Развитие системы налогообложения в России и налоговая политика государства на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - раскрыть налоговую систему России, её историю, сущность, проблемы и перспективы развития, а также проследить основные направления налоговой политики РФ на современном этапе.
Задачи данной курсовой работы:
Рассмотреть историю налогообложения России, не только вдаваясь в финансово-технические детали или абстрактные налоговые предписания, а также показать тесное переплетение социальных, военных, религиозных и политических факторов, симптоматичных для состояния эпохи, показать налогообложение в ходе исторического развития.
Рассмотреть основные аспекты системы налогообложения в современной России.
Выделить базовые направления налоговой политики РФ на современном этапе

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Возникновение и становление налогообложения России ………………......4
1.1. Налоги Древней Руси…………………………………………………..4
1.2. Налоги средневековой Руси……………………………………………5
1.3. Реформа Петра I…………………………………………………………6
1.4. Налогообложение в 18- начале 20 в……………………………………8
1.5. Состояние налоговой системы в СССР……………………………...10
1.6. Реформирование системы налогообложения РФ…………………...12
2. Налоговая система Российской Федерации…………………………………..14
2.1. Принципы налоговой системы Российской Федерации…………….14
2.2. Виды налогов и сборов в России, специальные налоговые режимы в налоговой системе РФ…………………………………………………………….15
2.3. Состав и структура налоговых органов РФ…………………………17
2.4. Формы и методы налогового контроля в РФ………………………...21
3. Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе…..24
3.1. Налоговая политика В.В.Путина в 2000-е годы……………………..24
3.2. Законодательные инициативы В.В. Путина в области налоговой политики на современном этапе…………………………………………………29
3.3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов………………………….32
Заключение………………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

Евчук Инна.docx

— 102.23 Кб (Скачать файл)

     Путин также подчеркивает необходимость гарантировать предсказуемость и стабильность налоговой системы как важнейшего условия успешной реализации долгосрочных планов стратегического развития страны.

     Сейчас  в России действует плоская шкала  налогообложения физических лиц, ставка не зависит от уровня дохода и составляет 13%. Путин заявил, что налогообложение богатых должно быть выше, чем среднего класса, за счет налогов на потребление, недвижимость и имущество.

     Если  мы реализуем эту схему, это и  будет и дифференциация, и предоставление нормальных возможностей для формирования среднего класса, и перекладывание налоговой нагрузки на более обеспеченные слои.

     Надо  стимулировать экономическую, предпринимательскую  активность, но те, кто обладает большим  преимуществом, богатством при тех  же ставках налога и при выведении  бедных и малоимущих из-под налогообложения, они будут нести большую нагрузку. Это будет справедливо.

     Путин также добавляет, что налоговая система должна быть справедливой и ориентироваться на модернизацию экономики. По его словам, налоги для компаний, которые живут исключительно за счет природной ренты и только продают сырье, должны быть выше, а для компаний, занимающихся инновациями, строительством новых предприятий, производством - ниже. "Это справедливо, потому что здесь и рисков больше", - сказал Путин.

     Премьер Владимир Путин предложил ввести налоги на потребление, недвижимость и  имущество для людей с большим  достатком. Экономисты предполагают, что  речь идет об увеличении акцизов на алкоголь, табак, бензин, а также  на ювелирные украшения, яхты и дорогие  автомобили. Однако эксперты советуют не воспринимать всерьез «предвыборный  спектакль», который разыграл премьер  перед россиянами. Ведь за словами  о дополнительных налогах на богатых, как правило, не следует конкретных действий. И внедрение налога на потребление богатых может оказаться  столь же проблематичным, как и  переход к рыночным ставкам единого  налога на недвижимость.

     Налоговая система России должна работать на модернизацию экономики и быть максимально  справедливой. С таким призывом выступает Владимир Путин. Говоря о социальной справедливости, Путин напоминает, что «в свое время мы пошли на установление плоской 13-процентной шкалы подоходного налога, то есть налога на физических лиц». Это одна из самых низких ставок в Европе и в мире. Однако, чтобы налогообложение было действительно справедливым, необходимо также повысить налоги на «потребление, недвижимость и имущество» для «людей с большим достатком» – для тех богатых граждан, которых, по замечанию Путина, в стране становится все больше. Под справедливостью налогообложения здесь подразумевается социальная справедливость (установление таких ставок и льгот, при которых для всех категорий налогоплательщиков создаются примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки), горизонтальная (налогоплательщики, находящиеся в равном положении по уровню доходов должны трактоваться налоговыми законами одинаково) и вертикальная (налогоплательщики, находящиеся вне равном положении по уровню доходов должны трактоваться налоговыми законами неодинаково).

     Однако  в отношении реализуемости предлагаемых налоговых мер большинство опрошенных экспертов высказывают большие  сомнения. Пока во власти не наблюдается решимости ввести дополнительное налогообложение состоятельных граждан. «Многие идеи, которые прозвучали на съезде «Единая Россия», носят, на мой взгляд, сугубо популистский характер. И ничего общего с планами практической реализации не имеют», – считает гендиректор компании «Финэкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. «Надо понимать, что в целом это был предвыборный съезд. И он не имеет никакого отношения к реальности», – соглашается директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

     Но  самое смешное начинается тогда, замечает Делягин, когда начинаешь  анализировать не подоходный налог  сам по себе, а все налогообложение  фонда оплаты труда: «В данном случае налогообложение получается уже  не плоское, а регрессивное. Чем богаче человек, тем меньше он платит». Напомним, на уровне правительства принято  решение ввести с 2012 года регрессивную 10-процентную шкалу налогообложения  фонда оплаты труда. Работодатель после  достижения зарплатой сотрудника в  отчетном году установленного порога – 512 тыс. руб. накопленной зарплаты с начала года – должен платить  за него страховые взносы по ставке 10% от фонда оплаты труда (сейчас ставка составляет 0%). Для зарплат до 512 тыс. руб. ставка составит 30% (сейчас она 34%). При этом, уточняет Делягин, всегда будут существовать схемы оптимизации  налогообложения, которые снизят взимаемые  с богатых налоги до 6 и даже 4%. «Все это делается абсолютно сознательно. Ведь у нас в правительстве  не очень богатых людей просто нет. Они, естественно, стоят на страже своих доходов и доходов своего класса, – делает вывод эксперт. – Происходит не только политическая, но и социальная и экономическая  утилизация того населения РФ, которое  не входит по уровню жизни в верхние 2%».

     Не  лучше обстоят дела и с единым налогом на недвижимость. Научный  руководитель Высшей школы экономики  Евгений Ясин напоминает, что эта  тема поднимается с 90-х годов, и  за такой срок можно было сделать  уже пять кадастров для учета  объектов недвижимости, их рыночной стоимости  и собственников. Но те богатые, которые  как раз и должны платить высокий  налог на свою недвижимость с учетом ее рыночной стоимости, судя по всему, блокируют его введение, уверен Ясин. «Не удивлюсь, если и через десять лет исполнители так и не создадут работающего механизма взимания этого налога и все еще будут  рассказывать о необходимости дополнительных работ», – говорит Павел Медведев. Некоторые другие эксперты, однако, замечают, что на самом деле богатым не надо ничего блокировать и саботировать. У них всегда останется возможность «договориться» с нужными людьми относительно «реальной рыночной стоимости» своей недвижимости. «Единый налог на недвижимость – условность. Регулярный рынок недвижимости с постоянными сделками существует только в нескольких крупнейших городах страны. В Москве понятие рыночной цены еще действует, а например, в каком-нибудь поселке городского типа определить рыночную стоимость квартиры уже невозможно. Значит, эту работу будут выполнять оценочные фирмы. И богатый человек сможет договориться с оценщиком, чтобы тот оценил его дворец на Рублевке по цене трехкомнатной хрущевки. Иная ситуация будет у бедного человека. Местным властям нужно во что бы то ни стало увеличить налоговые поступления. И тогда оценщик оценит типовую трехкомнатную хрущевку на окраине как трехкомнатную сталинку в центре города. В таких условиях налог от рыночной стоимости станет способом изгнания малоимущего и даже среднеобеспеченного населения из престижных фешенебельных районов», – предполагает Делягин. Ведь до сих пор есть простые люди с огородами на Рублево-Успенском шоссе и небогатые граждане с квартирами в центре крупных городов. 

       3.3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. 

       Основные  направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и  на плановый период 2013 и 2014 годов подготовлены в рамках составления проекта  федерального бюджета на очередной  финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой  политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в  процессе бюджетного проектирования как  при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

       Помимо  решения задач в области бюджетного планирования Основные направления  налоговой политики позволяют экономическим  агентам определить ориентиры в  налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабильности и определенности условий ведения  экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой  политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой  основание для внесения изменений  в законодательство о налогах  и сборах, которые разрабатываются  в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок  приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой  сфере - ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.

       В трехлетней перспективе 2012 - 2014 годов  приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой  политики остаются такими же, как и  ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной  и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.

       Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания  сбалансированности бюджетной системы. Налоговая политика ближайших лет  будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Достижение в среднесрочной перспективе  сбалансированности федерального бюджета  при разумных прогнозных оценках  стоимости нефти, предусмотренное  Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной  политике в 2011 - 2013 годах, возможно лишь при постепенном увеличении доходов  бюджетной системы, не обусловленных  напрямую мировыми ценами на нефть. В  то же время необходимо сохранить  неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут  ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной  системы.

       Взимание  налогов и сборов может оказывать  различные эффекты на поведение  экономических агентов, создавать  различные стимулы как для  организаций, так и для физических лиц. Однако основной задачей налогообложения  является обеспечение доходов бюджетной  системы. При этом с учетом необходимости  обеспечения сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной перспективе  следует предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы.

       В рамках проводимой налоговой политики основными источниками повышения  доходного потенциала взимаемых  налогов может стать как повышение  налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области  налогового администрирования. При  этом, в первую очередь, необходимо принять меры для повышения доходов  бюджетной системы от налогообложения  потребления, ренты, возникающей при  добыче природных ресурсов, а также  от перехода к новой системе налогообложения  недвижимого имущества. Отдельным  направлением политики в области  повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы  налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся  возможностей для уклонения от налогообложения.

       При этом необходимым условием развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства. Также ключевым условием для модернизации является развитие некоммерческого сектора, предоставляющего в том числе  услуги социального характера. Стимулирующая  роль налоговой системы по перечисленным  направлениям сохранится.

       Внесение  изменений в законодательство о  налогах и сборах планируется  по следующим направлениям.

       1. Налоговое стимулирование инновационной  деятельности и развития человеческого  капитала

       1.1. Снижение тарифов страховых взносов  на обязательное пенсионное, медицинское  и социальное страхование

       Определение политики в области страховых  взносов не относится напрямую к  налоговой политике, однако с точки  зрения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда страховые взносы формируют  наряду с налогом на доходы физических лиц обязательные отчисления в бюджетную  систему, уплачиваемые работодателями при выплате заработной платы  работникам.

       В качестве временной меры на период 2012 - 2013 годов будет снижен максимальный тариф страховых взносов в  государственные внебюджетные фонды  с 34 до 30%, взимаемый с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512 тыс. рублей в 2012 году и до 567 тыс. рублей в 2013 году, а также для данной категории плательщиков будет установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 10%.

       При этом для плательщиков страховых  взносов, которые в 2011 году уплачивают указанные взносы по максимальному  тарифу 26%, а также для социально ориентированных некоммерческих организаций будет снижен до 20% максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисляемый на выплаты до установленной предельной величины облагаемой базы.

       В результате принятия указанных решений  эффективная ставка обложения заработной платы страховыми взносами в 2012 - 2013 годах существенно снизится по сравнению  с условиями, предусмотренными действующим  законодательством.

       Для выплат в пользу работников, годовая  заработная плата которых без  учета уплачиваемых взносов составит в 2012 году менее 512 тыс. рублей (менее 567 тыс. рублей в год в 2013 году), снижение эффективной ставки будет максимальным - на 4 процентных пункта по сравнению  с действующими условиями. При этом эффективная ставка обложения взносами заработной платы при условии  принятия предложенных решений снизится для выплат в пользу всех работников, получающих в год до 716 тыс. рублей в 2012 году и до 793 тыс. рублей - в 2013 году.

       Для плательщиков, применяющих льготную ставку обложения страховыми взносами, при принятии предлагаемого механизма  снижения тарифов страховых взносов  в диапазоне получаемой годовой  заработной платы в 2012 году до 512 тыс. рублей (до 567 тыс. рублей в год в 2013 году) снижение эффективной ставки обложения страховыми взносами составит максимальную величину - 6 процентных пунктов. При этом снижение эффективной ставки обложения страховыми взносами заработной платы для льготных категорий  плательщиков в меньших масштабах  будет наблюдаться в диапазоне  получаемой заработной платы до 950 тыс. рублей в год в 2012 году и до 1053 тыс. рублей в год - в 2013 году.

       Таким образом, предлагаемый механизм снижения тарифов страховых взносов приведет к существенному снижению эффективной  ставки обложения взносами, причем в наибольшей степени выгоды от такого снижения получат низкооплачиваемые категории работников. При этом снижение эффективной ставки обложения взносами коснется и других категорий работников, чья заработная плата существенно превышает средние по стране показатели.

Информация о работе Развитие системы налогообложения в России и налоговая политика государства на современном этапе