Организация контрольной работы налоговых органов и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:55, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы – изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере конкретного налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1.Теоретические основы налогового контроля
7
1.1 Понятие, цели и задачи налогового контроля
7
1.2 Принципы налогового контроля
12
1.3 Формы, виды и методы налогового контроля
15
1.4 Поступление администрируемых ФНС России налогов в федеральный бюджет в 2007 г.
24
ГЛАВА 2. Контрольная деятельность налоговых органов
27
2.1 Организация контрольной работы налоговых органов
27
2.2 Характеристика ИФНС по Сормовскому району как основного субъекта налогового контроля
35
2.3 Камеральные проверки
42
2.4 Выездные проверки
46
ГЛАВА 3. Оценка практики контрольной работы налоговых органов
54
3.1 Динамика показателей контрольной работы налоговых органов РФ
54
3.2 Анализ результатов контрольной работы ИФНС по Сормовскому району
57
3.3 Проблемы и пути совершенствования налогового контроля
66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 699.00 Кб (Скачать файл)

     Что же касается  тематической налоговой проверки, то при ней изучаются вопросы правильности исчисления и уплаты отдельных видов налогов или обязательных платежей; это проверка некомплексная, то есть проверяется определенный круг вопросов.

     Налоговые органы  проводят следующие виды проверок:

- камеральные;

- выездные (документальные);

- рейдовые.

     Камеральная  налоговая проверка проводится  налоговыми органами по месту их нахождения, без привлечения первичных документов, на основе данных бухгалтерской отчетности, расчетов, налоговых деклараций и других документов, связанных с уплатой налогов, представленных налогоплательщиком. При этом виде налогового контроля используются следующие методы:

  • визуальный (формальный) метод контроля;
  • проверка своевременности представления расчетов, отчетов, балансов;
  • метод арифметической проверки;
  • метод логической проверки;
  • метод проверки обоснованности применения ставок и наличия документов, подтверждающих право на льготы;
  • метод проверки полноты и своевременности поступления налогов.

     Визуальный (формальный) метод предполагает контроль за правильностью оформления документов: наличие всех необходимых реквизитов, подписей и их расшифровки (указание фамилий, инициалов и должностей лиц, поставивших подпись), соблюдение установленных форм расчетов.

     С помощью арифметического метода проверяется правильность арифметических расчетов, итогов, цифровой увязки показателей различных форм отчетности.

     Логический  метод предполагает использование  всех данных, имеющихся у проверяющего. Производится сопоставление отчетных  данных различных отчетных периодов, используется логическая зависимость одних данных от других, взаимная увязка показателей, отраженных в расчетах по различным видам налогов и внебюджетным фондам в течение одинаковых периодов.

     По результатам  вышеназванных методов контроля устанавливаются суммы к доплате (уменьшению).

     Камеральная налоговая  проверка является весьма эффективным  методом налогового контроля, который  позволяет решать его задачи. Кроме того, ее результаты обеспечивают  качественный отбор налогоплательщиков для последующей выездной проверки.

     Выездная (документальная) налоговая проверка проводится налоговыми органами по местонахождению (юридическому адресу) налогоплательщика и предполагает обязательную проверку первичных бухгалтерских документов. Данная проверка отличается от камеральной прежде всего глубиной. Она проводится за период деятельности, последовавший после проведения предыдущей документальной проверки.

     В ходе проверки  применяется ряд методов контроля, которые избираются проверяющими самостоятельно исходя из ситуации.

     Говоря о методах выездной налоговой проверки, можно выделить еще и следующие:

  • проведение фактической проверки (инвентаризации);
  • контрольный запуск сырья и материалов в производство;
  • осмотр офиса, столов, сейфов с целью обнаружения накладных, черновых тетрадей учета и других не представленных к проверке документов;
  • опрос служащих;
  • получение информации извне (например, от таможенных органов о ввозе/вывозе товаров и продукции).

     Кроме вышеназванных,  может применяться и метод встречной проверки, предполагающий установление правильности проведения тех или иных операций на проверяемом объекте через участвующих в этих операциях контрагентов. И естественно, при документальной налоговой проверке применяется метод законности операций с целью установления соответствия их действующему законодательству.

     Еще один вид налоговых  проверок—рейдовые проверки. Такие проверки осуществляются налоговыми органами в местах деятельности субъектов хозяйствования и граждан, связанной с приемом наличных денежных средств от покупателей (клиентов), с целью проконтролировать соблюдение законодательства о налогах и предпринимательстве, обеспечение полноты отражения доходов от реализации товаров и оказания услуг за наличные деньги; выявить незарегистрированную предпринимательскую деятельность. Рейдовые проверки могут быть плановыми и внезапными. Первые проводятся по специально разработанным планам, вторые же – вне плана, обычно группой проверяющих.

     Таким образом, формы,  методы и виды налогового контроля тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они представляют собой важнейшие характеристики контрольной деятельности, осуществляемой налоговыми органами, рассмотрение которых является необходимым для понимания сущности налогового контроля.

    

  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.4 Поступление администрируемых ФНС России налогов в федеральный бюджет в январе-ноябре 2007 года 

    В январе-ноябре 2007 года в федеральный бюджет страны поступило администрируемых ФНС России доходов 2 446,9 млрд. рублей, что на 683,2 млрд. рублей, или в 1,4 раза больше, чем за соответствующий период 
    2004 года. 5

    Рис.3 Фактические поступления  в федеральный бюджет

     

    Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями НДС (39,1%), налога на добычу полезных ископаемых (31,7%), налога на прибыль (14,1%), единого социального налога (9,6%) и акцизов (3,4%). 

     

     

     

     

     

     

    Рис. 4 Структура поступлений администрируемых ФНС доходов в федеральный бюджет по видам налогов в 2007 году

    Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2007 года составили 346,1 млрд. рублей. По сравнению с январем-ноябрем 2006 года они выросли на 161,6 млрд. рублей, или в 1,9 раза.

    Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-ноябре 2007 года составили 235,8 млрд. рублей и снизились по сравнению с январем-ноябрем 2004 года на 39,3%, что связано со снижением налоговой ставки с 1 января 2006 года.

    Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации,  в январе-ноябре 2007 года составили 957,5 млрд. рублей и по сравнению с январем-ноябрем 2006 года выросли на 281,1 млрд. рублей, или в 1,4 раза. 
    Суммы, фактически возмещенные налогоплательщикам по налоговой ставке 0 процентов, в январе-ноябре 2007 года (по предварительным данным) составили 403,3 млрд. рублей, что на 42,4% больше соответствующего периода 2006 года (темп роста экспорта за январь-октябрь 2007 года относительно января-октября 2006 года составил 137,7%).

    Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-ноябре 2007 года 19,0 млрд. рублей.

    Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-ноябре 2007 года 83,9 млрд. рублей и выросли относительно соответствующего периода 2006 года на 29,3%.

    Поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2007 года составили 3,2 млрд. рублей, что на 14,2% меньше, чем в январе-ноябре 2006 года.

    В федеральный бюджет в январе-ноябре 2007 года мобилизовано акцизов на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, 26,2 млрд. рублей, что на 23,8% больше поступлений соответствующего периода 2006 года.6

    Поступления акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и моторные масла) в федеральный бюджет в январе-ноябре 2007 года составили 42,3 млрд. рублей и относительно января- ноября 2006 года выросли на 16,9%.

    Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в январе- ноябре 2007 года поступило в федеральный бюджет 775,5 млрд. рублей, в том числе: на добычу нефти – 690,9 млрд. рублей; на добычу газа горючего природного – 72,1 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 4,5 млрд. рублей.

    В целом по сравнению с январем-ноябрем 2006 года поступления НДПИ выросли более чем в 2 раза, в том числе налога на добычу нефти – в 2,1 раза.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ГЛАВА 2. Контрольная деятельность налоговых органов

    2.1 Организация контрольной работы  налоговых органов

     

          Создание прочной  финансовой основы существования государства и общества в целом, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, проводимых в настоящее время, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц. Поэтому при изучении теоретических основ налогового контроля необходимо уделить значительное внимание аспекту его организации в государстве.

        Налоговый контроль осуществляется уполномоченными органами государства посредством проведения ими конкретных контрольных действий, регламентированных специальным законодательством. При этом контролирующая и контролируемая стороны наделены также законодательно закрепленными правами и обязанностями. Контрольные мероприятия, осуществляемые в рамках налогового контроля, осуществляются поэтапно, а их результаты фиксируются в соответствующих документах налогового контроля. Рассмотрим данные аспекты организации налогового контроля более детально.

         Говоря о системе  органов налогового контроля, необходимо  еще раз отметить, что существует  государственный налоговый контроль  и контроль, осуществляемый аудиторскими  организациями и индивидуальными  аудиторами, т. е. налоговый аудит. Государственный налоговый контроль осуществляют специальные налоговые органы: в ряде стран это соответствующие министерства и их структурные подразделения ( в России—Федеральная служба по налогам и сборам). В некоторых государствах специальных налоговых служб нет, а контрольную деятельность в сфере налогообложения осуществляют различные финансовые органы (например, Германия). Также в ряде стран существуют органы налоговой полиции, финансового сыска, в компетенцию которых входит уголовное преследование нарушителей законодательства о налогах и сборах. Кроме специальных налоговых служб, налоговый контроль в определенной степени осуществляет Министерство финансов, таможенные органы, иные контролирующие органы государства, в компетенцию которых может входить контроль за отдельными вопросами налогообложения. На микроуровне контроль за правильностью исчисления  и полнотой уплаты налогов осуществляют работники соответствующих подразделений субъектов хозяйствования, являющихся налогоплательщиками.

        В рамках организации налогового контроля немаловажное значение имеет рассмотрение его этапов. Контрольная деятельность имеет ярко выраженный циклический характер, а мероприятия налогового контроля повторяются периодически, как правило, в одной и той же последовательности. Общепризнано, что контроль имеет многостадийный характер и развивается поэтапно. Однако при определении основных этапов контрольной деятельности существует целый спектр научных мнений, использующих различные критерии для отделения одной стадии (этапа) контроля от другой.  Так, например Л. А. Сергиенко разбивает процесс осуществления контроля на ряд последовательно идущих друг за другом стадий:

      1) планирование проверки и  организационных мероприятий по  ее проведению;

      2) подготовка к проверке;

      3) проведение проверки;

      4) составление, обсуждение и  принятие контролирующим органом  (лицом) акта проверки, принятие  решения по ней и ознакомление  с ними заинтересованных органов  и лиц;

      5) реализация принятого по  материалам проверки решения;

      6) рассмотрение возможных жалоб на принятое контрольным органом (должностным лицом) решение;

      7) контроль за фактическим  исполнением решений, а также  предложений и рекомендаций, содержащихся в акте проверки.

         С. О. Шохин выделяет  не стадии, а три основных этапа контроля;

    - проверка согласованности показателей,  прямо влияющих на налогооблагаемую  базу, различных форм собственности;

    - сличение отдельных отчетных  показателей с записями в регистрах  бухгалтерского учета;

    - проверка обоснованности учетных  записей по данным первичных документов.

         В. В. Бурцев при  разработке стандартов контроля  предлагает следующие этапы контроля  с выделением внутри этапов  стадий контроля;

    Этап 1. Подготовка контроля:

    - стадия 1—предварительное (первичное) планирование;

    - стадия 2—обследование (предварительный обзор);

    - стадия 3—планирование.

    Этап 2. Проведение контроля:

    - стадия 1—осуществление контрольных процедур по существу и получение контрольных доказательств;

    - стадия 2—отчетность по результатам контроля.

    Этап 3. Реализация результатов контроля:

    - стадия 1—доведение результатов контроля до заинтересованных лиц;

    - стадия 2—проверка принятия мер по результатам контроля.

    Информация о работе Организация контрольной работы налоговых органов и пути ее совершенствования