3. командировочные расходы, 4. расходы по обязательному страхованию. Представительские расходы – это расходы по приему делегаций других предприятий с целью решения коммерческих вопросов. Ограничения установлены в размере 4% на оплату труда. Предположим, что в первом квартале представительские расходы составили 10000 руб. В бухучете включена вся сумма. Фонд заработной платы за первый квартал 100000 руб. Следовательно, в налоговом учете по статье «представительские расходы» будет записано 4000 руб. Во втором квартале представительских расходов организация не имела. Фонд заработной платы за второй квартал 100000 руб. и с начала года – 200 тыс. руб. Норматив представительских расходов 8000, включено в первом квартале 4000, следовательно, во втором квартале 4000 представительских расходов. По итогам 6 месяцев в бухучете сумма представительских расходов 10000, а в налоговом – 8000. |
Порядок списания косвенных расходов | |
Распределяются между отдельными видами продукции, в соответствие с выбранной базой распределения. Коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ и услуг полностью в отчётном году их признание в качестве расходов по обычным видам деятельности. ПБУ №10. | Косвенные расходы, осуществляемые в отчётном периоде в полном объёме относятся к расходам текущего периода. Статья 318 НК РФ. |
Порядок учёта процентов по долговым обязательствам | |
Затраты по кредитам и займам являются операционными расходами. Затраты по кредитам и займам, непосредственно относящиеся к приобретению или строительству инвестиционного актива (основного средства) включаются в стоимость этого актива. Затраты по кредитам и займам, относящиеся к приобретению МПЗ, включаются в их фактическую себестоимость до даты оприходования. Предельного размера расходов в виде процентов, относимых к операционным расходам, не установлено. ПБУ 15/01. | Расходы
в виде процентов по долговым обязательствам
любого вида в независимости от характера
предоставленного кредита или займа (текущего
или инвестиционного) относятся к внереализационным
расходам. Установлена предельная величина
процентов, признаваемых расходами. Статья
265, 269. При этом существенным отклонением
размера начисленных процентов по долговому
обязательству считается отклонение более
чем на 20 процентов в сторону повышения
или в сторону понижения от среднего уровня
процентов, начисленных по аналогичным
долговым обязательствам, выданным в том
же квартале на сопоставимых условиях.
При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте. |
Определение первоначальной стоимости приобретённых основных средств | |
Перечень затрат, определяющих первоначальную стоимость основных средств установлен п.8 ПБУ 6/01. Фактическими затратами на приобретение сооружения и изготовление основных средств являются суммы, уплаченные в соответствии с договорами, поставщику или покупателю. Суммы, уплаченные за информационные или консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведённые в связи с приобретением или получением прав на объект основных средств, таможенные пошлины, вознаграждения посреднических организаций и тому подобное. | Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования за исключением сумм НДС. Статья 257 НК РФ. |
Способы (методы) начисления амортизации по основным средствам | |
Предусмотрено 4 метода начисления амортизации: линейный; по сумме чисел лет полезного использования; способ уменьшаемого остатка; пропорционально объёма выпущенной продукции | Предусмотрено 2 метода: линейный (метод уменьшаемого остатка) ст.259 РФ |
Перечень имущества, по которому не начисляется амортизация | |
Установлен п.17 ПБУ6/01. Не начисляется амортизация по объектам жилищного фонда, лесного, дорожного хозяйства, по продуктивному скоту, буйволам, волам, оленям, многолетним насаждениям, не достигшим возраста эксплуатации, а также по земельным участкам и объектам природопользования, библиотечным фондам | Перечень имущества установлен ст.256 НК РФ. Этот перечень шире перечня имущества, установленного ПБУ 6/01. Сюда, кроме имущества, указанного в ПБУ 6/01, включается имущество, находящееся на модернизации и консервации. Срок модернизации имущества м.б.любой, но чтобы не начислять амортизацию, он д.б. не менее 12 месяцев. Консервация – это временное начисление объекта основных средств. Вопрос о постановке основных средств на консервацию решается руководителем самостоятельно (он издаёт приказ). Срок консервации м.б.любой, но чтобы не начислять амортизацию, он д.б.не менее 3 месяцев. |
Отражение убытка от реализации основных средств | |
Убыток от списания б/у объектов основных средств, отражается в б/у в том периоде, в котором он был получен. Убыток подлежит зачислению в качестве операционных расходов (Дт91) ПБУ 6/01 | Полученный убыток зачисляется в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определённого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации. Ст.268 НК РФ |
Классификация нематериальных активов (НМА) | |
Установлена ПБУ 14/2000. К НМА относятся деловая репутация и организационные расходы, связанные с образованием юридического лица. | Установлена ст. 257 НК РФ. Кроме НМА, указанных в бухучете, сюда относятся владения ноу-хау и секретной информацией. |
Способы начисления амортизации НМА | |
Предусмотрены
3 способа:
ПБУ 14/2000 |
Предусмотрено
2 метода:
Ст. 259 НК РФ. |
Способы оценки незавершенного производства (НЗП) | |
НЗП может отражаться по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, по прямым статьям затрат, по стоимости сырья, материалов или полуфабрикатов, а при единичном производстве – по фактически произведенным затратам. | Для организаций,
у которых производство связано
с обработкой и переработкой сырья
оценка НЗП осуществляется, исходя
из доли, соответствующей доле остатков
НЗП в исходном сырье (в количественном
выражении). Для организаций, у которых
производство связано с выполнением работ
или оказанием услуг – исходя из доли
незавершенных заказов в общей доле выполняемых
заказов в течение месяца. Для прочих
организаций – исходя из доли прямых затрат
в плановой, нормативной или сметной стоимости
продукции.
Ст. 319 НК РФ. |