Перспективы развития налогообложения прибыли организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить теоретические основы, исследовать действующую практику порядка исчисления и уплаты налога на прибыль предприятия и разработать предложения по его совершенствованию.
Задачи курсовой работы:
– определить экономическое содержание и основные элементы налога на прибыль организации;
– исследовать нормативно-правовые аспекты налога на прибыль организации;
– выявить проблемы налогообложения прибыли организации в современных условиях;
– исследовать порядок формирования налогооблагаемой базы и исчисления налога на прибыль ОАО «Мордовцемент»;
– дать оценку показателей динамики налога на прибыль ОАО «Мордовцемент»;

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы налогообложения прибыли организации 7
1.1 Налог на прибыль организации: экономическое содержание, основные элементы и роль в современных условиях 7
1.2 Нормативно-правовые аспекты налога на прибыль организации 12
1.3 Исследование проблем налогообложения прибыли организации 14
2 Анализ действующего механизма исчисления и уплаты налога на
прибыль организации (на примере ОАО «Мордовцемент») 19
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 19
2.2 Исследование порядка формирования налогооблагаемой базы и
исчисления налога на прибыль организации 24
2.3 Оценка показателей перечисления сумм налога на прибыль
организации в бюджетную систему 29
3 Перспективы развития налогообложения прибыли организации 33
3.1 Совершенствование налогообложения прибыли организации в
Российской Федерации 33
3.2 Развитие механизма оптимизации налогообложения прибыли
организации 37
3.3 Зарубежный опыт налогообложения прибыли корпораций и
возможности его использования в отечественной практике 42
Заключение 48
Список использованных источников 51

Файлы: 1 файл

Налог на прибыль (Мордовцемент).doc

— 457.00 Кб (Скачать файл)

Принципы построения эффективной налоговой системы  достаточно обоснованы в налоговой  теории и включают в себя следующее.

1)  Экономическую эффективность. Налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).

2) Определенность налогообложения. Налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы.

3)  Справедливость налогообложения. Этот принцип является основным при построении налоговой системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.

4)    Простоту налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов. Налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой.

Перечисленные принципы построения эффективной налоговой системы недостаточно точно соблюдаются в действующей налоговой системе РФ, что подтверждает ее анализ.

К традиционно критикуемым  недостаткам налоговой системы  относится нестабильность налогового законодательства, которая оказывает  негативное воздействие на мотивацию деятельности потенциальных инвесторов, особенно иностранных. Кроме того, наблюдается нестыковка налогового и других видов законодательства, в частности Гражданского права. В связи с этим существует безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над нормами, затрагивающими налоговые вопросы в иных законодательных актах Гражданского права.

Совершенствование действующей  налоговой системы проводится в  рамках налоговой реформы. Она связана  с принятием Налогового кодекса, необходимость которого как закона прямого действия сегодня очевидна. Целью налоговой реформы должно стать усиление влияния налоговой политики на укрепление рыночных начал в экономике и развитие предпринимательства.

В условиях перехода к  рынку налоговая политика должна базироваться на следующих основных принципах:

– разумном сочетании прямых и косвенных налогов, позволяющих учесть имущественное положение налогоплательщиков и их доходы;

– определении оптимального размера ставки налогов;

– использовании системы налоговых льгот, воздействующих на процессы инвестирования;

– четком разделении налогов по уровням государственного управления;

– четкости и ясности налогового законодательства;

– соответствии налоговой системы РФ международным нормам налогового права.

Реализация перечисленных  принципов в налоговой политике является чрезвычайно трудной задачей, однако их соблюдение должно стать  основой долговременной налоговой  стратегии.

Сегодня тезис о коренной ломке действующей налоговой  системы уже не является актуальным. Большинством экономистов признано, что резкие изменения в налоговой системе лишь породят неуверенность экономических агентов в своей будущей предпринимательской деятельности и чреваты дестабилизацией общей экономической ситуации. Поэтому стабильность налоговой системы является одной из важных предпосылок выхода страны из кризиса, роста предпринимательской активности и привлечения в страну иностранного капитала. Россия делает первые шаги в направлении интегрирования в мировую экономику, преследуя цель вступить в ЕС и заключить новые международные соглашения об избегании двойного налогообложения. Кардинальное изменение действующей налоговой системы ставит под сомнение выполнение этой задачи и сделает Россию закрытой для иностранных инвесторов.

Налоговый кодекс является законом прямого действия. Прежде всего он четко определяет вопросы  взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов, права и  обязанности обоих субъектов  налоговых отношений, процедурные  вопросы, связанные с обжалованием решений налоговых органов. Прямое действие кодекса обеспечивается также за счет большей точности формулировок отдельных понятий и терминов, исключающих двойное их толкование налогоплательщиками и налоговыми органами.

Основным направлением совершенствования налога на прибыль, предусмотренным в проекте остальных частей Налогового кодекса, должно стать изменение методологического подхода при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. В налоговых законодательствах всех стран, входящих в Европейский Союз, заложен единый подход к определению налогооблагаемой базы как юридических, так и физических лиц. Суть его состоит в том, что все расходы, связанные с бизнесом, исключаются из налогооблагаемой базы (в соответствии с терминологией российского законодательства они относятся на себестоимость продукции). При таком подходе сбор налогов должен осуществляться только на основе законов, без применения многочисленных подзаконных актов, инструкций и разъяснительных писем Министерства финансов. Задачей налогового инспектора при этом является лишь проверка непосредственной связи произведенных расходов с бизнесом, соответствия его целям и задачам.

Ряд положений российского  законодательства противоречит методике определения налогооблагаемой базы, применяемой в странах с развитой рыночной экономикой. Основные различия касаются:

–  неполного отнесения на себестоимость расходов по уплате процентов за банковский кредит (лишь в пределах учетной ставки), а также отнесения командировочных, представительских и некоторых других расходов на себестоимость в пределах норм, установленных правительством;

–  применения норм амортизации, лимитированных государством и не соответствующих экономической жизни основных средств (т.е. учитывающих не только физический, но и моральный износ), что не позволяет обеспечить своевременное восстановление основных средств (применяемые в России нормы амортизации в два-три раза ниже норм, используемых в странах с развитой рыночной экономикой);

–  игнорирования инфляционного фактора при оценке производственных запасов и основных фондов для исчисления налогооблагаемой прибыли;

–  отсутствия в российском законодательстве основной концепции, согласно которой налогообложению подлежит прибыль, полученная в течение всего срока существования юридического лица, что позволяет покрывать убытки за счет прибыли не только последующих, но и прошлых лет (с пересчетом налога, уплаченного в предыдущие годы).

Понимая причины данных специфических черт российского  налогового законодательства (кризисная  ситуация, невозможность резкого снижения налогового бремени), необходимо тем не менее признать нелогичность отстаивания и в перспективе своей своеобразной модели построения налоговой системы.

Налоговая система России слабо адаптирована к высокому уровню инфляции. Исчисление и взимание налога на прибыль и налога на добавленную стоимость сопряжено с большими финансовыми потерями, которые несут налогоплательщики. Они связаны с отсутствием индексации амортизации и стоимости производственных запасов, списываемых на себестоимость, в связи с инфляцией.

В Налоговом кодексе должна быть предусмотрена периодическая корректировка облагаемой налогом прибыли с учетом инфляции. Однако речь должна идти, по-видимому, не о корректировке налогооблагаемой прибыли, а об индексации стоимости основных фондов и производственных запасов, относимых на себестоимость, как это принято международными нормами налогового права.

Таким образом, в связи с этим актуальным представляется вопрос о развитии в России прецедентного налогового права. Прецедентное право является в развитых странах эффективным средством развития налогового законодательства. Каждый случай рассмотрения налоговых споров в суде по применению отдельных положений налогового законодательства принимает силу закона и может использоваться с момента принятия решения суда другими налогоплательщиками при исчислении и уплате налогов. Вопрос о создании налоговых судов в Российской Федерации в настоящее время отложен из-за больших финансовых издержек, однако он не должен игнорироваться в будущем. Требует неотложного признания и необходимость применения у нас в стране прецедентного права, действующего во многих экономически развитых странах.

 

3.2 Развитие механизма оптимизации  налогообложения прибыли организации

 

При изучении путей оптимизации  налогообложения прибыли организации переходят к изучению налоговых стимулов. На данном этапе необходимо изучить  и дать оценку общей величины  налоговых стимулов, а также отдельных видов налогового стимулирования. Использование показателей  в налогообложении прибыли ОАО «Мордовцемент» позволит наиболее полно оценить влияние налоговых стимулов на:

– отдельные группы налогов;

– налоговую нагрузку предприятия;

– результат хозяйственной деятельности.

Оценивая влияние налоговых  стимулов на перечисленные выше показатели необходимо исходить из сущности налоговых льгот, отсроченных налогов  и государственных средств, не имеющих возвратный характер с точки зрения бухгалтерского учёта.

Налоговые льготы представляют собой средства предприятия. При  их предоставлении сумма налогов  подлежащих уплате в бюджет уменьшается, что положительно влияет на конечный  результаты деятельности субъекта  хозяйствования.

Отсроченные налоговые  платежи для субъекта хозяйствования  являются заёмными средствами. В связи  с этим  при предоставлении этого вида налоговых стимулов  у ОАО «Мордовцемент» сумма начисленных налогов остаётся прежней, уменьшается лишь сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет. Это приводит к временному высвобождению денежных средств. Но в следующих периодах предприятию потребуется  больше денежных средств, так как необходимо будет уплатить налоги  текущего месяца и отсроченные налоги.

Считается целесообразным резервировать денежные средства. Это  позволит  своевременно рассчитаться с бюджетом  по текущим и отсроченным  налогам. На налоговую нагрузку и результаты хозяйственной деятельности ОАО «Мордовцемент» отсроченные налоги не оказывают влияние, а только на сумму  уплачиваемых впоследствии налогов.

В качестве совершенствования  путей оптимизации налогообложения прибыли ОАО «Мордовцемент» можно рассматривать прогнозный анализ и разработку тактических и стратегических решений по оптимизации налогообложения прибыли.

Важным этапом системы  управления экономикой является прогнозирование, так как любое управленческое решение по своей сути является реализацией результата прогноза. Прогнозирование – это предвидение, предсказание, основанное на определённых данных.

Одним из элементов методики прогнозирования хозяйственной  деятельности предприятия, является прогнозирование  валовых налоговых отчислений. Прогнозирование налогов способно стать заключением в предварительном расчёте обязательных платежей по результатам всей хозяйственной деятельности и по конкретным операциям с последующей оптимизацией.

Минимизация налоговых  платежей не всегда отвечает стратегическим  потребностям ОАО «Мордовцемент».

Прогнозирование – это  интеграционный процесс рационализации хозяйственной деятельности с позиции  соответствия действующему налоговому законодательству и стратегии развития предприятия.

Объектом прогнозирования является интегрированная в единую совокупность условно-постоянная величина налоговых баз предприятия.

К числу наиболее важных задач  оптимального прогнозирования  можно отнести:

  1. мониторинг и практическую оценку  влияния на показатели деятельности субъекта хозяйствования действующей системы налогов и сборов, а также порядка их взимания;
  2. мониторинг и практическую оценку влияния на величину налоговой нагрузки конструктивно-методических материалов по отнесению затрат на издержки обращения и прибыль;
  3. анализ фактического и ожидаемого изменения цен и тарифов;
  4. состояние разработки и прохождения  в законотворческих органах  соответствующих законов и подзаконных актов, оценка возможности и сроков их введения в практику, т.е. оценка влияния изменений в налоговом законодательстве  на финансовое состояние предприятия.

В этих целях могут  быть использованы три основных метода прогнозирования:

– детализированное моделирование;

– применение фактической налоговой ставки;

– определение эластичности налогов (способности налоговых отчислений реагировать на рост доходов).

Стремительное  распространение  современных информационных технологий позволяет сделать доступным  и наглядным современные методы и подходы стратегического прогнозирования

Множество значений налоговых  платежей представляет собой  упорядоченные последовательности – временные ряды. При их прогнозе используются два подхода. При первом изучается прошлое  поведение ряда и в предположение, что система не меняется во времени (не меняется законодательство, не меняется курс белорусского рубля), экстраполируется ряд на будущее без детального изучения самой системы.

Суть второго заключается  в построении имитационной модели с  изменениями параметров системы, выбирая  из них оптимальные. Результатом  реализации поставленной задачи должно быть создание имитационной модели для:

– среднесрочного и долгосрочного прогноза налоговых платежей;

– имитация ситуации изменения налогового законодательства.

Информация о работе Перспективы развития налогообложения прибыли организации