Развитие системы налогообложения в России и налоговая политика государства на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - раскрыть налоговую систему России, её историю, сущность, проблемы и перспективы развития, а также проследить основные направления налоговой политики РФ на современном этапе.
Задачи данной курсовой работы:
Рассмотреть историю налогообложения России, не только вдаваясь в финансово-технические детали или абстрактные налоговые предписания, а также показать тесное переплетение социальных, военных, религиозных и политических факторов, симптоматичных для состояния эпохи, показать налогообложение в ходе исторического развития.
Рассмотреть основные аспекты системы налогообложения в современной России.
Выделить базовые направления налоговой политики РФ на современном этапе

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Возникновение и становление налогообложения России ………………......4
1.1. Налоги Древней Руси…………………………………………………..4
1.2. Налоги средневековой Руси……………………………………………5
1.3. Реформа Петра I…………………………………………………………6
1.4. Налогообложение в 18- начале 20 в……………………………………8
1.5. Состояние налоговой системы в СССР……………………………...10
1.6. Реформирование системы налогообложения РФ…………………...12
2. Налоговая система Российской Федерации…………………………………..14
2.1. Принципы налоговой системы Российской Федерации…………….14
2.2. Виды налогов и сборов в России, специальные налоговые режимы в налоговой системе РФ…………………………………………………………….15
2.3. Состав и структура налоговых органов РФ…………………………17
2.4. Формы и методы налогового контроля в РФ………………………...21
3. Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе…..24
3.1. Налоговая политика В.В.Путина в 2000-е годы……………………..24
3.2. Законодательные инициативы В.В. Путина в области налоговой политики на современном этапе…………………………………………………29
3.3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов………………………….32
Заключение………………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

Евчук Инна.docx

— 102.23 Кб (Скачать файл)

     МНС РФ осуществляет возложенные на него функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.

     Министерству  Российской Федерации по налогам  и сборам в пределах установленных  Правительством РФ численности и  фонда оплаты труда работников территориальных  органов разрешается создание:

     •   управлений МНС РФ по субъектам Российской Федерации;

     •   межрегиональных инспекций МНС РФ;

     •  инспекций МНС РФ по районам, районам в городах, городам без районного деления;

     •   инспекций МНС РФ межрайонного уровня.

     Все территориальные органы МНС РФ являются юридическими лицами, имеют самостоятельную  смету расходов, текущие счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

     Управление  МНС РФ по субъекту РФ, выполняя задачи Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в пределах территории субъекта РФ, осуществляет взаимодействие с соответствующими территориальными органами федеральных органов власти и органами государственной власти субъектов РФ в пределах его компетенции.

     В ходе своей деятельности Управление МНС РФ информирует Министерство Российской Федерации по налогам и сборам о соблюдении налогового законодательства на территории субъекта и о налогах и платежах, поступивших в соответствующие бюджеты.

     Руководитель  Управления МНС РФ по субъекту РФ назначает  руководителей территориальных  инспекций МНС РФ по районам, районам  в городах городам без районного  деления и межрайонного уровня субъекта РФ

     В соответствии с возложенными на него задачами Управление МНС РФ по субъекту РФ осуществляет следующие функции:

     1) руководит работой территориальных инспекций МНС РФ по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и обеспечению поступления налогов и сборов в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды;

     2) обеспечивает ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков;

     3) осуществляет контроль за порядком возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пеней и штрафов;

     4) осуществляет контроль за принятием органами исполнительной власти субъекта РФ нормативных актов, связанных с налогообложением, и в необходимых случаях вносит предложения об изменении либо отмене указанных актов, как не соответствующих действующему законодательству;

     5) обеспечивает контроль за взысканием в установленном порядке недоимки и пени по налогам и борам, а также за предъявлением в суды общей юрисдикции или арбитражные суды исков о взыскании налоговых санкций с лиц, совершивших налоговые правонарушения;

     6) координирует проведение совместно с правоохранительными и контролирующими органами мероприятий по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

     7) получает, обобщает и анализирует отчеты территориальных инспекций о проделанной работе, разрабатывает предложения по ее совершенствованию и представляет их в МНС РФ;

     8)  руководит работой территориальных инспекций по осуществлению оперативно бухгалтерского учета налоговых поступлений и обеспечению составления и представления в установленном порядке утвержденной налоговой отчетности;

     9) информирует соответствующие органы исполнительной власти субъекта РФ о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах, а также нарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта,            спиртосодержащей    и         алкоголь ной продукции для принятия соответствующих мер;

     10) осуществляет контроль за поступлением в бюджет сумм, полученных от приватизации государственной и муниципальной собственности, дивидендов по акциям, принадлежащим государству, и арендной платы от сдачи в аренду государственного имущества;

     11)  проводит работу по подбору и расстановке кадров работников аппарата управления и территориальных инспекций и осуществляет мероприятия по их профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации;

     12) осуществляет иные функции, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, федеральными законами и нормативными правовыми актами. 

     2.4. Формы и методы налогового  контроля 

     Налоговый контроль – представляет собой деятельность должностных лиц налоговых органов  по контролю за правильностью и своевременностью уплаты законно установленных в  Российской Федерации налогов и  сборов, осуществляемую в пределах своей компетенции.

     Налоговый контроль реализуется посредством  процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой  составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при осуществлении  контрольных функций.

     В теории и на практике зачастую допускается  смешение форм, методов и видов  налогового контроля. Так часто предварительный, текущий и последующий контроль рассматриваются либо как формы, либо как виды или типы контроля. Подобные терминологические расхождения  характерны и для толкования таких  понятий, как документальный и фактический  контроль. В интерпретации разных ученых ревизия, обследование и тематическая проверка являются методами, видами либо формами контроля.

     Формы налогового контроля

     Важнейшим с теоретической точки зрения является вопрос о форме контроля. В науке налогового права мнения насчет этой категории, как уже отмечалось, существенно разнятся. В отдельных  работах фактически допускается  смешение или отождествление форм, методов и видов налогового контроля. Некоторые авторы под формами  контроля понимают его виды – в  зависимости от времени осуществления  контрольных действий. В свое время  в понятие форм включались методологические аспекты хозяйственного контроля, т.е. их предлагалось рассматривать как  технику его проведения. В зависимости  от признака, лежащего в основе того или иного методологического  подхода, выделяют различные формы  хозяйственного контроля. К таким  признакам отнесены: время проведения контроля, источники контрольных  данных и способы его осуществления.

     Специалисты следуют признать правильным понимание формы налогового контроля как способа конкретного выражения и организации контрольных действий. Выделяются такие основные формы налогового контроля, как:

     1. Проверка проводится по определенному кругу вопросов или теме путем ознакомления с определенными сторонами деятельности.

     2. Надзор (наблюдение, мониторинг) производится контролирующими органами за хозяйствующими субъектами на предмет соблюдения последними установленных правил и нормативов.

     Анализ  норм, регламентирующих процедуры налогового контроля, позволяет заключить, что  основной формой его осуществления  является именно проверка, так как  надзор в законодательстве о налогах  и сборах даже не упоминаются. Это  отмечают и другие специалисты, указывая, что основной, наиболее эффективной  формой налогового контроля является документальная проверка налогоплательщиков. Тем не менее, это не исключает  полностью использования, например ревизии в рамках соответствующей  контрольной деятельности. Что касается налогового надзора, то он фактически осуществляется органами прокуратуры.

     Методы  налогового контроля.

     Под методом налогового контроля понимаются специфические способы и приемы, которые, в свою очередь, различаются  в зависимости от того, является ли налоговый контроль документальным или фактическим.

     Что касается метода налогового контроля, то он включает:

     1. Применительно к документальному  налоговому контролю выделяются  следующие приемы:

     ·  формальная, логическая и арифметическая проверка документов;

     · юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах;

     ·  встречная проверка;

     · оценка правильности отражения данных первичного учета в бухгалтерских проводках;

     ·  экономический анализ.

     2. Фактический налоговый контроль  предусматривает использование  таких способов, как

     ·  учет налогоплательщиков,

     ·  исследование документов,

     ·  получение объяснений (допрос свидетелей),

     ·  осмотр помещений (территорий) и предметов,

     ·  инвентаризация,

     ·  сопоставление данных о расходах физических лиц и их доходах,

     ·  экспертиза и экстраполяция.

     Последняя основывается на праве налоговых  органов определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками  в бюджет (государственные внебюджетные фонды), расчетным путем на основании  имеющейся у них информации о  налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

     Во  многом эффективность налогового контроля зависит от правильного выбора форм, методов, способов (приемов) и видов  налогового контроля. Оптимальные их сочетания, которые позволяют с  наименьшими усилиями достигать  наилучших результатов при осуществлении  налогового контроля, как правило, находят  свое закрепление в соответствующих  методиках. Некоторые из них облекаются в форму ведомственных нормативных  правовых актов, методических рекомендаций (указаний). В своей совокупности они и составляют методическую основу налогового контроля. В этой связи  следует отметить, что успех контрольной  деятельности в сфере налогообложения  во многом зависит от качества методик, рекомендуемых для использования  должностными лицами налоговых органов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. Основные направления налоговой  политики РФ на современном  этапе.

       3.1. Налоговая политика В.В.Путина  в 2000-е годы. 

       Налоговая реформа является одним из важнейших  достижений, стимулировавших экономический  рост в России, начавшийся с 2000 года. Основные задачи налоговой реформы  — снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых  поступлений, а также упрощение  налогообложения малого бизнеса.

       Российская  реформа началась всерьез в начале 2001 года, когда В.В. Путин ввел 13-процентный плоский налог на доходы физических лиц.

       До 2000 года НДФЛ облагался весь совокупный доход от службы по найму на основном месте работы, от работы по совместительству, от предпринимательской деятельности. Налог был прогрессивным. Так, для исчисления суммы налога к уплате в 1998 году применялась следующая шкала: при размере облагаемого совокупного годового дохода до 20 тыс. рублей ставка налога равнялась 12%, до 40 тыс. – 15%, до 60 тыс. – 20%, до 80 тыс. – 25%, до 100 тыс. – 30%, свыше 100 тыс. рублей – 35%. Не включались в облагаемый доход государственные пособия, пенсии, компенсационные выплаты (командировочные, пособия по безработице и др.). Льготы предоставлялись участникам Великой Отечественной войны, инвалидам, чернобыльцам и др. Льготы устанавливались по социалистическим традициям и официально объяснялись тем, что необходимо смягчить переход к рынку для малообеспеченных слоев населения, целесообразно стимулировать сбережения и определенные виды расходов (например, на строительство жилья). Совокупный доход, подлежащий налогообложению, уменьшался на величину минимальной месячной оплаты труда, а также на расходы на содержание детей и иждивенцев в том же размере (одному из супругов).

       Реформа налога на доходы физических лиц 2000 года отменила прогрессивную шкалу налога, установила плоскую единую ставку, сократила льготы и упростила процедуры уплаты и сбора налога. До реформы роль подоходного налога в России была невелика по сравнению с развитыми странами и наиболее успешными переходными экономиками. В них доля подоходного налога в общей сумме налоговых поступлений колебалась в пределах 25–35%. В России к 2000 году она снизилась до 6,5%. Это было вызвано низкими доходами населения, сложностью законодательства и многочисленными льготами по подоходному налогу, слабым администрированием сбора налога и, как следствие, массовым уклонением от его уплаты.

       Хотя  подоходный налог играл скромную роль в общих доходах всей бюджетной  системы России, его поступления  составляли примерно 20% налоговых доходов  в бюджетах регионов и муниципалитетов. У региональных властей могло  возникнуть опасение, что снижение предельной ставки подоходного налога повлечет за собой сокращение доходов  их бюджетов. Но поскольку уклонение  от налога приобрело гигантские масштабы, региональные власти осознали, что  для легализации теневых доходов  необходимо снизить ставку подоходного  налога.

Информация о работе Развитие системы налогообложения в России и налоговая политика государства на современном этапе