Развитие системы налогообложения в России и налоговая политика государства на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - раскрыть налоговую систему России, её историю, сущность, проблемы и перспективы развития, а также проследить основные направления налоговой политики РФ на современном этапе.
Задачи данной курсовой работы:
Рассмотреть историю налогообложения России, не только вдаваясь в финансово-технические детали или абстрактные налоговые предписания, а также показать тесное переплетение социальных, военных, религиозных и политических факторов, симптоматичных для состояния эпохи, показать налогообложение в ходе исторического развития.
Рассмотреть основные аспекты системы налогообложения в современной России.
Выделить базовые направления налоговой политики РФ на современном этапе

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Возникновение и становление налогообложения России ………………......4
1.1. Налоги Древней Руси…………………………………………………..4
1.2. Налоги средневековой Руси……………………………………………5
1.3. Реформа Петра I…………………………………………………………6
1.4. Налогообложение в 18- начале 20 в……………………………………8
1.5. Состояние налоговой системы в СССР……………………………...10
1.6. Реформирование системы налогообложения РФ…………………...12
2. Налоговая система Российской Федерации…………………………………..14
2.1. Принципы налоговой системы Российской Федерации…………….14
2.2. Виды налогов и сборов в России, специальные налоговые режимы в налоговой системе РФ…………………………………………………………….15
2.3. Состав и структура налоговых органов РФ…………………………17
2.4. Формы и методы налогового контроля в РФ………………………...21
3. Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе…..24
3.1. Налоговая политика В.В.Путина в 2000-е годы……………………..24
3.2. Законодательные инициативы В.В. Путина в области налоговой политики на современном этапе…………………………………………………29
3.3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов………………………….32
Заключение………………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

Евчук Инна.docx

— 102.23 Кб (Скачать файл)

     Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и  неясностей в налоговом законодательстве в  пользу налогоплательщика (плательщика  сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  законодательства о  налогах и  сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). 

     2.2. Виды налогов и сборов в России, специальные налоговые режимы в налоговой системе РФ. 

     В налоговой системе России предусмотрены  следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут  быть установлены и отметены только Налоговым кодексом. Не предусмотренные  им федеральные, региональные и местные  налоги не могут устанавливаться (п. 5 и п. 6 ст. 12 НК РФ).

     При установлении налога должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (ст. 17 НК РФ): объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

     Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые  льготы и основания для их  использования налогоплательщиком.

     Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей России (п. 2 ст. 12 НК РФ). К таковым относятся (ст. 13 НК РФ):

     налог на добавленную стоимость;

     акцизы;

     налог на доходы физических лиц;

     налог на прибыль организаций;

     налог на добычу полезных ископаемых;

     водный  налог;

     сборы за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов;

     государственная пошлина.

     Региональные  налоги устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России. Такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов России в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, если данные элементы им не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, власти субъектов России могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 3 ст. 12 НК РФ).

     К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):

     налог на имущество организаций;

     налог на игорный бизнес;

     транспортный  налог.

     Местные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они обязательны к уплате на  территориях соответствующих муниципальных образований.

     Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются  Налоговым кодексом и законами указанных  субъектов РФ и обязательны к  уплате на территориях этих субъектов (п. 4 ст. 12  НК РФ).

     К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):

     земельный налог;

     налог на имущество физических лиц.

     Специальные налоговые режимы

     Налоговым кодексом также устанавливаются  специальные налоговые режимы, которые  могут предусматривать не перечисленные  выше федеральные налоги. Специальные  налоговые режимы могут предусматривать  освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НК РФ).

     К специальным налоговым режимам  относятся (ст. 18 НК РФ):

     система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

     упрощенная  система налогообложения;

     система налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход для  отдельных видов деятельности;

     система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. 

     2.3. Состав и структура налоговых органов РФ. 

     Система управления налогообложением в Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему, построенную  по принципу многоуровневой иерархической  организации: республиканского, областного и районного уровней. Каждый уровень  имеет свои функции и специфику.

     Единая  централизованная система налоговых  органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам  и сборам (МНС РФ) и его территориальных  органов.

     Министерство  Российской Федерации по налогам  и сборам является органом управления системой налогообложения в России.

     МНС РФ – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками. МНС РФ несет ответственность за выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей, а также обеспечивает государственное регулирование, межотраслевую координацию и государственный контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

     Центральный аппарат Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам включает в  себя следующие основные департаменты и управления:

     Департамент налоговой политики – осуществляет разработку законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих взимание налогов и сборов, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов  и сборов, анализ действующего законодательства о налогах и сборах.

     Департамент налогообложения прибыли – осуществляет методологическое и организационное  обеспечение работы налоговых органов  по контролю за соблюдением законодательства по налогу на при быль предприятий и организаций, разработку рекомендаций для налоговых органов по проверке достоверности предоставляемой организациями бухгалтерской и налоговой отчетности.

     Департамент косвенных налогов – осуществляет обеспечение методологической целостности  и согласованности всех инструктивных  и иных нормативных актов, связанных  с порядком исчисления и уплаты в  бюджет:

     -   налога на добавленную стоимость; 

     -   налога с продаж;

     -   акцизов на подакцизные товары;

     -   акцизов на минеральное сырье; 

     Департамент налогообложения физических лиц  – осуществляет методическое и организационное  обеспечения работы налоговых органов  по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах физическими  лицами и налоговыми агентами, координацию  работы на логовых органов по обеспечению:

     -  декларирования физическими лицами своих доходов и расходов;

     - проведения налогового контроля за расходами физических лиц. Департамент единого социального налога – осуществляет раз

     работку методологии исчисления и уплаты единого социального налога, оперативный  контроль и анализ поступления единого социального налога.

     Департамент организации налогового контроля –  осуществляет разработку комплексных  процедур подготовки, проведения и  реализации результатов камеральных  и выездных налоговых проверок, планирование, анализ и обобщение практики и результатов контрольной работы налоговых органов.

     Департамент налогообложения алкогольной и  табачной продукции – организует осуществление государственного контроля за производством и оборотом этилового  спирта, спиртосодержащей, алкогольной  и табачной продукции, за соблюдением  законодательства о на логах и  сборах организациями, осуществляющими  деятельность в данных сферах.

     Департамент по работе с крупнейшими налогоплательщиками  – обеспечивает координацию контроля за полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей и соблюдением налогового законодательства крупнейшими налогоплательщиками (российскими организациями) основных отраслей экономики.

     Департамент учета налогоплательщиков – осуществляет разработку нормативных актов по утверждению:

     - форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц;

     - порядка и условий присвоения, применения, а также изменения ИНН;

     -  порядка формирования баз данных Единого государственного реестра налогоплательщиков.

     Департамент учета и отчетности – устанавливает  порядок ведения учета в налоговых  органах:

     - поступления налогов и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации;

     -   задолженности по налогам и сборам;

     - предоставленных отсрочек и рассрочек, зачетов и возвратов, налоговых санкций и пеней.

     Департамент анализа и планирования налоговых поступлений – осуществляет экономический анализ данных налоговой и статистической отчетности, их сопоставление с макроэкономическими показателями на основе информации Госкомстата России, других официальных источников.

     Департамент контроля налоговых органов –  осуществляет разработку единой методологической базы проведения проверок налоговых  органов по осуществлению ими  налогового администрирования.

     Управление  ресурсных платежей – осуществляет методологическое и организационное  обеспечение работы налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства, регулирующего порядок исчисления и уплаты:

     -   платежей за пользование недрами;

     -   отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

     -   платы за загрязнение окружающей природной среды;

     -   платежей за пользование водными объектами;

     -   платежей за пользование лесным фондом;

     -  платы за право пользования объектами животного мира и водными ресурсами;

     -    налога на имущество предприятий;

     -    земельного налога;

     -     налога с владельцев транспортных средств;

     -     организует обеспечение работы налоговых органов по контролю за полнотой и своевременностью внесения в бюджет следующих неналоговых доходов:

     -     доходов от дивидендов по акциям, принадлежащим государству;

     -    арендной платы от сдачи в аренду государственной собственности, в том числе земли;

          - доходов от приватизации государственной собственности.

       Управление  налогообложения малого бизнеса  – осуществляет методологическое обеспечение  налогообложения организаций и  индивидуальных предпринимателей, осуществляющих уплату налогов в соответствии с законодательством об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности и о налоге на игорный бизнес.

     Управление  международных налоговых отношений  – осуществляет разработку нормативных  и методических документов по вопросам налогового учета и отчетности в  иностранных и международных  организациях, взимания с иностранных и международных организаций налога на прибыль (доходы), налога на имущество и НДС.

     Управление  по работе с кредитными организациями – осуществляет методологическое и организационное обеспечение работы налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства, регулирующего порядок исчисления и уплаты налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов.

Информация о работе Развитие системы налогообложения в России и налоговая политика государства на современном этапе