Развитие системы налогообложения в России и налоговая политика государства на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - раскрыть налоговую систему России, её историю, сущность, проблемы и перспективы развития, а также проследить основные направления налоговой политики РФ на современном этапе.
Задачи данной курсовой работы:
Рассмотреть историю налогообложения России, не только вдаваясь в финансово-технические детали или абстрактные налоговые предписания, а также показать тесное переплетение социальных, военных, религиозных и политических факторов, симптоматичных для состояния эпохи, показать налогообложение в ходе исторического развития.
Рассмотреть основные аспекты системы налогообложения в современной России.
Выделить базовые направления налоговой политики РФ на современном этапе

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Возникновение и становление налогообложения России ………………......4
1.1. Налоги Древней Руси…………………………………………………..4
1.2. Налоги средневековой Руси……………………………………………5
1.3. Реформа Петра I…………………………………………………………6
1.4. Налогообложение в 18- начале 20 в……………………………………8
1.5. Состояние налоговой системы в СССР……………………………...10
1.6. Реформирование системы налогообложения РФ…………………...12
2. Налоговая система Российской Федерации…………………………………..14
2.1. Принципы налоговой системы Российской Федерации…………….14
2.2. Виды налогов и сборов в России, специальные налоговые режимы в налоговой системе РФ…………………………………………………………….15
2.3. Состав и структура налоговых органов РФ…………………………17
2.4. Формы и методы налогового контроля в РФ………………………...21
3. Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе…..24
3.1. Налоговая политика В.В.Путина в 2000-е годы……………………..24
3.2. Законодательные инициативы В.В. Путина в области налоговой политики на современном этапе…………………………………………………29
3.3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов………………………….32
Заключение………………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

Евчук Инна.docx

— 102.23 Кб (Скачать файл)

       Большинство ученых советского  периода призывали  вести "марксистский  анализ налогов". Стремление к  уничтожению налогов приняло  в 30-е годы характер закономерности. Об этом свидетельствует принятие  Закон СССР "Об отмене налогов  с заработной платы рабочих  и служащих" от 7 мая 1960 г. Согласно  Указу Президиума Верховного  Совета СССР от 22 сентября 1962 г.  сроки освобождения рабочих и  служащих от налогов с заработной  платы были перенесены, а затем  эта идея была вовсе забыта.

        В 1917 году закончилась эпоха   естественных качественных преобразований  налогов. Революция 1917 г. породила  революционный налог на буржуазию  и кулачество. В октябре 1918 г.  введен чрезвычайный 10-миллиардный  налог. Вместе с тем налоги  как правовая система перестали  играть главную роль в финансировании  государственных потребностей. Эту  роль выполняли контрибуции, эмиссия  денег и продразверстка.

       Налоги  некоторым образом начали  возрождаться при НЭПе. Однако  их возрождение  происходило  в специфических условиях. Экономическая  политика без денежных налогов  - парадокс. Идею натурализации налога  развили в работе "О продовольственном  налоге». В этот период были заложены основы советской финансовой системы. В 1922 г. был осуществлен переход к единому натуральному налогу на продукты сельского хозяйства, который исчислялся в единой весовой мере (пуде). С 1923 г. к уплате сельскохозяйственного налога были привлечены колхозы. На жителей деревень был распространен трудгужналог, заменивший трудовую и гужевую повинность 1919 г., денежный подворный налог и еще два гражданских целевых налога для борьбы с эпидемиями. В целом налоговая политика, в то время представлявшая собой политику борьбы за построение нового общества, была сведена к чрезвычайным мерам по наведению порядка.

       Но  из-за просчетов в экономической   и финансовой политике, прямого  административного диктата к  концу 20-х годов сформировалась  громоздкая бюджетная система,  в казну поступило 86 видов платежей. В период НЭПа основным источником  доходов государства являлись  прямые налоги. В 1921 г. были  введены  промысловый налог,  которым облагались обороты частных   промышленных и торговых предприятий,  а также акцизы на спирт,  вина, пиво, спички, табачные изделия,  гильзы и другие товары. В 1922 г. для регулирования размеров  накоплений частнокапиталистических элементов был введен подоходно-поимущественный налог. В 1923 г. был введен подоходный налог с первоначальной ставкой 10 %, затем -  20 % прибыли предприятий. С 30-х  годов налоги превращаются в орудие политической борьбы. Налоговая система  была заменена административными методами изъятия прибыли, амортизационных отчислений, имущества в государственное пользование, дополняемыми административно-командным распределением финансовых ресурсов по отраслям и территориям.

       В 1930 году основным законодательным  актом- постановлением ЦИК и  СНК от 2 сентября 1930 года "О налоговой   реформе" были проведены кардинальные  преобразования состава и структуры   платежей, поступающих в государственное пользование. В 1931 году принимается еще несколько постановлений, корректирующих ход налоговой реформы. Два обязательных платежа государственных предприятий и организаций - налог с оборота и отчисления от прибыли- стали основными платежами в бюджет.

     После преобразования системы платежей государственных  предприятий и колхозно-кооперативного сектора были начаты изменения налогов  с населения. Подоходный налог с  граждан вобрал в себя некоторые  другие налоги с населения, а часть  таких налогов была отменена. Доход  государства формировался  не за  счёт налогов,  а за счёт прямых изъятий  валового  национального  продукта, производимого  на основе государственной  монополии.

       Дальнейшая  трансформация налогов  была связана  с Великой  Отечественной Войной. В 1941 г.  был введён военный налог (отменён в1946г.), в том же году для поддержки одиноких матерей был введён налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, который просуществовал до 90-х годов. Налог с оборота был в то время основным платежом в бюджет, он составлял 41% от суммы всех доходов бюджета в1954г.

        Система нормативных платежей  предприятий и отчасти граждан   в бюджет, сформированная к началу 1970-х годов, явилась прототипом  налоговой системы образца 1991 года. Ориентируясь на западные  налоговые системы и объем  государственных расходов в 1990 году, Правительство М.С. Горбачева  приступило к созданию концепции  налоговой системы РСФСР. Эта  концепция была модифицирована  в1991 году в налоговую систему  РФ. Общий состав платежей в  бюджет государства, взятый как  прототип при формировании структуры  налоговой системы на начало 90-х  годов.

     Конец 1980-х годов можно назвать периодом возрождения налоговой системы  в России. Налоговая политика вновь  становится орудием политической борьбы: в России Борис Ельцин вводит особый суверенный режим налогообложения.  

              1.6. Система налогообложения РФ 

     Налоговая  система  в Российской Федерации  практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был  принят  пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой  системы  в  Российской  Федерации”,  “О налоге на прибыль предприятий и  организаций”, “О налоге на добавленную  стоимость” и другие (введён с 01.01.92). Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности  налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены  изменения и дополнения.

       Налоговая система Российской  Федерации в 1992-1994 гг. по сравнению  с советской налоговой системой  претерпела существенные изменения,  т.к. смена командно-административной  системы управления на рыночную  потребовала пересмотра всей  существующей налоговой политики. Но налоговая реформа не была доведена до конца, и в существующей налоговой системе сохранились ряд пережитков советской эпохи.

     Главным изменением налоговой системы стало  то, что основными налогами, обеспечивающими  основную часть доходов бюджета, стали налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и налог на имущество, составляющие основу налоговых систем большинства  стран мира. Наиболее важным достижением  реформы стала замена налога с  оборота на налог на добавленную  стоимость и акцизы.

       Однако, изменив состав и структуру   налоговых доходов, налоговая   реформа начала 1990-х гг. не смогла  коренным образом изменить порядок   взимания, а также принципы начисления  многих налогов, во многих случаях   сохранив практику советских  времен. В основе этой практики  осталась ориентация налоговой  системы страны на ее пополнение  за счет государственных или приватизированных предприятий. Для России характерен перекос в сторону корпоративных доходов (прежде всего налога на прибыль) в ущерб налогам на доходы физических лиц и конечное потребление. Этот перекос связан прежде всего с тем, что достигнутый в России уровень налогообложения прибыли и доходов от капитала является экономически завышенным  и не стимулирует экономическое развитие предприятий.

     В условиях быстрого роста частного сектора  сохранение прежней налоговой практики взимания налогов неизбежно повлекло за собой снижение сбора по налогам "рыночного" типа и уменьшение их доли в бюджетных доходах. Половинчатость реформ породила кризис бюджетных поступлений, который особенно остро проявился  в 1993 г., когда в бюджетную систему  России было собрано всего 24,7% ВВП.

       Второй  серьезный шаг в реформировании  налоговой системы страны был   сделан в 1995 г., когда были ликвидированы   либо включены в федеральный  бюджет все внебюджетные фонды  (включая  Федеральный дорожный  фонд), за исключением  четырех  внебюджетных фондов системы  социального страхования.

       События  произошедшие 17 августа  1998 года резко  усилили роль  налогов в экономическом  положении  страны так как любое  государство  в послекризисной  обстановке  пытается поправить  свое экономическое  положение  при помощи корректировки  налоговой системы.

       Важной  особенностью 1999 г. стало  практически  повсеместное введение  в регионах  страны налога с продаж, налоговая ставка которого варьируется по регионам в пределах 2-5%. Но вводя налог с продаж, регионы в соответствии с законодательством должны отменить практически все другие местные налоги.

     Полный  список налогов, взимаемых на территории России в разные исторические периоды, представлен в Приложении 1. 
 
 
 
 

  1. Налоговая система Российской Федерации
 

     Налогообложение в России - сложный процесс, осуществляемый Налоговой службой РФ. Налоговая  система РФ - это совокупность взимаемых  на территории РФ федеральных, региональных и прочих видов налогов и налоговых  сборов. Однако, понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и  сборов» и «система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с  налогообложением.

     Основу  налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в  налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах  и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

     Налоговый кодекс содержит описание системы налогов  и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы  основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

     - виды налогов и сборов;

     - основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

     - принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;

     - права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и  таможенных органов);

     - формы и методы налогового контроля;

     - ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

     - порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их  должностных лиц. 

     2.1. Принципы налоговой системы Российской Федерации. 

     Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в  соответствии с которыми и разрабатываются  все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой  системы относятся (в порядке  следования соответствующих положений  Налогового кодекса):

     Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные  налоги и сборы. Это установлено  пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.

     Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с  учетом фактической способности налогоплательщика  к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).

     Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в  том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Это  следует из статьи 8 Конституции  РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не могут  иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из  социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не  допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

     Принцип экономической обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса  установлено, что налоги и сборы  должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы  налоги и  сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных  прав.

     Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В  соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса  не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое  пространство Российской Федерации  и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение  в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать  препятствия не  запрещенной законом  экономической деятельности физических лиц и  организаций.

     Принцип установления налогов и сборов в  должном порядке. Ни на кого не  может  быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов  и сборов, и при этом не  предусмотренные  Налоговым кодексом, либо установленные  в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом говорится в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса. Запрет на установление налогов иначе как  федеральным законом прямо закреплен  в Конституции РФ.

     Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов  должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы  каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке  он  должен платить.

Информация о работе Развитие системы налогообложения в России и налоговая политика государства на современном этапе