Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:55, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы – изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере конкретного налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.
ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1.Теоретические основы налогового контроля
7
1.1 Понятие, цели и задачи налогового контроля
7
1.2 Принципы налогового контроля
12
1.3 Формы, виды и методы налогового контроля
15
1.4 Поступление администрируемых ФНС России налогов в федеральный бюджет в 2007 г.
24
ГЛАВА 2. Контрольная деятельность налоговых органов
27
2.1 Организация контрольной работы налоговых органов
27
2.2 Характеристика ИФНС по Сормовскому району как основного субъекта налогового контроля
35
2.3 Камеральные проверки
42
2.4 Выездные проверки
46
ГЛАВА 3. Оценка практики контрольной работы налоговых органов
54
3.1 Динамика показателей контрольной работы налоговых органов РФ
54
3.2 Анализ результатов контрольной работы ИФНС по Сормовскому району
57
3.3 Проблемы и пути совершенствования налогового контроля
66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основным видом налогового контроля в Российской Федерации является налоговая проверка. Налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные. В основу такой классификации положено место проведения контрольного мероприятия. Выездные проверки по своему назначению делятся на плановые и внеплановые, а по видам—на комплексные, целевые, рейдовые и встречные.
Анализ контрольной работы инспекции Федеральной налоговой службы по Сормовскому району за 2006-2007 годы свидетельствует о том, что в последнее время достаточно высоким является процент выявления тех или иных нарушений по результатам контрольных мероприятий, что свидетельствует о довольно низкой налоговой дисциплине плательщиков. И вместе с тем основными налоговыми нарушениями являются непреднамеренные ошибки бухгалтеров, а не злостное умышленное уклонение от уплаты налогов. Причиной тому отчасти является несовершенство и нестабильность законодательства о налогах и предпринимательстве.
По итогам 2006 года в бюджет фактически поступило 20837,9 млн. руб., из которых на долю взысканных в результате мероприятий налогового контроля, проводимых инспекций в данном периоде, приходится 1,3%. В 2007 году при фактическом поступлении в доход бюджета 26941,7 млн. руб. взыскано 444,0 млн. руб., что составляет 1,6% доходов бюджета.29
То есть имеет место определенное повышение показателя. Поэтому можно сделать вывод, что контрольная работа ИФНС по Сормовскому району по итогам 2007 года имела несколько больший эффект, принимая во внимание также то, что, в отличие от 2006 года, план по доходам перевыполнен. Результаты работы инспекции достойно выглядят на фоне области. Один из главных положительных аспектов здесь является относительная стабильность работы ИФНС, что объясняется опытом и высокой квалификацией налоговых инспекторов, а также хорошо организованным руководством отделами инспекции, четко налаженным взаимодействием между ними.
В 2007 году произошло определенное снижение процента нарушений в целом по всем плательщикам, а также по государственному и негосударственному секторам. Это можно отчасти объяснить некоторым улучшением налоговой дисциплины среди плательщиков в 2007 году. В то же время отмечается снижение процента взыскания в целом с 76,0% до 66,1% на фоне роста его по государственному сектору и снижения по негосударственному сектору. Таким образом, проблема взыскания доначисленных сумм становится еще более актуальной. Что касается ситуации с доначисленными платежами, то отмечается весьма внушительный рост в 2007 году доли доначислений, приходящихся на одного субъекта хозяйствования.
Вообще, подводя итог анализу эффективности контрольной работы ИФНС по Сормовскому району и давая ей оценку, следует отметить, что, в целом, результативность контрольных мероприятий в плане выявления нарушений налогового законодательства у проверяемых субъектов хозяйствования весьма высока, причем процент допустивших нарушения стабильно высок в течение ряда лет.
Оценка контрольной работы инспекции позволяет сделать вывод, что качество контроля налоговых инспекторов является достаточно высоким, а основную проблему для налогового органа представляет рост недоимки и повышение трудностей непосредственно взыскания доначисленных в ходе контрольных мероприятий сумм налогов и финансовых санкций. На результатах налогового контроля негативно сказывается с каждым годом ухудшающееся финансовое состояние предприятий района, низкий уровень рентабельности.
Таким образом,
в силу наличия ряда
Один из путей
совершенствования налогового
Также одним из важнейших
направлений совершенствования
налогового контроля является
непосредственное
В плане совершенствования методологии это, прежде всего, внедрение аналитической составляющей в работу инспекции, особенно в части предварительного контроля. Такому внедрению способствовала бы автоматизация приема налоговых расчетов и проведения камеральных проверок, что позволило бы осуществить замену механического труда аналитическим.
Как показывает
анализ, основной эффект в настоящее
время имеет последующая форма
контроля. Однако не следует забывать
о том, что эффективная
Что касается работы с индивидуальными предпринимателями, то здесь приоритетным направлением в последнее время является активизация деятельности инспекции по выявлению незарегистрированной предпринимательской деятельности. В перспективе планируется ее усилить.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что пути совершенствования налогового контроля в нашей стране на современном этапе заключаются не только в непосредственном повышении результативности форм и методов контрольных мероприятий, но и в совершенствовании налоговой системы в целом. Кроме того, должен меняться сам подход к осуществлению налогового контроля: приоритетным направлением должен стать именно контроль за нелегальным теневым оборотом, а не выявление мелких нарушений, необходимых для выполнения налоговым инспектором доведенного до него “плана”.
В заключение
следует заметить, что повышение
качества и эффективности
Нормативные акты
Литература
Электронные ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 |
||||||||||||||||||||||||||
Анализ контрольной работы ИМНС по Сормовскому району за 2004 год. |
||||||||||||||||||||||||||
Виды налогоплательщиков |
Кол-во |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Ост. невзыск. |
Доначис- |
Освобож- |
Взыскано, |
% взыс- |
Доначис- | |||||||||||||||
платель- |
проверен- |
проверен- |
допустив- |
допустив- |
сумм на |
лено, |
дено от |
тыс. руб. |
кания |
лено на | ||||||||||||||||
щиков на |
ных пла- |
ных |
ших нару- |
ших нару- |
нач. года, |
тыс. руб. |
фин. отв. |
1 СХ, | ||||||||||||||||||
учете |
тельщиков |
шения |
шеня |
тыс. руб. |
тыс. руб. |
тыс. руб. | ||||||||||||||||||||
1. Государственный сектор |
||||||||||||||||||||||||||
1.1 Предприятия с 100 % |
||||||||||||||||||||||||||
гос. собственностью |
78 |
63 |
80,77 |
61 |
96,8 |
18394,4 |
148595 |
69185,3 |
84062,2 |
85,9 |
2358,6 | |||||||||||||||
1.2 Акционерные |
||||||||||||||||||||||||||
предприятия |
15 |
15 |
100,00 |
15 |
100 |
14771 |
200791 |
63924,6 |
120355,6 |
79,3 |
83386,1 | |||||||||||||||
1.3 Бюджетные учреждения |
55 |
22 |
40,00 |
14 |
35 |
16,9 |
15723,9 |
4363 |
9636,3 |
84,7 |
714,7 | |||||||||||||||
1.4 Прочие плательщики |
5 |
1 |
20,00 |
1 |
100 |
0 |
132,2 |
0 |
132,2 |
100 |
132,2 | |||||||||||||||
Итого по гос. сектору |
180 |
118 |
65,56 |
108 |
91,5 |
48097,4 |
504445 |
252669,5 |
224125,3 |
74,7 |
4275 | |||||||||||||||
2. Негосударственный |
||||||||||||||||||||||||||
сектор |
||||||||||||||||||||||||||
2.1 Банки |
10 |
4 |
40,00 |
4 |
100 |
0 |
14149,7 |
0 |
14149,7 |
100 |
4716,6 | |||||||||||||||
2.2 Коммерческие структкры |
60 |
24 |
40,00 |
23 |
95,8 |
1827,8 |
6760,7 |
0 |
8465,8 |
98,6 |
281,7 | |||||||||||||||
2.3 Общественные |
||||||||||||||||||||||||||
организации |
268 |
30 |
11,19 |
12 |
37,5 |
14,4 |
682,8 |
0 |
697,2 |
100 |
28,45 | |||||||||||||||
2.4 Предприниматели |
4654 |
347 |
7,46 |
257 |
74,1 |
1956,8 |
29583,5 |
0 |
20881 |
66,2 |
85,3 | |||||||||||||||
2.5 Прочие плательщики |
641 |
200 |
31,20 |
199 |
99,5 |
2982,2 |
6987,8 |
0 |
8886,5 |
89,1 |
34,939 | |||||||||||||||
Итого по негос. сектору |
5633 |
605 |
10,74 |
496 |
82,1 |
6781,2 |
58164,5 |
0 |
53080,2 |
81,7 |
97,3 | |||||||||||||||
3. Физические лица |
15000 |
4630 |
30,87 |
|||||||||||||||||||||||
Всего |
25113 |
7197 |
25,56 |
5371 |
83,7 |
54878,6 |
562610 |
252669,5 |
277205,5 |
76 |
785,8 | |||||||||||||||
в т. ч. юридические лица |
4300 |
1065 |
24,77 |
906 |
85,1 |
52812,3 |
530115 |
252669,5 |
253314,5 |
76,7 |
3046,6 | |||||||||||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 |
||||||||||||||||||||||||||
Анализ контрольной работы ИМНС по Сормовскому району за 2005 год. |
||||||||||||||||||||||||||
Виды налогоплательщиков |
Кол-во |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Ост. невзыск. |
Доначис- |
Освобож- |
Взыскано, |
% взыс- |
Доначис- | |||||||||||||||
платель- |
проверен- |
проверен- |
допустив- |
допустив- |
сумм на |
лено, |
дено от |
тыс. руб. |
кания |
лено на | ||||||||||||||||
щиков на |
ных пла- |
ных |
ших нару- |
ших нару- |
нач. года, |
тыс. руб. |
фин. отв. |
1 СХ, | ||||||||||||||||||
учете |
тельщиков |
шения |
шеня |
тыс. руб. |
тыс. руб. |
тыс. руб. | ||||||||||||||||||||
1. Государственный сектор |
||||||||||||||||||||||||||
1.1 Предприятия с 100 % |
||||||||||||||||||||||||||
гос. собственностью |
75 |
56 |
74,7 |
51 |
91,1 |
37897,9 |
159860 |
87861,1 |
95382,9 |
86,8 |
2854,6 | |||||||||||||||
1.2 Акционерные |
||||||||||||||||||||||||||
предприятия |
17 |
13 |
76,5 |
13 |
100 |
56687,8 |
1129085 |
1016223 |
164426 |
97 |
86852,7 | |||||||||||||||
1.3 Бюджетные учреждения |
48 |
22 |
45,8 |
10 |
45,5 |
2832,5 |
68039,1 |
49037 |
18593,9 |
85,2 |
3092,7 | |||||||||||||||
1.4 Прочие плательщики |
5 |
2 |
40,0 |
2 |
100 |
0 |
51,6 |
0 |
51,6 |
100 |
25,8 | |||||||||||||||
Итого по гос. сектору |
147 |
95 |
64,6 |
78 |
84,1 |
105143,6 |
1489765 |
1203983 |
340417 |
87,1 |
15681,7 | |||||||||||||||
2. Негосударственный |
||||||||||||||||||||||||||
сектор |
||||||||||||||||||||||||||
2.1 Банки |
10 |
3 |
30,0 |
3 |
100 |
0 |
8146,3 |
0 |
8146,3 |
100 |
2715,4 | |||||||||||||||
2.2 Коммерческие структкры |
60 |
12 |
20,0 |
11 |
91,7 |
122,7 |
11688,1 |
0 |
11810,8 |
100 |
974 | |||||||||||||||
2.3 Общественные |
||||||||||||||||||||||||||
организации |
268 |
14 |
5,2 |
4 |
28,6 |
0 |
155,9 |
0 |
155,9 |
100 |
11,1 | |||||||||||||||
2.4 Предприниматели |
4654 |
209 |
4,5 |
156 |
74,6 |
304,7 |
39417 |
3770,4 |
33653,1 |
93,6 |
188,6 | |||||||||||||||
2.5 Прочие плательщики |
641 |
404 |
63,0 |
326 |
80,7 |
10,4 |
225232 |
0 |
49845,8 |
22,1 |
557,5 | |||||||||||||||
Итого по негос. сектору |
5633 |
465 |
11,4 |
500 |
77,9 |
437,8 |
284640 |
3770,4 |
103612 |
36,8 |
443,4 | |||||||||||||||
3. Физические лица |
15023 |
5260 |
35,0 |
4229,04 |
80,4 |
10,4 |
6515,4 |
0 |
6315,5 |
96,8 |
1,2 | |||||||||||||||
Всего |
25372,00 |
6495 |
28,4 |
5671 |
78,8 |
105581,4 |
1774405 |
1207754 |
444029 |
66,1 |
246,5 | |||||||||||||||
в т. ч. юридические лица |
4569 |
1200 |
26,3 |
963,6 |
80,3 |
105266,3 |
1728472 |
1203983 |
404061 |
64,2 |
1440,4 |
Информация о работе Организация контрольной работы налоговых органов и пути ее совершенствования