Перспективы развития исчисления НДС в системе налоговых платежей
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 14:35, курсовая работа
Описание работы
Целью работы является исследование методов исчисления НДС, способов администрирования и контроля для выявления более совершенного механизма определения и исполнения налоговых обязательств, предусматривающего исключение налоговых правоотношений между плательщиками НДС. Для достижения цели поставлены следующие задачи: Проанализировать правовое регулирование налогообложения НДС в ТС; Рассмотреть администрирование НДС;
Содержание работы
Введение……………………………………………………………….…...….....3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС..……………………………………….………….5 1.1 Сущность налога на добавленную стоимость…………...………….…………..5 1.2 Возникновение обязанности по уплате НДС……………………………..…….8 1.3 Освобождение от уплаты НДС……………………………………….………...21 2 АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС...........……..…23 2.1 Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджет Российской Федерации…………………………………………..……...23 2.2 Методы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков при администрировании НДС…………………………………………….………..27 2.3 Нормативно-правовое регулирование взимания НДС………….……………32 3 ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДС …………………...…….………………..…38 3.1 Проблемы исчисления НДС в системе налоговых платежей…….………….38 3.2 Основные пути решения проблем исчисления НДС в системе налоговых платежей…………………………………………………………………………….43 3.3 Перспективы развития исчисления НДС в системе налоговых платежей….47 Заключение…………………………………………………..…….…………54 Список ИСточников…………………
Метод налогового аванса предполагает
уплату НДС в бюджет в режиме реального
времени. При осуществлении любой операции,
облагаемой НДС, подлежащий уплате налог
переводится непосредственно в бюджет,
а не продавцу товара/услуги, т.е. используется
метод, принятый в розничной торговле,
- указанная в чеке (банковском счете) сумма
НДС перечисляется в бюджет в момент инкассации
наличности в учреждении банка. При этом
не имеет значения цель закупки - для личного
использования или для последующего использования
в налогооблагаемых операциях.
Оплачивая товар/услугу, покупатель
подает платежное поручение в учреждение
банка. На основании этого платежного
поручения банк в автоматическом режиме
осуществляет следующие операции:
со счета покупателя на счет
продавца перечисляет стоимость товара
без НДС;
со счета покупателя перечисляет
сумму НДС непосредственно в бюджет.
Перечисленная в бюджет сумма
НДС считается налоговым авансом. В НКУ
ныне используется некорректный термин
«налоговый кредит», а в НК РФ - «налоговые вычеты».
Вся уплаченная сумма составляет
стоимость товара. Если покупатель закупил
товары для использования в операциях,
облагаемых НДС, то при перепродаже товара
отдельно или в составе другой продукции
НДС начисляется на разницу стоимости
реализованных товаров, работ и услуг
и стоимости материальных затрат, отнесенных
на издержки производства и обращения,
т.е. используется прямой метод вычитания
(налог на трансферты предприятия busi№ess
tra№sfer tax): НДС = t x (o - i) [20].
Подлежащий уплате налог перечисляется
непосредственно в бюджет, остальная сумма
– продавцу товара. В результате продавец
возвратил себе ранее уплаченный аванс
(t x i), а покупатель полностью рассчитался
с бюджетом (t x o). Вне зависимости от целей
приобретения товара НДС уплачивается
за счет того субъекта, в собственности
которого находится товар. Поэтому складские
запасы факторов производства не дают
права на возврат налогового аванса (входной
НДС не принимается к вычету до тех пор,
пока товар не будет перепродан или не
будет реализована новая продукция, при
производстве которой использовался закупленный
товар). При этом в сфере производства
не накапливаются сверхнормативные запасы
сырья, материалов и комплектующих, а в
сфере обращения (торговли) – запасы нереализованной
продукции. Складские запасы нереализованного
сырья, материалов, комплектующих и готовой
продукции - это замороженные оборотные
средства субъектов хозяйствования, которые
играют роль инфляционного мультипликатора.
Задержка сырья, материалов и комплектующих
в сфере производства и оборота негативно
влияет на рыночный механизм распределения
ресурсов и требует дополнительных затрат
на хранение сверхнормативных запасов,
снижает и без того низкую конкурентоспособность
продукции отечественного производителя.
А налоговый аванс (в его нынешнем виде
налогового кредита) фактически стимулирует
этот процесс. Налог можно вообще не платить,
если в конце налогового периода осуществить
перевод платежа субъекту с отрицательным
значением налоговых обязательств.
С целью ускорения оборачиваемости
оборотных средств налоговый аванс целесообразно
учитывать при исчислении налоговых обязательств
только после реализации того товара,
при закупке которого он был внесен. Предложенный
порядок погашения налогового аванса
имеет несколько положительных следствий:
1) сокращает срок пребывания
материальных ценностей в сфере
производства и обращения;
2) снижает материальные
затраты на хранение сверхнормативных
запасов;
3) ускоряет оборачиваемость
оборотных средств;
4) не влияет на рыночный
механизм распределения ресурсов;
5) снижает себестоимость
и повышает конкурентоспособность
продукции;
6) не возникает соблазна
искусственного создания условий,
при которых может возникнуть
право на возмещение НДС из
бюджета;
7) стимулирует производство
и реализацию товара, уплату единого
социального взноса и налога
с доходов физических лиц (наемных
работников);
8) возмещение НДС потребуется
лишь в том случае, если осуществлена
экспортная и/или приравненная
к ней операция;
Предложенный порядок исчисления
и уплаты НДС не создает проблем с применением
налоговых вычетов (ст. 171, 172 НК РФ). Задача налогового контроля
состоит в том, чтобы НДС, уплаченный в
бюджет на каждой стадии производственно-реализационного
цикла, точно равнялся t x (o - i) и переводился
непосредственно в бюджет.
В случае реализации товара,
облагаемого по нулевой ставке или освобожденного
от налогообложения, возникает необходимость
возмещения излишне уплаченного налога
(п. 2 ст. 173 НК РФ). При этом сумма излишне
уплаченного налога определяется точно,
поскольку составляет известный процент
в цене приобретения товара или материалов
для его производства t x i. Оплата этой
суммы в бюджет должна быть подтверждена
банковским счетом [20].
Использование предложенного
способа администрирования НДС исключает
возможность уклонения от уплаты налога
или уменьшения его величины, если товарообмен
осуществляется в легальном секторе экономики.
Исчезает также неопределенность в толковании
термина «уплаченный налог», поскольку
налог платится непосредственно в бюджет,
на каждой стадии производственно-реализационного
цикла. Невозможно предъявить незаконное
требование о возмещении излишне уплаченного
налога. Даже в случае фиктивной экспортной
или приравненной к ней операции возмещению
подлежит только то, что было фактически
уплачено ранее в бюджет. Фиктивная экспортная
операция позволяет уклоняться от уплаты
налога (можно реализовать товар на внутреннем
рынке без уплаты налога), но не позволяет
получить незаконного возмещения из бюджета.
Предложенный метод налогового
аванса устраняет незаконные налоговые
правоотношения между плательщиками налога
и почти не требует изменений порядка
начисления суммы налога. С точки зрения
математики, используемый ныне и предложенный
нами методы являются в основном тождественными.
Имеется два существенных отличия от применяемого
ныне метода:
1) НДС перечисляется непосредственно
в бюджет, а не продавцу товара;
2) налоговый аванс возвращается
(учитывается) лишь после реализации
товара или отдельно, или в
составе новой продукции.
При использовании свободных
цен предложенные изменения кардинально
улучшают ситуацию с администрированием
НДС. Естественно, уплата аванса подтверждается
платежками банка, поэтому нет необходимости
сохранения счетов-фактур и всего, что
с ними связано (ст. 169 НК РФ). Одновременно становится
излишней и двойная отчетность - налоговая
и бухгалтерская. Упраздняется и дискуссионное
правило первого события, поскольку момент
возникновения налоговых обязательств
определяется моментом перечисления денег
на счет (ст. 167 НК РФ). Нет разницы между понятиями
«фактическая» и «юридическая» уплата
налога.
Выводы. Наиболее существенный
недостаток применяемого метода администрирования
НДС составляют существующие налоговые
правоотношения между плательщиками налога,
т.е. посредниками между носителями налога
и бюджетом. Для устранения этого недостатка
предложено определять сумму налога прямым
или косвенным методом вычитания и перечислять
НДС непосредственно в бюджет в момент
оплаты товаров/услуг. Документом, подтверждающим
оплату, является банковский счет.
3.2 Основные пути
решения проблем исчисления НДС в системе
налоговых платежей
На межгосударственном уровне
подписаны и применяются на регулярной
основе более 800 международных соглашений
об обмене информацией между налоговыми
органами. В 2011 г. после саммита G20 в Каннах
семь стран - Аргентина, Колумбия, Коста-Рика,
Гана, Греция, Индия и Тунис - подписали
международное соглашение по налоговым
вопросам в рамках Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР). По данным
начала 2013 г., количество стран, подписавших
это соглашение, достигает 37.
В ноябре 2011 г. в Каннах на шестой
встрече глав государств и правительств
«Большой двадцатки» активно обсуждалась
проблема противодействия в международной
практике уклонению от уплаты налогов,
были утверждены новые методы борьбы с
ним. 3 ноября 2011 г. представители Аргентины,
Австралии, Бразилии, Канады, Китая, Германии,
Индии, Индонезии, Японии, Турции, Саудовской
Аравии, ЮАР и России подписали текст Международной конвенции об оказании взаимной административной
помощи в налоговых вопросах, которую
разработали Совет Европы и ОЭСР.
Главной целью документа является
определение основного набора принципов,
которые представляют собой базу для дальнейшего
международного сотрудничества в борьбе
с налоговым мошенничеством. В соответствии
с Конвенцией государства-участники принимают
на себя расширенные обязательства в обмене
налоговой информацией и должны создать
механизмы совместного проведения налоговых
аудитов, расследований, обязаны активно
содействовать зарубежным партнерам в
возврате утаенных от национальных налоговых
служб активов и капиталов.
В мае 2012 г. ОЭСР выступила с
новым проектом «Налоговые проверки без
границ», целью которого является оказание
помощи развивающимся странам в совершенствовании
налоговых систем и повышении эффективности
борьбы с уклонением от уплаты обязательных
платежей [16].
Организация экономического
сотрудничества и развития 12 февраля 2013
г. опубликовала доклад о размывании налоговой
базы и выводе прибыли из-под налогообложения
(Base Erosio№ a№d Profits Shifti№g). Документ посвящен
регулированию глобальной налоговой системы
и проблематике борьбы с уклонением от
уплаты налогов. Основная идея состоит
в том, что принятие современных международных
стандартов налогообложения отстает от
изменений, проходящих в практике транснационального
бизнеса и развития электронной торговли.
Авторы доклада предложили разработать
комплекс мер, чтобы устранить неопределенность
глобальной налоговой системы с помощью
стран, не являющихся членами ОЭСР, и представителей
бизнес-сообщества.
Стремительно развивается сотрудничество
между налоговыми органами разных стран
в сфере косвенного налогообложения. Так,
с 1 января 2012 г. вступили в юридическую
силу новые правила, касающиеся административного
сотрудничества в сфере сбора налога на
добавленную стоимость (НДС), - Регламент ЕС от 07.10.2010 № 904/2010, принятый
Советом Европейского союза. Этот документ
аннулировал Регламент ЕС № 1798/2003).
Целью принятия новых правил
является развитие административного
сотрудничества в области сбора НДС между
налоговыми и таможенными службами государств
– членов ЕС, что в свою очередь будет
способствовать выявлению и устранению
уклонений от уплаты налогов.
Причины принятия нового Регламента:
внесение нескольких существенных
поправок;
необходимость улучшения средств
борьбы против мошенничества с НДС, предусмотренных
Регламентом ЕС № 1798/2003;
уточнение условий обмена информацией,
полученной государством союза от третьих
стран и других членов союза;
определение категорий налогоплательщиков,
для которых необходимо предусмотреть
автоматический обмен информацией;
необходимость предусмотрения
рамочного механизма обратной связи.
Следует отметить, что в последнее
время активно обсуждается инициатива
Минфина России по совершенствованию
международного обмена информацией путем
подписания двусторонних соглашений об
обмене информацией с «низконалоговыми»
юрисдикциями и ратификацией РФ многосторонней Конвенции о взаимной административной
помощи по налоговым делам. Этот документ
был подписан нашей страной еще в 2011 г.
и позволяет использовать в перспективе
автоматический обмен информацией более
чем с 50 странами. Однако пока Россия не
ратифицировала Конвенцию.
Кроме того, Правительство РФ
подготовило проект закона о контролируемых
иностранных компаниях, по которому российские
бенефициары офшорных компаний будут
обязаны платить налоги с прибыли, накопленной
в офшорах. Так, по оценкам Ba№k of America Merrill
Ly№ch, Россия может получить 6 млрд долл.
США дополнительных поступлений в бюджет
только за счет налогообложения дивидендов,
уводимых от налогов в офшоры.
Российским резидентам принадлежат
60 тыс. иностранных компаний, из них 15 тыс.
зарегистрированы на Кипре, 5,5 тыс. – на
Виргинских островах, 3,5 тыс. - на Сейшельских.
Согласно проекту закона уклоняющимся
от уплаты налогов лицам придется заплатить
штраф в размере 30% всей прибыли фирмы.
При этом любое российской физическое
или юридическое лицо, владеющее хотя
бы 1% иностранной компании, обязано уведомлять
об этом налоговиков.
Однако сейчас такой закон не
может быть реализован в полной мере на
практике. События на Украине приостановили
прием России в члены Организации экономического
сотрудничества и развития, а значит, и
ратификация упомянутой Конвенции о взаимной налоговой помощи
откладывается на неопределенный срок.
Что касается двусторонних
соглашений об обмене налоговой информацией,
то подобные соглашения заключаются согласно
типовому соглашению, утвержденному ОЭСР
в рамках Глобального форума по налоговой
транспарентности. К концу 2012 г. было заключено
более 900 подобных соглашений. Российская
Федерация пока не подписала ни одного
такого договора, несмотря на неоднократные
заявления Минфина России о намерении
это сделать.
Глобальный форум, насчитывающий
в своем составе 121 страну, включая многие
офшоры, является ведущим международным
органом реализации согласованных на
международном уровне стандартов прозрачности
и обмена информацией в налоговой сфере.
Это продолжение работы, начатой в 2000-х
гг. в рамках ОЭСР. Организация была реорганизована
в сентябре 2009 г. в ответ на призыв G20 укреплять
интернациональные стандарты. В феврале
2014 г. в рамках Глобального форума Организация
экономического сотрудничества и развития
представила новый единый стандарт для
автоматического обмена информацией между
налоговыми органами по всему миру.