Организация контрольной работы налоговых органов и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:55, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы – изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере конкретного налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1.Теоретические основы налогового контроля
7
1.1 Понятие, цели и задачи налогового контроля
7
1.2 Принципы налогового контроля
12
1.3 Формы, виды и методы налогового контроля
15
1.4 Поступление администрируемых ФНС России налогов в федеральный бюджет в 2007 г.
24
ГЛАВА 2. Контрольная деятельность налоговых органов
27
2.1 Организация контрольной работы налоговых органов
27
2.2 Характеристика ИФНС по Сормовскому району как основного субъекта налогового контроля
35
2.3 Камеральные проверки
42
2.4 Выездные проверки
46
ГЛАВА 3. Оценка практики контрольной работы налоговых органов
54
3.1 Динамика показателей контрольной работы налоговых органов РФ
54
3.2 Анализ результатов контрольной работы ИФНС по Сормовскому району
57
3.3 Проблемы и пути совершенствования налогового контроля
66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 699.00 Кб (Скачать файл)

Проанализируем камеральную проверку по вопросу своевременности предоставления налоговой декларации по транспортному налогу за 2005 год ООО «ТАКТ» (Приложение 5).

Так организация предоставило в ИМНС по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода налоговую декларацию по транспортному налогу за 2005 год 18.03.2006. Что явилось нарушением в сроках предоставления, т.к. согласно Закону о транспортном налоге Нижегородской области годовая налоговая декларация по транспортному налогу должна быть предоставлена до 1 февраля.

По результатам камеральной  проверки в рамках ст. 88 НКРФ ООО  «ТАКТ» было выявлено, что организация  не исполнила свою обязанность по своевременному предоставлению налоговых  деклараций в налоговый орган, тем самым совершила виновное противоправное деяние, за которое предусмотрена налоговая ответственность по ч.1 ст.119, в виде взыскания штрафа в размере 5% от суммы налога подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный и неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не менее 100 руб.

В связи с эти инспекцией по Сормовскому  району было составлено решение о  привлечении к налоговой ответственности  за совершение налогового правонарушения(Приложение 6).

Таблица 2

Расчет штрафа.

Налог

Срок предоставления

Фактический срок предоставления

Кол-во просрочен.

месяцев

Сумма начисления

Сумма штрафа

руб.

Транспортный налог

02.02.2004

18.03.2004

2

1471,00

147


 

Всего сумма штрафа по результатам  данной камеральной проверки составила 147,00 руб.

В предыдущем примере организация  привлекалась к налоговой ответственности  за совершение налогового правонарушения. Рассмотрим иной пример камеральной  проверки.

Так при проведении камеральной  налоговой проверки декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2007 года ООО «Универсал-2000» было выявлено, что налог на прибыль за 9 месяцев исчислен неверно.

Сумма налога за 9 месяцев  по строке 250 составила 768212 руб., в том  числе: в ФБ 208057 руб., в ТБ 560155 руб. По строке 290 декларации за 9 месяцев ошибочно была отражена сумма 108451 руб., которая фактически была исчислена за 3 месяца. За 6 месяцев было начислено 515427 руб. Всего сумма авансового платежа по налогу на 28.07.2007г. была рассчитана к уменьшению -569083. В результате неверного отражения указанной суммы налог на прибыль был исчислен к уменьшению вторично. Сумма авансового взноса по налогу на прибыль, подлежащая доплате по сроку 28.10.2007 составит 252785 руб. А налогоплательщиком начислено к возмещению из бюджета за 9 месяцев 316298 руб.

Следовательно предприятием была занижена сумма налога, причитающаяся  к уплате в бюджет по сроку 28.10.2007г. на 569083 руб. (316298 руб. + 252785 руб.).

Так же предприятие является плательщиком ежемесячных авансовых взносов. Вследствие описанной выше ошибки, ежемесячные авансовые взносы по налогу на прибыль на IV квартал не исчислены. При расчете сумма авансовых взносов составит 252785 руб.

За занижение налога на прибыль предусмотрена налоговая ответственность в соответствии с п.1 ст.122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Однако налоговой инспекцией было вынесено решение об отказе в привлечении  налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения( Приложение 7). Так как в соответствии СП.1 ст.285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается год, платежи по налогу на прибыль за квартал и ежемесячные взносы являются авансовыми, следовательно налоговые санкции не применяются.

ООО «Универса-2000» было предложено уплатить в срок неуплаченные и не полностью уплаченные суммы налога, а также авансовые платежи за 4 квартал 2005 года.

 

 

2.4 Выездные налоговые проверки

 

 Выездная налоговая проверка - проверка деятельности налогоплательщика, по месту его нахождения путем проверки объектов и документов, находящихся у налогоплательщика, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также проведение при этом разрешенных законом процессуальных действий.

В отличие от камеральной проверки налоговый инспектор не может  начать выездную проверку по собственной  инициативе. Проверка проводится на основании  решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа13.

Решение должно содержать:

  • Наименование налогового органа;
  • Номер решения и дату его вынесения;
  • Наименование налогоплательщика или ФИО индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет);
  • Идентификационный номер налогоплательщика;
  • Период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика либо его филиала или представительства, за который проводится проверка. В соответствии со ст. 87 НК РФ выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года (плательщика сбора, налогового агента), непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Не допускается назначение в течение одного календарного года двух и более проверок налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала по одним и тем же налогам и сборам и за тот же период
  • Вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка).
  • Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам);
  • Подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина;

Наличие решения – единственное основание для допуска лиц, проводящих проверку, к проведению выездной налоговой  проверки.

Отсутствие хотя бы одного реквизита в тексте решения является основанием для недопуска проверяющих к проведению проверки.

Решение вручается проверяющим  руководителю предприятия либо иному  уполномоченному лицу налогоплательщика.

Фиксация даты вручения очень важна, так как дата вручения решения, в общем случае, является датой начала проведения проверки.

Действия налоговых  органов в процессе проведения налоговой  проверки.

Одновременно с вручением решения  налогоплательщику вручается  требование о представлении документов в порядке,  предусмотренном статьей 93 НК РФ.

В случае отказа налогоплательщика  представить указанные в требовании документы он может быть привлечен  к ответственности по статье 126 НК РФ. Также отказ в предоставлении документов может повлечь за собой выемку непредставленных документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ. Количество требований, которые могут быть предъявлены налогоплательщику, не ограничено. Все зависит от целей и задач проверки.

Между тем, ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ может быть применена только в том случае, если запрошенные налоговым органом документы имелись у налогоплательщика, но не были им представлены…»14.

В ходе выездной проверки для получения  свидетельств о произведенных правонарушениях  налоговый орган вправе производить следующие действия:

  • вызывать и допрашивать свидетелей;
  • проводить осмотр помещений, документов и предметов;
  • производить выемку документов;
  • производить экспертизу с привлечением экспертов и специалистов.

Показания свидетелей.

На основании ст. 90 НК РФ свидетелями могут выступать любые лица, которым известны факты, имеющие отношение к финансовой деятельности предприятия, кроме:

  • лиц, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  • лиц, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей.

 

 

Осмотр помещений.

На  основании статьи 92 НК РФ  проверяющие вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которых проводится налоговая проверка. К таким помещениям и территориям относятся производственные, складские торговые и иные площади, используемые для извлечения дохода либо связанные с содержанием объекта налогообложения.

Осмотр производится в присутствии  понятых и лица (его представителе), в отношении которого проводится проверка, а также специалистов.

О производстве осмотра составляется протокол, в котором должны быть указаны в соответствии со ст. 99 НК РФ. Протокол подписывается всеми лицами, участвующими в осмотре.

Выемка документов и  предметов 

Выемка документов и предметов  осуществляется на основании статьи 94 НК РФ.

Выемка документов производится на основании мотивированного письменного постановления должностного лица налогового органа, проводящего проверку15, которое должно быть предъявлено до начала выемки. Постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.

Выемка документов производится в  присутствии понятых и лиц (их представителей), у которых она  производится. Изъятые документы  перечисляются в протоколе либо в прилагаемых к нему описях с  их точным указанием. Копия протокола  выемки должна вручаться проверяемому лицу.

Привлечение экспертов.

Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку, если для  разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или  ремесле. Эксперт приглашается на договорной основе.

По результатам проверки эксперт  дает заключение в письменной форме  от своего имени. В отличие от специалиста  заключение эксперта является источником доказательства противоправных действий налогоплательщика или налогового агента.

Сроки проведения и период проверки

Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно  предшествовавшие году проведения проверки.

Запрещается проведение налоговыми органами повторных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка производится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Налоговый орган не вправе проводить  в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Фактически законодатель снял запрет на проведение налоговой проверки один раз в календарном году.

Проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено законом.  По окончании проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

Оформление результатов  выездной налоговой проверки.

По результатам выездной налоговой  проверки не позднее двух месяцев ( п. 1 ст. 100 НК РФ) после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо ее представителем. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.

В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных правонарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Акт налоговой проверки вручается  руководителю организации-налогоплательщика  либо представителем под расписку или  передается иным способом, свидетельствующим  о дате его получения налогоплательщиком или его представителем.

Поэтому рекомендуется налогоплательщикам подписывать акт проверки независимо от наличия возражений

Налогоплательщику предоставлено  право в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а  также с выводами и предложениями  проверяющих, в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

 Следует обратить внимание  на то, что с точки зрения исчисления сроков две недели – это не 14 календарных дней, следующих подряд.

При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих  дней, следующих подряд.

По истечении срока на представление  возражений в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган обязан известить налогоплательщика заблаговременно.

Информация о работе Организация контрольной работы налоговых органов и пути ее совершенствования