Организация контрольной работы налоговых органов и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:55, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы – изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере конкретного налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1.Теоретические основы налогового контроля
7
1.1 Понятие, цели и задачи налогового контроля
7
1.2 Принципы налогового контроля
12
1.3 Формы, виды и методы налогового контроля
15
1.4 Поступление администрируемых ФНС России налогов в федеральный бюджет в 2007 г.
24
ГЛАВА 2. Контрольная деятельность налоговых органов
27
2.1 Организация контрольной работы налоговых органов
27
2.2 Характеристика ИФНС по Сормовскому району как основного субъекта налогового контроля
35
2.3 Камеральные проверки
42
2.4 Выездные проверки
46
ГЛАВА 3. Оценка практики контрольной работы налоговых органов
54
3.1 Динамика показателей контрольной работы налоговых органов РФ
54
3.2 Анализ результатов контрольной работы ИФНС по Сормовскому району
57
3.3 Проблемы и пути совершенствования налогового контроля
66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 699.00 Кб (Скачать файл)

 

Динамика нарушений налогового законодательства, а также нагрузки на налоговых работников представлена в таблице 719.

Анализ показывает, что нагрузка, выражающаяся в количестве налогоплательщиков - юридических лиц на одного работника с 2003 по 2006 гг., увеличилась с 15 до 19 в связи с уменьшением общей численности работников налоговых органов. Вместе с тем не снижено в этом периоде число юридических лиц, нарушивших налоговое законодательство, в расчете на одного налогового работника, что свидетельствуется не только о не снижающейся интенсивности налогового контроля, но и о неудовлетворительному отношению налогоплательщиков к нормам налогового права.

 

 

 

 

 

Таблица 7

 Динамика нарушений налогового законодательства,

 нагрузка на налоговых работников

Показатели

2003

2004

    2005

2006 (в % к

2003)

Количество юр.лиц – нал\плат.

 

2710

 

2887

 

2797

 

103

Численность работников нал.органов, тыс.

 

150

 

155

 

148

 

95,5

Нагрузка на одного работника

15

18

19

105

Кол-во юр. лиц, нарушивших закон-во, в расчете на одного работника

 

24

 

23

 

20

 

83

Доначислено платежей по результатам проверок по юр. лицам, млн. р.

 

1,4

 

1,6

 

1,5

 

107

Кол-во лиц, привле-ченных к админ. ответственности, в среднем на одно должностное лицо

 

2,7

 

2,8

 

2,6

 

96


 

При возросших объемах доначисленных  проверками сумм (как по юридическим, так и по физическим лицам) возросло относительное число лиц, привлеченных к административной ответственности  за налоговые правонарушения.

 

 

 

 

 

3.2Анализ результатов контрольной работы ФНС по Сормовскому району 

 

Обратимся к анализу  контрольной работы инспекции за два предыдущих года. Для оценки деятельности ИФНС в области налогового контроля целесообразно рассмотреть  соответствующие формы отчетности, в которых отражены результаты контрольной работы инспекции. Основой для анализа здесь являются отчеты формы 2-Н и приложения к ним.

     В 2004 году  инспекцией осуществлялся ряд  мероприятий по контролю за  соблюдением законодательства о  налогах и предпринимательстве, снижению или недопущению роста задолженности по каждому плательщику. С этой целью работниками инспекции проводилась методологическая и консультационная работа с налогоплательщиками. Так, за год было проведено 16 семинаров-совещаний, опубликовано в печати 25 статей, по местному радио прозвучало 2 выступления. В отделах инспекции с целью более глубокого изучения налогового законодательства и практических методов работы проводилась экономическая учеба и производственные совещания.

     Результаты  контрольной работы инспекции в 2006 году отражены в Приложении 2.  По предприятиям государственного сектора проверено более половины и здесь в целом отмечается достаточно высокий процент нарушений у проверенных плательщиков – 91,5%. В негосударственном секторе в отношении налоговых проверок охвату подлежала меньшая часть плательщиков, и процент нарушителей законодательства о налогах и сборах оказался несколько ниже – 82,1%. То есть, в целом, результативность проверок в плане выявления нарушений достаточно высока. Это свидетельствует не только о низкой налоговой дисциплине налогоплательщиков, но и достаточно высокой квалификации налоговых инспекторов, осуществляющих проверки.

    Таблица 8

Анализ доначисленных  и взысканных сумм в результате проверок в 2004 г.

Виды налогоплательщиков

Доначислено,тыс.руб.

       Взыскано,тыс.руб.

1. Государственный сектор

504445,3

224125,3

2. Негосударственный сектор

58164,5

53080,2

Всего

562609,8

277205,5


 

 В результате проводимой работы в 2006 году доначислено налогов и финансовых санкций на сумму 562609,8 тыс. руб., в том числе по негосударственному сектору 58164,5 тыс. руб. и по государственному сектору 504445,3 тыс. руб.20

     Взыскано  за 2004 год по результатам проверок 277205,5 тыс. руб., в том числе финансовых  санкций 157235,6 тыс. руб. Процент взыскания к доначислениям с учетом остатков невзысканных сумм и освобождения от финансовых санкций составил 76,0%. К сожалению, среди аналогичных данных по остальным ИФНС Нижегородскойской области это далеко не самый высокий показатель. Необходимо отметить, что проблема взыскания задолженности является одной из самых сложных для инспекции в настоящее время. Анализируя данные Приложения 2, можно сказать, что более высокий процент взыскания отмечался среди плательщиков негосударственного сектора. Также важным является тот факт, что в общей сумме взысканных платежей львиная доля (91,4%) приходится на юридические лица. То есть на данной категории плательщиков базируется не только поступление текущих налоговых платежей в бюджет, но и основной объем доначислений и взысканий по итогам мероприятий налогового контроля.

     За 2006 год за нарушение налогового законодательства составлено 489 протоколов об административной ответственности, по которым привлечено к ответственности 189 граждан, прекращено делопроизводством 197, в том числе по юридическим лицам составлено протоколов 215, привлечено к ответственности 88 человек.  

     Общая сумма  штрафов по делам об административной  ответственности составила 6321,3 тыс.  руб., по которой взыскано 6098,0 тыс. руб., или 96,5% .

     В 2006 году консолидированный бюджет выполнен инспекцией на 85,6% к плану. Задолженность по платежам в бюджет составила 247571,8 тыс. руб., по сравнению с предыдущим отчетным периодом наблюдается некоторое ее снижение. Задолженность составила 1,0% к плану поступлений в бюджет.

     Отделом выездных проверок за 2006 г. проведены налоговые проверки у 1065 плательщиков, из которых у 906 установлены нарушения. В итоге было взыскано с учетом сальдо на начало года 182,7 млн. руб.

     Значительный  вклад в контрольную работу  инспекции был внесен отделом  урегулированию задолженностей. В  результате за год отделом  составлен 1102 акта и доначислено  санкций на сумму 202774,1 тыс.  руб. Необходимо отметить, что  несколько лет назад в отделе был создан сектор информационно-аналитической работы, который постоянно осуществляет как анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, так и контроль динамики поступлений по каждому виду налоговых платежей. Это несколько увеличило роль отдела в контрольной работе инспекции.

Таблица 9

Анализ результатов  налоговых проверок,

проведенных ИФНС по Сормовскому району в 2006 году

Виды налогоплательщиков

Кол-во

Кол-во

%

 

платель-

проверен-

проверен-

 

щиков на

ных пла-

ных

 

учете

тельщиков

 

1. Государственный сектор

180

118

65,56

2. Негосударственный

5633

605

10,74

сектор

     

3. Физические лица

15000

4630

30,87

Всего

25113

6418

25,56

в т. ч. юридические лица

4300

1065

24,77


 

Отделами камеральных  и выездных проверок у физических лиц за анализируемый период было проведено 4630 проверок. 1654 проверки были проведены у 1523 индивидуальных предпринимателей, из которых у 1125 установлены нарушения налогового законодательства. В итоге отделом было доначислено 562890,6 тыс. руб. финансовых санкций. Основными нарушениями здесь являлись факты непредоставления налоговых деклараций, занижение налогооблагаемой базы, неправильное определение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

    Постоянно  в течение года отделом проводилась  работа по выявлению граждан, осуществляющих незарегистрированную предпринимательскую деятельность.

    Анализируя работу инспекции в 2006 году, необходимо также отметить, что удельный вес доначисленных сумм ИФНС по Сормовскому району в общей сумме доначислений в области составил свыше семи процентов. Аналогичный показатель выше только у ИФНС по Нижегородскому району и ИФНС по Советскому району. То есть на фоне области итоги работы инспекции выглядят более чем достойно.

     Что касается  контрольной деятельности инспекции в 2007 году, то и в этом периоде ИФНС проводила определенную работу с плательщиками по поводу разъяснения налогового законодательства с целью укрепления налоговой дисциплины, выполнения плана по доходам, сокращению роста недоимки. Было проведено 11 семинаров-совещаний, 16 занятий в учебных заведениях.

     Основная  цель была достигнута: план доходов  и поступлений по консолидированному бюджету в 2007 году выполнен на 101,4%, в отличие от предыдущего года. Однако при этом отмечается рост задолженности, которая по состоянию на начало 2008 года составила к плану консолидированного бюджета 1,6%, что на 0,6 процентных пункта выше, чем в 2006 году.

     Итоги контрольной  работы инспекции в 2007 году отражены в Приложении 2. Процент проверенных плательщиков несколько ниже, чем в предыдущем году. В целом, доля нарушений законодательства остается стабильно высокой. Процент взыскания доначисленных сумм с учетом остатков на начало года и освобождением от санкций составил 66,1%, в том числе по государственному сектору 87,1.

 В таблице 10 представлены сведения, позволяющие сравнить основные итоги контрольной работы ИФНС за два анализируемых года.

Таблица 10.

Изменение основных показателей контрольной работы ИФНС

по Сормовскому району в 2007 году по отношению к 2006 году

Виды налогоплательщиков

Темп из-

Темп измене-

Темп измене-

 

менения

ния доначис-

ния процента

 

доли на-

ленных сумм

взыскания,

 

рушений, %

на 1 СХ, %

%

1. Государственный сектор

     

1.1 Предприятия с 100 %

     

гос. собственностью

-5,9

21

1

1.2 Акционерные 

     

предприятия

0

4,2

22,3

1.3 Бюджетные учреждения

30

332,7

0,6

1.6 Предприятия

     

потребкооперации

0

17385,3

0

1.7 Прочие плательщики

0

-80,5

0

Итого по гос. сектору

-8,1

225,7

16,6

2. Негосударственный

     

сектор

     

2.1 Банки

0

-42,4

0

2.2 Коммерческие структкры

-4,3

245,8

1,4

2.3 Общественные 

     

организации

-23,7

-61

0

 

2.4 Предприниматели

0,7

121,1

41,4

2.5 Прочие плательщики

-18,9

1495,6

-75,2

Итого по негос. сектору

-5,1

355,7

-55

3. Физические лица

     

Всего

-5,9

201,5

-13

в т. ч. юридические лица

-5,6

273,3

-16,3


 

   Как видно из  таблицы, произошло определенное  снижение процента нарушений  в целом по всем плательщикам, а также по государственному  и негосударственному секторам. Это можно отчасти объяснить некоторым улучшением налоговой дисциплины среди плательщиков в 2007 году.  В то же время отмечается снижение процента взыскания в целом с 76,0% до 66,1% на фоне роста его по государственному сектору и снижения по негосударственному сектору. Таким образом, проблема взыскания доначисленных сумм становится еще более актуальной. Что касается ситуации с доначисленными платежами, то отмечается весьма внушительный рост в 2007 году доли доначислений, приходящихся на одного субъекта хозяйствования.

         За нарушение налогового законодательства составлено 473 протокола об административной ответственности, по которым привлечено к ответственности 220 граждан (что на 31 человек больше, чем в 2006 году).  Из общего числа составленных протоколов 249 по юридическим лицам, по которым привлечено к ответственности 127 человек.

    По данным  отчетности, в 2007 году было проведено 6495 налоговых проверок, из которых 1424 камеральных, 4157 выездных и 914 рейдовых.

     На рис. 2 показано долевое соотношение видов проверок, проведенных инспекцией в 2005 году.

 

Рис. 2 Структура налоговых проверок, проведенных в 2007 году

ИФНС по Сормовскому  району

     Как видно  из диаграммы, на долю выездных мероприятий приходится свыше половины проверок. Это объясняется большим количеством налогоплательщиков-предпринимателей и иных физических лиц. Среди данной категории плательщиков наблюдается устойчиво низкая налоговая дисциплина, особенно в последнее время. Поэтому необходим весьма жесткий контроль за соблюдением ими законодательства о налогах и предпринимательстве. В этой связи, как показывает ситуация, достаточно эффективны выездные проверки.

      Из таблицы 9, показывающей в обобщенном виде результаты налоговых проверок в 2007 году, видно,   что процент выявления нарушений при рейдах значительно выше, чем при выездных.

  •      Таблица 10

  • Результаты налоговых проверок инспекции в 2007 году21

  • Вид проверки

    Кол-во

    прове-

    денных

    проверок

    Кол-во

    прове-

    рок с 

    наруше-

    ниями

    Доля про-

    верок с 

    наруше-

    ниями, %

    Доначис-

    лено по

    итогам про-

    верок, тыс.

    руб.

    Взыскано

    по итогам

    проверок,

    тыс. руб.

    Процент

    взыска-

    ния, %

    Рейдовые

    914

    908

    99,4

    16845,8

    12983

    22,1

    Камеральные

    1424

    944

    66,3

    25371,1

    37392,1

    77,1

    Выездные

    4157

    2968

    71,4

    1732187,81

    393654,2

    147,4

    Всего

    6495

    4820

    73

    1774404,7

    444029,3

    25

       

    Информация о работе Организация контрольной работы налоговых органов и пути ее совершенствования