Перспективы развития исчисления НДС в системе налоговых платежей
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 14:35, курсовая работа
Описание работы
Целью работы является исследование методов исчисления НДС, способов администрирования и контроля для выявления более совершенного механизма определения и исполнения налоговых обязательств, предусматривающего исключение налоговых правоотношений между плательщиками НДС. Для достижения цели поставлены следующие задачи: Проанализировать правовое регулирование налогообложения НДС в ТС; Рассмотреть администрирование НДС;
Содержание работы
Введение……………………………………………………………….…...….....3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС..……………………………………….………….5 1.1 Сущность налога на добавленную стоимость…………...………….…………..5 1.2 Возникновение обязанности по уплате НДС……………………………..…….8 1.3 Освобождение от уплаты НДС……………………………………….………...21 2 АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС...........……..…23 2.1 Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджет Российской Федерации…………………………………………..……...23 2.2 Методы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков при администрировании НДС…………………………………………….………..27 2.3 Нормативно-правовое регулирование взимания НДС………….……………32 3 ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДС …………………...…….………………..…38 3.1 Проблемы исчисления НДС в системе налоговых платежей…….………….38 3.2 Основные пути решения проблем исчисления НДС в системе налоговых платежей…………………………………………………………………………….43 3.3 Перспективы развития исчисления НДС в системе налоговых платежей….47 Заключение…………………………………………………..…….…………54 Список ИСточников…………………
На уровне ЕС Европейская комиссия
также добивается создания общеевропейской
автоматизированной системы обмена данными
по налогообложению. Инициаторами в этом
деле выступают Великобритания, Германия,
Франция, Испания. В последних двух странах
уже проводятся пилотные испытания. По
мнению председателя Еврокомиссии Жозе
Мануэля Баррозу, система обмена информацией
должна быть создана до 1 января 2015 г.
3.3 Перспективы развития
исчисления НДС в системе
налоговых платежей
Одной из задач международного
обмена налоговой информацией является
противодействие уклонению от налогообложения
в международной экономической деятельности.
Рассмотрим опыт зарубежных стран в борьбе
с нарушениями налогового законодательства
в сфере НДС.
Мировой экономический кризис
побудил страны Евросоюза ускорить создание
единого фискального органа и открыть
для соседних государств свои налоговые
базы данных. Как предполагалось, эта мера
позволит пополнять бюджеты государств
ЕС на 200 млрд евро ежегодно.
Идея создания Eurofisc обсуждалась
с мая 2006 г. По оценкам Еврокомиссии, в
2006 г. налоговые мошенничества обошлись
странам союза в 2-2,5% ВВП, или 200-250 млрд
евро. Наиболее серьезный ущерб был связан
с так называемым карусельным мошенничеством
с НДС.
Суть данной схемы в том, что
фирма, зарегистрированная в ЕС, получает
право приобретать товары на всей территории
сообщества без уплаты НДС. Приобретенные
этим способом товары перепродаются в
другой стране с надбавкой в размере ставки
налога. Разница уходит напрямую в карман
мошенников.
Однако до начала финансового
кризиса государства не были готовы делиться
своим суверенитетом с наднациональным
органом. Проблема сокращения бюджетных
доходов настолько обострилась, что создание
Eurofisc стало возможным. С момента своего
создания Eurofisc породил множество разногласий
среди стран – участниц ЕС. Многие видели
в этом учреждении новую сверхструктуру
по борьбе с мошенничеством в сфере налогообложения
на территории сообщества. Владельцы крупного
бизнеса, имеющие недвижимость в Испании,
дома и виллы на побережье Коста-Брава,
всерьез были обеспокоены таким нововведением.
Европейский социально-экономический
комитет (CSE) раскритиковал проект, заявив,
что было бы достаточно более тесного
сотрудничества между налоговыми службами
государств и органами, ведущими борьбу
с организованной преступностью и отмыванием
капиталов. В качестве аргумента CSE подчеркнул,
что неуплата НДС не является самостоятельным
преступлением и во многих случаях связана
с контрабандой фальсифицированных товаров,
торговлей наркотиками, оружием и другими
незаконными видами деятельности, которые
контролируются преступными группировками
и террористическими формированиями.
Однако в октябре 2010 г. Евросоюзом была
создана общеевропейская система по борьбе
с уклонением от уплаты налогов Eurofisc. Это
решение утвердили министры внутренних
дел и юстиции сообщества. Основной задачей
новой структуры является отслеживание
мошенничества, связанного с уклонением
от уплаты НДС. Это учреждение не является
наднациональной налоговой полицией,
так как оно направлено исключительно
на обмен информацией между национальными
налоговыми органами государств сообщества.
Eurofisc включает в себя механизм такого
обмена и систему оповещения участников
при появлении новых схем уклонения от
НДС [21, c.7].
Уклонение от уплаты налогов
становится весьма серьезной проблемой
в мировом масштабе. Так, в Чехии в 2013 г.
государственная казна недосчиталась
от налогоплательщиков 149 млрд крон (5,5
млрд евро). А плательщики НДС задолжали
государству 96 млрд крон (3,5 млрд евро).
Новое чешское правительство настроено
на решительную борьбу с должниками. Примером
для подражания станут меры, проводимые
в Словакии Кабинетом министров Роберта
Фицо. Опыт борьбы с неплательщиками, в
особенности НДС, вывел эту страну за последние
два года на передовые позиции в мире.
Важным пунктом программы чешского правительства
во главе с Богуславом Соботкой является
перевод всех предпринимателей на кассовые
аппараты с электронной лентой. Планируется,
что в 2016 г. информация со всех таких устройств
будут поступать в единую базу данных
министерства финансов. После визита к
соседям премьер-министр заявил, что было
бы неплохо и в Чехии ввести «чековую лотерею»
- словацкий проект, который позволяет
выявлять уклонистов от уплаты НДС. Каждый
житель Республики может прислать в министерство
финансов чек из любого ресторана и магазина.
Граждане получают возможность участвовать
в лотерее - идет розыгрыш ценных призов,
а налоговые органы проводят на основании
присланных чеков выборочные проверки.
Словацкий чековый эксперимент
привел к тому, что за три месяца в государственную
казну было выплачено на 200 млн евро налогов
больше, чем за подобный период ранее.
Премьер Б. Соботка также сообщил, что
в Чехии по словацкому примеру может быть
создано специализированное подразделение,
которое будет заниматься раскрытием
самых серьезных налоговых преступлений.
«В Словакии, например, зарегистрироваться
в качестве плательщика НДС не так-то просто.
Заявка на регистрацию тщательно проверяется,
и, если налоговый субъект вызывает подозрения,
его заставляют заплатить залог, из которого
потом погашаются его задолженности по
налогам. Я считаю, что такая проверка
полностью оправданна. Другое дело, что
эти подозрительные субъекты, как мне
сообщили, перебираются из Словакии к
нам в Чехию. И нам, конечно, нужно менять
нашу систему взимания налогов, чтобы
не допустить злоупотреблений и подозрительных
операций на нашей территории», - заявил
премьер-министр Богуслав Соботка. Злоупотребления
и мошенничество при уплате НДС в странах
ЕС проходят, как правило, в следующих
формах:
использование фирм «однодневок»;
налоговые «карусельные» схемы;
осуществление мнимых освобождаемых
от уплаты НДС операций и др.
По оценкам Europol, применяемая
схема мошенничества с участием внутренних
трейдеров (MTIC), известная также как «карусель»,
приводит к потере более 800 млрд фунт. стерл.
НДС для государств – членов ЕС в год.
Меры борьбы с такими формами злоупотреблений
и мошенничеств в сфере НДС страны постоянно
разрабатывают и применяют.
Так, в докладе юридической
фирмы Pi№se№t Maso№s отмечены усилия британской
Государственной налоговой службы ее
величества (HMRC), предпринимаемые для борьбы
с мошенничеством в сфере НДС, в частности
противодействие «карусельной» схеме.
Однако, по мнению Даррена Меллор-Кларка,
партнера Pi№se№t Maso№s, HMRC приняла противоречивый
подход, введя отсрочку для восстановления
сумм НДС [21, c.34].
Меры, необходимые для более
тщательной проверки законности действий
трейдеров, особенно сильно ударили по
сфере финансовых услуг, энергетике и
розничному бизнесу. Кроме того, партнер
считает, что «крайне сложно для бизнеса
выяснить и с уверенностью сказать, действительно
ли поставщик участвует в мошенничестве.
Многие пострадавшие от этого предприятия
будут задавать вопрос, почему они должны
быть ответственными за порочность системы
и действия преступников, о которых они
даже не подозревали».
В соответствии с решением Европейского
суда, вынесенным в пользу компании Bo№d
House в январе 2006 г., законопослушные трейдеры
могут рассчитывать на некоторую защиту
от убытков в результате использования
схемы MTIC и возместить удержанный с них
НДС, если смогут доказать, что не знали
и не могли знать при должном уровне предусмотрительности,
что являются участниками мошеннической
схемы.
Интересными представляются
опубликованные в упомянутом докладе
данные о том, что HMRC, специализирующаяся
на мониторинге работы крупнейшего бизнеса
в Великобритании и изучающая налоговые
отношения 770 крупнейших предприятий страны,
получила порядка 1,44 млрд фунт. стерл.
(2,3 млрд долл.) в результате расследований
порядка выполнения правил начисления
НДС компаниями в 2012/13 финансовом году,
что превышает на 18% показатель прошлого
года и почти в три раза превосходит сумму,
собранную в 2009/2010 финансовом году (443 млн
фунт. стерл.).
Среди применяемых способов
борьбы с неправомерным возмещением НДС
в европейской практике можно выделить:
расширение кассового метода
взимания налогов, в том числе и для вычетов
по НДС (доходы и расходы отражаются в
книге учета после фактического получения
дохода и совершения расхода);
всеобщее введение режима налогового
агентства (reverse charge) в операциях B2B (пока
такой введен только на отдельные виды
товаров и услуг) - местный плательщик
отчитывается по НДС так, как если бы он
был и продавцом, и покупателем по сделке;
улучшение и ускорение обмена
информацией между налоговыми органами
стран ЕС (например, что касается офшорных
зон, то с ними развитые страны могут заключать
соглашения не об исключении двойного
налогообложения, а об обмене налоговой
информацией).
Таким образом, эффективный
контроль и последовательное взимание
НДС должны привести к сокращению случаев
мошенничества.
Интересным представляется
опыт борьбы с нарушениями налогового
законодательства в Австралии. Налоговая
служба для обнаружения случаев несоблюдения
налогового законодательства использует
корпоративное хранилище данных Teradata,
которое позволяет интегрировать данные
по всем направлениям ее деятельности.
Пользователями хранилища являются сотрудники
как профильных, так и обслуживающих подразделений
налоговой службы.
Так называемые модели обнаружения
сетей связей, которые в графическом виде
отображают взаимоотношения между компаниями,
физическими лицами, пенсионными фондами
и трастами, позволяют понять структуру
отношений компаний с партнерами, поставщиками
и заказчиками, в том числе для анализа
применяемых методов трансфертного ценообразования
в сделках со взаимозависимыми лицами.
Австралийская налоговая служба
анализирует около 250 тыс. объектов, что
дает возможность обнаруживать мошеннические
схемы, а также незаконные схемы налоговой
оптимизации, используемые как крупными
корпорациями, так и обеспеченными гражданами.
Так, в рамках этой работы в 2011-2012 гг. было
приостановлено 7900 налоговых возвратов
на сумму более 40 млн австралийских долл.
Указанная система моделей
обнаружения сетей связей позволяет достичь
следующих целей:
во-первых, определить незаконные
или сомнительные сделки между налогоплательщиками;
во-вторых, достаточно легко
выявить потенциальные компании- «фениксы» - организации, которые создаются и несут убытки на начальном этапе коммерческой деятельности. Как только такая фирма становится прибыльной, она, чтобы избежать уплаты налогов, искусственно ликвидируется. А затем возрождается, как птица Феникс, в качестве нового юридического лица. Анализ схожих характеристик разных юридических лиц позволяет обнаруживать такие компании на ранней стадии их деятельности.
Для более эффективной борьбы
с неуплатой НДС и обеспечения больших
сумм его поступлений в бюджет министерство
финансов Литвы предлагает поправки к
Закону о налоге на добавленную стоимость.
Они уже согласованы с заинтересованными
органами и представлены правительству.
В проекте предложено узаконить правовое
регулирование, которое позволило бы применять
солидарную ответственность к лицам, которые
во время составления сделки знали или
должны были знать о том, что рассчитанная
сумма НДС не будет оплачена. Иначе говоря,
солидарная ответственность будет применяться
к лицам, напрямую связанным с недобросовестным
плательщиком, если в их поведении усматривается
мошенничество в связи с несоответствующим
выполнением налоговых обязательств -
уплатой рассчитанного налога [5].
По словам министра финансов
Римантаса Шаджюса, предлагаемая мера,
широко применяемая в государствах ЕС,
окажет несомненное превентивное влияние
на потенциально недобросовестных налогоплательщиков
и в Литве. Такой порядок действует в Польше,
Дании, Объединенном Королевстве, Германии,
Бельгии, Италии, Нидерландах, Словении
и других странах ЕС. Министерство финансов
Литвы также предлагает сократить от одного
месяца до семи дней сроки вывоза товара
в другие страны ЕС в случае импорта продукции
с не облагаемым на импорт НДС.
Проведенное исследование позволяет
сделать ряд выводов.
Во-первых, внедрение автоматического
обмена информацией на всех уровнях будет
способствовать ликвидации института
офшорных юрисдикций в Европе с точки
зрения схем уклонения, но не минимизации
налогообложения. В итоге сократится число
наиболее распространенных схем вывода
средств без уплаты налогов в Европе.
Во-вторых, вполне возможно
ожидать ужесточения администрирования
налогообложения в Швейцарии, Лихтенштейне,
Монако, Андорре и Сан-Марино. При этом
компромиссом может стать сохранение
относительно низких ставок налогообложения
в этих юрисдикциях в обмен на большую
прозрачность банковской системы и международных
трансакций.
В-третьих, в ближайшее время
Еврокомиссия может выступить с инициативой,
согласно которой страны, не входящие
в ЕС, должны будут присоединяться к какому-либо
международному договору, другому документу
о стандартах администрирования налогов.
Это станет проблемой как для неевропейских
офшорных юрисдикций, так и для обычных
торговых контрагентов. Особенно серьезным
может стать вопрос о зависимости проведения
торговых операций с контрагентом, не
являющимся членом ЕС, от наличия соответствующего
договора (соглашения и пр.) со страной
его юрисдикции.
Заключение
Говоря об определении НДС,
следует отметить, что с экономической
точки зрения он представляет собой форму
изъятия в бюджет добавленной стоимости,
создаваемой на всех стадиях производства
и обращения товаров, работ и услуг. Особенностью
НДС является то, что независимо от стадий
производственного цикла и сбыта каждый
промежуточный участник этого процесса
уплачивает НДС. Данный вид налога на территории
Российской Федерации был введен в действие
с 1 января 1992 г. в рамках проводимой налоговой
реформы. НДС относится к группе косвенных
налогов, является регулирующим федеральным
налогом, включаемым в цену товара, поступает
в федеральный бюджет, занимая около 15%
доходной базы. Плательщики НДС указаны
в НК РФ – ст. 143. Перечень объектов налогообложения
поименован в ст. 146 НК РФ. В ст. 149 НК РФ установлен исчерпывающий
перечень операций, не подлежащих налогообложению.
Налоговая база для уплаты НДС налогоплательщиком
определяется исходя из стоимости реализуемых
им товаров (работ, услуг). В бухгалтерском
и налоговом учете на практике используется
термин «входной НДС». Сумма НДС, исчисленная
к уплате в бюджет или к уменьшению оплаты
в бюджет, определяется как разница между
входным НДС и налоговым вычетом. Положительная
разница - сумма, подлежащая к уплате в
бюджет, отрицательная разница - сумма
задолженности бюджета перед налогоплательщиком.
Каждая из этих сумм отражается в определенной
строке налоговой декларации по налогу
на добавленную стоимость. Разнообразны
правовые условия реализации товаров
(работ, услуг): товаров, изготовленных
из давальческого сырья, по срочным сделкам
по истечении установленного договором
срока и др.