Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 21:24, курсовая работа
Цель данной работы - раскрыть налоговую систему России, её историю, сущность, проблемы и перспективы развития, а также проследить основные направления налоговой политики РФ на современном этапе.
Задачи данной курсовой работы:
Рассмотреть историю налогообложения России, не только вдаваясь в финансово-технические детали или абстрактные налоговые предписания, а также показать тесное переплетение социальных, военных, религиозных и политических факторов, симптоматичных для состояния эпохи, показать налогообложение в ходе исторического развития.
Рассмотреть основные аспекты системы налогообложения в современной России.
Выделить базовые направления налоговой политики РФ на современном этапе
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Возникновение и становление налогообложения России ………………......4
1.1. Налоги Древней Руси…………………………………………………..4
1.2. Налоги средневековой Руси……………………………………………5
1.3. Реформа Петра I…………………………………………………………6
1.4. Налогообложение в 18- начале 20 в……………………………………8
1.5. Состояние налоговой системы в СССР……………………………...10
1.6. Реформирование системы налогообложения РФ…………………...12
2. Налоговая система Российской Федерации…………………………………..14
2.1. Принципы налоговой системы Российской Федерации…………….14
2.2. Виды налогов и сборов в России, специальные налоговые режимы в налоговой системе РФ…………………………………………………………….15
2.3. Состав и структура налоговых органов РФ…………………………17
2.4. Формы и методы налогового контроля в РФ………………………...21
3. Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе…..24
3.1. Налоговая политика В.В.Путина в 2000-е годы……………………..24
3.2. Законодательные инициативы В.В. Путина в области налоговой политики на современном этапе…………………………………………………29
3.3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов………………………….32
Заключение………………………………………………………………………43
В
середине 2000 года была установлена
плоская шкала налога на доходы физических
лиц по единой ставке в 13%. Исходили
из того, что это не должно привести
к падению поступлений, наоборот,
стимулы к легализации расширят
налоговую базу за счет выхода из тени
высоких доходов. Надежды оправдались.
Была обеспечена большая справедливость
подоходного налога, упростилась
процедура уплаты налога, сократились
расходы на его администрирование,
так как уменьшилось число
ситуаций, когда требовалось
Чтобы
исключить возможность
По ставке 30% облагались все доходы физических лиц – нерезидентов РФ. Такая же ставка была установлена и по дивидендам, при этом налог на прибыль, уплаченный с распределяемых доходов, зачитывался в счет обязательств по подоходному налогу. В 2001 году, когда была принята глава Налогового кодекса, посвященная налогу на прибыль, дивиденды, получаемые физическими лицами, стали облагаться по ставке 6% у источника, а уплаченный с распределяемых доходов акционерных обществ налог на прибыль перестал зачитываться в счет обязательств по подоходному налогу.
Были
установлены стандартный
Сохранились существенные льготы в обложении прироста капитальной стоимости активов. Например, разрешили производить вычеты из базы налога сумм, полученных в налоговом периоде от продажи недвижимости, находившейся в собственности налогоплательщика менее 5 лет, в размере не более 1 млн рублей, а также сумм, полученных от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее 3 лет, но не превышавшей 125 тыс. рублей. При продаже жилых домов, квартир, дач и земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика 5 лет и более, а также иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика 3 года и более, имущественный налоговый вычет предоставлялся в размере сумм, полученных налогоплательщиком при продаже указанного имущества.
Также
сократили список льгот по подоходному
налогу. В частности, отменили льготу
по денежному довольствию
Реформа налога на доходы физических лиц полностью себя оправдала. При снижении предельной налоговой ставки существенно выросли его поступления: за 2000–2007 годы консолидированный бюджет получал ежегодно дополнительно около 1% ВВП доходов. Одновременно повысились его фискальная роль и доля в общих налоговых доходах. Благодаря плоской шкале значительно сократились уклонения от уплаты налога.
В июле 2004 года с 6 до 9% была повышена налоговая ставка по доходам от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, что увеличило поступления НДФЛ примерно на 0,01% ВВП.
С 1 января 2005 года был увеличен стандартный вычет для налогоплательщиков, на обеспечении которых находятся дети. На каждого ребенка до 18 лет и на каждого учащегося дневной формы обучения до 24 лет сумма вычета поднялась с 300 до 600 рублей в месяц. При этом поступления по НДФЛ снизились незначительно – менее чем на 0,05% ВВП.
С 1 января 2003 года максимальный размер социальных налоговых вычетов был поднят до 38 тыс. рублей, а с 1 января 2007 года – до 50 тыс. рублей.
Изменилась система ограничений на социальные вычеты. Если раньше устанавливались индивидуальные ограничения для каждого социального вычета, то начиная с 1 января 2007 года ввели общее ограничение для совокупности социальных вычетов в размере 100 тыс. рублей. Такая мера расширила свободу налогоплательщика по применению социальных вычетов.
С
1 января 2007 года отменили налоговые
вычеты, предоставляемые по доходам
от операций с ценными бумагами и
финансовыми инструментами
Изменения
налогового законодательства не только
повлияли на поступления НДФЛ, но и
способствовали росту деловой активности
и легализации налоговых
На
протяжении 2000-х годов постоянно
возникал вопрос о необходимости
большей прогрессивности
Кроме
того, плоская шкала снижает
Более того, отказ от плоской шкалы НДФЛ в России в среднесрочной перспективе противоречит одному из принципов государственного управления – постоянство правил игры. Нарушение многократных обещаний президента и правительства не изменять ставку НДФЛ усилит недоверие бизнеса к власти, сократит приток иностранных инвестиций и ускорит бегство отечественного капитала за границу.
К тому же для увеличения прогрессивности налоговой системы необходимо наиболее прогрессивные налоги закреплять за федеральным центром, а наименее прогрессивные – за регионами. Введение прогрессивной шкалы НДФЛ усилит дифференциацию бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований: богатые регионы станут еще богаче и смогут предоставлять больше общественных благ своим жителям. Это вызовет межрегиональную политическую напряженность.
Затем был сокращен почти на
треть, до 24%, налог на прибыли
корпораций, было закрыто большое
количество "налоговых лазеек"
для компаний, упрощены и сокращены
пошлины на социальное
Доходы от налогов сразу же поползли вверх, так как граждане решили, что проще платить налоги, чем пытаться от них уклоняться. Это был классический результат кривой Лаффера - увеличенная налоговая база и резкий рост доходов от налогов.
До
путинских реформ постсоветская
система налогообложения
Международный валютный фонд нисколько не помог делу, когда выступил против снижения налоговых ставок и порекомендовал более жесткое принуждение к уплате налогов. Поскольку российские чиновники инстинктивно используют принуждение, вооруженная налоговая полиция сразу же начала проводить налеты на офисы корпораций и рыться в их досье.
Большинство физических лиц, зарабатывавших больше среднего уровня (который составляет чуть более 200 долл. США в месяц), просили и получали значительную часть своих доходов "под столом". Оказавшись перед лицом сокращения налоговых поступлений, правительство России стало заключать "компенсационные" сделки с российскими корпорациями, списывая им долги в обмен на топливо, электричество и другие товары. Эта система и ее насильственное внедрение привели ко все возрастающему уклонению от налогов и к росту активности "серого" рынка.
После обвала 1998 года МВФ поспешил убраться из Москвы. Чистая экономическая нужда толкнула лишившуюся помощи извне Москву на революционный подход к налогообложению. Росчерком пера Путин избавился практически от всех уголовно наказуемых налоговых обманов. Он сделал следование закону приемлемой альтернативой обману.
Сокращение налогов на корпорации в России не оказало столь драматичного эффекта на доходы, как плоский налог, отчасти потому, что отмена многочисленных налоговых льгот означала для многих компаний резкое увеличение фактической ставки налогов. Эти перемены делают корпоративное налогообложение более справедливым.
Растущие доходы от налогов отражают также недавний рост российской экономики, который приписывается отчасти росту мировых цен на нефть. Но это не вся правда. Реформы налоговой системы создали солидный базис для экономического роста и инвестиций. Не менее важно и то, что правительство со всей серьезностью подходит к побудительным мотивам для продуктивной работы и готовности к коммерческим рискам.
Стив Форбс, сторонник плоского налога любит повторять, что налоги - это плата, взимаемая с предпринимателя, особенно с успешного предпринимателя. Сокращение налогов понижает расходы на оплату рабочей силы и снижает риски. Так уж повелось, что корпорации перекладывают налоги на плечи потребителей или, если это не удается, сокращают инвестиции или вознаграждения акционерам и служащим. Ведут или нет сокращения налогов к росту прибылей, они всегда высвобождают производительные ресурсы экономики.
В 2001 году произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Был отменён налог на приобретение автомобилей. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Эта мера также способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжала оставаться высокой. В 2002 году была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24 % (в 2001 году она могла доходить до 35 %). Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырьё на мировом рынке, что существенно пополнило бюджет России.
Замена
в 2003 году налога на пользователей автомобильных
дорог и налога с владельцев транспортных
средств на транспортный налог, а
также отмена налога на покупку валюты
существенно сократили доходы регионов.
Однако изменение схемы распределения
акцизов — на алкогольную продукцию
в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты
в пользу регионального —
В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения. На федеральном уровне утверждён список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вменённый доход. В 2004 году был отменён налог с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций.
Параллельно
с изменениями в налоговом
законодательстве были осуществлены попытки
улучшения налогового администрирования.
Так, в 2003 году был введён принцип
«одного окна», что позволяло
зарегистрировать предприятие, подав
документы в налоговый орган.
Однако в налоговой сфере продолжали
оставаться серьёзные проблемы, связанные
в первую очередь с криминальными
поборами, которые осуществляют нечистоплотные
налоговики в отношении предпринимателей,
иногда даже разоряя компании. Множество
проблем доставляли запутанные формы
отчётности, заполнить которые под
силу только профессиональным бухгалтерам,
что создавало серьёзные
Несмотря
на неоднозначные результаты налоговой
реформы, положительным является тот
факт, что в России в отличие
от предыдущего периода появилась
работоспособная (пусть и несовершенная)
налоговая система.
3.2.
Законодательные инициативы В.В. Путина
в области налоговой политики на современном
этапе.
«Считаю, что в целом нам удалось сформировать достаточно либеральную и конкурентную налоговую систему», — сказал Путин, выступая на международной конференции «Налогообложение — современный взгляд».
В настоящее время количество налогов сократилось до 13, кроме того, существует еще четыре специальных налоговых режима, напомнил Путин.
Он также отмечает, что еще 10 лет назад проверялся каждый 10 налогоплательщик, а на сегодняшний день только восемь компаний из 1 тысячи проходят процедуру выездной налоговой проверки, что является одним из самых низких показателей в мире.
В то же время, отмечает В.В.Путин, совершенствование этой системы необходимо продолжать. При этом необходимо сделать налоговые процедуры максимально комфортными для всех участников бизнеса, усилить стимулирующую роль налоговой системы, фискальная нагрузка должна распределяться более справедливо по всем секторам экономики, а также обеспечить устойчивыми налоговыми поступлениями все уровни бюджетной системы — от федерального до муниципального.