Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:55, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы – изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере конкретного налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.
ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1.Теоретические основы налогового контроля
7
1.1 Понятие, цели и задачи налогового контроля
7
1.2 Принципы налогового контроля
12
1.3 Формы, виды и методы налогового контроля
15
1.4 Поступление администрируемых ФНС России налогов в федеральный бюджет в 2007 г.
24
ГЛАВА 2. Контрольная деятельность налоговых органов
27
2.1 Организация контрольной работы налоговых органов
27
2.2 Характеристика ИФНС по Сормовскому району как основного субъекта налогового контроля
35
2.3 Камеральные проверки
42
2.4 Выездные проверки
46
ГЛАВА 3. Оценка практики контрольной работы налоговых органов
54
3.1 Динамика показателей контрольной работы налоговых органов РФ
54
3.2 Анализ результатов контрольной работы ИФНС по Сормовскому району
57
3.3 Проблемы и пути совершенствования налогового контроля
66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Динамика нарушений налогового законодательства, а также нагрузки на налоговых работников представлена в таблице 719.
Анализ показывает, что нагрузка, выражающаяся в количестве налогоплательщиков - юридических лиц на одного работника с 2003 по 2006 гг., увеличилась с 15 до 19 в связи с уменьшением общей численности работников налоговых органов. Вместе с тем не снижено в этом периоде число юридических лиц, нарушивших налоговое законодательство, в расчете на одного налогового работника, что свидетельствуется не только о не снижающейся интенсивности налогового контроля, но и о неудовлетворительному отношению налогоплательщиков к нормам налогового права.
Таблица 7
Динамика нарушений налогового законодательства,
нагрузка на налоговых
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 (в % к 2003) |
Количество юр.лиц – нал\плат. |
2710 |
2887 |
2797 |
103 |
Численность работников нал.органов, тыс. |
150 |
155 |
148 |
95,5 |
Нагрузка на одного работника |
15 |
18 |
19 |
105 |
Кол-во юр. лиц, нарушивших закон-во, в расчете на одного работника |
24 |
23 |
20 |
83 |
Доначислено платежей по результатам проверок по юр. лицам, млн. р. |
1,4 |
1,6 |
1,5 |
107 |
Кол-во лиц, привле-ченных к админ. ответственности, в среднем на одно должностное лицо |
2,7 |
2,8 |
2,6 |
96 |
При возросших объемах
3.2Анализ результатов контрольной работы ФНС по Сормовскому району
Обратимся к анализу
контрольной работы инспекции за
два предыдущих года. Для оценки
деятельности ИФНС в области налогового
контроля целесообразно рассмотреть
соответствующие формы
В 2004 году
инспекцией осуществлялся ряд
мероприятий по контролю за
соблюдением законодательства
Результаты контрольной работы инспекции в 2006 году отражены в Приложении 2. По предприятиям государственного сектора проверено более половины и здесь в целом отмечается достаточно высокий процент нарушений у проверенных плательщиков – 91,5%. В негосударственном секторе в отношении налоговых проверок охвату подлежала меньшая часть плательщиков, и процент нарушителей законодательства о налогах и сборах оказался несколько ниже – 82,1%. То есть, в целом, результативность проверок в плане выявления нарушений достаточно высока. Это свидетельствует не только о низкой налоговой дисциплине налогоплательщиков, но и достаточно высокой квалификации налоговых инспекторов, осуществляющих проверки.
Таблица 8
Анализ доначисленных и взысканных сумм в результате проверок в 2004 г.
Виды налогоплательщиков |
Доначислено,тыс.руб. |
Взыскано,тыс.руб. |
1. Государственный сектор |
504445,3 |
224125,3 |
2. Негосударственный сектор |
58164,5 |
53080,2 |
Всего |
562609,8 |
277205,5 |
В результате проводимой работы в 2006 году доначислено налогов и финансовых санкций на сумму 562609,8 тыс. руб., в том числе по негосударственному сектору 58164,5 тыс. руб. и по государственному сектору 504445,3 тыс. руб.20
Взыскано за 2004 год по результатам проверок 277205,5 тыс. руб., в том числе финансовых санкций 157235,6 тыс. руб. Процент взыскания к доначислениям с учетом остатков невзысканных сумм и освобождения от финансовых санкций составил 76,0%. К сожалению, среди аналогичных данных по остальным ИФНС Нижегородскойской области это далеко не самый высокий показатель. Необходимо отметить, что проблема взыскания задолженности является одной из самых сложных для инспекции в настоящее время. Анализируя данные Приложения 2, можно сказать, что более высокий процент взыскания отмечался среди плательщиков негосударственного сектора. Также важным является тот факт, что в общей сумме взысканных платежей львиная доля (91,4%) приходится на юридические лица. То есть на данной категории плательщиков базируется не только поступление текущих налоговых платежей в бюджет, но и основной объем доначислений и взысканий по итогам мероприятий налогового контроля.
За 2006 год за нарушение налогового законодательства составлено 489 протоколов об административной ответственности, по которым привлечено к ответственности 189 граждан, прекращено делопроизводством 197, в том числе по юридическим лицам составлено протоколов 215, привлечено к ответственности 88 человек.
Общая сумма
штрафов по делам об
В 2006 году консолидированный бюджет выполнен инспекцией на 85,6% к плану. Задолженность по платежам в бюджет составила 247571,8 тыс. руб., по сравнению с предыдущим отчетным периодом наблюдается некоторое ее снижение. Задолженность составила 1,0% к плану поступлений в бюджет.
Отделом выездных проверок за 2006 г. проведены налоговые проверки у 1065 плательщиков, из которых у 906 установлены нарушения. В итоге было взыскано с учетом сальдо на начало года 182,7 млн. руб.
Значительный вклад в контрольную работу инспекции был внесен отделом урегулированию задолженностей. В результате за год отделом составлен 1102 акта и доначислено санкций на сумму 202774,1 тыс. руб. Необходимо отметить, что несколько лет назад в отделе был создан сектор информационно-аналитической работы, который постоянно осуществляет как анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, так и контроль динамики поступлений по каждому виду налоговых платежей. Это несколько увеличило роль отдела в контрольной работе инспекции.
Таблица 9
Анализ результатов налоговых проверок,
проведенных ИФНС по Сормовскому району в 2006 году
Виды налогоплательщиков |
Кол-во |
Кол-во |
% |
платель- |
проверен- |
проверен- | |
щиков на |
ных пла- |
ных | |
учете |
тельщиков |
||
1. Государственный сектор |
180 |
118 |
65,56 |
2. Негосударственный |
5633 |
605 |
10,74 |
сектор |
|||
3. Физические лица |
15000 |
4630 |
30,87 |
Всего |
25113 |
6418 |
25,56 |
в т. ч. юридические лица |
4300 |
1065 |
24,77 |
Отделами камеральных и выездных проверок у физических лиц за анализируемый период было проведено 4630 проверок. 1654 проверки были проведены у 1523 индивидуальных предпринимателей, из которых у 1125 установлены нарушения налогового законодательства. В итоге отделом было доначислено 562890,6 тыс. руб. финансовых санкций. Основными нарушениями здесь являлись факты непредоставления налоговых деклараций, занижение налогооблагаемой базы, неправильное определение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Постоянно
в течение года отделом
Анализируя работу инспекции в 2006 году, необходимо также отметить, что удельный вес доначисленных сумм ИФНС по Сормовскому району в общей сумме доначислений в области составил свыше семи процентов. Аналогичный показатель выше только у ИФНС по Нижегородскому району и ИФНС по Советскому району. То есть на фоне области итоги работы инспекции выглядят более чем достойно.
Что касается контрольной деятельности инспекции в 2007 году, то и в этом периоде ИФНС проводила определенную работу с плательщиками по поводу разъяснения налогового законодательства с целью укрепления налоговой дисциплины, выполнения плана по доходам, сокращению роста недоимки. Было проведено 11 семинаров-совещаний, 16 занятий в учебных заведениях.
Основная
цель была достигнута: план доходов
и поступлений по консолидирова
Итоги контрольной работы инспекции в 2007 году отражены в Приложении 2. Процент проверенных плательщиков несколько ниже, чем в предыдущем году. В целом, доля нарушений законодательства остается стабильно высокой. Процент взыскания доначисленных сумм с учетом остатков на начало года и освобождением от санкций составил 66,1%, в том числе по государственному сектору 87,1.
В таблице 10 представлены сведения, позволяющие сравнить основные итоги контрольной работы ИФНС за два анализируемых года.
Таблица 10.
Изменение основных показателей контрольной работы ИФНС
по Сормовскому району в 2007 году по отношению к 2006 году
Виды налогоплательщиков |
Темп из- |
Темп измене- |
Темп измене- |
менения |
ния доначис- |
ния процента | |
доли на- |
ленных сумм |
взыскания, | |
рушений, % |
на 1 СХ, % |
% | |
1. Государственный сектор |
|||
1.1 Предприятия с 100 % |
|||
гос. собственностью |
-5,9 |
21 |
1 |
1.2 Акционерные |
|||
предприятия |
0 |
4,2 |
22,3 |
1.3 Бюджетные учреждения |
30 |
332,7 |
0,6 |
1.6 Предприятия |
|||
потребкооперации |
0 |
17385,3 |
0 |
1.7 Прочие плательщики |
0 |
-80,5 |
0 |
Итого по гос. сектору |
-8,1 |
225,7 |
16,6 |
2. Негосударственный |
|||
сектор |
|||
2.1 Банки |
0 |
-42,4 |
0 |
2.2 Коммерческие структкры |
-4,3 |
245,8 |
1,4 |
2.3 Общественные |
|||
организации |
-23,7 |
-61 |
0 |
2.4 Предприниматели |
0,7 |
121,1 |
41,4 |
2.5 Прочие плательщики |
-18,9 |
1495,6 |
-75,2 |
Итого по негос. сектору |
-5,1 |
355,7 |
-55 |
3. Физические лица |
|||
Всего |
-5,9 |
201,5 |
-13 |
в т. ч. юридические лица |
-5,6 |
273,3 |
-16,3 |
Как видно из
таблицы, произошло
За нарушение налогового законодательства составлено 473 протокола об административной ответственности, по которым привлечено к ответственности 220 граждан (что на 31 человек больше, чем в 2006 году). Из общего числа составленных протоколов 249 по юридическим лицам, по которым привлечено к ответственности 127 человек.
По данным отчетности, в 2007 году было проведено 6495 налоговых проверок, из которых 1424 камеральных, 4157 выездных и 914 рейдовых.
На рис. 2 показано долевое соотношение видов проверок, проведенных инспекцией в 2005 году.
Рис. 2 Структура налоговых проверок, проведенных в 2007 году
ИФНС по Сормовскому району
Как видно
из диаграммы, на долю выездных мероприятий приходится свыше
половины проверок. Это объясняется большим
количеством налогоплательщиков-
Из таблицы 9, показывающей в обобщенном виде результаты налоговых проверок в 2007 году, видно, что процент выявления нарушений при рейдах значительно выше, чем при выездных.
Вид проверки |
Кол-во прове- денных проверок |
Кол-во прове- рок с наруше- ниями |
Доля про- верок с наруше- ниями, % |
Доначис- лено по итогам про- верок, тыс. руб. |
Взыскано по итогам проверок, тыс. руб. |
Процент взыска- ния, % | ||
Рейдовые |
914 |
908 |
99,4 |
16845,8 |
12983 |
22,1 | ||
Камеральные |
1424 |
944 |
66,3 |
25371,1 |
37392,1 |
77,1 | ||
Выездные |
4157 |
2968 |
71,4 |
1732187,81 |
393654,2 |
147,4 | ||
Всего |
6495 |
4820 |
73 |
1774404,7 |
444029,3 |
25 | ||
Информация о работе Организация контрольной работы налоговых органов и пути ее совершенствования