Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 21:24, курсовая работа
Цель данной работы - раскрыть налоговую систему России, её историю, сущность, проблемы и перспективы развития, а также проследить основные направления налоговой политики РФ на современном этапе.
Задачи данной курсовой работы:
Рассмотреть историю налогообложения России, не только вдаваясь в финансово-технические детали или абстрактные налоговые предписания, а также показать тесное переплетение социальных, военных, религиозных и политических факторов, симптоматичных для состояния эпохи, показать налогообложение в ходе исторического развития.
Рассмотреть основные аспекты системы налогообложения в современной России.
Выделить базовые направления налоговой политики РФ на современном этапе
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Возникновение и становление налогообложения России ………………......4
1.1. Налоги Древней Руси…………………………………………………..4
1.2. Налоги средневековой Руси……………………………………………5
1.3. Реформа Петра I…………………………………………………………6
1.4. Налогообложение в 18- начале 20 в……………………………………8
1.5. Состояние налоговой системы в СССР……………………………...10
1.6. Реформирование системы налогообложения РФ…………………...12
2. Налоговая система Российской Федерации…………………………………..14
2.1. Принципы налоговой системы Российской Федерации…………….14
2.2. Виды налогов и сборов в России, специальные налоговые режимы в налоговой системе РФ…………………………………………………………….15
2.3. Состав и структура налоговых органов РФ…………………………17
2.4. Формы и методы налогового контроля в РФ………………………...21
3. Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе…..24
3.1. Налоговая политика В.В.Путина в 2000-е годы……………………..24
3.2. Законодательные инициативы В.В. Путина в области налоговой политики на современном этапе…………………………………………………29
3.3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов………………………….32
Заключение………………………………………………………………………43
Путин также подчеркивает необходимость гарантировать предсказуемость и стабильность налоговой системы как важнейшего условия успешной реализации долгосрочных планов стратегического развития страны.
Сейчас в России действует плоская шкала налогообложения физических лиц, ставка не зависит от уровня дохода и составляет 13%. Путин заявил, что налогообложение богатых должно быть выше, чем среднего класса, за счет налогов на потребление, недвижимость и имущество.
Если мы реализуем эту схему, это и будет и дифференциация, и предоставление нормальных возможностей для формирования среднего класса, и перекладывание налоговой нагрузки на более обеспеченные слои.
Надо
стимулировать экономическую, предпринимательскую
активность, но те, кто обладает большим
преимуществом, богатством при тех
же ставках налога и при выведении
бедных и малоимущих из-под налогообложения,
они будут нести большую
Путин также добавляет, что налоговая система должна быть справедливой и ориентироваться на модернизацию экономики. По его словам, налоги для компаний, которые живут исключительно за счет природной ренты и только продают сырье, должны быть выше, а для компаний, занимающихся инновациями, строительством новых предприятий, производством - ниже. "Это справедливо, потому что здесь и рисков больше", - сказал Путин.
Премьер
Владимир Путин предложил ввести
налоги на потребление, недвижимость и
имущество для людей с большим
достатком. Экономисты предполагают, что
речь идет об увеличении акцизов на
алкоголь, табак, бензин, а также
на ювелирные украшения, яхты и дорогие
автомобили. Однако эксперты советуют
не воспринимать всерьез «предвыборный
спектакль», который разыграл премьер
перед россиянами. Ведь за словами
о дополнительных налогах на богатых,
как правило, не следует конкретных
действий. И внедрение налога на
потребление богатых может
Налоговая система России должна работать на модернизацию экономики и быть максимально справедливой. С таким призывом выступает Владимир Путин. Говоря о социальной справедливости, Путин напоминает, что «в свое время мы пошли на установление плоской 13-процентной шкалы подоходного налога, то есть налога на физических лиц». Это одна из самых низких ставок в Европе и в мире. Однако, чтобы налогообложение было действительно справедливым, необходимо также повысить налоги на «потребление, недвижимость и имущество» для «людей с большим достатком» – для тех богатых граждан, которых, по замечанию Путина, в стране становится все больше. Под справедливостью налогообложения здесь подразумевается социальная справедливость (установление таких ставок и льгот, при которых для всех категорий налогоплательщиков создаются примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки), горизонтальная (налогоплательщики, находящиеся в равном положении по уровню доходов должны трактоваться налоговыми законами одинаково) и вертикальная (налогоплательщики, находящиеся вне равном положении по уровню доходов должны трактоваться налоговыми законами неодинаково).
Однако
в отношении реализуемости
Но самое смешное начинается тогда, замечает Делягин, когда начинаешь анализировать не подоходный налог сам по себе, а все налогообложение фонда оплаты труда: «В данном случае налогообложение получается уже не плоское, а регрессивное. Чем богаче человек, тем меньше он платит». Напомним, на уровне правительства принято решение ввести с 2012 года регрессивную 10-процентную шкалу налогообложения фонда оплаты труда. Работодатель после достижения зарплатой сотрудника в отчетном году установленного порога – 512 тыс. руб. накопленной зарплаты с начала года – должен платить за него страховые взносы по ставке 10% от фонда оплаты труда (сейчас ставка составляет 0%). Для зарплат до 512 тыс. руб. ставка составит 30% (сейчас она 34%). При этом, уточняет Делягин, всегда будут существовать схемы оптимизации налогообложения, которые снизят взимаемые с богатых налоги до 6 и даже 4%. «Все это делается абсолютно сознательно. Ведь у нас в правительстве не очень богатых людей просто нет. Они, естественно, стоят на страже своих доходов и доходов своего класса, – делает вывод эксперт. – Происходит не только политическая, но и социальная и экономическая утилизация того населения РФ, которое не входит по уровню жизни в верхние 2%».
Не
лучше обстоят дела и с единым
налогом на недвижимость. Научный
руководитель Высшей школы экономики
Евгений Ясин напоминает, что эта
тема поднимается с 90-х годов, и
за такой срок можно было сделать
уже пять кадастров для учета
объектов недвижимости, их рыночной стоимости
и собственников. Но те богатые, которые
как раз и должны платить высокий
налог на свою недвижимость с учетом
ее рыночной стоимости, судя по всему,
блокируют его введение, уверен Ясин.
«Не удивлюсь, если и через десять
лет исполнители так и не создадут
работающего механизма взимания
этого налога и все еще будут
рассказывать о необходимости дополнительных
работ», – говорит Павел Медведев.
Некоторые другие эксперты, однако,
замечают, что на самом деле богатым
не надо ничего блокировать и саботировать.
У них всегда останется возможность «договориться»
с нужными людьми относительно «реальной
рыночной стоимости» своей недвижимости.
«Единый налог на недвижимость – условность.
Регулярный рынок недвижимости с постоянными
сделками существует только в нескольких
крупнейших городах страны. В Москве понятие
рыночной цены еще действует, а например,
в каком-нибудь поселке городского типа
определить рыночную стоимость квартиры
уже невозможно. Значит, эту работу будут
выполнять оценочные фирмы. И богатый
человек сможет договориться с оценщиком,
чтобы тот оценил его дворец на Рублевке
по цене трехкомнатной хрущевки. Иная
ситуация будет у бедного человека. Местным
властям нужно во что бы то ни стало увеличить
налоговые поступления. И тогда оценщик
оценит типовую трехкомнатную хрущевку
на окраине как трехкомнатную сталинку
в центре города. В таких условиях налог
от рыночной стоимости станет способом
изгнания малоимущего и даже среднеобеспеченного
населения из престижных фешенебельных
районов», – предполагает Делягин. Ведь
до сих пор есть простые люди с огородами
на Рублево-Успенском шоссе и небогатые
граждане с квартирами в центре крупных
городов.
3.3.
Основные направления налоговой политики
Российской Федерации на 2012 год и на плановый
период 2013 и 2014 годов.
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Помимо
решения задач в области
В трехлетней перспективе 2012 - 2014 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.
Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы. Налоговая политика ближайших лет будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Достижение в среднесрочной перспективе сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти, предусмотренное Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах, возможно лишь при постепенном увеличении доходов бюджетной системы, не обусловленных напрямую мировыми ценами на нефть. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы.
Взимание
налогов и сборов может оказывать
различные эффекты на поведение
экономических агентов, создавать
различные стимулы как для
организаций, так и для физических
лиц. Однако основной задачей налогообложения
является обеспечение доходов бюджетной
системы. При этом с учетом необходимости
обеспечения сбалансированности федерального
бюджета в среднесрочной
В
рамках проводимой налоговой политики
основными источниками
При этом необходимым условием развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства. Также ключевым условием для модернизации является развитие некоммерческого сектора, предоставляющего в том числе услуги социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится.
Внесение изменений в законодательство о налогах и сборах планируется по следующим направлениям.
1.
Налоговое стимулирование
1.1.
Снижение тарифов страховых
Определение политики в области страховых взносов не относится напрямую к налоговой политике, однако с точки зрения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда страховые взносы формируют наряду с налогом на доходы физических лиц обязательные отчисления в бюджетную систему, уплачиваемые работодателями при выплате заработной платы работникам.
В качестве временной меры на период 2012 - 2013 годов будет снижен максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30%, взимаемый с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512 тыс. рублей в 2012 году и до 567 тыс. рублей в 2013 году, а также для данной категории плательщиков будет установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 10%.
При этом для плательщиков страховых взносов, которые в 2011 году уплачивают указанные взносы по максимальному тарифу 26%, а также для социально ориентированных некоммерческих организаций будет снижен до 20% максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисляемый на выплаты до установленной предельной величины облагаемой базы.
В результате принятия указанных решений эффективная ставка обложения заработной платы страховыми взносами в 2012 - 2013 годах существенно снизится по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством.
Для выплат в пользу работников, годовая заработная плата которых без учета уплачиваемых взносов составит в 2012 году менее 512 тыс. рублей (менее 567 тыс. рублей в год в 2013 году), снижение эффективной ставки будет максимальным - на 4 процентных пункта по сравнению с действующими условиями. При этом эффективная ставка обложения взносами заработной платы при условии принятия предложенных решений снизится для выплат в пользу всех работников, получающих в год до 716 тыс. рублей в 2012 году и до 793 тыс. рублей - в 2013 году.
Для плательщиков, применяющих льготную ставку обложения страховыми взносами, при принятии предлагаемого механизма снижения тарифов страховых взносов в диапазоне получаемой годовой заработной платы в 2012 году до 512 тыс. рублей (до 567 тыс. рублей в год в 2013 году) снижение эффективной ставки обложения страховыми взносами составит максимальную величину - 6 процентных пунктов. При этом снижение эффективной ставки обложения страховыми взносами заработной платы для льготных категорий плательщиков в меньших масштабах будет наблюдаться в диапазоне получаемой заработной платы до 950 тыс. рублей в год в 2012 году и до 1053 тыс. рублей в год - в 2013 году.
Таким
образом, предлагаемый механизм снижения
тарифов страховых взносов