Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить теоретические основы, исследовать действующую практику порядка исчисления и уплаты налога на прибыль предприятия и разработать предложения по его совершенствованию.
Задачи курсовой работы:
– определить экономическое содержание и основные элементы налога на прибыль организации;
– исследовать нормативно-правовые аспекты налога на прибыль организации;
– выявить проблемы налогообложения прибыли организации в современных условиях;
– исследовать порядок формирования налогооблагаемой базы и исчисления налога на прибыль ОАО «Мордовцемент»;
– дать оценку показателей динамики налога на прибыль ОАО «Мордовцемент»;
Введение 5
1 Теоретические основы налогообложения прибыли организации 7
1.1 Налог на прибыль организации: экономическое содержание, основные элементы и роль в современных условиях 7
1.2 Нормативно-правовые аспекты налога на прибыль организации 12
1.3 Исследование проблем налогообложения прибыли организации 14
2 Анализ действующего механизма исчисления и уплаты налога на
прибыль организации (на примере ОАО «Мордовцемент») 19
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 19
2.2 Исследование порядка формирования налогооблагаемой базы и
исчисления налога на прибыль организации 24
2.3 Оценка показателей перечисления сумм налога на прибыль
организации в бюджетную систему 29
3 Перспективы развития налогообложения прибыли организации 33
3.1 Совершенствование налогообложения прибыли организации в
Российской Федерации 33
3.2 Развитие механизма оптимизации налогообложения прибыли
организации 37
3.3 Зарубежный опыт налогообложения прибыли корпораций и
возможности его использования в отечественной практике 42
Заключение 48
Список использованных источников 51
Принципы построения эффективной налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующее.
1) Экономическую эффективность. Налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).
2) Определенность налогообложения. Налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы.
3) Справедливость налогообложения. Этот принцип является основным при построении налоговой системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.
4) Простоту налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов. Налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой.
Перечисленные принципы построения эффективной налоговой системы недостаточно точно соблюдаются в действующей налоговой системе РФ, что подтверждает ее анализ.
К традиционно критикуемым недостаткам налоговой системы относится нестабильность налогового законодательства, которая оказывает негативное воздействие на мотивацию деятельности потенциальных инвесторов, особенно иностранных. Кроме того, наблюдается нестыковка налогового и других видов законодательства, в частности Гражданского права. В связи с этим существует безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над нормами, затрагивающими налоговые вопросы в иных законодательных актах Гражданского права.
Совершенствование действующей налоговой системы проводится в рамках налоговой реформы. Она связана с принятием Налогового кодекса, необходимость которого как закона прямого действия сегодня очевидна. Целью налоговой реформы должно стать усиление влияния налоговой политики на укрепление рыночных начал в экономике и развитие предпринимательства.
В условиях перехода к рынку налоговая политика должна базироваться на следующих основных принципах:
– разумном сочетании прямых и косвенных налогов, позволяющих учесть имущественное положение налогоплательщиков и их доходы;
– определении оптимального размера ставки налогов;
– использовании системы налоговых льгот, воздействующих на процессы инвестирования;
– четком разделении налогов по уровням государственного управления;
– четкости и ясности налогового законодательства;
– соответствии налоговой системы РФ международным нормам налогового права.
Реализация перечисленных принципов в налоговой политике является чрезвычайно трудной задачей, однако их соблюдение должно стать основой долговременной налоговой стратегии.
Сегодня тезис о коренной ломке действующей налоговой системы уже не является актуальным. Большинством экономистов признано, что резкие изменения в налоговой системе лишь породят неуверенность экономических агентов в своей будущей предпринимательской деятельности и чреваты дестабилизацией общей экономической ситуации. Поэтому стабильность налоговой системы является одной из важных предпосылок выхода страны из кризиса, роста предпринимательской активности и привлечения в страну иностранного капитала. Россия делает первые шаги в направлении интегрирования в мировую экономику, преследуя цель вступить в ЕС и заключить новые международные соглашения об избегании двойного налогообложения. Кардинальное изменение действующей налоговой системы ставит под сомнение выполнение этой задачи и сделает Россию закрытой для иностранных инвесторов.
Налоговый кодекс является
законом прямого действия. Прежде
всего он четко определяет вопросы
взаимоотношений
Основным направлением совершенствования налога на прибыль, предусмотренным в проекте остальных частей Налогового кодекса, должно стать изменение методологического подхода при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. В налоговых законодательствах всех стран, входящих в Европейский Союз, заложен единый подход к определению налогооблагаемой базы как юридических, так и физических лиц. Суть его состоит в том, что все расходы, связанные с бизнесом, исключаются из налогооблагаемой базы (в соответствии с терминологией российского законодательства они относятся на себестоимость продукции). При таком подходе сбор налогов должен осуществляться только на основе законов, без применения многочисленных подзаконных актов, инструкций и разъяснительных писем Министерства финансов. Задачей налогового инспектора при этом является лишь проверка непосредственной связи произведенных расходов с бизнесом, соответствия его целям и задачам.
Ряд положений российского законодательства противоречит методике определения налогооблагаемой базы, применяемой в странах с развитой рыночной экономикой. Основные различия касаются:
– неполного отнесения на себестоимость расходов по уплате процентов за банковский кредит (лишь в пределах учетной ставки), а также отнесения командировочных, представительских и некоторых других расходов на себестоимость в пределах норм, установленных правительством;
– применения норм амортизации, лимитированных государством и не соответствующих экономической жизни основных средств (т.е. учитывающих не только физический, но и моральный износ), что не позволяет обеспечить своевременное восстановление основных средств (применяемые в России нормы амортизации в два-три раза ниже норм, используемых в странах с развитой рыночной экономикой);
– игнорирования инфляционного фактора при оценке производственных запасов и основных фондов для исчисления налогооблагаемой прибыли;
– отсутствия в российском законодательстве основной концепции, согласно которой налогообложению подлежит прибыль, полученная в течение всего срока существования юридического лица, что позволяет покрывать убытки за счет прибыли не только последующих, но и прошлых лет (с пересчетом налога, уплаченного в предыдущие годы).
Понимая причины данных специфических черт российского налогового законодательства (кризисная ситуация, невозможность резкого снижения налогового бремени), необходимо тем не менее признать нелогичность отстаивания и в перспективе своей своеобразной модели построения налоговой системы.
Налоговая система России слабо адаптирована к высокому уровню инфляции. Исчисление и взимание налога на прибыль и налога на добавленную стоимость сопряжено с большими финансовыми потерями, которые несут налогоплательщики. Они связаны с отсутствием индексации амортизации и стоимости производственных запасов, списываемых на себестоимость, в связи с инфляцией.
В Налоговом кодексе должна быть предусмотрена периодическая корректировка облагаемой налогом прибыли с учетом инфляции. Однако речь должна идти, по-видимому, не о корректировке налогооблагаемой прибыли, а об индексации стоимости основных фондов и производственных запасов, относимых на себестоимость, как это принято международными нормами налогового права.
Таким образом, в связи с этим актуальным представляется вопрос о развитии в России прецедентного налогового права. Прецедентное право является в развитых странах эффективным средством развития налогового законодательства. Каждый случай рассмотрения налоговых споров в суде по применению отдельных положений налогового законодательства принимает силу закона и может использоваться с момента принятия решения суда другими налогоплательщиками при исчислении и уплате налогов. Вопрос о создании налоговых судов в Российской Федерации в настоящее время отложен из-за больших финансовых издержек, однако он не должен игнорироваться в будущем. Требует неотложного признания и необходимость применения у нас в стране прецедентного права, действующего во многих экономически развитых странах.
3.2 Развитие механизма
При изучении путей оптимизации налогообложения прибыли организации переходят к изучению налоговых стимулов. На данном этапе необходимо изучить и дать оценку общей величины налоговых стимулов, а также отдельных видов налогового стимулирования. Использование показателей в налогообложении прибыли ОАО «Мордовцемент» позволит наиболее полно оценить влияние налоговых стимулов на:
– отдельные группы налогов;
– налоговую нагрузку предприятия;
– результат хозяйственной деятельности.
Оценивая влияние налоговых стимулов на перечисленные выше показатели необходимо исходить из сущности налоговых льгот, отсроченных налогов и государственных средств, не имеющих возвратный характер с точки зрения бухгалтерского учёта.
Налоговые льготы представляют собой средства предприятия. При их предоставлении сумма налогов подлежащих уплате в бюджет уменьшается, что положительно влияет на конечный результаты деятельности субъекта хозяйствования.
Отсроченные налоговые платежи для субъекта хозяйствования являются заёмными средствами. В связи с этим при предоставлении этого вида налоговых стимулов у ОАО «Мордовцемент» сумма начисленных налогов остаётся прежней, уменьшается лишь сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет. Это приводит к временному высвобождению денежных средств. Но в следующих периодах предприятию потребуется больше денежных средств, так как необходимо будет уплатить налоги текущего месяца и отсроченные налоги.
Считается целесообразным резервировать денежные средства. Это позволит своевременно рассчитаться с бюджетом по текущим и отсроченным налогам. На налоговую нагрузку и результаты хозяйственной деятельности ОАО «Мордовцемент» отсроченные налоги не оказывают влияние, а только на сумму уплачиваемых впоследствии налогов.
В качестве совершенствования
путей оптимизации
Важным этапом системы управления экономикой является прогнозирование, так как любое управленческое решение по своей сути является реализацией результата прогноза. Прогнозирование – это предвидение, предсказание, основанное на определённых данных.
Одним из элементов методики прогнозирования хозяйственной деятельности предприятия, является прогнозирование валовых налоговых отчислений. Прогнозирование налогов способно стать заключением в предварительном расчёте обязательных платежей по результатам всей хозяйственной деятельности и по конкретным операциям с последующей оптимизацией.
Минимизация налоговых платежей не всегда отвечает стратегическим потребностям ОАО «Мордовцемент».
Прогнозирование – это интеграционный процесс рационализации хозяйственной деятельности с позиции соответствия действующему налоговому законодательству и стратегии развития предприятия.
Объектом прогнозирования является интегрированная в единую совокупность условно-постоянная величина налоговых баз предприятия.
К числу наиболее важных задач оптимального прогнозирования можно отнести:
В этих целях могут быть использованы три основных метода прогнозирования:
– детализированное моделирование;
– применение фактической налоговой ставки;
– определение эластичности налогов (способности налоговых отчислений реагировать на рост доходов).
Стремительное распространение
современных информационных технологий
позволяет сделать доступным
и наглядным современные методы
и подходы стратегического
Множество значений налоговых платежей представляет собой упорядоченные последовательности – временные ряды. При их прогнозе используются два подхода. При первом изучается прошлое поведение ряда и в предположение, что система не меняется во времени (не меняется законодательство, не меняется курс белорусского рубля), экстраполируется ряд на будущее без детального изучения самой системы.
Суть второго заключается в построении имитационной модели с изменениями параметров системы, выбирая из них оптимальные. Результатом реализации поставленной задачи должно быть создание имитационной модели для:
– среднесрочного и долгосрочного прогноза налоговых платежей;
– имитация ситуации изменения налогового законодательства.
Информация о работе Перспективы развития налогообложения прибыли организации