Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:19, курсовая работа
Цель работы — проанализировать действующую в настоящее время систему исчисления налога на доходы физических лиц и выработать рекомендации по оптимизации налога на доходы физических лиц.
Для того, чтобы реализовать данную цель, необходимо реализовать ряд взаимосвязанных задач:
— определить сущность налога на доходы физических лиц;
— рассмотреть основные элементы налога на доходы физических лиц;
— проанализировать порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
— по непосредственному заявлению налогоплательщиков выдавать справки по форме 2-НДФЛ о полученных доходах.
Статья 230 НК РФ устанавливает все перечисленные обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, как источников доходов для данных налогоплательщиков [22,с. 259-260].
2.2 Расчет и отчетность
по налогу на доходы
На каждого работника организации составляется справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ. Они представляются в налоговую инспекцию ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Также все организации в течение года должны вести учет доходов своих сотрудников в специальной налоговой карточке по форме 1-НДФЛ.
Справка составляется на каждого человека, которому организация выплачивала деньги в отчетном году. Это могут быть штатные работники, сотрудники, работающие по гражданско-правовым договорам, учредители, получающие дивиденды, и т.д.
Форма 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" ведется отдельно по каждому человеку, которому организация выплачивала доход. На основании этой карточки заполняется справка о доходах работника по форме 2-НДФЛ.
Сдать сведения в налоговую инспекцию можно на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникации. При этом, если в организации работают до 10 человек, то сведения можно предоставить на бумажных носителях (п. 2 ст. 230 Налогового кодекса РФ). Для этого предварительно нужно получить бланки справок в налоговой инспекции. Кроме того, дополнительно составляется два экземпляра реестра (списка) всех справок.
Рассмотрим расчёт НДФЛ работников ООО «УК «ГАРАНТ».
Стандартный вычет в размере 400 рублей.
Приложение №1.
наименование показателя |
январь |
февраль |
март |
апрель |
итого | ||
сумма дохода |
22000.00 |
22000.00 |
22000.00 |
22000.00 |
88000.93 | ||
стандартный вычет 400 |
за месяц |
400.00 |
|||||
Общая сумма с начала года |
400.00 |
400.00 |
400.00 |
400.00 |
400.00 | ||
налоговая база (с начала года) |
21600.00 |
31700.00 |
65600.00 |
87600.00 |
87600.00 | ||
налог исчисленный |
2808.00 |
5668.00 |
8528.00 |
11388.00 |
11388.00 | ||
налог удержанный |
2808.00 |
5668.00 |
8528.00 |
11388.00 |
11388.00 |
Стандартный вычет в размере 400 и 1000 рублей.
Приложение – №2.
наименование показателя |
январь |
февраль |
март |
итого | |
сумма дохода |
17250.00 |
17250.00 |
17599.93 |
52099.93 | |
стандартный вычет 400 |
за месяц |
400.00 |
400.00 |
800.00 | |
стандартный вычет 1000 |
за месяц |
1000.00 |
1000.00 |
1000.00 |
3000.00 |
Общая сумма с начала года |
1400.00 |
2800.00 |
3800.00 |
3800.00 | |
налоговая база (с начала года) |
15850.00 |
31700.00 |
48299.93 |
48299.93 | |
налог исчисленный |
2061.00 |
4121.00 |
6279.00 |
6279.00 | |
налог удержанный |
2061.00 |
4121.00 |
6279.00 |
6279.00 |
Стандартный вычет в размере 400 рублей и имущественный вычет.
Приложение – №3.
наименование показателя |
январь |
февраль |
март |
апрель |
итого | |
сумма дохода |
30000.00 |
30000.00 |
30000.00 |
30000.00 |
120000.00 | |
стандартный вычет 400 |
за месяц |
400.00 |
||||
с начала года |
400.00 |
400.00 |
400.00 |
400.00 |
||
имущественный вычет |
за месяц |
29600.00 |
30000.00 |
30000.00 |
30000.00 |
119600.00 |
Общая сумма с начала года |
29600.00 |
59600.00 |
89600.00 |
119600.00 |
119600.00 | |
налоговая база (с начала года) |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 | |
налог исчисленный |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 | |
налог удержанный |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
Стандартный вычет в размере 400 рублей.
Приложение – №4.
наименование показателя |
сумма дохода |
стандартный вычет |
Налоговая база |
налог исчисленн-ый |
налог уплаченный | |
за месяц |
Общая сумма с начала года | |||||
апрель |
2000.00 |
400.00 |
400.00 |
1600.00 |
208.00 |
208.00 |
май |
2000.00 |
400.00 |
800.00 |
3200.00 |
416.00 |
416.00 |
июнь |
2000.00 |
400.00 |
1200.00 |
4800.00 |
624.00 |
624.00 |
июль |
2000.00 |
400.00 |
1600.00 |
6400.00 |
832.00 |
832.00 |
август |
2000.00 |
400.00 |
2000.00 |
8000.00 |
1040.00 |
1040.00 |
сентябрь |
2040.11 |
400.00 |
2400.00 |
9640.11 |
1253.00 |
1253.00 |
октябрь |
2000.00 |
400.00 |
2800.00 |
11240.11 |
1461.00 |
1461.00 |
ноябрь |
2000.00 |
400.00 |
3200.00 |
12840.11 |
1669.00 |
1669.00 |
декабрь |
2000.00 |
400.00 |
3600.00 |
14440.11 |
1877.00 |
1877.00 |
итого |
18040.11 |
3600.00 |
3600.00 |
14440.11 |
1877.00 |
1877.00 |
3 Возможные пути оптимизации налога на доходы физических лиц
3.1 Проблемы налогообложения доходов физических лиц в РФ
Одной из проблем налогового права в целом и правового регулирования налогообложения доходов физических лиц в частности является проблема двойного налогообложения. Актуальность рассматриваемой проблемы и необходимость поиска путей ее разрешения обусловливаются тем, что двойное обложение препятствует развитию интеграционных процессов, охватывающих различные сферы взаимоотношений государств, и прежде всего область экономики, затрудняет перемещение капиталов и лиц. Налог на доходы физических лиц является прямым, федеральным, регулирующим налогом. Он действует на территории всей страны, взимается непосредственно с доходов налогоплательщика по единым ставкам, используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов в виде процентных отчислений по нормативам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год. Плательщиками данного налога выступают, исключительно физические лица: как резиденты, так и нерезиденты. Объектом налогообложения у налоговых резидентов выступает доход, полученный ими в налоговом периоде от источников как в России, так и за ее пределами. В отличие от них для налоговых нерезидентов объектом обложения является доход, полученный исключительно из источников, расположенных в РФ.
Необходимо отметить,
что налогообложение в
Во-первых, отсутствие стабильности в проведении экономической и финансовой политики. Во-вторых, несовершенство налогового законодательства, запутанность и неоднозначность трактовки законодательных и нормативных актов. В-третьих, низкий уровень доходов подавляющего большинства населения. В-четвертых, массовое уклонение от налогообложения.
Что касается непосредственно рассматриваемого налога, то из-за несовершенства налоговой системы в целом, он также далек от совершенства. Так, учет и применение льгот по данному налогу достаточно сложны. В связи с этим, в него постоянно вносятся поправки и изменения, регулирующие порядок его исчисления и взимания.
Однако есть и положительные моменты: налоговой реформой, проводимой в стране, взят курс на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщика, значительно расширена система льгот в подоходном налогообложении, впервые введены социальные, имущественные и профессиональные вычеты[23, с.280].
Для устранения возможных проблем по НДФЛ предприятию необходимо:
- выполнение предложений по акту предыдущей проверки;
- соответствие установленным требованиям порядка ведения налогового учета по форме № 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц»;
- соблюдение порядка
предоставления налоговых
- соблюдение формы,
полноты и своевременности
- правильность определения
налоговой базы физических лиц,
- соблюдение своевременности
и полноты перечисления в
3.2 Способы оптимизации НДФЛ
Способ № 1. Официальный.
Этот способ основывается на разрешенном законодательством уменьшении суммы налога на доходы физических лиц. Глава 23 настоящего Кодекса предполагает уменьшение налоговой базы путем использования налоговых вычетов. При этом круг лиц, который охватывается вычетами очень широкий, поскольку сложно себе представить, что существует человек, получающий доход, который никогда не болел и не лечился, не учился сам или не платил за обучение своих детей, не приобретал недвижимость в собственность. Во всех этих случаях физическое лицо имеет право на использование социальных или имущественных вычетов. О них подробно рассказывается в статьях 219 и 220 настоящего Кодекса.
Кроме того, все налогоплательщики обладают правом на получение стандартных налоговых вычетов, которые приведены в статье 218 НК РФ. Предоставление стандартных налоговых вычетов происходит до момента, пока доход налогоплательщиков не превысит допустимый предел, по данному вычету.
Основное достоинство данного способа состоит в том, что он является абсолютно «белым». Плюс официального способа заключается в уменьшении суммы налога на доходы физических лиц на законодательном уровне.
Камнем преткновения остается тот факт, что работники большинства организаций далеки от ясного понимания системы подоходного налогообложения, это и осложняет предоставление налоговых вычетов. Еще одна сложность состоит в том, что для получения того или иного вычета необходимо предоставить обширную сопроводительную документацию контролирующему органу. Часто бывает так, что при предоставлении документации у налогоплательщика и у представителя налогового органа возникают разногласия и споры. Радует тот факт, что при возникновении разногласий и неясностей суды в большинстве случаев принимают сторону налогоплательщиков, как того и требует Налоговый кодекс.
Способ № 2, Страховой.
Страховая схема знакома многим налогоплательщикам и, конечно же, известна представителям налоговых органов. Суть ее заключается в следующем: между страхователем, которым выступает организация-работодатель и страховщиком, которым выступает страховая компания, а также выгодоприобретателем — работником организации заключается договор. В договоре по обязательному и добровольному личному страхованию, а также добровольному пенсионному страхованию должно быть указано, что выгодоприобретатель — работник организации каждый месяц будет получать часть средств. При этом получится следующая ситуация: организация будет выдавать часть дохода работнику, а другую дополнительную часть он будет получать непосредственно от страховщика.
Возможность применения этой схемы юридически фиксирует пункт 3 статьи 213 НК РФ, в котором говорится о том, что суммы страховых взносов учитываются в момент определения налоговой базы, если суммы этих взносов вносятся за физических лиц работодателями за счет собственных средств, либо другими физическими лицами — индивидуальными предпринимателями или организациями, которые не являются работодателями для данных физических лиц. При этом в этой статье содержится исключение, работающее в случае, если физические лица страхуются по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования и договорам добровольного пенсионного страхования, — суммы этих страховок не будут учитываться при определении налоговой базы.
Минусом данного способа является его скандальная репутация. Бурное применение этого способа может привести к возникновению вопросов в налоговых органах об экономической целесообразности действий организации. В худшем случае налоговый орган может оспорить целесообразность таких действий, говоря о том, что единственной целью таких действий является минимизация налогообложения.
Способ № 3. Компенсационный.
Компенсационным способом могут пользоваться не только налоговые агенты, но и те физические лица, на которых возложена обязанность по самостоятельному исчислению и уплате налога.
Работодатели вправе компенсировать некоторые затраты налогоплательщика. Под компенсацию могут попадать случаи, при которых работник в производственных целях использует свое личное имущество (автомобиль, телефон, компьютер). Также возможны компенсации по возмещению расходов на мобильную связь, компенсации за работу во вредных условиях, за повышение квалификации, суточные (ст. 217 НК РФ, решение ВАС от 26 января 2005 г. № 16141/04) [21].
Эти компенсации не будут облагаться налогом в пределах, установленных законодательно, или в экономически обоснованных пределах, которые определяет сама организация (письмо Минфина России от 28 августа 2007 г. № 28-17/1269) [19].
Информация о работе Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц