Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:19, курсовая работа
Цель работы — проанализировать действующую в настоящее время систему исчисления налога на доходы физических лиц и выработать рекомендации по оптимизации налога на доходы физических лиц.
Для того, чтобы реализовать данную цель, необходимо реализовать ряд взаимосвязанных задач:
— определить сущность налога на доходы физических лиц;
— рассмотреть основные элементы налога на доходы физических лиц;
— проанализировать порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Введение
Налог на доходы физических лиц может по праву называться основным налогом с населения. По способу взимания налог на доходы относится к группе прямых налогов. Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Интересно то, что источник налога на доходы физических лиц непосредственно формируется у плательщика. Говоря другим языком, лицо, которое получает доход и является плательщиком налога (в этом и состоит отличие от косвенного налогообложения, где плательщиком налога будет выступать потребитель товара, на которого сумма налога будет перекладываться путем надбавки к цене).
Плательщиками налога на доходы физических лиц являются почти все физические лица, получающие доходы от источников, находящихся на территории Российской Федерации, независимо от их гражданства и местожительства. Это можно увидеть, проанализировав налоговое законодательство и практику его применения. Различия возможны только в порядке налогообложения.
Согласно действующему в настоящее время налоговому законодательству можно выделить два способа уплаты подоходного налога. Выбор способа зависит от вида дохода, полученного налогоплательщиком, и его статуса (индивидуальный предприниматель, резидент и др.):
— удержание суммы подоходного налога происходит у источника выплаты дохода налоговым агентом и последующее перечисление налога в бюджет. Примером могут служить отношения типа «работодатель-работник»;
— самостоятельная уплата налогоплательщиком суммы налога. Примером может служить адвокат, учредивший адвокатский кабинет и получающий доход от такой деятельности.
Налогом на доходы физических
лиц охватываются интересы очень
широкого круга лиц, а вопросы, связанные
с исчислением и уплатой
Предметом данной курсовой работы являются:
— нормативно-правовые аспекты налога на доходы физических лиц;
— порядок исчисления налога на доходы физических лиц;
— возможные пути оптимизации налога на доходы физических лиц.
Объектом для изучения в данной курсовой работе является:
— налог на доходы физических лиц — основной налог с населения;
— оптимизация подоходного налогообложения.
Цель работы — проанализировать действующую в настоящее время систему исчисления налога на доходы физических лиц и выработать рекомендации по оптимизации налога на доходы физических лиц.
Для того, чтобы реализовать данную цель, необходимо реализовать ряд взаимосвязанных задач:
— определить сущность налога на доходы физических лиц;
— рассмотреть основные элементы налога на доходы физических лиц;
— проанализировать порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами. В первой главе будут рассмотрены нормативно-правовые аспекты налога на доходы физических лиц. Вторая глава будет посвящена порядку исчисления налога на доходы физических лиц. В третьей главе будет рассмотрен зарубежный опыт и возможные пути оптимизации налога на доходы физических лиц.
1 Нормативно-правовые
аспекты налога на доходы
1.1 Плательщики налога на доходы физических лиц
Исходя из положений статьи 19 НК РФ, под налогоплательщиками следует понимать: организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по уплате соответствующих налогов и (или) сборов.[2. c.11]
Согласно статье 207 НК РФ под налогоплательщиками налога на доходы физических лиц понимаются физические лица, которые являются налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, которые не являются резидентами Российской Федерации, но получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Понятие физическое лицо определяется в статье 11 НК РФ. К ним относятся:
— граждане Российской федерации;
— иностранные граждане;
— лица без гражданства[23, с. 11].
Для подтверждения принадлежности к гражданству какого-либо государства или отсутствия гражданства вообще физическое лицо может предъявить документ, удостоверяющий личность.
В статье 10 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» говорится о том, что паспорт гражданина Российской Федерации является документом, удостоверяющим российское гражданство, также российское гражданство может быть подтверждено любым иным документом, содержащим указание на гражданство лица [5]. Пункт 45 раздела VI Указа Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» говорит о том, что российское гражданство может быть подтверждено: паспортом гражданина Российской Федерации или заграничным паспортом; дипломатическим паспортом; служебным паспортом; паспортом моряка (удостоверением личности моряка); удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации; свидетельством о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя; свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом уполномоченного органа [9].
Перечисленные документы могут также удостоверять гражданство детей, сведения о которых содержатся в них, при условии, что данные документы заверены подписью должностного лица уполномоченного органа.
Под иностранным гражданином понимается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое имеет гражданство иностранного государства.
Под лицом без гражданства понимается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое не имеет доказательства наличия гражданства иностранного государства.
Гражданство иностранного гражданина, согласно статье 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», подтверждается:
— паспортом иностранного гражданина;
— иным документом, установленным федеральным законом или признаваемым в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина [6].
Лица без гражданства могут подтвердить свою личность особыми документами: разрешение на временное проживание, вид на жительство.
Налогоплательщики предъявляют указанные документы налоговым агентам по месту получения дохода, налоговым органам, осуществляющим постановку на учет, в иных случаях, когда предъявление документов, удостоверяющих личность, необходимо в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Налоговые резиденты и нерезиденты.
Определение статуса налогоплательщика необходимо для верного определения налоговой базы и суммы налога: следует ли относить лицо к налоговым резидентам Российской Федерации или нет. Налоговые ставки, указанные в статье 224 НК РФ, применяются для исчисления налога, если иное правило не установлено международными договорами об избежании двойного налогообложения.
Налоговыми резидентами Российской Федерации согласно пункту 2 статьи 207 НК РФ являются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения на территории Российской Федерации физическим лицом не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного обучения или лечения. Под краткосрочным периодом понимается период менее шести месяцев.
В пункте 3 комментируемой статьи говорится о том, что налоговыми резидентами являются российские военнослужащие, проходящие службу за пределами Российской Федерации, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за границу, независимо от фактического времени их нахождения в Российской Федерации.
Период нахождения физического лица на территории Российской Федерации следует определять с учетом положений статьи 6.1 НК РФ. Согласно пункту 2 данной статьи течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Это означает, что первым днем фактического нахождения на территории Российской Федерации физического лица будет считаться день, который следует за календарной датой, являющейся днем прибытия данного физического лица в Российскую Федерацию. Дата отъезда за пределы Российской Федерации входит в общее количество дней фактического нахождения физического лица на территории Российской Федерации.
Даты выезда и въезда в Российскую Федерацию физического лица фиксируются в отметках пропускного контроля в удостоверяющем личность документе. В статье 7 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» говорится о том, что таким документом для граждан Российской Федерации может являться:
— паспорт;
— дипломатический паспорт;
— служебный паспорт;
— паспорт моряка (удостоверение личности моряка).
Согласно статьи 24 комментируемого Федерального закона граждане иностранного государства и лица без гражданства могут въезжать на территорию Российской Федерации и выезжать за границы Российской Федерации при наличии действующей визы и по действительным документам, удостоверяющих их личность и признаваемыми Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации [7].
Определение периода временного пребывания гражданина иностранного государства на территории Российской Федерации должно происходить с учетом отметок пропускного контроля в заграничном паспорте иностранного гражданина. При отсутствии отметок в качестве доказательства нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации принимаются любые документы, которые могут подтвердить фактическое количество дней нахождения на территории Российской Федерации.
Уточнение налогового статуса.
Налоговый статус налогоплательщика определяется на дату выплаты дохода и уточняется:
— для иностранного гражданина (лица без гражданства), не имеющего постоянного места жительства в Российской Федерации, — на дату фактического завершения пребывания на территории Российской Федерации в календарном году;
— для гражданина Российской Федерации (лица без гражданства), имеющего постоянное место жительства в Российской Федерации, — на дату отъезда за пределы Российской Федерации в календарном году;
— для российского или иностранного гражданина, либо лица без гражданства — на дату, следующую после истечения 183 календарных дней пребывания в Российской Федерации в течение следующих подряд 12 месяцев.
В связи с изменением налогового статуса перерасчет суммы налога производится после наступления даты, после которой налоговый статус налогоплательщика за текущий налоговый период не сможет поменяться, либо окончании налогового периода. Если по результатам перерасчета образуются суммы переплаты, то их зачет или возврат осуществляется в порядке, установленном в статьях 78 и 231 НК РФ. Разъяснения по этому поводу содержатся в письме Минфина России от 10.12.2007 № 03-04-06-01/435 [18].
Для того чтобы налогоплательщик, который не является налоговым резидентом Российской Федерации, мог быть освобожден от уплаты налога на доходы физических лиц, полученных от источников в Российской Федерации, а также получения налоговых вычетов и иных налоговых привилегий, он обязан предоставить в налоговый орган официальное подтверждение того, что он является налоговым резидентом иностранного государства, с которым Российская Федерация заключила договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Подтверждение должно быть представлено в сроки, установленные в пункте 2 статьи 232 НК РФ.
В случае отсутствия такого подтверждения налогообложение доходов, полученных от источников в Российской Федерации, данного налогоплательщика, не являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, производится по налоговой ставке 30%, если на такие доходы не распространяется действие положений статьи 217 НК РФ [22, с. 5-11].
1.2 Основные элементы налога на доходы физических лиц
В соответствии со статьей 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
— объект налогообложения;
— налоговая база;
— налоговый период;
— налоговая ставка;
— порядок исчисления налога;
— порядок и сроки уплаты налога.
Объект налогообложения (статья 209 НК РФ).
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком от доходов:
— в РФ и (или) за ее пределами — для физических лиц — резидентов;
— в РФ — для физических лиц — нерезидентов.
В соответствии со статьей 41 первой части НК РФ, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможной ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Для целей определения объекта налогообложения налоговыми резидентами РФ и лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, предусмотрена статья 208 Налогового кодекса РФ.
Информация о работе Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц