Организация контрольной работы налоговых органов и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:55, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы – изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере конкретного налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1.Теоретические основы налогового контроля
7
1.1 Понятие, цели и задачи налогового контроля
7
1.2 Принципы налогового контроля
12
1.3 Формы, виды и методы налогового контроля
15
1.4 Поступление администрируемых ФНС России налогов в федеральный бюджет в 2007 г.
24
ГЛАВА 2. Контрольная деятельность налоговых органов
27
2.1 Организация контрольной работы налоговых органов
27
2.2 Характеристика ИФНС по Сормовскому району как основного субъекта налогового контроля
35
2.3 Камеральные проверки
42
2.4 Выездные проверки
46
ГЛАВА 3. Оценка практики контрольной работы налоговых органов
54
3.1 Динамика показателей контрольной работы налоговых органов РФ
54
3.2 Анализ результатов контрольной работы ИФНС по Сормовскому району
57
3.3 Проблемы и пути совершенствования налогового контроля
66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 699.00 Кб (Скачать файл)

 

Практически у каждого предпринимателя, занимающегося деятельностью, связанной  с приемом наличных денежных средств, имеются нарушения, которые он чаще всего не скроет при выездной проверке. Процент взыскания доначисленных сумм (без учета сальдо на начало периода) у выездных проверок также выше. Естественно, это логично, поскольку документально проверяются в основном крупные и наиболее перспективные в плане возможных нарушений (что выясняется по итогам предварительного контроля) налогоплательщики. Понятно, что здесь ключевое значение имеет правильный выбор таких плательщиков, поскольку наибольшие издержки инспекция несет именно по выездным проверкам и необходимо их оправдывать.

     В таблице 1022 приведены данные, отражающие вклад каждого из отделов ИФНС по Сормовскому району в суммах доначисленных налоговых платежей за два анализируемых года.

  •   Таблица 11.

  • Результаты контрольной работы ИФНС

  • по Сормовскому району  в разрезе отделов  

  • Отдел

    2006 год

     

    2007 год

     

    Темп изме-

    инспекции

    доначис-

    лено, тыс.

    руб.

    удельный 

    вес отдела

    в доначис-

    лениях, %

    доначис-

    лено, тыс.

    руб.

    удельный 

    вес отдела

    в доначис-

    лениях, %

    нения доли

    отдела в до-

    начислениях,

    %

    1.Отдел урегулирования задолженности

     

     

    207330,02

     

     

    36,9

     

     

    155712,92

     

     

    8,8

     

     

    -76,2

    2. Отдел 

    выездных 

    проверок

     

     

     

    315233,01

     

     

     

    56

     

     

     

    639546,4

     

     

     

    36

     

     

     

    -35,7

    3. Отдел 

    камеральных

    проверок

     

     

     

    40046,77

     

     

     

    7,1

     

     

     

    979145,38

     

     

     

    55,2

     

     

     

    677,5

    Всего

    562609,8

    100

    1774404,7

    100

    0


     

    В обоих периодах основной удельный вес – более половины итоговых сумм – занимают платежи, доначисленные в результате контрольной работы отдела выездных проверок.

    В 2007 году отмечается значительный рост доли участия этого отдела в доначислениях. Такое лидерство вполне логично, поскольку в целом налоговые доходы бюджета в районе базируются на платежах юридических лиц. Кроме того, в связи с большим количеством состоящих на налоговом учете предпринимателей и иных физических лиц не представляется возможным охватить значительную их часть. Рост доли участия отдела камеральных проверок в доначисленных суммах налогов объясняется целенаправленной контрольной работой отдела по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах.

         Одновременно в 2007 году наблюдается снижение удельного веса в доначислениях отдела урегулирования задолженности. Отчасти это объясняется тем, что в связи с увеличением в данном году предприятий – хронических недоимщиков. Деятельность отдела во многом сконцентрировалась на проведении проверок по вопросу изучения причин образования задолженности перед бюджетом. По итогам таких проверок недоимщики не несут никакого финансового наказания, кроме налагаемых на руководителей предприятий административных штрафов в несколько базовых величин.

         По итогам 2006 года в бюджет фактически поступило 20837,9 млн. руб., из которых на долю взысканных в результате мероприятий налогового контроля, проводимых инспекций в данном периоде, приходится 1,3%. В 2007 году при фактическом поступлении в доход бюджета 26941,7 млн. руб. взыскано 444,0 млн. руб., что составляет 1,6% доходов бюджета.23

    То есть имеет место определенное повышение показателя. Поэтому можно  сделать вывод, что контрольная  работа ИФНС по Сормовскому району по итогам 2007 года имела несколько больший эффект, принимая во внимание также то, что, в отличие от 2006 года, план по доходам перевыполнен. Результаты работы инспекции достойно выглядят на фоне области. Один из главных положительных аспектов здесь является относительная стабильность работы ИФНС, что объясняется опытом и высокой квалификацией налоговых инспекторов, а также хорошо организованным руководством отделами инспекции, четко налаженным взаимодействием между ними.

          Вообще, подводя итог  анализу эффективности контрольной  работы ИФНС по Сормовскому  району и давая ей оценку, следует отметить, что, в целом, результативность контрольных мероприятий в плане выявления нарушений налогового законодательства у проверяемых субъектов хозяйствования весьма высока, причем процент допустивших нарушения стабильно высок в течение ряда лет. Однако, как свидетельствует практика, большинство нарушений (особенно выявляемых на предприятиях в ходе документального контроля) являются не умышленным уклонением от налогообложения, а техническими ошибками бухгалтерии, являющимися, как правило, следствием нестабильного и сложного налогового законодательства. Поэтому по итогам контрольной работы доначисляются достаточно незначительные суммы. Несколько иной является ситуация с индивидуальными предпринимателями. Представители данной категории налогоплательщиков  часто умышленно нарушают закон, главным образом не уплачивая единый налог или занимаясь незарегистрированной предпринимательской деятельностью. В связи с этим в последнее время инспекция уделяет большее внимание работе с ними.

         И вместе с тем следует констатировать факт, что чуть более полутора процентов в сумме налоговых поступлений в бюджет – это довольно скромный эффект от контрольной деятельности инспекции. Но такая проблема существует у всех инспекций ФНС в РФ. Вопрос повышения результативности мероприятий налогового контроля актуален на уровне всей Российской Федерации. Именно поэтому необходимо определить основные направления совершенствования контрольной работы налоговых органов на современном этапе.

     

     

     

     

     

  • 3.3 Проблемы и пути совершенчтвования налогового контроля

  •  

    Налоговая система Российской Федерации, к сожалению, далека от идеала. Возможно, это связано с тем, что современная  российская налоговая система существует очень короткий период времени, но факт остаётся фактом - в ней имеется много проблем. Однако из наиболее острых и сложно разрешимых проблем является уклонение от уплаты налогов.

    По данным Министерства РФ по налогам  и сборам, исправно и полном объёме платят в бюджеты причитающиеся  налоги примерно 16-17% налогоплательщиков. Около 60 % налогоплательщиков налоги платят, но всеми доступными им законными, а чаще всего незаконными способами минимизируют свои налоговые обязательства. Остальные налогоплательщики не платят налоги вообще.

    Для определения направлений реформирования налоговой системы России в деле борьбы с уклонением от уплаты налогов и сборов необходимо выявление причин уклонения от уплаты налогов.

    Результаты экспертных опросов  налогоплательщиков и работников контролирующих органов, позволили определить основные причины уклонения от уплаты налогов. В ходе опроса мнения налогоплательщиков сложились следующим образом:

    -если не будешь уклоняться, то  прибыльную деятельность осуществлять просто не сможешь (69,9 % опрошенных);

    -налогоплательщики не желают  отдавать свои деньги, не видя реальной отдачи от государства (65,9 %);

    -никто не желает ухудшать  свое материальное положение  (32,9 %);

    -наличие законодательных пробелов  и организационных нестыковок (32,9%);

    -сложность налогового законодательства (23, 6%);

    -налогоплательщики не желают афишировать своё имущественное положение, когда кругом разгул преступности (16,5%).24

    Очевидно, что важнейшей причиной уклонения от уплаты налогов и  сборов являются экономические мотивы (сохранение и упрочение своего материального положения). Решением этой проблемы может стать определение и применение оптимального размера налоговой нагрузки, при которой в определенной степени будут удовлетворятся потребности государства в финансовых ресурсах, и не подрываться финансовое состояние налогоплательщика.25

    Следующими, по значимости, причинами  ухода налогоплательщиков от налогообложения  являются несовершенство и сложность  налогового законодательства. Основным документом регламентирующим порядок  осуществления выездных проверок является Налоговый Кодекс РФ, попробуем выделить в нем наиболее спорные правовые установления.

     Как уже отмечалось, выездная  налоговая проверка проводится  на основании ст. 89 НК РФ по  решению руководителя (заместителя  руководителя) налоговой инспекции. В ходе ее сведения, указанные налогоплательщиками в налоговых декларациях, проверяются путем анализа первичных бухгалтерских документов предприятия, а также иной информации о деятельности предприятия, имеющейся у налоговых органов. При этом четкого определения места проведения проверки в НК РФ не оговорено. На практике же нередки споры о месте проведения проверки, когда предоставленные на предприятии условия не позволяют ее провести, а налогоплательщик упрямо настаивает на том, что должна быть осуществлена выездная налоговая проверка.

    Поэтому представляется целесообразным закрепить в НК РФ положение о  том, что при отсутствии у проверяемого предприятия условий для проведения проверки она может проводиться  и в помещении налоговой инспекции.

    Вместе с тем для  ряда налогов установлены укороченные налоговые периоды (месяц, квартал), например для НДС, акцизов, налога с продаж. В пункте 5 ст. 55 НК РФ специально оговаривается, что в отношении имущественных налогов налоговый период в каждом календарном году определяется из времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика. И в данном случае мнение со ссылкой на ст. 87 НК РФ, что налоговой проверкой не может быть охвачен текущий год деятельности налогоплательщика, выглядит несостоятельным.

    Таким образом, отсутствие точной правовой регламентации проверки текущего года деятельности плательщика свидетельствует о необходимости дальнейшей доработки ст. 87 НК РФ.26 Однозначного законодательного решения затронутого вопроса пока не существует, что оставляет простор для различных интерпретаций. В дальнейшем, вероятно, следует предусмотреть, чтобы контрольные проверки охватывали более чем три года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки.

    Запрещается проведение налоговым органом повторных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации либо вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Очевидно, что условия проведения налоговыми органами повторных документальных проверок носят слишком ограничительный характер. Понятна озабоченность российских налогоплательщиков, которых досаждали повторными проверками по одним и тем же налогам за уже проверенный период. Тем не менее запреты, подобные предусмотренным ст. 87 НК РФ, не являются подходящим средством для решения этой проблемы.

    Здесь, налоговые органы должны как  минимум иметь право на повторную  проверку в тех случаях, когда  впоследствии обнаруживаются противоправные действия плательщика.

    В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев.  Здесь нужно отметить, что широкомасштабные проверки некоторых категорий налогоплательщиков, особенно крупнейших из них, со сложной организационной структурой, невозможно провести за два-три месяца.

    Наличие указанного временного ограничения  означает, что у них никогда не удастся провести полноценную налоговую проверку. А такое положение только на руку недобросовестным налогоплательщикам.

    Налоговый кодекс не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о предстоящей налоговой проверке, т.е. письменное уведомление о предстоящем проведении проверки не выписывается. При этом, даже если проверка внезапная, нормы ст. 93 НК РФ дают проверяемому пять дней, в течение которых он может не представлять документы, тем самым сведя на это время выездную налоговую проверку исключительно к обследованию (осмотру) помещений в соответствии со ст. 92 НК РФ.

    С учетом изложенного, налоговым органам  и налогоплательщикам, скорее всего, надо не оставлять без документирования выездные проверки с хорошим результатом, т.е. когда не выявлено никаких налоговых нарушений. Составление в подобных случаях акта по результатам проверки — не просто целесообразно, но и обязательно. Это вытекает из п. 2 ст. 100, в которой сказано, что в акте налоговой проверки должно быть отражено и отсутствие фактов налоговых правонарушений.

    Существуют спорные моменты  и в п.6 ст.108 НК РФ (норма о презумпции невиновности налогоплательщика). Согласно ей, налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет установлена вступившим в законную силу решением суда. Это означает, что налоговые органы не вправе самостоятельно привлекать налогоплательщика к ответственности за налоговые правонарушения. По любому налоговому правонарушению налоговый орган обязан предоставить материалы в суд.

    Таким образом, для повышения эффективности  налогового контроля, сокращения продолжительности  выездных налоговых проверок на время  разбирательств в судах, где противоборствующими сторонами выступают налоговые органы и налогоплательщики, представительным органам власти следует пересмотреть множество норм Налогового Кодекса РФ.

    Среди проблем налогового контроля хотелось бы отметить проблемы, возникающие при проверках малых предприятий.

    Информация о работе Организация контрольной работы налоговых органов и пути ее совершенствования