Организация контрольной работы налоговых органов и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:55, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы – изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере конкретного налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1.Теоретические основы налогового контроля
7
1.1 Понятие, цели и задачи налогового контроля
7
1.2 Принципы налогового контроля
12
1.3 Формы, виды и методы налогового контроля
15
1.4 Поступление администрируемых ФНС России налогов в федеральный бюджет в 2007 г.
24
ГЛАВА 2. Контрольная деятельность налоговых органов
27
2.1 Организация контрольной работы налоговых органов
27
2.2 Характеристика ИФНС по Сормовскому району как основного субъекта налогового контроля
35
2.3 Камеральные проверки
42
2.4 Выездные проверки
46
ГЛАВА 3. Оценка практики контрольной работы налоговых органов
54
3.1 Динамика показателей контрольной работы налоговых органов РФ
54
3.2 Анализ результатов контрольной работы ИФНС по Сормовскому району
57
3.3 Проблемы и пути совершенствования налогового контроля
66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 699.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что налоговый  орган обязан известить налогоплательщика  о времени и месте рассмотрения акта только в случае представления  налогоплательщиком возражений. Если возражения не представлены, то обязанности  известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения акта проверки у налоговых органов не возникает и, соответственно, возможно рассмотрение материалов проверки без налогоплательщика.16

Все вопросы, возникшие при проведении и оформлении результатов проверки, необходимо решать с налоговыми органами до дня рассмотрения материалов проверки и вынесения решения. С возражениями необходимо представить максимально возможное количество документов в обоснование своей позиции и, по возможности, рассмотреть данные документы с проверяющими, так как от их позиции во многом зависит признание правомерными возражений налогоплательщика.

Нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки может послужить  основанием для обращения налогоплательщика  с иском в суд.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из перечисленных ниже  решений:

  1. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Это решение выносится в случае установления налоговым органом фактов нарушения налогового законодательства;
  2. об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  3. о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Копия решения налогового органа вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения акта налогоплательщиком либо его представителем. Если руководитель организации-налогоплательщика или его представитель уклоняются от получения копии решения, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным налогоплательщиком по истечении шести дней после его отправки.

В десятидневный срок с даты вынесения  решения налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу и пени.

Если налогоплательщик не согласен с выводами налогового органа, он имеет  право обжаловать решение. 17

Так ИФНС России по Сормовскому району города Нижнего Новгорода была проведена выездная налоговая проверка ООО «Янус» по вопросам начисления и уплаты: ЕНВД, налога на рекламу, налога с продаж, Плату за негативное воздействие на окружающую среду, сбор на содержание милиции, ЕСН, НДФЛ ЗА ПЕРИОД С 01.01.2005 по 31.12.2007. В связи с чем, было вынесено решение о проведении проверки (Приложение 8) и составлена программа о проведении проверки (Приложение 9). Затем в соответствии со статьей 93 НК РФ организации было предъявлено требование о предоставлении документов в ИФНС по Сормовскому району в пятидневный срок с момента получения данного требования (Приложение 10).

Проверка была начата 24.03.2008 и окончена 07.04.2008. По результатам выездной налоговой проверки была составлена справка о проведенной проверке (Приложение 11), а затем уполномоченными должностными лицами налоговых органов был составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации.

ООО «Янус» в проверяемы период осуществлял  деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств на коммерческой основе.

При проведении проверки был установлен ряд нарушений:

    1. С января 2005 года по сентябрь 2007 г. организация при расчете сумм ЕНВД применяла неверный корректирующий коэффициент базовой доходности К2, принимая его равным 0,3. Но в соответствии со ст.7.1 ФЗ от 24.07.2002г. №104 он составлял в 2005 г. -  1,0 (базовая доходность 8000 руб.), в 2007 -1,0 (базовая доходность 8000 руб.), в 2007 г. – 1,0 (базовая доходность 12000 руб.) В результате занижение ЕНВД составило: за 2005г. – 28553 руб., 2006г. – 31704 руб., за три квартала 2007 года ЕНВД был доначислен в результате ранее проведенной камеральной проверки, а за 4 квартал предприятие рассчитало и уплатило ЕНВД верно.

Всего по акту занижение ЕНВД установлено в размере 85389 руб.

    1. ООО «Янус» в 2005-2007 гг. являлось налоговым агентом и на него возложены обязанности по исчислению, удержанию и уплате в бюджет сумм на доходы физических лиц. Но в 2005-2007 гг. в нарушение ст.210, 218 НК РФ ООО «Янус» в доход физического лица Зубкова М.А. не включены подотчетные суммы, списанные без подтверждающих документов.

Так в 2005 году совокупный доход составил 7474 руб, следовало удержать 1007 руб., а фактически было удержано 260 руб., недобор 747 руб. В 2006г. Совокупный доход – 21811 руб, необходимо удержать 2835 руб., а удержано 1596руб. И в 2007 году совокупный доход составил 28279 руб. и недобор составил 2350 руб. В соответствии со ст.75 НК РФ на сумму неправомерно не удержанного и не перечисленного НДФЛ начислены пени в сумме 851 руб.

В результате проверки предлагается взыскать85389 руб. неуплаченного ЕНВД, удержать и перечислить в бюджет 4336 руб. НДФЛ. А так же пени за несвоевременную уплату налогов: по ЕНВД – 22049 руб., по НДФЛ -851 руб.

Кроме того, привлечь ООО «Янус» к налоговой ответственности предусмотренной:

      1. п. ст. 122 НК РФ за неуплату ЕНВД в виде штрафа в размере 20% - 16091 руб.
      2. ст.123 НК РФ за неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм YLAK? Подлежащего удержанию и перечислению к штрафу в размере 20% от суммы подлежащей перечислению – 867 руб.

 

Таблица 3

Расчет штрафных санкций по ЕНВД ООО «ЯНУС»

Период

Срок уплаты

Доначисл. по акту

Недоимка(-)

Переплата(+)

Сумма с кот. начисл-ся штраф

Сумма штрафа

2003

         

1кв.

25.04.2003

7499

-

7499

1500

2кв.

25.07.2003

5880

1185

4695

939

3кв.

25.10.2003

7560

1

7559

1512

4кв.

25.01.2004

7614

-

7614

1523

 

ИТОГО:

28553

1186

27364

5474

2004

         

1кв.

25.04.2004

8298

899

7399

1480

2кв.

25.07.2004

7816

-

7816

1563

3кв.

25.10.2004

7817

950

6867

1373

4кв.

25.01.2005

7773

951

6822

1364

 

ИТОГО:

31704

2800

28094

5780

2004

         

1кв.

25.04.2005

12564

951

11613

2323

2кв.

25.07.2005

12568

-

12568

2514

 

ИТОГО:

25132

951

24181

4837

 

ВСЕГО:

85389

4937

80449

16091


 

По результатам было вынесено решение о привлечении налогоплательщика – налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В нем ООО «Янус» привлекается к налоговой ответственности по ст.122 и ст.123. Но так же отказано в привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ за неуплату ЕНВД за 1 кв. 2005 года в связи с тем, что срок давности привлечения к ответственности, установленный п.1 ст.113 НК РФ, истек.

Руководитель организации был  ознакомлен с актом и решением и возражений по ним не имел.

ГЛАВА 3. Оценка практики контрольной работы налоговых органов

3.1 Динамика показателей контрольной  работы налоговых органов РФ18

Кроме выделения основных направлений  контрольной работы необходима правильная и всесторонняя оценка достигнутых результатов и выявление на ее основе резервов повышения эффективности. Анализ результатов контрольной работы должен проводиться на основе выявления тенденций изменений результативных показателей и прогнозирования их значений в будущем.

Правильная организация контрольной работы налоговых органов позволяет существенно увеличить поступления платежей в бюджет, при этом без всесторонней и правильной оценки ее результатов невозможно выявление наиболее эффективных направлений налогового контроля.

 

Таблица 4

Динамика показателей контрольной  работы налоговых органов РФ

Показатели

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Количество юридических  лиц, зарегистрированных в налоговых  органах, тыс.

 

1471

 

1995

 

2348

 

2552

 

2710

 

2887

 

2797

Проверено докумен-тально, тыс.

975

1688

1571

1326

843

736

719

Выявлено нарушений  по результатам проверок, тыс.

 

643

 

1478

 

1051

 

689

 

441

 

422

 

398

Удельный вес юридических  лиц, у которых выявлены нарушения, тыс.

 

65,9

 

87,6

 

66,9

 

52,0

 

52,3

 

57,3

 

55,4


 

Из таблицы 4 видна как положительная, так и отрицательная динамика показателей контрольной работы налоговых органов в РФ. Количество юридических лиц, у которых  в 2007 году выявлены нарушения налогового законодательства, по сравнению с 2001 г. уменьшилось на 38,1%. Вместе с тем за анализируемый период наметилась тенденция роста соотношения дополнительно начисленных сумм платежей по результатам проверок налогоплательщиков в общей сумме платежей как у юридических, так и у физических лиц. Если в 2001 г. удельный вес доначислений у юридических лиц составил 4,5%, то в 2007 г., соответственно, - 37,5% .

 Проведем расчет темпов  изменения  данных.

Таблица 5

Изменение основных показателей контрольной 

работы налоговых органов в  РФ

Года

Темп изм-я кол-ва зарегис-х  юр.лиц,%

Темп изм-я пров-х док-но,%

Темп изм-я выяв-х  наруш-й,%

к 1999г.

к предыдущему году

к 1999г.

к предыдущему году

к 1999г.

к предыдущему году

1999

0

0

0

0

0

0

2000

35,6

35,6

73,1

73,1

129,9

129,9

2001

59,6

17,7

61,1

-6,9

63,5

-28,9

2002

73,5

8,7

36,0

-15,6

7,2

-34,4

2003

84,2

6,2

-13,5

-36,4

-31,4

-36,0

2004

96,3

6,5

-24,5

-12,7

-34,4

-4,3

2005

90,1

-3,1

-26,3

-2,3

-38,1

-5,7


 

Из таблицы 5 видно, что число  юридических лиц, зарегистрированных в налоговых органах постоянно увеличивалось, так в 2006 году по сравнению с 2001 годом оно выросло на 96,3 %. Что касается выявленных правонарушений, если в начале анализируемого периода оно резко возросло (в 2003г. по сравнению с 2001г. Увеличение составило 129,9%), то в конце периода происходит сокращение числа выявленных правонарушений, что говорит о более добросовестном отношении к налоговой дисциплине налогоплательщиками. В связи с этим незначительно произошло сокращение проводимых налоговыми органами документарных проверок на 26,3% в 2007г. по сравнению с 2001г.

 

Таблица 6

Динамика поступления налоговых  платежей

      Показатели

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Всего поступило, млрд. р.

4,9

39,1

158,1

343,3

474,7

670,5

599,1

Дополнительно начис-лено платежей, млрд. р.

0,22

3,4

31,2

51,6

165,1

256,9

225

Соотношение доначисле-ний к сумме платежей, %

4,5

8,7

19,7

15

34,8

38,3

37,6

Информация о работе Организация контрольной работы налоговых органов и пути ее совершенствования