Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить теоретические основы, исследовать действующую практику порядка исчисления и уплаты налога на прибыль предприятия и разработать предложения по его совершенствованию.
Задачи курсовой работы:
– определить экономическое содержание и основные элементы налога на прибыль организации;
– исследовать нормативно-правовые аспекты налога на прибыль организации;
– выявить проблемы налогообложения прибыли организации в современных условиях;
– исследовать порядок формирования налогооблагаемой базы и исчисления налога на прибыль ОАО «Мордовцемент»;
– дать оценку показателей динамики налога на прибыль ОАО «Мордовцемент»;
Введение 5
1 Теоретические основы налогообложения прибыли организации 7
1.1 Налог на прибыль организации: экономическое содержание, основные элементы и роль в современных условиях 7
1.2 Нормативно-правовые аспекты налога на прибыль организации 12
1.3 Исследование проблем налогообложения прибыли организации 14
2 Анализ действующего механизма исчисления и уплаты налога на
прибыль организации (на примере ОАО «Мордовцемент») 19
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 19
2.2 Исследование порядка формирования налогооблагаемой базы и
исчисления налога на прибыль организации 24
2.3 Оценка показателей перечисления сумм налога на прибыль
организации в бюджетную систему 29
3 Перспективы развития налогообложения прибыли организации 33
3.1 Совершенствование налогообложения прибыли организации в
Российской Федерации 33
3.2 Развитие механизма оптимизации налогообложения прибыли
организации 37
3.3 Зарубежный опыт налогообложения прибыли корпораций и
возможности его использования в отечественной практике 42
Заключение 48
Список использованных источников 51
Существующая в настоящий момент система контроля правильности исчисления налога на прибыль не вполне соответствует реформированию налоговой системы на современном этапе, что обусловлено несовершенством работы налоговых органов по контролю за соблюдением налогового законодательства в части налогообложения прибыли организаций и применения норм налогового учета при определении прибыли, подлежащей налогообложению.
1.2 Нормативно-правовые аспекты налога на прибыль организации
Глава 25 Налогового кодекса была введена Федеральным законом от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах». В соответствии с указанным Федеральным законом часть вторая Налогового кодекса РФ была дополнена новой - 25-й главой «Налог на прибыль организаций» [1, с.145].
Глава 25 Налогового кодекса РФ вступила в силу с 1 января 2002 г. Одновременно утратили силу большинство положений Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 «О налоге на прибыль организаций» и Инструкции МНС РФ от 15 июня 2000 N 62 г. «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» [2, с.148].
Глава 25 Налогового кодекса была введена Федеральным законом от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах». В соответствии с указанным Федеральным законом часть вторая Налогового кодекса РФ была дополнена новой - 25-й главой «Налог на прибыль организаций» [1, с.145].
Глава 25 Налогового кодекса РФ вступила в силу с 1 января 2002 г. Одновременно утратили силу большинство положений Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 «О налоге на прибыль организаций» и Инструкции МНС РФ от 15 июня 2000 N 62 г. «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» [2, с.148].
За короткий период времени, прошедший со дня принятия главы 25 Налогового кодекса РФ, в нее были внесены существенные изменения и дополнения.
Внесенные изменения и дополнения в наибольшей степени затронули следующие сферы применения главы 25 Налогового кодекса РФ: перечень доходов и расходов, учитываемых при налогообложении; порядок начисления амортизации; порядок налогового учета ряда нормируемых для целей налогообложения расходов; порядок признания отдельных видов доходов и расходов при применении метода начисления; налоговый учет расходов на ремонт основных средств; налоговый учет процентов по долговым обязательствам; порядок признания сумм штрафных санкций для целей налогообложения; порядок образования и использования резервов, отчисления в которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций; определение налоговой базы по деятельности, связанной с использованием обслуживающих производств и хозяйств; сроки представления налоговых деклараций; сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей.
В связи с принятием и вступлением в силу главы 25 Налогового кодекса РФ постановлениями Правительства РФ были изданы нормативно-правовые акты, важнейший из которых - Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1.
К числу важнейших изменений, внесенных в главу 25 Налогового кодекса РФ, следует отнести вступление в законную силу Федерального Закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» согласно которого снижена максимальная ставка налога до 20% (до 1 января 2009 г. максимальная ставка составляла 24%; с прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, и с прибыли страховых компаний, бирж, брокерских контор, банков налог мог взиматься по максимальной ставке 35%); отмену жесткой регламентации расходов, учитываемых в целях налогообложения; введение нового порядка начисления амортизации для целей налогообложения; установление права организаций самостоятельно устанавливать срок полезного использования объектов амортизируемого имущества; введение налогового учета для исчисления налоговой базы; отмену прежде существовавших многочисленных отраслевых налоговых льгот; установление новых правил налогообложения доходов иностранных организаций от источников, расположенных на территории Российской Федерации.
1.3 Исследование проблем налогообложения прибыли организации
Наиболее актуальным в современных условиях является исследование проблем налогообложения прибыли организации, касающихся нормативно-правового регулирования исчисления и уплаты налога на прибыль организаций в Российской Федерации. В связи с проводимыми реформами в экономической и политической сферах общества произошли и глобальные изменения в налоговой системе России. В настоящее время основным нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы налогового права, является Налоговый кодекс Российской Федерации. Достоинства Налогового кодекса РФ несомненны. Однако поспешность и связанные с ней непродуманность, непоследовательность принимаемых законодателем решений, привели к достаточно серьезным правовым коллизиям. Необходимость устранения противоречий, возникающих в ходе реализации налоговых правоотношений, вызвала многочисленные поправки, которые были внесены в Налоговый кодекс РФ на протяжении многих лет. Но и эти поправки не смогли разрешить всех проблем, связанных с исполнением законодательных предписаний. Неопределенность налогового законодательства, нежелание, а порой — неграмотность представителей, как налоговых органов, так и налогоплательщиков, вынуждают все чаще и чаще обращаться в судебные инстанции за защитой своих прав. Этот вывод подтверждается отчетами Высшего арбитражного суда РФ, в соответствии с которыми наглядно прослеживается тенденция к росту налоговых споров. Анализ рассмотрения налоговых споров в судебном порядке за 2001 – 2007 годы свидетельствует о наличии существенного увеличения процента признания законными и обоснованными решений налоговых органов, в разрезе оспариваемых налогоплательщиками сумм доначисленных налогов, пеней и штрафов [35, с.37].
Анализ налоговых споров свидетельствует об увеличении процента удовлетворения требований налогоплательщиков по отношению к предъявленным суммам. Именно в данный период в практику недобросовестных налогоплательщиков входит широкое использование схем уклонения от налогообложения, основанных на принципе отсутствия ответственности за действия третьих лиц. Кроме того, судебная практика в настоящее время имеет положительную тенденцию. Согласно предварительному анализу запрошенной в территориальных налоговых органах информации, только в 2011 году налогоплательщики отказались от исковых требований на общую сумму более 28 млрд. рублей.
Проблемы применения налогового законодательства неоднократно становились предметом рассмотрения Конституционного суда РФ. Это обусловлено отсутствием четкого правового регулирования порядка применения налога на прибыль организаций, как по кругу лиц, так и по перечням объектов налогообложения. Вступление в силу с 01.01.2002 года гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ не только не смогло устранить проблемы, связанные с налогообложением прибыли организаций, которые были свойственны Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций", а в отдельных случаях эти противоречия еще более обострились [36, с.103].
Между тем в настоящее время, несмотря на положительные тенденции развития налогового законотворчества, тезис о низком юридическом качестве и неэффективности актов российского налогового законодательства, об отсутствии их научной проработанности и последовательной взаимосвязи с другими отраслями законодательства является общепризнанным. При этом, как показывает анализ практики арбитражных судов, а также данных органов финансового контроля и статистики — низкое юридическое качество положений Налогового кодекса Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в налоговой сфере, с одной стороны, прямо ведет к нарушениям прав и законных интересов налогоплательщиков на всех стадиях налоговых правоотношений, с другой – делает неминуемыми существенные финансовые потери бюджетов всех уровней. Следовательно, несовершенство нормативно-правовой базы налогообложения и, в первую очередь, в отношении прибыли организаций мешает эффективному функционированию налоговой системы Российской Федерации. Выявленные проблемы могут быть устранены только путем совершенствования налогового законодательства Российской Федерации.
Непоследовательность предпринимаемых государством мер по реформированию налоговой системы, в том числе в части развития института налогообложения прибыли организаций, подтверждает острую необходимость и целесообразность проведения детальных правовых исследований в этом направлении на современном этапе развития налоговой системы Российской Федерации. Существующие недостатки правового регулирования порядка формирования налоговой базы, как центрального элемента налога на прибыль, препятствуют динамичному развитию юридических лиц, которое является основой удовлетворения первоочередных потребностей населения.
Наличие проблем обусловлено
Для современной налоговой системы России, характерно множество проблем, одной из которых продолжает оставаться её фискальная направленность.
Подтверждением этому является тот факт, что в 2009-2011 годах основной формирования доходной базы федерального бюджета продолжают оставаться налоговые доходы.
Общее бремя налогов и платежей в Российской Федерации в настоящее время намного выше, чем в развитых зарубежных странах. Налоговую политику России можно охарактеризовать принципом "взять всё, что можно". При этом государству уготована "налоговая ловушка", когда она равняется 40%, то инвестирование в развитие производства уже невыгодно. Предельная ставка налогообложения, по мнению зарубежных учёных – 50 – 60%, после повышения которой начинается крах производства.
В этой связи, естественна и понятна точка зрения многих учёных – экономистов о необходимости значительного сокращения налогов и как следствие этого подъёма экономики.
Для подъёма промышленности, сельского хозяйства необходимы средства. Чтобы иметь эти средства, т. е наполнения доходной части бюджета, государство вынужденно повышать налоги. В результате ни одно юридическое или физическое лицо просто не в состоянии реально заплатить все налоги да ещё и вкладывать средства в расширение производства. Поэтому, сплошь и рядом идёт сокрытие налогов, неплатежи, разрастание теневой экономики.
Очень сложной является проблема неплатежей налогов, т. е. недоимки. Одной из причин, способствовавших значительному росту недоимки, стало увеличение объёмов отсроченных платежей, предоставляемых предприятием имеющим задолженность по платежам в бюджет, с целью бронирования поступающих на их расчётные счета средств для выплаты заработной платы.
Другие причины неплатежей – отсутствие средств на счетах плательщиков, а также низкая платёжная дисциплина налогоплательщиков в этой связи на основании постановления правительства, а также нормативных актов субъектов Федерации проводится реструктуризация задолженности предприятий [42, с.26].
Обращает на себя внимание проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, отделов по борьбе с экономическими преступлениями. А результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов.
Таким образом, от решения указанных выше проблем зависит эффективность формирования доходов бюджетов всех уровней, рост предпринимательской активности, развитие производства и в конечном итоге стабилизация экономики нашей страны.
2 Анализ действующего механизма исчисления и уплаты налога на прибыль организации (на примере ОАО «Мордовцемент»)
2.1 Анализ финансово-
ОАО «Мордовцемент» – одно из крупнейших предприятий по производству цемента в Российской Федерации. Его проектная мощность составляет примерно 3450 тысяч тонн цемента в год.
ОАО «Мордовцемент» сегодня – огромное акционерное общество, на долю которого приходится более 60% от общего объема производства строительных материалов Мордовии.
ОАО «Мордовцемент» не входит ни в один из отраслевых холдингов России и продолжает свою производственную деятельность как самостоятельная компания, в состав которой также входят Сенгилеевский цементный завод, ульяновский шиферный завод, Новоульяновский завод ЖБИ.
Общая производственная мощность объединения после расширения составит по клинкеру 5,54 млн.тонн и по цементу 6,1 млн.тонн в год.
Стабильная работа предприятия – результат решения не только технологических и хозяйственных, но и социальных вопросов.
Все вышеизложенное говорит о том, что ОАО «Мордовцемент» – это современное, динамично развивающееся предприятие.
Организационная структура управления ОАО «Мордовцемент» представлена в приложении Б.
Организационная структура управления ОАО «Мордовцемент» представляет собой линейно-функциональную схему подчинения, для которой характерна вертикальная независимость руководства подразделений, и одновременное распределение руководящих функций между рядом лиц, специализирующихся на отдельных функциях. Структура аппарата управления представлена высшим органом управления предприятием – собранием акционеров, исполнительным органом – генеральным директором, Советом директоров и заместителями, непосредственно подчиняющихся генеральному директору.
Таким образом, текущее руководство и контроль за деятельностью предприятия осуществляется генеральным директором, а также высшим руководством.
Существующая организационная структура является для предприятия достаточно эффективной. Это объясняется тем, что каждое подразделение имеет свои четко определенные функции, обязанности и задачи, характеризующие наиболее важные направления и аспекты деятельности. Такая специализация имеет ряд преимуществ: уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях, стимулирует деловую и профессиональную активность, улучшает координацию и взаимосвязь в данных областях. Все это в целом увеличивает возможность организации к самосохранению, устойчивому функционированию в условиях рыночной экономики и создает благоприятные условия для развития предприятия.
Информация о работе Перспективы развития налогообложения прибыли организации