Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:19, курсовая работа
Цель работы — проанализировать действующую в настоящее время систему исчисления налога на доходы физических лиц и выработать рекомендации по оптимизации налога на доходы физических лиц.
Для того, чтобы реализовать данную цель, необходимо реализовать ряд взаимосвязанных задач:
— определить сущность налога на доходы физических лиц;
— рассмотреть основные элементы налога на доходы физических лиц;
— проанализировать порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
9. Налоговым агентам запрещается уплачивать налог за счет своих собственных средств.
Во время заключения договоров и иных сделок не допускается включение в них налоговых оговорок.
Включение налоговых оговорок в договора и иные сделки не допускается, в соответствии с которыми налоговые агенты, выплачивающие доход, обязаны принимать обязательства по расходам, связанных с уплатой налога на доходы физических лиц.
В комментируемой статье устанавливается:
— порядок определения налоговыми агентами налоговой базы в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от этого налогового агента;
— порядок исчисления и удержания налога с указанных доходов;
— сроки перечисления налога в бюджет.
Под налоговыми агентами понимаются российские организации, индивидуальные предприниматели, иностранные филиалы и представительства, бюро и офисы, выплачивающие налогоплательщикам доходы. В обязанность налоговых агентов входит исчисление суммы налога, последующее удержание и уплата суммы налога на доходы физических лиц в бюджет, с учетом положений главы 23 НК РФ.
Статья 20 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» говорит о том, что осуществление адвокатской деятельности может происходить в составе коллегии адвокатов, юридических консультаций, адвокатских бюро или в составе адвокатского кабинета[8].
Налог, исчисленный и удержанный
с доходов адвокатов, осуществляющих
свою профессиональную деятельность в
составе адвокатских
Адвокаты, работающие в адвокатских кабинетах, не будут рассматриваться как юридические лица, поскольку они работают индивидуально.
Статья 1 «Основ законодательства о нотариате» от 11.02.93 № 4462-1 говорит о том, что осуществлять нотариальные действия в Российской Федерации могут нотариусы, которые работают в государственных нотариальных конторах или которые занимаются частной практикой.
Нотариальная деятельность не относится к видам предпринимательской деятельности и извлечение прибыли не является ее целью. Для того, чтобы гражданин мог заняться нотариальной деятельностью, ему необходимо получить соответствующую лицензию. Нотариальная деятельность должна осуществляться в нотариальных конторах. Нотариусу запрещается:
— осуществлять самостоятельную предпринимательскую или иную деятельность, кроме, нотариальной, научной или преподавательской;
— заниматься оказанием услуг при заключении договоров.
Нотариусы, занимающиеся частной практикой, не являются юридическими лицами.
В соответствии со статьей
23 ГК РФ гражданин может осуществлять
предпринимательскую
Налог на доходы физических лиц уплачивается самостоятельно индивидуальными предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, которые учредили адвокатские кабинеты, с доходов от указанных видов деятельности согласно положениям статьи 227 НК РФ.
Сумма налога, исчисленная и уплачиваемая со всех доходов налогоплательщика налоговым агентом, в отношении которых он является источником. Исключением являются доходы, с которых исчисление и уплата происходит согласно положениям статей 214.1, 227 и 228 НК РФ.
Сумма налога рассчитывается налоговым агентом с начала налогового периода по итогам каждого месяца нарастающим итогом по всем доходам, по которым применяется налоговая ставка — 13%, с зачетом удержаний сумм налога в предыдущие месяцы текущего налогового периода.
Если доходы попадают под другие налоговые ставки, то сумма налога по ним, исчисляется отдельно по каждому виду такого дохода, уплачиваемого налогоплательщику.
В отношении доходов нерезидентов Российской Федерации, полученных от источников в Российской Федерации, сумма налога исчисляется налоговым агентом по ставке 30%. При этом налоговые вычеты, содержащиеся в статьях 218-221 НК РФ, не предоставляются. Необходимо учитывать, что указанным лицам могут быть предоставлены вычеты, которые установлены другими статьями главы 23 настоящего Кодекса. Примером может служить пункт 28 статьи 217 НК РФ, в котором установлен предельный размер доходов, освобождаемых от налогообложения [22,с. 244-246].
Налоговые агенты рассчитывают налоговую базу и сумму налога только по тем доходам, по которым они являются источником. Удержание суммы налога происходит в момент фактической выплаты дохода налогоплательщику за счет любых денежных средств, выплачиваемых ему.
Налоговый агент не вправе передавать свои полномочия по исчислению, удержанию и уплате налога другим лицам.
При невозможности удержания суммы налога налоговый агент должен сообщить в письменной форме в налоговый орган по месту своего учета о возникшем обстоятельстве, а также обязан сообщить налогоплательщику о сумме возникшей задолженности налогоплательщика перед налоговым органом. Под невозможностью удержания понимаются случаи, когда сумма исчисленного налога может быть удержана более чем через 12 месяцев после установленного срока уплаты налога.
Если сведения о сумме задолженности в тех случаях, когда не представляется возможности взыскать налог с источника получения дохода, не представлены в установленный срок или, если сроки нарушены, то налоговый агент привлекается к ответственности, которая установлена статьей 126 НК РФ. За такие правонарушения взыскивается штраф в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. Разъяснение содержится в письме МНС России от 28.09.2001 № ШС-6-14/734 (в редакции письма от 12.05.2004 № 14-3-03/1712-6) [17].
Суммы налога, удержанные с доходов налогоплательщиков, перечисляются не позднее дня, когда фактически получены наличные денежные средства в банке для выплаты доходов, а также дня, когда перечислен доход со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц.
Перечисление суммы исчисленного и удержанного налога налоговые агенты производят в других случаях не позднее дня, который следует за днем, когда налогоплательщик фактически получил доход, — для тех доходов, которые выплачены в денежной форме, а также за днем, следующим за днем, когда фактически удержана исчисленная сумма дохода, — для тех доходов, которые налогоплательщик получил в натуральной форме или в виде материальной выгоды.
Совокупную сумму налога, исчисленную и удержанную налоговыми агентами с доходов физических лиц, для которых они признаны источником дохода, уплачивают в налоговый орган по месту учета налоговых агентов.
Порядок уплаты налога налоговыми агентами предусмотрен в статье 58 НК РФ. При этом, если отсутствует банк, налоговым агентам, которые являются физическими лицами, разрешена уплата налога через кассу местной администрации или через организации федеральной почтовой связи.
Российские организации, являющиеся налоговыми агентами, и у которых есть обособленные подразделения, перечисляют исчисленные и удержанные суммы налога по месту нахождения или месту нахождения обособленного подразделения. Сумму налога, которая подлежит уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяют исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и уплачиваемого работникам этого подразделения.
В соответствии с положениями
статьи 11 НК РФ под обособленными
подразделениями организаций
Особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами.
Статья 227 НК РФ отражает особенности:
2) порядок уплаты налога;
3) сроки уплаты налога;
4) порядок уплаты авансовых платежей;
5) сроки уплаты авансовых платежей.
1. Исчисление и уплата налога в соответствии со статьей 227 НК РФ производится следующими налогоплательщиками:
1) физическими лицами, которые зарегистрированы в установленном действующим законодательством порядке и осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — по полученным от осуществления такого вида деятельности суммам доходов;
2) нотариусами, которые занимаются частной практикой; адвокатами, имеющими адвокатские кабинеты; другими лицами, которые занимаются в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такого вида деятельности.
2. Налогоплательщиками, которые указанны в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляются суммы налога, которые подлежат уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ.
3. Общую сумму налога, которая подлежит уплате в соответствующий бюджет, исчисляет налогоплательщик с учетом суммы налога, которая удержана налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, которые фактически уплачены в соответствующий бюджет.
4. Не уменьшают налоговую базу убытки прошлых лет, которые понесены физическим лицом.
5. Обязанностью налогоплательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, является представление в налоговый орган по месту своего учета соответствующей налоговой декларации в сроки, которые установлены статьей 229 НК РФ.
6. Общую сумму налога, которая подлежит уплате в соответствующий бюджет, исчисляют в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений вышеуказанной статьи, уплачивают по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, который следует за истекшим налоговым периодом.
7. Если в течение года у налогоплательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, появились доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, то их обязанностью является представление налоговой декларации в налоговый орган с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в течение пяти дней по истечении месяца после появления этих доходов. Сумму дохода, которая предполагается, определяет сам налогоплательщик.
8. Исчисление сумм авансовых платежей производит налоговый орган. Также налоговый орган производит расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период на основании суммы дохода, который предполагается и указан в налоговой декларации, или суммы дохода, полученного фактически, от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, отраженных в статьях 218 и 221 настоящего Кодекса.
9. На основании налоговых уведомлений налогоплательщики уплачивают авансовые платежи:
1) за период с января по июнь - не позднее 15 июля текущего года (размер - половина годовой суммы авансовых платежей);
2) за период с июля по сентябрь - не позднее 15 октября текущего года (размер - одна четвертая годовой суммы авансовых платежей);
3) за период с октября по декабрь - не позднее 15 января следующего года (размер - одна четвертая годовой суммы авансовых платежей).
10. Если в налоговом периоде доход налогоплательщика значительно увеличился (более чем на 50 процентов) или уменьшился, то обязанностью налогоплательщика является представление новой налоговой декларации, где указывается сумма дохода, который предполагается от осуществления деятельности, отраженной в пункте 1 вышеуказанной статьи, на текущий год. Налоговым органом в этих случаях производится перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.
Налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей не позднее пяти дней с того момента, как получена новая налоговая декларация.
Комментируемой статьей регулируются особенности по исчислению сумм налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей и иных лиц, которые занимаются частной практикой, а также порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей вышеуказанными лицами.
Информация о работе Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц