Организация контрольной работы налоговых органов и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:55, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы – изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере конкретного налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1.Теоретические основы налогового контроля
7
1.1 Понятие, цели и задачи налогового контроля
7
1.2 Принципы налогового контроля
12
1.3 Формы, виды и методы налогового контроля
15
1.4 Поступление администрируемых ФНС России налогов в федеральный бюджет в 2007 г.
24
ГЛАВА 2. Контрольная деятельность налоговых органов
27
2.1 Организация контрольной работы налоговых органов
27
2.2 Характеристика ИФНС по Сормовскому району как основного субъекта налогового контроля
35
2.3 Камеральные проверки
42
2.4 Выездные проверки
46
ГЛАВА 3. Оценка практики контрольной работы налоговых органов
54
3.1 Динамика показателей контрольной работы налоговых органов РФ
54
3.2 Анализ результатов контрольной работы ИФНС по Сормовскому району
57
3.3 Проблемы и пути совершенствования налогового контроля
66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 699.00 Кб (Скачать файл)

     Основным видом налогового контроля  в Российской Федерации является налоговая проверка. Налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные. В основу такой классификации положено место проведения контрольного мероприятия. Выездные проверки по своему назначению делятся на плановые и внеплановые, а по видам—на комплексные, целевые, рейдовые и встречные.

    Анализ контрольной  работы инспекции Федеральной  налоговой службы по Сормовскому  району за 2006-2007 годы свидетельствует о том, что в последнее время достаточно высоким является процент выявления тех или иных нарушений по результатам контрольных мероприятий, что свидетельствует о довольно низкой налоговой дисциплине плательщиков. И вместе с тем основными налоговыми нарушениями являются непреднамеренные ошибки бухгалтеров, а не злостное умышленное уклонение от уплаты налогов. Причиной тому отчасти является несовершенство и нестабильность законодательства о налогах и предпринимательстве.

     По итогам 2006 года в бюджет фактически поступило 20837,9 млн. руб., из которых на долю взысканных в результате мероприятий налогового контроля, проводимых инспекций в данном периоде, приходится 1,3%. В 2007 году при фактическом поступлении в доход бюджета 26941,7 млн. руб. взыскано 444,0 млн. руб., что составляет 1,6% доходов бюджета.29

То есть имеет место определенное повышение показателя. Поэтому можно сделать вывод, что контрольная работа ИФНС по Сормовскому району по итогам 2007 года имела несколько больший эффект, принимая во внимание также то, что, в отличие от 2006 года, план по доходам перевыполнен. Результаты работы инспекции достойно выглядят на фоне области. Один из главных положительных аспектов здесь является относительная стабильность работы ИФНС, что объясняется опытом и высокой квалификацией налоговых инспекторов, а также хорошо организованным руководством отделами инспекции, четко налаженным взаимодействием между ними.

    В 2007 году произошло определенное снижение процента нарушений в целом по всем плательщикам, а также по государственному и негосударственному секторам. Это можно отчасти объяснить некоторым улучшением налоговой дисциплины среди плательщиков в 2007 году.  В то же время отмечается снижение процента взыскания в целом с 76,0% до 66,1% на фоне роста его по государственному сектору и снижения по негосударственному сектору. Таким образом, проблема взыскания доначисленных сумм становится еще более актуальной. Что касается ситуации с доначисленными платежами, то отмечается весьма внушительный рост в 2007 году доли доначислений, приходящихся на одного субъекта хозяйствования.

 

 Вообще, подводя итог анализу эффективности контрольной работы ИФНС по Сормовскому району и давая ей оценку, следует отметить, что, в целом, результативность контрольных мероприятий в плане выявления нарушений налогового законодательства у проверяемых субъектов хозяйствования весьма высока, причем процент допустивших нарушения стабильно высок в течение ряда лет.

Оценка контрольной работы инспекции  позволяет сделать вывод, что  качество контроля налоговых инспекторов  является достаточно высоким, а основную проблему для налогового органа представляет рост недоимки и повышение трудностей непосредственно взыскания доначисленных в ходе контрольных мероприятий сумм налогов и финансовых санкций. На результатах налогового контроля негативно сказывается с каждым годом ухудшающееся финансовое состояние предприятий района, низкий уровень рентабельности.

      Таким образом,  в силу наличия ряда трудностей  актуальной является задача по  поиску определенных путей совершенствования  контрольной работы налоговых  органов. Причем такая задача  стоит как на уровне отдельно взятых инспекций, так и на уровне государства в целом.

      Один из путей  совершенствования налогового контроля  – совершенствование налогового  законодательства. В настоящее время  уже устранена часть разночтений  и неотработанных норм налогового законодательства и несколько упрощен механизм налогообложения.  В целях совершенствования налогового контроля необходимо и далее проводить работу в этом направлении, поскольку в итоге такие меры позволят свести к минимуму вероятность случайных и непреднамеренных ошибок со стороны бухгалтеров.

    Также одним из важнейших  направлений совершенствования  налогового контроля является  непосредственное совершенствование  его форм и методов, методологии  проведения налоговых проверок.30

    В плане совершенствования методологии это, прежде всего, внедрение аналитической составляющей в работу инспекции, особенно в части предварительного контроля. Такому внедрению способствовала бы автоматизация приема налоговых расчетов и проведения камеральных проверок, что позволило бы осуществить замену механического труда аналитическим.

        Как показывает  анализ, основной эффект в настоящее  время имеет последующая форма  контроля. Однако не следует забывать  о том, что эффективная система  налогового контроля в целом  немыслима без надлежащей организации предварительного контроля. Перспективным критерием выбора субъекта хозяйствования для проверки являются результаты тестирования бухгалтеров предприятий с целью выявления “слабых звеньев”.

    Что касается работы  с индивидуальными предпринимателями, то здесь приоритетным направлением  в последнее время является активизация деятельности инспекции по выявлению незарегистрированной предпринимательской деятельности. В перспективе планируется ее усилить.

     Подводя  итог вышесказанному, можно отметить, что пути совершенствования налогового контроля в нашей стране на современном этапе заключаются не только в непосредственном повышении результативности форм и методов контрольных мероприятий, но и в совершенствовании налоговой системы в целом. Кроме того, должен меняться сам подход к осуществлению налогового контроля: приоритетным направлением должен стать именно контроль за нелегальным теневым оборотом, а не выявление мелких нарушений, необходимых для выполнения налоговым инспектором доведенного до него “плана”.

    В заключение  следует заметить, что повышение  качества и эффективности налогового  контроля не означает его усложнения. Проведение мероприятий налогового  контроля не должно отрицательно  влиять на хозяйственную деятельность  добросовестных налогоплательщиков. И в любом случае права плательщиков должны в полной мере соблюдаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Нормативные акты

  1. Налоговый кодекс РФ по состоянию на 13 марта 2007г.
  2. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ  « О несостоятельности (банкротстве)» (с изменениями на 15 марта 2007г.)
  3. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. № 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации”
  4. Письмо МНС России от 28.09.2001 № ШС-6-14/734 о порядке применения отдельных положений НК РФ, касающихся применения ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (с изменениями и дополнениями)
  5. Письмо МНС РФ от 07.05.2001 г. № АС-6-16/369 “О направлении методических указаний по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения
  6. Письмо Федеральной налоговой службы РФ от 19 сентября 2006 г. N 06-1-04/474 « О порядке назначения выездной налоговой проверки»
  7. Письсо ФНС РФ от 15 ноября 2007 г. N 03-02-07/1-304 « О порядке истребования документов должностными лицами налоговых органов, проводящих налоговые проверки»
  8. Положение  №12-11 от 15.12.2006г. « О структуре инспекции ФНС по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода»
  9. Положение об инспекции Федеральной Налоговой Службы по Сормовскому  району от 22.01.2007 г
  10. Приказ МВД РФ и МНС РФ от 22 января 2006 г. N 76/АС-3-06/37 "Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений"
  11. Приказ МНС РФ от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318 "Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок" (с изменениями от 7 февраля 2000 г.)
  12. Приказ от 10 апреля 2000 г. N АП-3-16/138 об утверждении инструкции Министерства РФ по налогам и сборам от 10.04.2002 № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
  13. Приказ от 7 февраля 2000 г. N АП-3-16/34 об утверждении дополнений к порядку назначения выездных налоговых проверок, утвержденного приказом министра Российской Федерации по налогам и сборам от  08.10.99 N АП-3-16/318
  14. Приказ Управления ФНС России по Нижегородской области №13 от 01.12.2004 « О реорганизации инспекции МНС России по Нижегородской области в инспекции ФНС России»
  15. Инструкция МНС РФ от 10.04.2000 № 60 “О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах”, утвержденная приказом МНС РФ от 10.04.2000 № АП-3-16/138

 

Литература

  1. Аналитическая справка ИФНС России по Сормовскому району
  2. Аналитическая справка ИФНС России по Сормовскому району
  3. Балабин В. И. Проведение налоговых проверок и оформление их результатов // Налоговый вестник. – 2006. – N 5. – с. 53.
  4. Брызгалин А. В. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М. В. Карасева. – М.: Юристъ, 2007. – 420 с.
  5. Валов М. А. Выездная налоговая проверка // Журнал «Налоги и   платежи » /Арбитражная налоговая практика. № 2,  2007. С. 10                                                  
  6. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 7/2006
  7. Вечернин Д. «Налоговый контроль» //Законность. -  2005. - №8. – с.8-10.
  8. Виговский Е.В., Виговская М.Е. «О предпринимательской деятельности и налоговом контроле за расходами физических лиц» // Консультант. – 2007.- №17. – с.47-53
  9. Гайворонская О.В.  Основные виды налоговой ответственности // «Российский Налоговый Курьер» 2008,  № 8.
  10. Горшенев В.М. Контроль как правовая форма деятельности. – М.: Юридическая литература, 2007г. – 176 с.
  11. Гусева Т. А. Налоговые проверки и оформление их результатов //Журнал “Аудит и финансовый анализ”, 2007 №3. 
  12. Денисов Д. «Налоговый контроль за расходами физических лиц» //Налоги. – 2006. - №1. – с.7-15.
  13. Дутуев М.К.  Как обеспечить дополнительные поступления в бюджет// «Российский Налоговый Курьер» 2007,  № 19.
  14. Евмененко Т.О. «Налоговый контроль и ответственность налогоплательщиков» //Бухгалтерский учет. – 2007. - №3.- с.40-48.
  15. Комментарий к разделу V Налогового кодекса РФ “Налоговая отчетность и налоговый контроль”
  16. Криксунова Н.В., Белова Т.П.  Как ФНС России проводит выездные и камеральные проверки // «Российский Налоговый Курьер» 2007,  № 24.
  17. Михайлова О.Р. Выездная налоговая проверка как форма налогового контроля //  "Ваш налоговый адвокат", N 3, III квартал 2007 г.
  18. Ногина О. А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2007. – 160 с.
  19. Поролло Е.В. Индивидуальная предпринимательская деятельность. Регистрация, учет, налоги. – М.: ПРИОР, 2007г. – 368с.
  20. Родионова В. М., Шлейников В. И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. – 320 с.
  21. Сашичев В. Камеральная налоговая проверка // "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 31, июль 2007 г.
  22. Скрябина О.  Особенности постановки юридических лиц на учет в налоговых органах // "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 1, январь 2006 г. С. 25
  23. Статистические данные Сормовской налоговой инспекции г. Нижнего Новгорода
  24. Титова Г. Г. Выездные налоговые проверки // “Аудиторские ведомости” № 8, 2007г.
  25. Федаш О.О. Налоговый контроль// «Российский Налоговый Курьер» 2008г.,  № 10.
  26. Шохин С. О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. – М.: Финансы и статистика, 2007г. – 352 с.

 

Электронные ресурсы

  1. Статистические сведения о государственной регистрации юридических лиц по состоянию на 01.01.2008 //www.nalog.ru
  2. Совершенствование контрольной работы: камеральные проверки – веление времени // www.nalog.ru.
  3. Сашичев В. В. Об основных итогах контрольной работы налоговых органов и проблемах ее совершенствования // www.termika.ru.
  1. Обеспечение контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах в 2008 году//www.nalog.ru

  1. О ходе проведения ФНС России выездных налоговых проверок в 2007 году// www.nalog.ru
  2. Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: формирование нормативно-законодательной базы // www.obrok.ru – 2008г.
  3. www.budgetrf.ru

 

 

       

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

         

      Анализ контрольной работы ИМНС по Сормовскому району за 2004 год.

             

Виды налогоплательщиков

Кол-во

Кол-во

%

Кол-во

%

Ост. невзыск.

Доначис-

Освобож-

Взыскано,

% взыс-

Доначис-

 

платель-

проверен-

проверен-

допустив-

допустив-

сумм на

лено,

дено от

тыс. руб.

кания

лено на

 

щиков на

ных пла-

ных

ших нару-

ших нару-

нач. года,

тыс. руб.

фин. отв.

   

1 СХ,

 

учете

тельщиков

 

шения

шеня

тыс. руб.

 

тыс. руб.

   

тыс. руб.

1. Государственный  сектор

                     

1.1 Предприятия  с 100 %

                     

гос. собственностью

78

63

80,77

61

96,8

18394,4

148595

69185,3

84062,2

85,9

2358,6

1.2 Акционерные 

                     

предприятия

15

15

100,00

15

100

14771

200791

63924,6

120355,6

79,3

83386,1

1.3 Бюджетные  учреждения

55

22

40,00

14

35

16,9

15723,9

4363

9636,3

84,7

714,7

1.4 Прочие плательщики

5

1

20,00

1

100

0

132,2

0

132,2

100

132,2

Итого по гос. сектору

180

118

65,56

108

91,5

48097,4

504445

252669,5

224125,3

74,7

4275

2. Негосударственный

                     

сектор

                     

2.1 Банки

10

4

40,00

4

100

0

14149,7

0

14149,7

100

4716,6

2.2 Коммерческие  структкры

60

24

40,00

23

95,8

1827,8

6760,7

0

8465,8

98,6

281,7

2.3 Общественные 

                     

организации

268

30

11,19

12

37,5

14,4

682,8

0

697,2

100

28,45

2.4 Предприниматели

4654

347

7,46

257

74,1

1956,8

29583,5

0

20881

66,2

85,3

2.5 Прочие плательщики

641

200

31,20

199

99,5

2982,2

6987,8

0

8886,5

89,1

34,939

Итого по негос. сектору

5633

605

10,74

496

82,1

6781,2

58164,5

0

53080,2

81,7

97,3

3. Физические  лица

15000

4630

30,87

               

Всего

25113

7197

25,56

5371

83,7

54878,6

562610

252669,5

277205,5

76

785,8

в т. ч. юридические  лица

4300

1065

24,77

906

85,1

52812,3

530115

252669,5

253314,5

76,7

3046,6

                       
                       
       

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

         

      Анализ контрольной работы ИМНС по Сормовскому району за 2005 год.

             

Виды налогоплательщиков

Кол-во

Кол-во

%

Кол-во

%

Ост. невзыск.

Доначис-

Освобож-

Взыскано,

% взыс-

Доначис-

 

платель-

проверен-

проверен-

допустив-

допустив-

сумм на

лено,

дено от

тыс. руб.

кания

лено на

 

щиков на

ных пла-

ных

ших нару-

ших нару-

нач. года,

тыс. руб.

фин. отв.

   

1 СХ,

 

учете

тельщиков

 

шения

шеня

тыс. руб.

 

тыс. руб.

   

тыс. руб.

1. Государственный  сектор

                     

1.1 Предприятия  с 100 %

                     

гос. собственностью

75

56

74,7

51

91,1

37897,9

159860

87861,1

95382,9

86,8

2854,6

1.2 Акционерные 

                     

предприятия

17

13

76,5

13

100

56687,8

1129085

1016223

164426

97

86852,7

1.3 Бюджетные  учреждения

48

22

45,8

10

45,5

2832,5

68039,1

49037

18593,9

85,2

3092,7

1.4 Прочие плательщики

5

2

40,0

2

100

0

51,6

0

51,6

100

25,8

Итого по гос. сектору

147

95

64,6

78

84,1

105143,6

1489765

1203983

340417

87,1

15681,7

2. Негосударственный

                     

сектор

                     

2.1 Банки

10

3

30,0

3

100

0

8146,3

0

8146,3

100

2715,4

2.2 Коммерческие  структкры

60

12

20,0

11

91,7

122,7

11688,1

0

11810,8

100

974

2.3 Общественные 

                     

организации

268

14

5,2

4

28,6

0

155,9

0

155,9

100

11,1

2.4 Предприниматели

4654

209

4,5

156

74,6

304,7

39417

3770,4

33653,1

93,6

188,6

2.5 Прочие плательщики

641

404

63,0

326

80,7

10,4

225232

0

49845,8

22,1

557,5

Итого по негос. сектору

5633

465

11,4

500

77,9

437,8

284640

3770,4

103612

36,8

443,4

3. Физические  лица

15023

5260

35,0

4229,04

80,4

10,4

6515,4

0

6315,5

96,8

1,2

Всего

25372,00

6495

28,4

5671

78,8

105581,4

1774405

1207754

444029

66,1

246,5

в т. ч. юридические  лица

4569

1200

26,3

963,6

80,3

105266,3

1728472

1203983

404061

64,2

1440,4

Информация о работе Организация контрольной работы налоговых органов и пути ее совершенствования