Организация контрольной работы налоговых органов и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:55, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы – изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере конкретного налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1.Теоретические основы налогового контроля
7
1.1 Понятие, цели и задачи налогового контроля
7
1.2 Принципы налогового контроля
12
1.3 Формы, виды и методы налогового контроля
15
1.4 Поступление администрируемых ФНС России налогов в федеральный бюджет в 2007 г.
24
ГЛАВА 2. Контрольная деятельность налоговых органов
27
2.1 Организация контрольной работы налоговых органов
27
2.2 Характеристика ИФНС по Сормовскому району как основного субъекта налогового контроля
35
2.3 Камеральные проверки
42
2.4 Выездные проверки
46
ГЛАВА 3. Оценка практики контрольной работы налоговых органов
54
3.1 Динамика показателей контрольной работы налоговых органов РФ
54
3.2 Анализ результатов контрольной работы ИФНС по Сормовскому району
57
3.3 Проблемы и пути совершенствования налогового контроля
66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 699.00 Кб (Скачать файл)

     Наконец, Е. В. Поролло  считает, что налоговый контроль  включает в себя следующие  стадии:

- регистрация и учет налогоплательщиков;

- прием налоговой отчетности;

- осуществление камеральных проверок;

- начисление платежей к уплате;

- контроль за своевременной  уплатой начисленных сумм;

- проведение документальных проверок;

- контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов.

     Таким образом, приведенные  выше мнения ученых позволяют   определить те критерии, при помощи  которых можно разграничить организацию  контрольной деятельности налоговых  органов на отдельные этапы. Учитывая однородность задач и осуществляемых в ходе каждого этапа действий, состав участников, методы и формы контрольной деятельности, а также состав документов, оформляющих итоговые результаты, можно выделить следующие этапы налогового контроля в целом:

      Этап 1. Проведение учета организаций и физических лиц в налоговых органах

     На данном первоначальном  этапе деятельности налоговых  органов предполагается, что каждый  налогоплательщик (или его налоговый  агент) должен быть зарегистрирован в налоговых органах по основаниям, установленным налоговым законодательством. Целью постановки налогоплательщика на учет является прежде всего получение информации о налогоплательщике и его имуществе, необходимой для проведения мероприятий налогового контроля (в том числе юридический адрес, адрес фактического местонахождения (места жительства) налогоплательщика, сведения о руководителях и организационно правовой форме организации-плательщика и др.). Результатом учета становится создание и ведение единого реестра налогоплательщиков.

    Этап 2. Подготовительный этап осуществления налогового контроля

     Эффективность налогового  контроля, которая во многом определяет (или должна определять) поступление  налоговых доходов в бюджеты  различных уровней,  предполагает получение качественных результатов при минимальных затратах на подготовку и осуществление контрольных мероприятий, что достигается прежде всего качественным планированием и организацией деятельности налогового органа. Поэтому на данном этапе должны выполняться следующие действия:

- определение цели и сроков  проведения мероприятий налогового  контроля;

- составление планов проведения  мероприятий налогового контроля  на определенный период времени;

- отбор организаций и физических  лиц, в отношении которых предполагается проведение мероприятий налогового контроля;

- предварительное ознакомление  с состоянием расчетов налогоплательщика  с бюджетами (внебюджетными фондами), в отношении которого предполагается  проведение мероприятий налогового  контроля (наличие задолженности по уплате налогов или сборов, предоставление отсрочек, рассрочек или налоговых кредитов, проведение мероприятий по реструктуризации задолженности и т. д.);

- анализ и оценка экономических  характеристик деятельности налогоплательщика (объем выручки, объем продаж, вид деятельности, число работников и т. д.);

- выбор форм и методов соответствующей  контрольной деятельности;

- подбор исполнителей (специалистов) и их инструктаж;

- составление плана проведения  конкретного мероприятия налогового контроля в отношении конкретного налогоплательщика.

     Этап 3. Назначение мероприятий налогового контроля

     Необходимо заметить, что данный этап налогового  контроля отсутствует при проведении  некоторых конкретных мероприятий  налогового контроля (таких как , например, камеральные проверки). Однако выделение данного этапа контроля представляется целесообразным в силу того, что законодатель в ряде случаев придает особую правовую форму и устанавливает особый порядок назначения мероприятий налогового контроля, несоблюдение которого может привести к существенным правовым последствиям, таким, например, как недействительность результатов контрольной деятельности. В частности, в соответствии с 89 статьей Налогового кодекса Российской Федерации, выездная налоговая проверка назначается специальным решением руководителя или заместителя руководителя налогового органа.

  Этап 4. Проведение мероприятий налогового контроля

     Непосредственное проведение  мероприятий налогового контроля  является центральным этапом контрольной деятельности уполномоченных органов. Именно в рамках данного этапа происходит реализация большей части полномочий налоговых органов, а также выявление и установление фактов нарушений налогового законодательства.

      Раннее уже отмечался  тот факт, что проведение налоговых проверок всегда в определенной степени является “вторжением” в хозяйственную деятельность проверяемых организаций. В ходе реализации налоговыми органами своих контрольных полномочий возникает непосредственное столкновение интересов представителей государства, которым является должностное лицо налогового органа, осуществляющего контрольное действие—с одной стороны, и должностных лиц организации-налогоплательщика (или индивидуального предпринимателя)—с другой. Поэтому для установления сбалансированности интересов обеих сторон необходимо ввести четкую правовую регламентацию их прав и обязанностей, а также последовательность их действий. То есть весьма значительное место в организации налогового контроля в любом государстве занимает соответствующая законодательная база, обеспечивающая ясность во всех вопросах, касающихся контролирующих действий налоговых органов, а так же их полномочий.

     В ходе данного  этапа контрольной деятельности  должностные лица налоговых органов  в зависимости от вида проводимого контрольного мероприятия совершают определенные действия, предписанные им законодателем, по установлению правильности и своевременности расчетов проверяемого лица по уплате налогов и сборов. При этом эффективность совершаемых действий всегда будет связана с правильным выбором методов осуществления контроля, с результативностью и действенностью применяемых уполномоченными должностными лицами мер по воздействию на проверяемых лиц. Неправильное применение норм налогового законодательства в ходе контрольной деятельности налоговыми органами может привести не только к отказу в удовлетворении их требований, но и к возмещению ущерба плательщику со стороны государства, что, естественно, не позволит говорить о какой-либо эффективности налогового контроля.

     Этап 5. Оформление  результатов мероприятий налогового  контроля и составление итогового  документа

     Фиксация результатов  налогового контроля в документальном  виде является основой контрольной  деятельности налоговых органов  и имеет решающее значение для последующего привлечения виновного лица к ответственности за нарушение норм налогового законодательства. Документы налогового контроля, фиксирующие результаты проведенных контрольных действий, являются итоговыми документами налогового контроля. Как правило, такие документы содержат описание выявленных фактов нарушений, состояние расчетов налогоплательщика с бюджетом и внебюджетными фондами по уплате налоговых платежей, а также правовую оценку действий (бездействия) налогоплательщиков и иных обязанных лиц. Документами, оформляющими результаты налогового контроля, являются акты налоговых проверок, протоколы отдельных процессуальных действий, заключение эксперта, акт инвентаризации налогоплательщика, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и др.

     На данной стадии  налогового контроля осуществляется  подготовка текста и подписание  документов налогового контроля  уполномоченными должностными лицами, а в установленных случаях—вручение  итоговых документов налогового  контроля проверяемым лицам.

     Этап 6. Обмен контрольной информацией с уполномоченными органами

     Необходимо акцентировать  внимание на том, что обмен  информацией, получаемой налоговыми  органами, с другими уполномоченными  органами, имеющими право на получение  такой информации, осуществляется постоянно, а не только после проведения мероприятий налогового контроля. Тем не менее в случаях, когда необходимо получение документально зафиксированной информации, соответствующие данные и документы передаются в государственные органы обычно после завершения конкретных контрольных процедур. Кроме того, информация, полученная в результате осуществления налогового контроля, необходима для проведения текущего финансового контроля за исполнением бюджетов. Таким образом, передача контрольной информации имеет весьма важное значение для реализации в полной мере результатов налогового контроля.

     Итак, проведение контрольной  деятельности органами государственного  налогового контроля осуществляется  поэтапно. Кроме того, каждое отдельно  взятое контрольное мероприятие можно разделить на ряд стадий и этапов.

    Неотъемлемым атрибутом  организации контрольной деятельности  налоговых органов являются документы  налогового контроля. Результаты  контрольной деятельности уполномоченных  органов должны быть зафиксированы в документальном виде, после чего они приобретают свое формально-юридическое значение. Документы налогового контроля выполняют фиксационную, информационную, правоустанавливающую и доказательственную функции. В. М. Горшенев и И.Б. Шахов совершенно справедливо отмечали в свое время: “…официальное документальное закрепление добываемых результатов является неотъемлемым компонентом любого контрольного производства, отражающим его формально-юридический аспект. Оно осуществляется исключительно при помощи строго установленной системы официальных правовых документов, характеризующихся прежде всего тем, что они предусматриваются в конкретных законодательных актах”.

     Все документы налогового  контроля должны быть составлены  на основе соблюдения предъявляемых к ним требований:

   1) документ должен быть  принят на основе и во исполнение  норм налогового законодательства, т. е. иметь подзаконный характер;

   2) документ должен быть  принят налоговым (таможенным) органом  в пределах предоставленных ему  полномочий;

   3) документ должен иметь  установленную форму и быть  принят в порядке, предусмотренном  налоговым законодательством;

   4) документ должен содержать  властные индивидуально-конкретные  предписания, обращенные к определенным  лицам (организациям или физическим лицам);

   5) документ должен вызывать  возникновение, изменение или  прекращение определенных налоговых  правоотношений;

   6) документ должен содержать  факты и сведения о деяниях  (действии или бездействии) обязанных  лиц, а также их правовую  оценку;

   7) в случае необходимости  принятия мер принудительного  характера документ должен содержать  указание на конкретные виды  действий уполномоченных органов,  которые должны быть совершены.

     Помимо этого содержание  документов налогового контроля  должно соответствовать требованиям объективности, обоснованности, полноты, комплексности, четкости, лаконичности, доступности и системности изложения.

    В зависимости от непосредственного  назначения в динамике контрольного  процесса В. М. Горшенев и  И. Б. Шахов разделяли документы контроля на исходные, промежуточные, завершающие и информационные.  Применяя данную классификацию к документам налогового контроля, можно установить, что в качестве исходных документов выступают такие, например, как решение о назначении выездной налоговой проверки, промежуточными документами являются протоколы отдельных процессуальных действий налогового контроля (например, протокол осмотра помещения налогоплательщика), завершающими—такие как акты налоговых проверок, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; информационными документами являются документы, направляемые в налоговые органы другими государственными органами и организациями.

     Кроме того, результаты  налогового контроля в настоящее  время могут быть представлены не только в документальном виде, но и в виде формирования компьютерных информационных баз данных. Ярким примером тому является создание налоговыми органами в результате проведения учета организаций и физических лиц Единого государственного регистра налогоплательщиков, который представляет собой систему государственных баз данных учета налогоплательщиков, ведущихся налоговыми органами исходя из единых методологических и программно-технологических принципов на основе документированной информации, поступающей в эти органы. Информация о налогоплательщиках, содержащаяся в регистре, может предоставляться пользователям информационных ресурсов в установленных законодательством случаях.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

  • 2.2  Характеристика ИФНС по налогам и сборам по Сормовскому району как основного субъекта налогового контроля

     

    Инспекция федеральной налоговой  службы по Сормовскому району является территориальным органом Федеральной  налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых  органов.

    Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту РФ и подконтрольна ФНС России и Управлению.

         ИФНС по Сормовскому району в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, иными актами законодательства. а также Положением о ИФНС по Сормовскому району.

     

    Одними из важнейших задач инспекции являются:

    1. Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов, сборов и иных обязательных платежей.
    2. Контроль за соблюдением законодательства о валютном регулирование и валютном контроле.  
    3. Организация и осуществление иного контроля, отнесенного федеральным законодательством  к  компетенции налоговых органов.

    Информация о работе Организация контрольной работы налоговых органов и пути ее совершенствования