Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 Рассмотреть Единый сельскохозяйственный налог как специальный налоговый режим;
2 Рассмотреть действующий механизм исчисления и уплаты налога при ЕСХН;
3 Рассмотреть проблемы и дальнейшее совершенствование специального режима ЕСХН.

Содержание работы

Введение 2
1 Единый сельскохозяйственный налог - специальный налоговый режим
1.1 Сущность и значение ЕСХН для бюджета государства и экономики России 5
1.2 История развития единого налога и нормативное регулирование налогообложения при применении ЕСХН 12
1.3 Зарубежные принципы налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей 22
2 Действующий механизм исчисления и уплаты налога при ЕСХН 27
2.1 Общие условия перехода на уплату ЕСХН. 27
2.2 Порядок расчета и уплаты единого налога, декларирование 34
3 Проблемы и дальнейшее совершенствование специального режима ЕСХН
Заключение 52
Список использованной литературы 54

Файлы: 1 файл

Курсовая налоги и налогообложение 2012гМ вариант 15 ЕСХН.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

1) долю заработной  платы в расходах предприятия;

2) покупателей продукции  (плательщики НДС или нет);

3) долю дохода от  несельскохозяйственной деятельности;

4) применяемый режим  налогообложения (общий, упрощенная  система налогообложения);

5) другие факторы.

Предприятия, перешедшие на специальный режим налогообложения, ощущают некоторые отрицательные стороны данной системы или упущенную выгоду. Поэтому на втором этапе расчета налоговой нагрузки необходимо оценить возможность появления недополученной выгоды, т.е. дополнительных расходов для предприятия.

Рассмотрим различные  варианты появления упущенной выгоды при переходе на ЕСХН.

В случае выбора специального режима налогообложения сельскохозяйственные организации не освобождаются от обязанности вести бухгалтерский учет в полном объеме и должны соблюдать отраслевые рекомендации по бухгалтерскому учету. У индивидуальных предпринимателей также появляется обязанность вести бухгалтерский учет наравне с организациями. Данное обстоятельство может повлиять на принятие решения о переходе на специальный режим.

На выбор системы  налогообложения оказывает влияние  финансовый результат деятельности экономических субъектов. Если на протяжении длительного периода хозяйство являлось убыточным, то переход на ЕСХН не позволит получить выгоду в виде экономии по налогу на прибыль. Неэффективен данный режим и для высокорентабельных предприятий, производящих в основном сельскохозяйственную продукцию, так как до 2006 г. ставка налога на прибыль равна нулю, а с 2006 до 2008 г. — 6%, т.е. аналогична ставке ЕСХН.

При смене режима налогообложения  необходимо учитывать долю заработной платы в расходах предприятия, оказывающую влияние на размер единого социального налога. Эффективность использования специального режима налогообложения возникает при высоком уровне заработной платы. Как правило, в сельском хозяйстве уровень заработной платы невысок и сокращение налоговых платежей в виде ЕСН будет незначительным.

Структура доходов организации  также оказывает значительное влияние  на выбор режима налогообложения. Если доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства, в том числе прошедшей первичную переработку, стабильно превышает 70%, организация может перейти на уплату ЕСХН, в противном случае невыполнение этого требования приведет к пересчету налоговых обязательств.

Еще один недостаток ЕСХН связан с налогом на добавленную  стоимость. Для сельского хозяйства характерно превышение суммы вычетов по данному налогу над суммой начислений. Плательщики ЕСХН не имеют права на вычет налога на добавленную стоимость.

При продаже продукции  предприятие в счете-фактуре не выделяет НДС, а значит, покупатель не может зачесть его при покупке. В этом случае покупатель приобретает продукцию по более высокой цене, но при этом получает возможность зачета суммы НДС. В данной ситуации продавец вынужден снижать цену на свой товар, что может сказаться на финансовых результатах продаж.

Поэтому при выборе систем налогообложения в сельском хозяйстве  следует руководствоваться не сокращением сумм налоговых платежей, а их оптимизацией и улучшением финансовых результатов деятельности предприятий.

Уменьшение налоговых  платежей не всегда улучшает финансовое состояние предприятия, и наоборот. Прибыль увеличивается в том случае, если рост объемов продаж будет опережать темпы увеличения налоговых платежей. Снижать налоги целесообразно до тех пор, пока это приводит к увеличению чистой прибыли.

Если организации перешли  на уплату единого сельскохозяйственного  налога, то вернуться на общий режим налогообложения они могут через год. Однако и в этом случае возникает ряд моментов, которые необходимо учитывать налогоплательщику.

Во-первых, применяемая в течение периода уплаты ЕСХН амортизация основных средств при общем режиме перестает быть «ускоренной», вследствие чего возникает необходимость пересчета их остаточной стоимости.

Во-вторых, если расходы  на приобретение основных средств за период выплаты ЕСХН превысили суммы амортизации, то при переходе на общую систему налогообложения полученная разница будет признана доходом организации.

Данные положения ограничивают права эффективно функционирующих  хозяйств при смене налоговых режимов налогообложения.

На уплату ЕСХН не могут  перейти хозяйства, применяющие  систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход  на отдельные виды деятельности. Для некоторых товаропроизводителей данное ограничение невыгодно, так как розничная торговля способствует созданию новой стоимости сельскохозяйственного продукта, в отдельных случаях большей, чем непосредственно процесс производства. Формирование своей торговой сети является лучшим способом сбыта сельскохозяйственной продукции, ускоряет оборачиваемость денежных средств, и у хозяйства появляется возможность стать торговым посредником.

Еще одним недостатком  специального режима налогообложения  является замена налога на добавленную стоимость (НДС) единым сельскохозяйственным налогом, так как у 46% хозяйств НДС, выплаченный поставщикам, превышает сумму НДС, полученную от покупателей.

На третьем этапе  расчета для определения более  выгодного режима налогообложения необходимо сравнить показатели налоговой нагрузки при применении общего и специального режимов налогообложения.

Для выбора оптимального режима налогообложения предлагаем величину налоговой нагрузки при применении ЕСХН определять исходя из суммы налоговых расходов и упущенной выгоды:

ННЕСХН = (НР + УВ) / Д х 100%, (3)

где ННЕСХН — налоговая  нагрузка при ЕСХН;

НР - налоговые расходы;

УВ - показатель упущенной выгоды;

Д - сумма годового дохода.

Главный недостаток специального налогового режима связан с дальнейшим увеличением диспаритета цен  на сельскохозяйственную и промышленную продукцию на сумму НДС. В связи с чем неэффективен переход на ЕСХН для сельскохозяйственных организаций и предпринимателей, у которых высока доля затрат, оплачиваемых с НДС.

Кроме того, плательщики  ЕСХН в отдельных случаях должны начислять налог на добавленную стоимость. При выставлении счета-фактуры покупателю организация-плательщик ЕСХН обязана начислять НДС к выплате в бюджет и применять соответствующие налоговые вычеты при условии предоставления декларации по НДС в налоговые органы.

Переход на уплату ЕСХН невыгоден  для сельскохозяйственных товаропроизводителей:

1) имеющих сильно изношенные  основные средства, остаточная стоимость  которых невелика;

2) создающих основные  средства хозяйственным или подрядным  способом, остаточная стоимость которых не уменьшает налоговую базу по ЕСХН.

Поэтому решению о  целесообразности перехода на ту или  иную систему налогообложения должны обязательно предшествовать расчеты налоговой нагрузки, т.е. экономических выгод и потерь.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату ЕСХН, существующим законодательством предусмотрены льготные ставки налога на прибыль от деятельности, связанной с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции. Однако размер льготных ставок по налогу на прибыль для предприятий АПК в последующие налоговые периоды будет распределяться следующим образом: в 2006 - 2008 гг. - 6%;тв 2009 - 2011 гг. - 12%; в 2012 - 2014 гг. - 18%; с 2015 г. - 24%.

Очевидно, что в каждый последующий период налоговая ставка возрастает. Сельскохозяйственные предприятия, не перешедшие на уплату ЕСХН, будут облагаться налогом на прибыль на общих основаниях. Данный факт будет стимулировать предприятия АПК к переходу на специальный режим налогообложения.

Сельскохозяйственные  предприятия, не удовлетворяющие требованиям специального налогового режима, с 2015 г. попадут в невыгодные условия, в связи с чем будут стремиться увеличить долю реализованной продукции сельского хозяйства с целью снижения налоговых платежей.

Это еще раз доказывает необходимость использования в сельскохозяйственной организации налогового планирования и ввода в штат предприятия специалиста, отвечающего за налоговую политику предприятия и эффективность решений в области налогообложения.

Таким образом, налоговое  планирование является объективной необходимостью и потребностью каждой сельскохозяйственной организации, которая заинтересована в снижении налоговой нагрузки законным способом.

Использование на предприятии  налогового планирования позволит специалистам провести анализ и оценить налоговую ситуацию, сформировать систему оптимальных решений, позволяющих достичь прогнозируемой величины роста производства.

Налоговое планирование в большей степени учитывает  особенности сельскохозяйственного  производства (сезонность и большой  срок оборачиваемости капитала) и минимизирует налоговые платежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного  налога, освобождаются от обязанности  по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Налогоплательщиками единого  сельскохозяйственного налога (далее  в настоящей главе – налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. В целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.

Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

1) организации, имеющие  филиалы и (или) представительства;

2) организации и индивидуальные  предприниматели, занимающиеся производством  подакцизных товаров;

3) организации и индивидуальные  предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) бюджетные учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1 Гражданский кодекс Российской  Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) // СПС «КонсультантПлюс»

2 Налоговый кодекс  РФ (ч.2) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (принят  ГД ФС РФ 14.06.2002 г) (ред. от 22.07.2005 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

3 Статья: Страховые взносы для "спецрежимников" (Анищенко А.) ("Малая бухгалтерия", 2011, N 2) // СПС «КонсультантПлюс».

4 "Единый налог на вмененный доход. Ответы на все спорные вопросы" (3-е издание, переработанное и дополненное) (Беспалов М.В., Ершов В.А., Филина Ф.Н.) (под ред. Д.М. Кисловой) ("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2011) // СПС «КонсультантПлюс».

5 Тематический выпуск: Новое в налогообложении в 2012 году: изменения во вторую часть НК РФ. Спорные вопросы обязательного и добровольного страхования работников (Брызгалин А.В., Щербакова Е.С., Федорова О.С., Королева М.В., Ильиных Д.А., Шахбанов Р.Б., Алиев А.М., Барыкин Е.А.) ("Налоги и финансовое право", 2012, N 2) // СПС «КонсультантПлюс».

6 Статья: Особенности расчетов с бюджетом по ЕСХН при промышленной переработке сельскохозяйственной продукции (Минченко А.А.) ("Бухучет в сельском хозяйстве", 2011, N 1)

7 Статья: Страховые взносы для "спецрежимников" (Анищенко А.) ("Малая бухгалтерия", 2012, N 2)

8  Постановление Правительства РФ от 25.07.2006 N 458 "Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства".

9  Кодацкий В.П. Отдельные вопросы теории налогов / В.П. Кодацкий // Экономика, финансы, право.- 2012.- №5.

10 Налоги и налогообложение. 6-е изд., доп./ под ред. М. Романовского, О. Врублевской. – СПб.: Питер, 2011. 528 с.

11 Налоги и налогооблажение: Учебник для вызоы/ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2010. 496 с.

12 Налоги: Учебное пособие /под ред. Д.П. Черника. – 4-е изд.; перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 2011. 419 с.

Информация о работе Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей