Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 Рассмотреть Единый сельскохозяйственный налог как специальный налоговый режим;
2 Рассмотреть действующий механизм исчисления и уплаты налога при ЕСХН;
3 Рассмотреть проблемы и дальнейшее совершенствование специального режима ЕСХН.

Содержание работы

Введение 2
1 Единый сельскохозяйственный налог - специальный налоговый режим
1.1 Сущность и значение ЕСХН для бюджета государства и экономики России 5
1.2 История развития единого налога и нормативное регулирование налогообложения при применении ЕСХН 12
1.3 Зарубежные принципы налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей 22
2 Действующий механизм исчисления и уплаты налога при ЕСХН 27
2.1 Общие условия перехода на уплату ЕСХН. 27
2.2 Порядок расчета и уплаты единого налога, декларирование 34
3 Проблемы и дальнейшее совершенствование специального режима ЕСХН
Заключение 52
Список использованной литературы 54

Файлы: 1 файл

Курсовая налоги и налогообложение 2012гМ вариант 15 ЕСХН.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

Становление российской налоговой  системы продолжалось до революционных  событий 1917 года.

Первые советские налоги не имели  большого фискального значения и  носили ярко выраженный характер классовой  борьбы. Например, директором СНК от 14 августа 1918 г. был введен чрезвычайный революционный единовременный налог, которым облагалась городская буржуазия и кулачество.

В связи с непоследовательностью  и бессистемностью проведения экономической  политики к концу 1920 г. в СССР сложилась громоздкая система бюджетных взаимоотношений. Действовало 86 видов платежей в бюджет.

В годы Великой Отечественной Войны  были введены новые налоги, пересмотрены и изменены существующие. Если до войны  налоги с населения составляли в  доходах бюджета примерно 5%, то в  военные годы они возросли до 13%.

В этот период (в конце 1941 г.) был также введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, предназначенный для покрытия государственных расходов на оказание помощи одиноким и многодетным матерям. Хотя этот налог вводился как временный, он просуществовал длительный период и был отменен в 1980-е гг.

К началу реформ 1980-х гг. более 90% государственного бюджета СССР формировалось за счет поступлений из народного хозяйства. Налоги с населения составляли 7–8% всех поступлений бюджета.

14 июля 1990 г. был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», явившийся первым унифицированным нормативным актом, регулирующим налоговые правоотношения в стране. Но августовские события 1991 г. ускорили процесс распада СССР и становления Российского государства. В этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц», «О государственной налоговой службе РСФСР», который затем был переименован в закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации».

С введения части I Налогового кодекса РФ (НК РФ) с 1 января 1999 г. был сделан значительный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов. Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» утратил силу. С 1 января 2001 г. введена в действие часть II НК РФ, где каждый налог имеет отражение по отдельности. Таким образом, весь процесс развития налогообложения со времени возникновения до наших дней подразделяется на следующие этапы, обусловленные переходом его из одного качественного состояния в другое, более развитое: натуральная форма оплаты; денежная форма оплаты налогов.

Налоги – важнейшая  форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой  системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

С 1 января 2002 года в связи  с вступлением в силу указанной  главы НК (часть вторая) налогообложение  организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, было направлено на усовершенствование и упрощение.

Установленная система  налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, вступившая в  силу с 1 января 2002 года (единый сельскохозяйственный налог), имела рентную природу налога.

Просуществовала она  в первоначальном виде непродолжительное  время, а именно до 31 декабря 2003 г. Налоговым  кодексом был установлен специальный  налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей и установлены основные элементы налога. Решение о введении единого сельскохозяйственного налога было предоставлено субъектам РФ. Данный режим налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей вводился в действие законом субъекта Российской Федерации, посвященным данному налоговому режиму.

Перевод организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на уплату налога производился независимо от численности работников, согласно установленным критериям  принадлежности указанных субъектов налоговых правоотношений к сельскохозяйственным товаропроизводителям. Добровольный порядок применения специального режима налогообложения установлен не был.

Уплата налога организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами  и индивидуальными предпринимателями предусматривала замену для них совокупности налогов и сборов, подлежащих уплате в соответствии со ст. 13, 14 и 15 НК РФ, за исключением следующих налогов и сборов: налога на добавленную стоимость, акцизов, платы за загрязнение окружающей природной среды, налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, государственной пошлины, таможенной пошлины, налога на имущество физических лиц (в части жилых строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей), лицензионных сборов, налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. При этом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование субъекты специального режима обязаны уплачивать в соответствии с законодательством РФ о пенсионном обеспечении, а также они не освобождались от обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Налоговым кодексом.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ были вправе понижать (повышать) налоговую ставку, но не более чем на 25% для определенных категорий налогоплательщиков. Законодатель, не предусмотрев в Налоговом кодексе налоговые льготы плательщикам единого сельскохозяйственного налога, наделил законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации правом применения поощрительной и дестимулирующей подфункций налогов в указанных выше рамках. Тем самым на субъекты РФ фактически была возложена задача по проведению справедливой налоговой политики сельскохозяйственных товаропроизводителей, основанной на важных принципах функционирования налоговой системы - справедливости и подвижности (эластичности) налогообложения.

В настоящее время  для полноценного функционирования рассмотренной системы налогообложения  сельскохозяйственных товаропроизводителей не создана необходимая нормативно-правовая база, наблюдается отсутствие теоретической основы, концептуального подхода, научной разработанности как юридической, так и экономической составляющих рассматриваемой проблемы. Следует обратить внимание на подготовку технической стороны, выражающейся в совершенствовании принципов и методов кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения.

В полном соответствии с  установкой на совершенствование законодательной  базы, регулирующей деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, в июне 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Ранее действующий Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"давно не отвечал сложившимся экономико-правовым реалиям.

В первую очередь это  касалось неопределенности правового  статуса крестьянских (фермерских) хозяйств.

Так, в соответствии с  указанным Законом крестьянское (фермерское) хозяйство являлось юридическим  лицом. Вместе с тем введенный в действие с 1 января 1995 г. Гражданский кодекс Российской Федерации не содержал такой организационно-правовой формы юридического лица, как крестьянское (фермерское) хозяйство. Согласно ст. 23 ГК РФ предусматривалось определение статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуального предпринимателя, а деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется без образования юридического лица.

Закон от 22.11.1990 N 348-1 утратил  свою силу, однако крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы как юридические лица, вправе сохранить свой статус до 1 января 2010 года.

В настоящее время  право на создание фермерского хозяйства  зависит лишь от дееспособности лиц, желающих создать хозяйство.

Крестьянское (фермерское) хозяйство создается на семейной основе, однако число граждан, не состоящих в родстве, не может превышать пяти человек.

Фермерское хозяйство  осуществляет деятельность без образования  юридического лица. К предпринимательской  деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правовых отношений.

Коренное концептуальное изменение существующая система  налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей претерпела в  связи с принятием Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 147-ФЗ, изменившего главу 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Тем самым законодатель изменил природу единого сельскохозяйственного налога, отказавшись от рентного обложения, построенного на внешних признаках налогоспособности, в пользу подоходного, учитывающего фактически полученный хозяйствующим субъектом доход.

Новая система налогообложения  сельскохозяйственных товаропроизводителей, вступившая в силу с 1 января 2004 года, так же как и ранее, заменяет уплату совокупности налогов, определяющих основную налоговую нагрузку на сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако ее применение осуществляется наряду с общим режимом обложения на всей территории России, что позволяет соблюсти принцип равенства при налогообложении.

Переход на уплату единого  сельскохозяйственного налога организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и Таможенным кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество организаций и единого социального налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и Таможенным кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей за налоговый период.

Переход на уплату единого  сельскохозяйственного налога или  возврат к общему режиму налогообложения  осуществляется субъектами налоговых  правоотношений добровольно, в порядке, предусмотренном указанной главой НК РФ.

Общие условия применения налогового режима для сельскохозяйственных товаропроизводителей фактически идентичны  с общими положениями для упрощенной системы налогообложения. Так, переход на уплату единого сельхозналога организациями и индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты совокупности таких же налогов, что и при переходе на упрощенную систему налогообложения. Разница лишь в том, что налог на добавленную стоимость для сельхозпроизводителей включен в совокупность заменяемых налогов, а субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками данного налога. Кроме того, установлен добровольный порядок перехода на указанные специальные налоговые режимы и предусмотрено исполнение обязанностей налоговых агентов после перехода на них.

 

1.3  Зарубежные  принципы налогообложение сельскохозяйственных  товаропроизводителей

Сельское хозяйство  не самодостаточная в финансовом отношении отрасль во всех странах мира. Суть аграрной политики стран с высокоразвитым сельским хозяйством – в его всемерной поддержке, в поддержке аграрной науки и сельских сообществ. За последние 6 лет общий размер только прямой поддержки фермеров в США составил более 81 млрд. долл., или 13 млрд. долл. в год. В соответствии с новым сельскохозяйственным законом, который будет действовать до 2012 года только антициклические выплаты будут исчисляться в 35 млрд. долл. В год, а прямые – 9,5 млрд. долл. Общие расходы, предусмотренные новым законом составят 182,8 млрд. долл., что на 78% (80 млрд.долл.) больше, чем по ранее действующему. Средства, выделяемые на господдержку, увеличены более чем в 2 раза. В ближайшие 8 лет нетто-доходы фермеров станут повышаться на 4,5 млрд. долл. Почти 85% из них будут получены за счет поддержки оптимального уровня цен, а остальные станут приходиться на вложения по охране окружающей среды.

Ежегодно увеличиваются  средства, выделяемые на поддержку сельского хозяйства и в странах ЕС. В 2005-2010 гг. в среднем 15 стран – членов Евросоюза выделяли на поддержку своего аграрного сектора ежегодно от 100 до 130 млрд. долл., или более 45% стоимости всей полученной сельскохозяйственной продукции. Государственные субсидии крестьянам в таких странах, как Норвегия, Финляндия, Швеция составляют около 70% всего фермерского дохода (т.е. государство практически вторично оплачивает сельхозпродукцию). В расчете на 1 га обрабатываемой площади субсидии селу составляют в Норвегии 3500 долл., Финляндии – 1600, США – 200, в России – менее 200 долл. Коэффициент поддержки производителя в Швейцарии достиг 62%, России – 1,5% (рис. 1) [3, 447].

Информация о работе Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей