Шпаргалка на "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 21:24, шпаргалка

Описание работы

1.НДС: налогоплательщики; освобождение от обязанности налогоплательщика, объект налогообложения.

НДС (налог на добавленную стоимость) – федеральный косвенный налог, который приносит 40% дохода в ФБ.

Файлы: 1 файл

Шпоры.docx

— 233.30 Кб (Скачать файл)

 

2. Понятие финансовой системы и её структура

Финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственную бюджет, государственный кредит, внебюджетные специальные фонды, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности.

Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы в любой стране. ГБ – централизованный денежный фонд государства. Формируется по балансовому методу, т.е. расходы должны покрываться доходами. Основной формой государственных доходов являются налоги.

Расходы ГБ осуществляются по 5 направлениям: расходы на социальные нужды, расходы на поддержку экономики, военные расходы, на внешнеэкономическую деятельность, на управление.

Если расходы правительства за текущий год превышают доходы образуется бюджетный дефицит. Основным способом финансирования бюджетного дефицита являются государственные займы.

Механизм государственных займов состоит в выпуске и продаже на финансовых рынках государственных долговых обязательств (облигации, ГКО и тд.) Совокупность государственных долговых обязательств образует государственный долг. Он может быть внутренний и внешний.

Государственный кредит – экономические отношения между государством и обществом, в которых государство выступает как заемщик, кредитор или гарант.

Кредитором государство выступает, когда государственные кредитные учреждения кредитуют различные секторы экономики.

Заемщиком – когда государство занимает денежные средства для покрытия бюджетного дефицита.

Гарантом – когда государство берет на себя ответственность за выполнение финансовых обязательств предприятий или банков.

В современных условиях государство выступает как чистый заемщик, т.е. оно больше занимает чем само дает в долг.

Внебюджетные специальные фонды (ВСФ) – фонды денежных средств, которые имеют собственные источники формирования и строго-целевое назначение.

ВСФ создаются для: финансовой поддержки отдельных отраслей экономики, финансирование социальных программ, финансирование ускоренного развития отдельных отраслей экономики.

Фонды страхования (имущественного и личного) – фонды денежных средств, которые формируются за счет страховых взносов предприятий и граждан и используются для выплаты страховых возмещений.

Финансы предприятий – это отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств предприятий. Главная особенность в том, что предприятия имеют полную финансовую независимость, это означает: они сами формируют свои денежные фонды, сами распоряжаются полученным доходом и прибылью, государство не отвечает по долгам и обязательствам предприятий.

 

4. Сущность и роль государственного  бюджета в финансовой системе  государства

 

Бюджет является важным звеном финансовой системы страны.

В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.

Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двух ярусное построение – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований.

Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственною бюджета (расходной части) распределяется и перераспределяется около 40-45% национального дохода, 20% - валового внутреннего продукта, 10% - валового общественного продукта.

Он распределяет денежные средства между различными отраслями национального хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны.

Государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, так как он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение других расходов позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности.

Бюджетные ассигнования в производственной сфере являются основным источником ее функционирования и дальнейшего развития. Основная часть учреждений и организаций этой сферы не имеет собственных источников доходов и находится на бюджетном финансировании.

Расходы государства на просвещение и здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, науку, культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятий общегосударственного масштаба. Большое значение имеет бюджет в формировании рациональной структуры отраслей непроизводственной сферы.

Обеспечивая финансовыми ресурсами функционирование непроизводственной сферы, государство через бюджет может формировать окончательные размеры фонда потребления, влиять на территориальные пропорции в его использовании.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его макроэкономические функции: распределительную, контрольную и функцию по обеспечению существования государства.

1. Проявление распределительной  функции обусловлено тем, что  в отношения с бюджетом вступают  почти все участники общественного  производства. Основным объектом  бюджетного  распределения и перераспределения  является чистый доход, получаемый  в обществе. Между тем, это не  исключает возможности перераспределения  через бюджет и части стоимости  необходимого продукта (подоходный  налог с граждан), а иногда и  национального богатства. Благодаря  распределительной функции бюджета  происходит концентрация денежных  средств в руках государства  и их дальнейшее использование  с целью удовлетворения общественных  потребностей.

Распределение и перераспределение денежных средств происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения, между некоторыми видами услуг. В результате распределения и перераспределения осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов ¾ государственного и местных бюджетов, фондов социального страхования, фондов пенсионного обеспечения, фондов занятости населения, фондов социальной защиты, инновационного фонда.

Распределительная функция бюджета используется также для вмешательства государства в процесс общественного производства ¾ регулирования хозяйственной деятельности предприятий, ускорения темпов экономического роста, усиления хозяйственной активности предпринимателей. Посредством бюджета государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на его производство, накопление денежных средств, сферу потребления, процессы демонополизации экономики и обобществление производства, а также его разгосударствление.

Существенно, что содержание распределительной  функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых средств между различными подразделениями общественного производства и слоями населения. Важно отметить, что ни одно из звеньев финансовой системы не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное) и многоуровневого (республиканский, областной, городской бюджет) перераспределения денежных средств, как бюджет.

2. Контрольная функция  заключается в том, что бюджет  объективно ¾ через формирование и использование денежных средств государства ¾ отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируются эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.

Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением совокупного общественного продукта и национального дохода, за пропорциями, складывающимся в процессе перераспределения национального дохода.

3. Функция обеспечения  существования государства  ставит  своей задачей создание материально-финансовой  базы функционирования государства; содержание аппарата   управления  страной, президентской власти, законодательной  и исполнительной власти, правоохранительных  и таможенных органов, налоговой  службы.

 

7. Бюджетное  устройство и бюджетная система, их особенности в РФ. Принципы  бюджетной системы

 

Бюджетное устройство – принципы организации и функционирования бюджетной системы в любой стране.

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная системы – один из элементов бюджетного устройства.

В соответствии со ст.10 БК РФ в существуют три уровня бюджетной системы:

1 – Федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных  фондов (ФЗ)

2 – Бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов (з-н субъекта РФ)

3 – Местные бюджеты (Региональное  законодательство органов местного  самоуправления). Делится на верхний  уровень (бюджеты муниципальных  районов или городских округов) и нижний уровень (бюджеты поселений).

Принципы построения бюджетной системы:

  1. Единство бюджетной системы. (Единство нормативно-правового исполнения и организации бюджетов. Единая правовая база бюджетов, единая денежная система, единая бюджетная классификация доходов и расходов бюджетов любого уровня.)
  2. Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов между бюджетами бюджетной системы. (Разделение полномочий по бюджетному процессу между уровнями власти)
  3. Самостоятельности бюджетов (Каждый бюджет имеет собственные источники доходов, каждый бюджет самостоятельно распределяет и использует бюджетные средства)
  4. Равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований (Бюджеты субъектов РФ равны перед федеральным, также как местные бюджеты равны перед бюджетами субъектов РФ)
  5. Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (Доходы, расходы и источники финансирования отражаются в соответствующих бюджетах в полном объеме)
  6. Сбалансированности бюджета (Все расходы должны покрываться доходами и источниками финансирования дефицита бюджетов со строгой привязкой источников к конкретным статьям)
  7. Результативности и эффективности использования бюджетных средств НОВЫЙ ПРИНЦИП (Исполнение бюджетных полномочий должно ориентироваться на заданный результат. Эффективность – как при минимальных затратах получить максимальный доход. Результативность отражает достижение результата)
  8. Совокупного покрытия расходов бюджета (Все расходы должны покрываться доходами и источниками финансирования дефецита бюджета без увязки с определенными статьями)
  9. Прозрачности (Вся информация о бюджете публикуется в СМИ)
  10. Достоверности (Все показатели бюджета реальны)
  11. Адресности и целевого характера бюджетных средств (Бюджетные средства идут к конкретным бюджетополучателям на конкретные цели)
  12. Подведомственность расходов главный распорядитель-распорядитель-бюджетополучатель НОВЫЙ ПРИНЦИП (Бюджетные ассигнования должны идти обязательно от главного распорядителя ниже по цепочке)
  13. Единства кассы НОВЫЙ ПРИНЦИП (все кассовые поступления по валютным операциям осуществляются с единого счета бюджета)

 

10. Бюджетный процесс и его  основные фазы (бюджетный Кодекс  РФ).

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ).

Информация о работе Шпаргалка на "Налогам"