Перспективы развития исчисления НДС в системе налоговых платежей
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 14:35, курсовая работа
Описание работы
Целью работы является исследование методов исчисления НДС, способов администрирования и контроля для выявления более совершенного механизма определения и исполнения налоговых обязательств, предусматривающего исключение налоговых правоотношений между плательщиками НДС. Для достижения цели поставлены следующие задачи: Проанализировать правовое регулирование налогообложения НДС в ТС; Рассмотреть администрирование НДС;
Содержание работы
Введение……………………………………………………………….…...….....3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС..……………………………………….………….5 1.1 Сущность налога на добавленную стоимость…………...………….…………..5 1.2 Возникновение обязанности по уплате НДС……………………………..…….8 1.3 Освобождение от уплаты НДС……………………………………….………...21 2 АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС...........……..…23 2.1 Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджет Российской Федерации…………………………………………..……...23 2.2 Методы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков при администрировании НДС…………………………………………….………..27 2.3 Нормативно-правовое регулирование взимания НДС………….……………32 3 ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДС …………………...…….………………..…38 3.1 Проблемы исчисления НДС в системе налоговых платежей…….………….38 3.2 Основные пути решения проблем исчисления НДС в системе налоговых платежей…………………………………………………………………………….43 3.3 Перспективы развития исчисления НДС в системе налоговых платежей….47 Заключение…………………………………………………..…….…………54 Список ИСточников…………………
3.1 Проблемы исчисления НДС
в системе налоговых платежей…….………….38
3.2 Основные пути решения проблем
исчисления НДС в системе налоговых платежей…………………………………………………………………………….43
3.3 Перспективы развития исчисления
НДС в системе налоговых платежей….47
Заключение…………………………………………………..…….…………54
Список
ИСточников……………………..……………………………...…57
приложение
ВВЕДЕНИЕ
Налог на добавленную стоимость
как наиболее эффективный косвенный налог
выполняет две взаимодополняющие функции
– фискальную и регулирующую. Первая заключается
в мобилизации существенных поступлений
в доход бюджета за счет простоты взимания
и устойчивости базы обложения. Регулирующая
функция проявляется в стимулировании
производственного накопления и усилении
контроля над продвижением товаров и их
качеством.
Первоначально российское законодательство
содержало определение НДС как формы изъятия
в бюджет части добавленной стоимости,
создаваемой на всех стадиях производства
и определяемой как разница между стоимостью
реализованных товаров, работ и услуг
и стоимостью материальных затрат, отнесенных
на издержки производства и обращения.
В главе 21 Налогового кодекса Российской
Федерации данное определение отсутствует.
А в качестве объекта налогообложения
используются операции по реализации
товаров/услуг, характерные для налога
с оборота. Такое определение объекта
налогообложения не соответствует сущности
НДС и требует введения дополнительных
элементов правового механизма налога,
которые должны привести его в соответствие
содержанию, вкладываемому в понятие «добавленная
стоимость» и НДС.
Отсутствие четкого законодательного
регулирования и противоречивость судебной
практики по налоговым спорам обосновывают
необходимость выработки единого правового
подхода к вопросу налогообложения НДС.
Практика применения положений НК РФ о налоге на добавленную
стоимость выявила необходимость реформирования
системы налоговых вычетов и системы возмещения
из бюджета излишне уплаченных сумм налога.
Совершенствование системы администрирования
НДС должно быть направлено на выявление
и устранение пробелов в действующем правовом
механизме исчисления и уплаты налога
с целью построения действенной системы
его исчисления и обеспечения роста поступлений
сумм налога в бюджет.
Несмотря на то, что процедура
возмещения НДС совершенствуется с каждым
годом, многие считают, что проблему мошенничества
в данной области разрешить почти невозможно.
По оценкам европейской комиссии, страны
ЕС теряют из-за мошенничества с НДС примерно
10% налоговых поступлений.
Формирование целостного механизма
правового регулирования НДС, в равной
мере сочетающего интересы налогоплательщиков
и государства, является одним из приоритетных
направлений налоговой политики государства.
В настоящее время правовое регулирование
налога на добавленную стоимость не является
в полной мере эффективным. Это связано
с недостаточной теоретической разработанностью
ряда проблем правового регулирования
НДС и с несовершенством действующего
налогового законодательства.
Целью работы является исследование
методов исчисления НДС, способов администрирования
и контроля для выявления более совершенного
механизма определения и исполнения налоговых
обязательств, предусматривающего исключение
налоговых правоотношений между плательщиками
НДС.
Для достижения цели поставлены
следующие задачи:
Проанализировать правовое
регулирование налогообложения НДС в
ТС;
Рассмотреть администрирование
НДС;
Проанализировать проблемы
и перспективы администрирования НДС.
Структура работы включает
в себя введение, две главы, заключение,
список литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС
1.1 Сущность налога
на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость
(НДС) является федеральным косвенным
налогом. В настоящее время он урегулирован гл. 21 НК РФ, которая действует с
1 января 2001 г. Ранее НДС уплачивался на
основании Закона РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О
налоге на добавленную стоимость», который
ныне утратил силу. НДС может быть охарактеризован
как один из наиболее сложных в правовом
регулировании современных налогов.
Согласно п. 1 ст. 143 НК РФ налогоплательщиками
НДС в общем случае признаются организации;
индивидуальные предприниматели; а также
лица, признаваемые налогоплательщиками
НДС в связи с перемещением товаров через
таможенную границу Таможенного союза,
определяемые в соответствии с таможенным
законодательством Таможенного союза
и законодательством Российской Федерации
о таможенном деле[18].
Объект налогообложения НДС,
наиболее часто возникающий в деятельности
организаций и индивидуальных предпринимателей,
предусмотрен в подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ: реализация товаров (работ,
услуг) на территории Российской Федерации.
В целях исчисления НДС передача права
собственности на товары, результатов
выполненных работ, оказание услуг на
безвозмездной основе признается реализацией
товаров (работ, услуг).
Следует напомнить, что общее
определение термина «реализация товаров,
работ или услуг организацией или индивидуальным
предпринимателем» дано в п. 1 ст. 39 НК РФ: передача на возмездной
основе (в том числе обмен товарами, работами
или услугами) права собственности на
товары, результатов выполненных работ
одним лицом для другого лица, возмездное
оказание услуг одним лицом другому лицу,
а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности
на товары, результатов выполненных работ
одним лицом для другого лица, оказание
услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной
основе.
Другой важнейший объект налогообложения
НДС - ввоз товаров на территорию Российской
Федерации и иные территории, находящиеся
под ее юрисдикцией (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Таким образом, основным объектом
налогообложения НДС являются действия
(деятельность) налогоплательщиков по
реализации товаров (работ, услуг) на территории
Российской Федерации. Как таковая, добавленная
стоимость в НК РФ не определяется и напрямую
в качестве объекта налогообложения НДС
не используется. Ранее в ст. 1 Закона РФ «О налоге на добавленную
стоимость» было установлено, что НДС
представляет собой форму изъятия в бюджет
части добавленной стоимости, создаваемой
на всех стадиях производства и определяемой
как разница между стоимостью реализованных
товаров, работ и услуг и стоимостью материальных
затрат, отнесенных на издержки производства
и обращения. Интересный подход к НДС следует
из Постановления Президиума ВАС РФ от 17 февраля
2009 г. № 9181/08: налогом на добавленную стоимость
облагается фактически полученная экономическая
выгода в денежной форме. Следует отметить,
что экономическая выгода в денежной форме,
исходя из ст. 41 НК РФ, также облагается налогом
на прибыль организаций и НДФЛ.
Кроме того, следует учесть,
что НДС подлежит уплате именно в связи
с реализацией товаров (работ, услуг). В п. 2 ст. 153 НК РФ установлено, что при
определении налоговой базы по НДС выручка
от реализации товаров (работ, услуг), передачи
имущественных прав определяется исходя
из всех доходов налогоплательщика, связанных
с расчетами по оплате указанных товаров
(работ, услуг), имущественных прав, полученных
им в денежной и (или) натуральной формах,
включая оплату ценными бумагами [17, c.88].
Соответственно, если поступившие
денежные средства не связаны с расчетами
по оплате товаров (работ, услуг), то по
общему правилу они и не влияют на исчисление
НДС. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15 сентября
2009 г. № 4762/09 рассмотрен вопрос налогообложения
убытков, вызванных потерей тепловой энергии
при ее транспортировке. Суд указал, что
в НК РФ отсутствуют нормы, позволяющие
исчислять НДС от суммы убытков и требовать
их взыскания с учетом данного налога.
Из расчета количества тепловой энергии,
теряемой в окружающую среду при отсутствии
тепловой изоляции в сетях общества, и
убытков компании следует, что размер
убытков определен истцом как произведение
количества теряемой энергии и стоимости
1 Гкал энергии без налога на добавленную
стоимость. От итоговой суммы убытков
исчислен этот налог (в размере 18%), сумма
которого приплюсована к сумме убытков.
Однако теряемая тепловая энергия не могла
быть получена и фактически не была получена
ее потребителями, имеющими договоры энергоснабжения
с компанией, а общество, осуществляющее
ее передачу, не является потребителем
энергии. Дополнительно выработанная
компанией тепловая энергия в связи с
потерями в процессе ее транспортировки
не была реализована.
В силу общей нормы п. 1 ст.
154 НК РФ налоговая база при реализации
налогоплательщиком товаров (работ, услуг)
определяется как стоимость этих товаров
(работ, услуг) с учетом акцизов (для подакцизных
товаров) и без включения в них НДС. Согласно п. 1 ст.
166 НК РФ сумма НДС исчисляется
как соответствующая налоговой ставке
процентная доля налоговой базы.
Ставки НДС предусмотрены в ст. 164 НК РФ:
18% - стандартная;
10% - при реализации некоторых продовольственных, детских, медицинских товаров и печатных изданий;
0% - при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, услуг по международной перевозке товаров и по некоторым другим операциям.
Соответственно, если к продаже
предлагается товар за 118 руб. с НДС по
ставке 18%, то это значит, что цена товара
без налога составляет 100 руб., а НДС составляет
18 руб. (18% от 100 руб.). Даже если данный товар
является подакцизным, расчет НДС не изменится,
поскольку НДС начисляется на стоимость
товара вместе с акцизом.
1.2 Возникновение
обязанности по уплате НДС
На первый взгляд сумма налога,
которую плательщик НДС должен заплатить
в бюджет, определяется довольно просто.
Для этого фирма или коммерсант должны
определить общую сумму налога, вычесть
из нее сумму «входного» налога и добавить
«восстановленный» НДС.
Вместе с тем практика показывает,
что при расчете НДС, подлежащего уплате
в казну, налогоплательщик может столкнуться
с рядом проблем.
Сумме налога, подлежащей уплате
в бюджет, посвящена ст. 173 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее – НК РФ).
Правило определения указанной суммы
НДС, применяемое «обычными» налогоплательщиками,
закреплено в п. 1 ст. 173 НК РФ, согласно которому сумма
налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется
налогоплательщиками по итогам каждого
налогового периода как уменьшенная на
сумму налоговых вычетов общая сумма НДС
и увеличенная на суммы «восстановленного»
налога [9, c.8].
Напоминаем, что налоговым периодом
по НДС в соответствии со ст. 163 НК РФ является квартал.
Для этого фирма или индивидуальный
предприниматель сначала должны определить
общую сумму налога за налоговый период.
Причем исчисление общей суммы налога
производится в соответствии со ст. 166 НК РФ, содержащей три основных
правила исчисления налога:
общая сумма налога определяется
налогоплательщиком по всем объектам
обложения НДС, установленным п. 1 ст. 146 НК РФ, за исключением операций по ввозу;
общая сумма налога определяется
лишь по тем налогооблагаемым операциям
налогоплательщика, момент определения
налоговой базы которых приходится на
данный налоговый период;
общая сумма налога определяется
с учетом всех изменений, увеличивающих
или уменьшающих налоговую базу в данном
налоговом периоде.
Напоминаем, что с 1 июля 2013 г.
корректировка налоговой базы продавцом
при увеличении стоимости отгруженных
товаров (выполненных работ, оказанных
услуг) отражается в том налоговом периоде,
в котором стороны договора составили
документ, подтверждающий согласие сторон
на увеличение цены сделки. На это указывает п. 10 ст. 154 НК РФ, обновленный Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ «О внесении
изменений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и статью 4 Федерального
закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации
в связи с совершенствованием принципов
определения цен для целей налогообложения».
До указанной даты корректировка
налоговой базы продавцом осуществлялась
в периоде отгрузки, а значит, общая сумма
налога определялась налогоплательщиком
с учетом изменений, произошедших не только
в данном налоговом периоде, но и в иных
периодах.
С 1 января 2014 г. НДС, как и все
иные российские налоги, исчисляется в
полных рублях. Сумма налога менее 50 коп.
отбрасывается, а сумма налога 50 коп. и
более округляется до полного рубля. Это
предусмотрено п. 6 ст. 52 НК РФ, введенным в текст налогового
права Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ «О внесении
изменений в части первую и вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и некоторые
другие законодательные акты Российской
Федерации, а также о признании утратившими
силу отдельных положений законодательных
актов Российской Федерации».
В силу этого, если при определении
общей суммы налога величина НДС получилась
с копейками, то ее придется округлить
в большую или меньшую сторону до целых
рублей.
После этого налогоплательщик
должен определить сумму налоговых вычетов,
на которые у него имеется право в данном
налоговом периоде. Напомним, что состав
налоговых вычетов установлен ст. 171 НК РФ, причем их перечень закрытый
и не подлежит расширению. Порядок применения
налоговых вычетов по НДС регламентирован
нормами ст. 172 НК РФ, в соответствии с которой
в общем случае право на применение вычета
возникает у плательщика НДС при одновременном
выполнении следующих условий:
приобретенные товары (работы,
услуги), имущественные права предназначены
для использования в налогооблагаемой
деятельности;
приобретенные товары (работы,
услуги), имущественные права приняты
к учету;
у плательщика НДС имеется счет-фактура,
оформленный надлежащим образом, а также
соответствующие первичные документы.
В общую сумму налоговых вычетов
включаются и суммы «входного» НДС, относящегося
к экспорту товаров, а также сопутствующих
ему работ и услуг.